Начало предпринимательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало предпринимательской деятельности



Родословная дома Ко̄ноикэ насчитывала много столетий. Своими корнями она связана со знатной самурайской фамилией О̄ми Минамото, а та в свою очередь вела свое происхождение от императора Уда (888–897), 8‑го принца Ацудзанэ. Много раз семья меняла место жительства, пока в XVI в. не обосновалась в Идзумо и не стала служить даймё̄ Амако. Там в декабре 1570 г. родился Синроку, которого считают основателем торгового дома Ко̄ноикэ.

С младенческих лет Синроку воспитывался у двоюродного дедушки Яманака Нобунао, который жил в деревне Ко̄ноикэ, находившейся в провинции Сэццу в местечке Итами (ныне префектура Хё̄го). Дед умер в мае 1579 г., и Синроку стала воспитывать двоюродная бабушка. Жили они в большой бедности, практически не имели средств к существованию.

После обряда совершеннолетия (гэмбуку) в 15 лет Синроку дали имя Сатимоти. Перед юношей встал вопрос – как и на что жить. Хорошенько поразмыслив, Синроку отбросил большой и малый меч, которые были принадлежностью не только военного костюма и снаряжения самурая, но и гражданского платья. Они носились всем сословием самураев, начиная от простого воина и кончая верховным правителем страны сёгуном.

Скрыв свое самурайское происхождение, Синроку решил заняться торговлей. Он изменил свое имя на Синъэмон. Потом это имя в доме Ко̄ноикэ переходило из поколения в поколение вплоть до середины XIX в.

В начале XVII в. менявшиеся условия жизни в Японии многих заставляли менять привычные устои и традиции. Синтоистские и буддийские монахи, врачи, самураи, крестьяне и другие сословия становились торговцами. Таких примеров было множество. Так что можно сказать, что Синроку уловил дух времени – эпоха войн завершилась, и потребность в воинах отпала. В Японии были нужны иные профессии.

Синроку был бедняком и не имел средств, чтобы начать дело. Помог ему случай. Семейная легенда рассказывает, что однажды некий человек благородного происхождения из Тамба затеял ремонт замка. Синроку узнал об этом и решил принять участие в этом деле. Будучи по происхождению самураем, он разбирался в военном искусстве. Он осмотрел местность вокруг замка, указал его владельцу на слабые места с точки зрения обороны и высказал свои соображения, как можно укрепить замок. За это владелец замка во время торжественной церемонии по случаю окончания работ хорошо его наградил, что и помогло ему вырваться из тисков бедности.

В двух ри  (ри =3927 м) на запад от деревни Ко̄ноикэ находился рынок в Итами, а на севере – торговый город О̄сака. И в этой деревне Синроку начал варить дешевое сакэ (нигоридзакэ) и торговать им вразнос. Скорее всего, это было в 1600 г.

К тому времени, как Синроку решил открыть новое для себя дело, в Японии еще не делали прозрачного сакэ. Правда, говорят, что монахи в Исэ владели секретом изготовления такого напитка. Но как бы там ни было, начало производства прозрачного сакэ связано с именем Синроку. Техника его изготовления по своей сути осталась той же и сейчас. А открыть этот секрет помогла чистая случайность,

В доме Синроку был слуга, отличавшийся дурным нравом. Однажды он со злости тайком швырнул золу в бочонок с обычным, мутным, сакэ, чтобы напакостить хозяину.

Ничего не зная об этом, Синроку, как обычно, зачерпнул сакэ и к своему удивлению обнаружил, что оно стало прозрачным и, мало того, – у сакэ появился приятный аромат. Когда он обнаружил на дне бочонка золу, ему в голову пришла догадка, что зола и очистила сакэ от мути. Это неожиданное открытие и послужило началом товарного производства прозрачного сакэ. Мелкая пакость обернулась грандиозной удачей, принесшей известность дому Ко̄ноикэ и обеспечившей его процветание.

Сакэ, изготовляемое Синроку, стало чрезвычайно популярным. Поэтому Синроку задумался о новых рынках сбыта. Его привлекали рынки в Эдо и О̄сака. В 1615 г. двое сыновей Синроку основали в О̄сака собственное дело. Затем они стали заниматься перевозкой риса и сакэ по всей стране, чем приумножили свое богатство. А в 1619 г. в О̄сака перебрался и сам Синроку, где продолжил заниматься производством сакэ. Вся дальнейшая деятельность торгового дома Ко̄ноикэ разворачивалась в этом городе, который являлся главным рынком страны.

Когда в 1650 г. Синроку умер, его семья уже входила в число богатейших торговцев О̄сака. Дальнейший расцвет дома был связан с деятельностью сына Синроку – Дзэнъэмон. Именно он присоединил к своему имени фамилию Ко̄ноикэ, увековечив тем самым название деревни, где начинал варить сакэ его отец. Благодаря своей предприимчивости и смекалке, он научился извлекать выгоду из разных видов деятельности, сумел сохранить и приумножить богатство, создать дому доброе имя.

 

Переход в сферу кредитно‑финансовых операций

Дзэнъэмон первым занялся морскими перевозками. Сначала это была его обязанность по отношению к даймё̄ Нисигуни, когда тот, следуя системе заложничества (санкин ко̄тай), должен был являться в Эдо. Затем от стал кредитовать даймё̄, отправлявших произведенный в их владениях рис на продажу в О̄сака. Для Ко̄ноикэ это дело было особенно выгодным, поскольку для них рис служил исходным сырьем для производства сакэ.

В 1656 г. Дзэнъэмон открыл в Эдо меняльную контору (рё̄гаэтэн), занявшись всевозможными кредитными операциями. Однако особенно преуспел в финансовых делах Дзэнъэмон II. Он входил в состав совета О̄сака, объединявший 10 меняльных контор города. Вскоре Ко̄ноикэ стали официальным банкиром (гоё̄ рё̄гаэ) правительства страны.

Постепенно Ко̄ноикэ перестали заниматься производством сакэ и морскими перевозками и целиком переключились на кредитно‑финансовые операции. В 1696 г. 30 % феодальных домов Японии пользовались услугами ссудных лавок, принадлежавших дому Ко̄ноикэ, 110 княжеств получили от этого дома заем.

Дом Ко̄ноикэ ссужал деньгами и купцов. В 1670 г. 59 % общей суммы капитала шло на кредитование купцов, и 19 % – даймё̄. Но к началу XVIII в. процент кредита, представлявшегося даймё̄, резко вырос – он составлял 73,5 % от общей суммы капитала дома Ко̄ноикэ.

Осакские купцы твердо придерживались своего кодекса чести. Они хорошо знали друг друга и поэтому большие и мелкие сделки большей частью скреплялись устным соглашением («рукопожатие торгового дома и клиента»). Это касалось не только купли‑продажи, но и займов. Такое устное соглашение было равносильно подписанному контракту, и осакские власти признавали законность такого устного договора и заставляли оплачивать долги.

При 3‑м главе дома, Мунэтоси, благодаря финансово‑кредитным операциям дом Ко̄ноикэ особенно преуспевал. Они приобретали земельные участки и переселяли туда крестьян для их обработки. Так, в 1705 г. Ко̄ноикэ купили земли в провинции Кавати и переселили туда 120 семей из ближайших деревень и еще 360 семей из других районов. Вообще, освоение земель – нови и пустошей – под посевы риса было типичным делом для японского купечества в период Токугава.

В О̄сака дом Ко̄ноикэ также стремился приобретать земельные участки, которые со временем росли в цене, что делало выгодной и эту сферу деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.006 с.)