Взаимоотношения Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношения Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу



Эта кровавая победа не была последним этапом борьбы Тоётоми Хидэёси за власть. Когда погиб Ода Нобунага, Иэясу находился в городе Сакаи. Узнав о гибели Нобунага, он поспешил в столицу, но его опередил Хидэёси, и Иэясу ничего не оставалось, как вернуться назад. Однако, воспользовавшись атмосферой смятения и растерянности, вызванной внезапной гибелью Нобунага, он сумел утвердить свое лидерство еще в двух провинциях – Каи и Синано. Между тем, окружение Токугава Иэясу вело активную кампанию против «узурпатора» и предателя», как они называли Хидэёси. На свою сторону они привлекли целый ряд даймё̄.

Уже к 1583 г. Иэясу достиг такого положения, что заставил считаться с собой. Это был вынужден признать и сам Хидэёси. Отношения между ними зловеще ухудшились в 1583 г., когда Иэясу несколько раз воздержался от проведения переговоров с Хидэёси. За это Хидэёси в 1584 г. напал на крепость Иэясу у горы Комаки. В апреле произошли сражения близ Нагакутэ, где с каждой стороны участвовало по 3 тыс. чел. Уверенный в своих войсках и военачальниках, Хидэёси не стал присутствовать на поле битвы. Однако Иэясу одержал уверенную победу. После битвы Иэясу снова уклонился от личной встречи с Хидэёси, узнав о чем, последний воскликнул:

 

«Вот человек, которого невозможно поймать ни сетью, ни веревкой. Он ловок, находчив и у него трезвый ум. Другого такого вы не найдете во всей стране, сколько бы не искали! Но рано или поздно я заставлю его прибыть в Киото».

 

Соперники заключили перемирие, не переставая при этом интриговать друг против друга. Это была временная передышка, во время которой обе стороны готовились к новым сражениям.

Хидэёси постарался «приручить» Иэясу, установив с ним родственные отношения. У него была сводная сестра Асахихимэ, дочь его отчима. Он развел ее с мужем, предложил тому 50 тыс. коку в качестве утешения, но муж отказался от вознаграждения и ушел в монахи. Затем он заставил сестру выйти замуж за Иэясу. Сам Хидэёси на церемонии бракосочетания не присутствовал.

Вторым шагом для укрепления союза было желание Хидэёси и усыновить 7‑летнего сына Иэясу – Хидэтада (при рождении ему было дано имя Наганару), которого отец собирался сделать своим наследником. Поскольку Иэясу был уверен, что Хидэёси хочет использовать его сына как заложника (он хорошо помнил свое детство), он поставил 3 условия:

 

1) Хидэтада будет его преемником, даже если от брака с сестрой Хидэёси появятся дети;

2) Хидэтада не должен иметь статус заложника;

3) Хидэтада должен будет унаследовать целиком 4 провинции.

 

Хидэёси отдал должное предусмотрительности своего соперника и довольно быстро уведомил его о своем согласии.

Установление родственных связей ничего не изменило в отношениях между Иэясу и Хидэёси. Асахихимэ умерла спустя 4 года. Детей в этом браке не было. Асахихимэ похоронили при храме То̄фукудзи, и вскоре все о ней забыли. Иэясу больше не женился, все его помыслы были устремлены в будущее, где главное место отводилось борьбе с Хидэёси.

Все же в последующие несколько лет напряженные отношения между Иэясу и Хидэёси внешне ни в чем не проявлялись. Хидэёси был занят военной кампанией на островах Сикоку и Кю̄сю̄, в то время, как Иэясу налаживал управление своими пятью провинциями.

Дальнейшие события показали, что выжидательная тактика Токугава Иэясу оправдала себя. Иэясу дождался своего часа, в то время как открытые соперники Хидэёси были сурово наказаны. Впрочем, Хидэёси расправился и с теми, кто так или иначе помогал Иэясу в противостоянии с ним. Два буддийских монастыря – Иэгоро и Сайга – были сожжены дотла, были разорены провинции Идзуми и Каи. С необычайной жестокостью было подавлено и вспыхнувшее в ходе этой расправы крестьянское восстание.

 

 

Завершение объединения Японии

Покорение юга страны

Весной 1585 г. Тоётоми Хидэёси начал подготовку к военному походу на о‑в Сикоку. Там богатый даймё̄ Тё̄сокабэ Мототика фактически полностью контролировал все четыре провинции острова. Дом Тё̄сокабэ имел свой семейный законодательный кодекс (кахо̄), охватывавший все стороны политической, экономической и социальной жизни островного сообщества.

В июне 1585 г. почти 100‑тысячная армия Тоётоми Хидэёси, с участием войск Мо̄ри Тэрумото, недавнего противника, осуществила высадку на Сикоку. Дом Тё̄сокабэ капитулировал. Впоследствии наследник Тё̄сокабэ Мототика стал верным вассалом семейства Тоётоми Хидэёси и погиб вместе с членами семьи Хидэёри (сына Хидэёси) во время штурма Осакского замка войсками, Токугава Иэясу.

После длительной подготовки в марте 1587 г. Хидэёси начал Поход, целью которого было покорение Кю̄сю̄. После нескольких сражений мощный феодальный дом Симадзу, влияние которого было сильно на всем Кю̄сю̄ и на юге Хонсю̄, признал себя побежденным. Хидэёси не проявил милосердия: он приказал убить всех лиц мужского пола из дома Симадзу, включая маленьких детей.

Военная кампания на Кю̄сю̄ продолжалась недолго – всего около двух месяцев. Свою роль в этом сыграло не только объединение под началом Тоётоми Хидэёси войск из разных регионов страны, но широкая финансовая помощь торгово‑коммерческих кругов городов Сакаи и Хаката. Хаката, сильно пострадавший от военных действий на острове, даже получил за это от Хидэёси значительные привилегии – купцам из этого города предоставлялась полная свобода коммерческой деятельности не только во внутренних районах страны, но и право независимого ведения внешней торговли.

 

Меры против христиан

Военная кампания на Кю̄сю̄ обнажила и поставила перед Хидэёси новую проблему – рост иностранного влияния и расширение миссионерской деятельности на японской земле.

Как и Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси длительное время относился к пребыванию европейцев в Японии чисто утилитарно, используя их для получения огнестрельного оружия из Европы. Он встречался с европейцами, вел беседы, даже устраивал диспуты между буддийскими и христианскими монахами. В его окружении было немало принявших христианство. Полководец Кониси Юкинага, возглавлявший армию во время корейского похода, также был христианином.

Однако, прибыв на Кю̄сю̄, Тоётоми Хидэёси увидел, что эта часть Японии была в значительной степени христианизирована. Он столкнулся с чрезвычайной активностью миссионеров, поддержанную многими феодальными домами, заинтересованными и расширении торговли и получении огромных прибылей. Но больше всего Хидэёси был недоволен тем, что христиане притесняли и преследовали синтоистских священников, разрушали святилища, буддийские храмы и насильственно навязывали свою веру. Хидэёси обнаружил такую сторону их деятельности, как работорговля – японцев продавали в рабство в Португальскую Индию и другие страны. Налицо было попрание законов и традиционных норм жизни японцев – такое же, как и многих других народов, ставших жертвами колониальной политики европейцев.

18 и 19 июня 1587 г. Хидэёси издал два указа, направленные на то, чтобы изменить ситуацию. Один из них запрещал даймё̄, размер владений которых превышал 200 тё̄, принимать христианскую веру. Второй указ под страхом смертной казни предписывал миссионерам прекратить их деятельность и покинуть страну в течение 20 дней. Вместе с тем, указ не запрещал европейцам продолжать коммерческую деятельность в Японии при условии, что они будут торговать напрямую, а не через посредников, в качестве которых, как правило, выступали местные даймё̄.

Таким образом, эти указы Тоётоми Хидэёси еще не означали начала политики сакоку (закрытия страны), которую в дальнейшем стал проводить сёгунат Токугава. Скорее, они были направлены на подрыв основанной на торговле с европейцами экономической мощи даймё̄ южных провинций, которая могла составить основу их политической независимости.

Занятый в последние годы жизни корейским походом и подготовкой завоевания Филиппин Хидэёси больше не возвращался к рестрикциям первых антихристианских указов. Политика сакоку в самом широком и полном развитии (в отношении иностранцев и самих японцев) была детищем сёгунов династии Токугава.

 

Военные действия на северо‑востоке

После успешного завершения похода Тоётоми Хидэёси на Кю̄сю̄ на пути завершения процесса объединения страны остались только два независимых феодальных дома – могущественные феодальные семьи Гохо̄дзё̄ и Датэ. Даймё̄ Гохо̄дзё̄ имел огромные владения на востоке страны, в центре которых находился хорошо укрепленный замок Одавара с призамковым городом, ставшим, по существу, политическим, экономическим и культурным центром обширного плодородного района Канто̄, рисовой житницы страны.

Глава клана Гохо̄дзё̄, Хо̄дзё̄ Удзимаса, держал себя независимо и дерзко. В частности, он грубо отклонил приглашение Тоётоми Хидэёси посетить его дворец в Киото, при помощи которого Хидэёси, вероятно, рассчитывал уладить отношения с ним, не прибегая к военным действиям.

Вторым оплотом сепаратизма был феодальный дом Датэ, занимавший большие территории на северо‑востоке Японии. Значительная удаленность от центра и надежда на помощь обладавшего мощными финансовыми и военными ресурсами дома Гохо̄дзё̄ культивировали у главы дома Датэ Масамунэ чувство независимости и пренебрежения к центральной власти.

Почувствовав явную враждебность со стороны Удзимаса, Хидэёси решил действовать быстро и жестко. 1 марта 1590 г. 200‑тысячная армия Тоётоми Хидэёси двинулась на северо‑восток страны на штурм замка Одавара. В ее составе были войска безусловных союзников Хидэёси – Маэда Тосииэ, Уэсуги Кагэкацу, подвижников, оказавшихся конкурентами – Токугава Иэясу и Ода Нобукацу, и недавних противников – Тё̄сокабэ Мототика, Мо̄ри Тэрумото.

В этой кампании Токугава Иэясу оказал Тоётоми Хидэёси максимально возможную поддержку. Сам Иэясу командовал авангардом из 30 тыс. всадников. Кроме того, Иэясу потратил много сил, чтобы перетянуть на свою сторону мелких даймё̄ в Канто̄ и таким образом не дать возможность Хо̄дзё̄ вырваться из замка.

К концу марта войска Хидэёси подошли к замку Одавара в провинции Сагами, где укрывались основные силы Хо̄дзё̄, и окружили его. Силы были неравны. Противники Хо̄дзё̄ располагали 210 тыс. хорошо вооруженных воинов, тогда как у Хо̄дзё̄ было всего 44 тыс. чел., большинство из которых составляли навербованные крестьяне. После 100‑дневной осады в июле 1590 г. Хо̄дзё̄ Удзимаса принял решение о сдаче замка и покончил жизнь самоубийством.

Вслед за этим, осенью 1590 г. войска Хидэёси нанесли сокрушительный удар по силам Датэ Масамунэ, тем самым окончательно присоединив к завоеванным территориям северо‑восточные провинции о‑ва Хонсю̄. Этим был завершен начатый 40 годами ранее процесс территориального, политического и экономического объединения страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.012 с.)