Интегративная функция нервной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегративная функция нервной системы



 

Интегративные функции лежат в основе ритмов мозга, в т. ч. цикла «сон–бодрствование», сознания и мышления, членораздельной речи, научения и памяти, мотиваций и эмоций, интеллекта и творчества. Морфологическим субстратом интегративных функций является кора полушарий большого мозга, а именно новая кора и лимбическая система. Интегративные функции ЦНС не связаны с управлением движениями и вегетативными функциями, а также с обработкой сигналов, поступающих от органов чувств.

 

Ритмы мозга

 

Жизнедеятельность организма человека происходит ритмично, и эта ритмичность также координируется и регулируется нервной системой. Ритмы подчиняются общему принципу иерархичности строения живого. Так, существуют клеточные, тканевые, органные, системные и организменные ритмы. Различают несколько типов биологических ритмов: околосуточные, или циркадианные (от лат. Circa – «около»; dies – «день»), это ритмы с периодичностью примерно равной суткам. У человека их около 300. Основной из них – это цикл сна и бодрствования, с которым синхронизированы многие другие, например суточные колебания температуры тела, выделения многих гормонов, мочеотделение, подъем и спад умственной и физической работоспособности. Инфрадианные (от лат. infra – «меньше») ритмы более продолжительные, они повторяются реже одного раза в сутки. Например, репродуктивный цикл у женщины. Хорошо изучены сезонные и годовые ритмы животных.

Большинство людей ощущают сезонные ритмы. В последние годы изучены и описаны трехлетние и семилетние циклы у людей. Так, например, у многих спортсменов достижения подчиняются трехлетним ритмам, у многих художников, поэтов, композиторов, писателей творческие подъемы и спады подчиняются семилетним ритмам. Все они начинаются с рождения человека и протекают в течение всей жизни. Ультрадианные (от лат. ultra «сверх») ритмы повторяются чаще одного раза в сутки, например фазы сна и бодрствования. У человека наблюдаются циклические колебания познавательной деятельности и внимания с периодом 90–100 мин. Цикличность электрической активности мозга, независимо от сна или бодрствования, составляет около 90 мин. В основе ритмов лежат взаимоотношения между Солнцем, Землей и Луной. Все циркадианные ритмы связаны с главным ритмом природы вращением Земли.

 

Сон и бодрствование

 

Сон – это не перерыв в деятельности мозга, а просто иное состояние сознания». Во время сна активно функционируют нейроны, причем во сне спонтанная активность многих нейронов даже усиливается.

Сон является одной из важных биологических потребностей вида «человек разумный». Назначение его до конца не известно.

 

Сознание и мышление

 

Сознание – это, пожалуй, главный признак существования человека, которое характеризуется в первую очередь осознанием своего «я», своей собственной индивидуальности и индивидуальности других людей.

Морфологической основой сознания являются функционирующие нейроны коры больших полушарий головного мозга. Сознание порождается в результате определенной функциональной активности ЦНС в процессе взаимодействия коры больших полушарий и подкорковых структур. Важнейшую роль играет ретикулярная формация.

Мышление – это понимание и способность манипулировать словесными символами, или понятиями. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности человека, который предполагает мысленную манипуляцию любыми словесными символами, идеями, образами, суждениями, воспоминаниями, понятиями, образами восприятия, убеждениями или намерениями. Мышление включает решение задач, интеллектуальные функции, творчество, научение, память, воображение и т. д. В основе мышления лежат память и членораздельная речь, иными словами, мышление вербально. Мышление является функцией мозга. Главную роль в этом процессе играют лобные доли больших полушарий головного мозга. Сущность мышления – это мысленное моделирование человеком различных событий.

 

Членораздельная речь

 

Сознание человека тесно связано с членораздельной речью и зависит от нее. Человек осознает только те предметы и явления, которые превращаются в словесные символы. Большинство животных общаются между собой с помощью различных сигналов. Членораздельная речь уникальна и отличается от этих сигналов, которые, кстати, существуют и у человека (например, гримаса или вскрик боли), тем, что передает не только то, что имеется в настоящее время в данной конкретной ситуации, но и то, что было в прошлом, что может произойти в будущем. Речь передает сведения об опыте, которым говорящий не обладает. И.П. Павлов назвал речь второй сигнальной системой, которая отличается от первой (органы чувств) отвлечением и обобщением.

В коре полушарий большого мозга находятся три важнейших центра, связанных с речью: зрительный на медиальной поверхности затылочных долей в области шпорной борозды; слуховой в обеих височных долях; сомато‑сенсорный в прецентральных извилинах обоих полушарий, именно его нейроны управляют мышцами лица, туловища и конечностей. Следует знать о межполушарных различиях, открытых Р. Сперри, который показал, что изолированное левое полушарие столь же эффективно обеспечивает сознание человека и членораздельную речь как оба полушария, в то время как изолированное правое полушарие не может обеспечить устную и письменную речь.

Левое полушарие не только воспринимает речь, но и генерирует звуки речи. Левое полушарие доминирует и в двигательных актах речи. Правое полушарие способствует выделению сигналов из шума, опознает интонации и музыкальные мелодии, оно обеспечивает понимание устной и письменной речи, участвует в модуляции голоса. Однако правильнее говорить не о доминировании левого полушария, а о взаимодополняющей специализации обоих полушарий с преобладанием речевых функций (как правило) у левого.

Именно левое полушарие определяет, главным образом, лингвистические (вербальные) способности человека. Корковые центры левого полушария играют основную (специфическую) роль в восприятии, запоминании и воспроизведении речи. Только их нормальное функционирование приводит к полноценной речевой функции.

 

Научение и память

 

Научение – это процесс усвоения знаний или овладения ими. Самая простая и самая распространенная форма научения – это привыкание. Память – это психическая функция сохранения информации о каких‑либо раздражениях, а также идеях, образах, событиях после того, как они уже не действуют на человека, и способность сохранять и впоследствии использовать (извлекать) эту информацию. Память характеризуется пятью процессами: запоминание информации, ее сохранение, извлечение, воспроизведение и забывание.

 

ВНИМАНИЕ

Основная отличительная особенность памяти человека – способность формулировать идеи в виде словесных символов и сохранять их в абстрактной форме.

 

Различают три вида памяти. Сенсорная память. Информация, полученная рецепторами, сохраняется около 1/4 с, в течение которых в головном мозгу решается вопрос о необходимости ее сохранения. Кратковременная (первичная) память. Если сенсорная информация необходима мозгу, она обрабатывается, интегрируется и сохраняется около 20 с. Емкость кратковременной памяти ограничивается семью элементами (от 5 до 9). Если необходимо сохранить в кратковременной памяти большее число элементов, мозг группирует их в соответствующее количество. Кратковременная память является основой выполнения текущих поведенческих и мыслительных операций. Долговременная память. Если информация, хранящаяся в кратковременной памяти, не нужна или не используется, она быстро стирается. Если она необходима, то переводится в долговременную память. Чем чаще человек извлекает эту информацию, тем лучше она фиксируется. Долговременная память зависит от частоты повторения, от контекста, уровня мотивации, т. е. необходимости запомнить ту или иную информацию. Долговременную память подразделяют на вторичную и третичную. Долгосрочная память является основным видом памяти человека, благодаря ей человек может существовать как индивидуум. В этой памяти хранятся все без исключения образы, события, знания, умения, навыки. Долговременная память является основой условнорефлекторной деятельности человека. Забывание. Способность забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее удается извлечь. Это замечательное свойство спасает многих людей в трагических ситуациях. Забывание зависит от многих причин: если информация, хранящаяся в памяти не используется, она забывается; помехи, связанные с наслоением какой‑то предшествующей или последующей информации; также способствует забыванию предыдущих сведений, часто происходит подавление или активное забывание, связанное с бессознательной психической защитой.

Распространенное заблуждение, что если возрастом память ухудшается. Это не совсем так. Память ухудшается, если ее не тренировать. Безделье – худший враг памяти. При высокой умственной активности память сохраняется независимо от возраста. Особенно важно это для людей старше 70–80 лет.

 

Поведение

 

Поведениевключает различные действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции, совершаемые индивидуумом. Поведение человека связано с его умственной деятельностью, мышлением, способностью к умозаключениям и членораздельной речью. Формы поведения человека принято подразделять на врожденные и приобретенные. Наследственно закрепленные рефлексы лежат в основе приспособительных поведенческих актов, проявляющихся без предварительного обучения. И.П. Павлов рассматривал врожденное поведение как совокупность сложнейших безусловных рефлексов (инстинктов).

Индивидуальный опыт приобретается различными путями, в основе которых лежит общая способность живых организмов к обучению. Поведение человека – это, во‑первых, генетически детерминированная видоспецифическая программа, а во‑вторых, гибкая система конкретных приспособлений к изменяющимся условиям внешней среды. Среди факторов, ответственных за организацию конкретного поведения, выделяют генетические, субъективные (мотивации и эмоции) и объективные внешние (пространство и время). Важную роль играет пищевое поведение (поиск пищи, слюноотделение, усиление двигательной активности и кровообращения желудочно‑кишечного тракта и т. д.); половое поведение, направленное на реализацию человеческой сексуальности, включая репродукцию; социальное поведение (взаимоотношения в социальной группе).

Поведенческие реакции человека могут быть вызваны воздействием на организм физиологически значимых раздражителей внешней или внутренней среды и возникновением потребностей. В настоящее время общепризнанно, что все формы поведения имеют определенный мотив, т. е. направлены на удовлетворение потребностей организма. И.П. Павлов считал потребности фундаментом поведения и психики «рефлексом цели». Различают три вида потребностей: биологические, социальные и идеальные (И.В. Симонов). Биологические, или жизненные, потребности направлены на сохранение целостности организма и вида (потребности в еде, питье, сне и т. д.).

Социальные – это потребности принадлежать к определенной группе и следовать поведенческим нормам данной группы, следовать нравственным и эстетическим нормам общества. Идеальные потребности, или потребности познания и творчества, – это потребности человека в познании мира и своего места в нем, смысла жизни, потребности приобретения знаний. Биологические потребности являются преимущественно врожденными, в то время как социальные и идеальные приобретаются в процессе индивидуального развития на основе биологических потребностей. Согласно иерархической теории потребностей человека, созданной американским психологом А. Маслоу, самореализация является высшей потребностью человека. Путь к ней идет через последовательное удовлетворение нижележащих потребностей.

Самореализация человека – это любовь и творчество (рис. 73).

 

Рис. 73. Иерархия потребностей человека (по Ж. Годфруа, с изм.)

 

 

Мотивация

 

Мотивация (лат. movere – «двигаться» или франц. motif – «побудительная причина»). «Мотивация это совокупность факторов, определяющих поведение» (Ж. Годфруа, 1992). Мотивации связаны, в первую очередь, с потребностями человека и его влечениями. Мотивация всегда порождается потребностью. Мотивация это толчок к целенаправленному действию, вызванный потребностью. Влечение – это внутреннее состояние человека, заставляющее его действовать опре– деленным образом. Склонность к добру и склонность ко злу – два врожденных инстинкта, свойственные каждому человеку и оказывающие влияние на принимаемые им решения.

Мотивации человека, лежащие в основе его поведения, неотделимы от эмоций. Эмоции (от лат. emovere «возбуждать, волновать») – это психические переживания, душевные волнения, возникающие в результате воздействия тех или иных стимулов внешней или внутренней среды. Различают десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Эти функциональные эмоции, взаимодействуя между собой, могут создавать устойчивые комплексы (например, любовь, враждебность, тревожность, депрессия и др.). Эмоция – психическое переживание, душевное волнение, которое может быть приятным или неприятным для человека. Эмоции имеют обычно три составляющие: субъективную, физиологическую и поведенческую. Например, страх может доставлять человеку неприятные субъективные ощущения, приводить к изменению некоторых физиологических характеристик (например, к учащению сердцебиения, усиленному потоотделению и т. д.) и заставлять его избегать таких ситуаций, которые провоцируют у него страх.

Эмоции проявляются в виде субъективных переживаний человека, в его поведении и реакциях вегетативной нервной системы. Эмоции связаны и с удовлетворением потребностей. Анатомическим субстратом эмоции являются лимбическая система, ретикулярная формация, гипоталамус, кора лобных долей больших полушарий головного мозга (см. раздел «Головной мозг», с. ХХ). Реализация эмоций осуществляется лимбической системой мозга, все структуры которой связаны между собой многочисленными прямыми и обратными нервными связями.

Эмоции могут быть положительными и отрицательными: чувство безопасности и страх, любовь и ненависть, радость и горе, симпатия и антипатия, расположение и гнев и др. Положительные эмоции способствуют сохранению и укреплению здоровья и долголетию, отрицательные ухудшают здоровье, угнетают защитные силы организма. Интенсивность эмоций связана с уровнем активации организма, но направленность эмоций, их положительная или отрицательная окраска зависит от того, как человек воспринимает данную ситуацию оптимисты воспринимают эмоции иначе, чем пессимисты. Первые легче достигают самоуважения и самореализации, чем вторые.

 

ВНИМАНИЕ

Оптимисты менее подвержены заболеваниям сердечно‑сосудистой системы, злокачественным заболеваниям, стрессу и т. д.

 

Интеллект

 

Память и членораздельная речь являются основой мышления. Мышление – это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Интеллект человека связан с мышлением (от лат. intellectus «ум, рассудок, разум») человека.

Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т. е. адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Различают конкретный интеллект, который позволяет решать ежедневные практические проблемы; абстрактный интеллект, с помощью которого человек способен оперировать абстрактными символами. Абстрактный интеллект связан с разговорной речью. Человек рождается, имея генетически детерминированные определенные врожденные способности (потенциальный интеллект). Использование их, решение различных проблем способствует развитию кристаллического интеллекта, который включает в себя знания в различных областях. Иными словами, потенциальный интеллект является основой развития кристаллического, который формируется в результате взаимодействий первого с внешней средой.

Физическое и психическое состояние матери во время беременности оказывает большое влияние на потенциальный интеллект ребенка. После его рождения важную роль играет питание, психическая стимуляция, количество детей в семье, социальное положение, тип воспитания в семье и многие другие факторы.

В начале XX в. немецкий психолог Штерн разработал концепцию коэффициента интеллектуальности (IQ), согласно которой у нормального ребенка интеллектуальный (умственный) и хронологический возраст совпадают. Сегодня существуют специальные таблицы, позволяющие оценить IQ у людей различных возрастных групп. Серьезные исследования, проведенные уже во второй половине XX в., показали, что примерно у 70 % людей IQ лежит в пределах от 84 до 116 баллов, около 2 % страдают умственной отсталостью (IQ < 70), у 13 % интеллект снижен (70–84), у 13 % – повышен (116–132) и примерно 2 % имеют очень высокий интеллект – сверходаренные люди. Однако многочисленные исследования показали, что сверходаренные люди далеко не всегда гениальные художники, ученые, музыканты, писатели. Они удачливы, имеют прекрасное социальное положение, довольны жизнью. И этого вполне достаточно.

 

Органы чувств

 

Ощущения, вызванные внешней средой, воспринимаются органами чувств. Органы чувств (анализаторы) – это комплекс анатомических структур, которые воспринимают энергию внешнего раздражения, превращают ее в нервный импульс и передают в определенные отделы мозга, в т. ч. и в кору головного мозга, где происходит высший анализ и синтез. К органам чувств относятся органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожного чувства, чувства земного тяготения (гравитации). С помощью органов чувств человек не только «ощущает» внешний мир, благодаря труду и членораздельной речи, на основе ощущений у человека возникли особые, присущие только ему социальные формы отражения сознание, самосознание и способность предвидения (прогнозирования).

И.П. Павлов разработал принципиально новое учение об анализаторах. Согласно ему каждый анализатор является комплексным «механизмом», который не только воспринимает сигналы внешней среды и преобразует их энергию в нервный импульс, но и производит высший анализ и синтез. Каждый анализатор состоит из трех частей: периферической, которая воспринимает энергию внешнего раздражения и перерабатывает ее в нервный импульс; проводящих путей, по которым нервный импульс следует к нервному центру; коркового конца анализатора, расположенного в соответствующих участках коры головного мозга, где происходит высший анализ (см. раздел «Головной мозг», с. XV).

Под влиянием различных воздействий внешней среды (стимулов) в периферической части анализатора возникают потенциалы, которые вызывают возбуждение чувствительных (афферентных) нервных волокон. Они передаются в корковые концы анализаторов сенсорные центры коры полушарий большого мозга. Любое ощущение имеет четыре параметра: пространственный, временной, количественной (интенсивность) и качественный (модальность). Каждый анализатор реагирует оптимально только на определенные адекватные стимулы. Однако специфичность анализаторов связана со специфичностью рецепторов и характером центральной обработки информации. Каждый нейрон сенсорной системы имеет свое рецептивное поле, представляющий собой все точки периферического отдела анализатора, возбуждение которых влияет на данный нейрон. В проводящих путях, по которым импульс следует к корковому концу анализатора, имеется несколько ядер (в спинном мозге, стволе, головном мозге и таламусе). В нейронах, залегающих в этих ядрах, происходит переключение импульса. Все эти структуры и кора объединены в афферентную систему. Из нее информация направляется в системы, осуществляющие сличение и интеграцию сигналов, поступающих от различных анализаторов, с информацией, которая хранится в памяти.

 

Орган зрения

 

Орган зрения состоит из глазного яблока, расположенного в глазнице, со зрительным нервом и вспомогательных органов глаза.

 

Глазное яблоко

 

Глазное яблоко человека шаровидной формы, относительно велико, его объем у взрослого человека в среднем 7,448 см3. Глазное яблоко состоит из ядра, покрытого тремя оболочками: фиброзной, сосудистой и внутренней, или сетчаткой (рис. 74). Снаружи глазное яблоко покрыто фиброзной оболочкой, которая подразделяется на задний отдел склеру и прозрачный передний роговицу. Склера – плотная соединительнотканная оболочка толщиной 0,3–0,4 мм в задней части, 0,6 мм вблизи роговицы. Роговица – прозрачная выпуклая пластинка блюдцеобразной формы толщиной около 0,8–1,2 мм, лишенная кровеносных сосудов. Ее питание происходит за счет диффузии из сосудов склеры и жидкости передней камеры глаза.

Сосудистая оболочка глазного яблока расположена под склерой, толщина ее 0,1–0,22 мм. Она богата кровеносными сосудами и состоит из трех частей: собственно сосудистой оболочки, ресничного тела и радужки. Основу собственно сосудистой оболочки составляет сосудистая пластинка густая сеть переплетающихся между собой артерий и вен, между которыми располагается рыхлая волокнистая соединительная ткань, богатая крупными пигментными клетками. Впереди собственно сосудистая оболочка переходит в утолщенное ресничное тело кольцевидной формы, которое участвует в аккомодации глаза, поддерживая, фиксируя и растягивая хрусталик.

Ресничное тело подразделяется на две части: внутреннюю ресничный венец и наружную ресничный кружок. От поверхности последнего по направлению к хрусталику отходят 70–75 ресничных отростков длиной около 2 мм каждый, к которым прикрепляются волокна ресничного пояска (цинновой связки), идущие к хрусталику. Сзади ресничное тело и его отростки покрыты ресничной частью сетчатки. Большая часть ресничного тела это ресничная мышца. Сокращение мышцы приводит к расслаблению волокон ресничного пояса (цинновой связки), хрусталик расправляется, округляется, вследствие этого выпуклость хрусталика и его преломляющая сила увеличиваются, происходит аккомодация на близлежащие предметы. После 70–765 лет миоциты частично атрофируются, вместо них развивается соединительная ткань, что приводит к нарушению аккомодации.

 

Рис. 74. Строение глазного яблока. Горизонтальный разрез. 1 – фиброзная оболочка (склера); 2 – собственно сосудистая оболочка; 3 – сетчатка; 4 – радужка; 5 – зрачок; 6 – роговица; 7 – хрусталик; 8 – передняя камера глазного яблока; 9 – задняя камера глазного яблока; 10 – ресничный поясок; 11 – ресничное тело; 12 – стекловидное тело; 13 – центральная ямка; 14 – зрительный нерв; 15 – диск зрительного нерва. Сплошной линией показана наружная ось глаза, пунктирной – зрительная

 

Ресничное тело кпереди продолжается в радужку, которая представляет собой круглый диск с отверстием в центре (зрачок). Радужка расположена между роговицей и хрусталиком. Она отделяет переднюю камеру глаза, ограниченную спереди роговицей, от задней камеры, ограниченной сзади хрусталиком. Зрачковый край радужки зазубрен, латеральный периферический ресничный край переходит в ресничное тело. В толще сосудистого слоя радужки проходят две мышцы: циркулярно в зрачковой зоне расположены пучки миоцитов, которые образуют сфинктер зрачка (суживатель). Пучки миоцитов, расширяющих зрачок, дилататор зрачка (расширитель) имеют радиальное направление и лежат в задней части сосудистого слоя. Дилататор зрачка иннервируется симпатическими, сфинктер парасимпатическими волокнами.

Различное количество и качество пигмента меланина обусловливает цвет глаз: карий, черный (при наличии большого количества пигмента) или голубой, зеленоватый (если мало пигмента).

Внутренняя (светочувствительная) оболочка глазного яблока, сетчатка, на всем протяжении прилежит к сосудистой оболочке. Она состоит из двух листков: внутреннего светочувствительного (нервная часть) и наружного пигментного. В сетчатке различают две части: заднюю зрительную и переднюю (ресничную и радужковую). Последняя не содержит фоторецепторов. В сетчатке различают 10 слоев. Однако с функциональной точки зрения главной является радиально ориентированная трехнейронная цепь, состоящая из наружного фоторецепторного, среднего ассоциативного и внутреннего ганглионарного нейронов (см. рис. 74). К сосудистой оболочке прилежит слой пигментных клеток, лежащих на базальной мембране. К пигментному эпителию прилежит слой палочек и колбочек, которые представляют собой периферические отростки фоторецепторных клеток клеток (первый нейрон). От внутренней поверхности пигментных клеток отходит по 8–10 цитоплазматических отростков, заполненных пигментом меланином, отделяющих друг от друга палочки и колбочки. Каждая палочка состоит из наружного и внутреннего сегментов. В наружном светочувствительном сегменте лежат мембранные диски, в которую встроен зрительный пурпур родопсин. Во внутреннем сегменте залегают органеллы клетки. Колбочки отличаются от палочек большей величиной и характером дисков. В наружном сегменте колбочек располагаются полудиски, которые сохраняют связь с мембраной. Зрительный пигмент поглощает часть падающего на него света и отражает остальную часть. Каждая палочка или колбочка содержит пигмент, который лучше поглощает свет определенной длины волн. Поглощая фотон света, зрительный пигмент меняет свою конфигурацию. При этом освобождается энергия, которая используется для осуществления цепи химических реакций, что и приводит к возникновению нервного импульса.

Количество колбочек в сетчатке глаза человека достигает 6–7 млн, количество палочек – в 10–20 раз больше. В области желтого пятна имеются лишь колбочки, причем они уже и длиннее, чем на остальной сетчатке, палочки воспринимают слабый свет, действующий в темноте, колбочки при ярком свете. Цветовое зрение связано с функционированием колбочек разного типа. Палочки воспринимают информацию об освещенности и форме предметов. При попадании света на палочки и колбочки (отростки первых нейронов) генерируется нервный импульс, который передается биполярным нейронам (вторые нейроны), от них ганглиозным нейронам (третьи нейроны). Аксоны последних формируют зрительный нерв, который выходит из глазницы через канал зрительного нерва.

Хрусталик – абсолютно прозрачная двояковыпуклая линза диаметром около 9 мм. Коэффициент светопреломления хрусталика в поверхностных слоях равен 1,32, в центральных – 1,42. Хрусталик как бы подвешен на цинновой связке, волокна которой также прозрачны, они сливаются с веществом хрусталика и передают ему движения ресничной мышцы. При натяжении связки (расслабление ресничной мышцы) хрусталик уплощается (установка на дальнее видение), при расслаблении связки (сокращение ресничной мышцы) выпуклость хрусталика увеличивается (установка на ближнее видение). Это и называется аккомодацией глаза.

Стекловидное тело заполняет пространство между сетчаткой, хрусталиком и задней стороной ресничного пояска. Оно представляет собой аморфное межклеточное вещество желеобразной консистенции, его индекс светопреломления 1,334. На передней поверхности стекловидного тела имеется ямка, в которой располагается хрусталик.

Камеры глаза. Радужка разделяет пространство между роговицей, с одной стороны и хрусталиком с цинновой связкой и ресничным телом, с другой, на две камеры – переднюю и заднюю, сообщающиеся между собой через зрачок. Они играют важную роль в циркуляции водянистой влаги. Водянистая влага жидкость с очень низкой вязкостью, она содержит около 0,02 % белка, благодаря отсутствию фибриногена она не сворачивается. Водянистая влага вырабатывается капиллярами цилиарных отростков и радужки.

Световые лучи проходят через роговицу, водянистую влагу передней камеры, зрачок, водянистую влагу задней камеры, хрусталик, стекловидное тело и, наконец, попадает на сетчатку. При этом пучок света направляется благодаря светопреломляющим средам (и в первую очередь аккомодации хрусталика) на желтое пятно сетчатки, являющееся зоной наилучшего видения.

На нижней поверхности мозга образуется перекрест зрительных нервов, причем перекрещиваются лишь волокна, идущие от медиальной части сетчатки. В каждом зрительном тракте проходят волокна, несущие импульсы от клеток медиальной половины сетчатки противоположного глаза и латеральной половины своей стороны. Часть волокон зрительного тракта после «переключения» в одном из подкорковых центров (нейроны латерального коленчатого тела) несет импульсы к клеткам коры затылочной доли больших полушарий возле шпорной борозды, где и заканчиваются (корковый конец зрительного анализатора). Другая часть волокон образует синапсы с нейронами верхнего холмика четверохолмия, откуда нервные импульсы следуют в ядра глазодвигательного нерва, иннервирующие мышцы глаза, мышцу, суживающую зрачок, и ресничную. Таким образом, в ответ на попадание световых волн в глаз, зрачок суживается, а глазные яблоки поворачиваются в направлении пучка света.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.057 с.)