Общая картина наших знаний о поведении систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая картина наших знаний о поведении систем



Как нет единого определения сложности, так нет и единой теории, которая объясняла бы поведение всех сложных систем разом [Lewin 1999: x]. Ученые давно пытаются обнаружить фундаментальные законы, которые были бы применимы к любым системам при любых обстоятельствах, но пока что эти попытки не увенчались успехом.

Представляется разумным задать вопрос: что же такое эта «теория сложности»? И хотя есть множество ее определений, существует точка зрения, что единого описания данная теория не имеет[8].

Каждая система имеет свои специфические особенности, поэтому выводы, сделанные из прошлых результатов, не дают гарантии будущих успехов. Так что, судя по всему, все, что у нас сейчас есть, — это набор различных теорий, которые иногда дополняют друг друга, иногда перекрывают, а иногда и противоречат друг другу.

Более того, существует достаточное количество более локальных исследований, каждое из которых внесло свой вклад в развитие знаний о сложных системах. Их можно сравнить с глазами, ушами и пальцами нашего человека, олицетворяющего всю сумму известных на данный момент знаний о поведении сложных систем. Например, исследования диссипативных систем дали нам представление о спонтанном формировании структур и о том, каким образом может протекать самоорганизация систем внутри границ. Изучение клеточных автоматов продемонстрировало, что сложное поведение системы может быть результатом простых правил. Исследования в области искусственной жизни показали, как осуществляется обработка информации в агент-ориентированных системах. Благодаря изучению самообучающихся систем мы поняли, каким образом генетические алгоритмы обеспечивают способность живых систем к адаптивному обучению. А в результате анализа социально-сетевых структур мы теперь понимаем, как распространяется информация среди людей.

Несмотря на то, что некоторые части тела нашего человека выглядят непропорционально и что сам он уродливее, чем зомби в балетной пачке, он тем не менее весьма живой — как и сумма знаний, которую олицетворяет (рис. 3.1). И когда эти знания применяются к сложным системам, мы называем их теорией сложности. Но что конкретно мы имеем в виду, когда говорим, что система, с которой мы имеем дело, сложная?

Простота: новая модель

В дискуссиях по поводу простоты и сложности отметились многие эксперты. Но их участие не привело к прояснению вопроса, поскольку зачастую присутствовала значительная терминологическая путаница. Ниже приводится моя попытка внести ясность в этот вопрос. Так что же такое простота?

Простота обычно определяется количеством усилий, которое необходимо, чтобы понять или объяснить какое-либо явление. Явление, которое легко понять или объяснить, будет простым, в отличие от тех явлений, что запутанны.

Если мы хотим обсудить, что такое простота, полезно уточнить содержательную разницу между сложными и запутанными понятиями или явлениями. Непонимание этой разницы может привести к тому, что вы выберете неправильный подход к решению той или иной проблемы.

Я считаю, что разница между этими двумя терминами должна объясняться в двух измерениях, показанных на рис. 3.2. Первое измерение относится к структуре проблемы и тому, насколько хорошо мы ее понимаем:

  • Простая = легко поддающаяся пониманию.
  • Запутанная = очень трудная для понимания.

Второе измерение касается поведения системы и того, насколько легко мы можем его предсказывать:

  • Упорядоченное = полностью предсказуемое.
  • Сложное = предсказуемое в определенной степени.
  • Хаотическое = чрезвычайно непредсказуемое.

Мои трусы устроены очень просто. Нетрудно понять, как они работают. Напротив, устройство моих часов весьма непросто: если бы я разобрал их, то мне понадобилось бы много времени, чтобы разобраться в их конструкции и том, как взаимодействуют отдельные части. И все же ни мои часы, ни мои трусы не обещают никаких сюрпризов (по крайней мере для меня). Это упорядоченные, предсказуемые системы.

Команда разработчиков из трех человек также будет простой системой. Чтобы достаточно хорошо узнать каждого члена команды, потребуется лишь несколько совещаний, совместных походов в кафе во время обеденного перерыва и пара кружек пива. Возьмем в качестве другого объекта город. Очевидно, что город устроен не просто, а запутанно. Таксистам требуются годы, чтобы изучить все его улицы, проезды, отели и рестораны. При этом как команды, так и города будут сложными системами. Как бы хорошо вы их ни знали, сюрпризы неизбежны. Они предсказуемы лишь в ограниченной степени, и невозможно знать наверняка, что случится завтра.

Двойной маятник (два маятника, соединенные вместе) также представляет собой простую систему. Легко понять, как он устроен, и изготовить его тоже несложно. И тем не менее при определенных условиях такой маятник совершает непредсказуемые хаотические движения вследствие значительной зависимости этой системы от начальных условий. Хаотически ведут себя и фондовые рынки. Они по определению непредсказуемы, в противном случае все знали бы, как на них зарабатывать, и всю систему постиг бы коллапс. Однако в отличие от двойного маятника фондовые рынки устроены крайне запутанно. Множество компаний, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, разнообразие используемых финансовых инструментов и транзакций, совершаемых на фондовых рынках, делают их абсолютно непостижимыми для простых людей вроде меня.

Чем эта модель отличается от других? Известна модель Cynefin (читается как Кеневин) (рис. 3.3a), предложенная Дэвидом Сноуденом — специалистом в области управления знаниями. Эта модель предлагает типологизировать ситуации как относящиеся к одной из четырех областей: простые, запутанные, сложные и хаотические (имеется также промежуточная категория — беспорядочные) и применяется при принятии решений и выработке политик в разных областях [Snowden 2010b]. Похожая модель была создана и профессором менеджмента Ральфом Стейси. Его модель называется матрицей согласованности и определенности (рис. 3.3b). Матрица разделена на четыре области (область простых систем, запутанных, сложных и область анархии или хаоса), размещенных вдоль двух осей: степени согласованности и степени неопределенности [Stacey 2000b]. Глава 16 в этой книге называется «Все модели неверны, но некоторые из них полезны», и это утверждение соответствует действительности. Все три приведенные здесь модели неверны, но каждая из них может быть полезна. Разница между моей моделью и двумя другими состоит в том, что в моей между запутанными и сложными системами нет четкой границы. В ней также идентифицированы шесть типов систем, а не четыре, при этом запутанные и сложные пересекаются. Если эта модель покажется вам полезной, используйте ее при оценке систем различных типов. Если нет, возьмите любую из двух оставшихся. Они тоже неплохие.

Термин «запутанный» относится к устройству системы, которое может быть вполне неочевидным, если только вы не специалист в соответствующей области, в то время как термины «сложный» и «хаотический» описывают поведение систем, которое может быть в разной степени непредсказуемым. Системы, имеющие неочевидное устройство, необязательно будут сложными в этом смысле (представим себе два автомобиля в гараже). А сложная система необязательно имеет неочевидное устройство — например, два человека в спальне. (Их поведение может оказаться вполне непредсказуемым.)

  • Упрощение — действия, направленные на то, чтобы сделать структуру или устройство системы более понятным (в моей модели этому соответствует движение сверху вниз).
  • Линеаризация — действия, направленные на то, чтобы сделать поведение системы более предсказуемым (в модели — движение справа налево).

К сожалению, на дилетантском уровне часто путают линеаризацию и упрощение. И тут-то возникают проблемы.

А как насчет сложности программного обеспечения? Многие придерживаются той точки зрения, что программное обеспечение должно быть настолько простым, насколько это возможно. А когда оно недостаточно простое, начинаются разговоры о том, что необходимо «снизить его уровень сложности». Тут легко запутаться, ведь такое использование терминологии не соответствует принятому в научном обиходе определению сложности: не проводится различие между тем, как организован данный программный продукт, и его поведением. Тем не менее если быть честным, то я вынужден буду признать, что термины «сложный» и «запутанный» существовали задолго до того, как ученые начали наполнять их разным содержанием. Поэтому в некотором смысле правота на стороне дилетантов, а не специалистов. И тем не менее, если для того, чтобы разобраться в хитросплетениях программного продукта, необходимо вызывать эксперта, я предпочитаю называть такой продукт запутанным. А если поведение программного продукта невозможно полностью предсказать (как это бывает в системах искусственного интеллекта, нейронных сетях или многопользовательских играх), то такое программное обеспечение лучше называть сложным. Простое и хорошо структурированное ПО может демонстрировать очень сложное поведение, в то время как неочевидным образом структурированное и довольно запутанно организованное ПО порой выдает упорядоченные и полностью предсказуемые результаты.

Еще раз об упрощении

Предлагаемая мною модель основана на противопоставлении структуры и поведения. Как мне представляется, она может упростить обсуждение вопросов, связанных с простотой, и снять ряд недоразумений.

Все следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того.

Альберт Эйнштейн

Своим высказыванием Эйнштейн хотел сказать, что структура системы должна быть представлена в понятном виде. В терминах моей модели это предполагает вертикальный сдвиг сверху вниз (упрощение). Тем не менее оговорка «но не более того», по всей видимости, отсылает нас к поведению этой системы. Эйнштейн пытается предупредить нас, что следует избегать чрезмерного упрощения, поскольку это изменит сам характер данной системы (что в моей системе координат соответствует линеаризации, а не упрощению).

Простота — это миф, время которого прошло, если оно вообще когда-либо существовало [Norman 2007].

В своей интереснейшей статье «Простота сильно переоценена» Дон Норман обсуждает вопрос, насколько ценно с точки зрения пользователя добавление функциональных возможностей в тот или иной продукт по сравнению с их ограниченным количеством. Обилие функциональных возможностей подразумевает иное или более сложное поведение продукта, а зачастую и его иную структуру. В моей диаграмме этому соответствует движение по обеим осям — горизонтальной и вертикальной. (Например, когда Google добавил в почтовый сервис Gmail отдельный почтовый ящик для приоритетных сообщений, поведение Gmail усложнилось. Стал более запутанным и пользовательский интерфейс, хотя для меня он остался вполне понятным.)

К сожалению, Дон Норман использует термин «упрощение» как для обозначения линеаризации поведения (движение вдоль горизонтальной оси в моей модели), так и для обозначения упрощения структуры (движение по вертикальной оси). Тем самым он сделал свой тезис достаточно запутанным, и именно поэтому многие в нем не разобрались. Может быть, для иллюстрации своей мысли ему стоило бы воспользоваться рисунками:

Цель визуального мышления состоит в том, чтобы сделать сложные вещи понятными посредством визуализации, а не в том, чтобы упростить их[9].

В своем бестселлере «Визуальное мышление» Дэн Роэм предлагает использовать рисунки для представления идей в более понятном виде. Очевидно, что он говорит о сдвиге по вертикальной оси от запутанного к простому. Но даже в его предупреждении «не упрощать» присутствует терминологическая путаница. На самом деле Дэн имеет в виду, что при представлении в виде рисунков не должна утрачиваться сложность поведения системы, поскольку это помешает тем, кто пользуется данными рисунками, разобраться в существе вопроса.

Следовательно, если вам хочется упрощать, то, ради бога, упрощайте все, что трудно для понимания. Но при этом следует избегать линеаризации («упрощения») поведения системы, потому что это вводит в заблуждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.011 с.)