Воина между Минамото и Тайра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воина между Минамото и Тайра



В 1177 г. отрекшийся императора Госиракава и Фудзивара‑но Наритика возглавили заговор против власти Тайра. Заговорщики собирались в местечке Сисигатани, недалеко от столицы. Киёмори стало известно о заговоре. Во время одного из собраний заговорщики были арестованы, многие казнены или сосланы. В конце 1179 г. вооруженный отряд вошел в Хэйан, арестовал отрекшегося императора и препроводил его в резиденцию в Тоба. Киёмори освободил от государственных постов многих доверенных людей Госиракава, присоединив их земельные владения к своим.

Тем временем недовольство властью Тайра Киёмори росло. «Повесть о доме Тайра» свидетельствует:

 

«Правитель‑инок, не внимая людской хуле, знай творил дела, одно чуднее другого… вносил смуту в управление страной, раздавал должности и чины по своему единоличному усмотрению…. причинял страдания и горе людям… помыкал государственными чиновниками как своими рабами… не заботился о народе…казнил… ссылал… поступал своевольно».

 

Осенью 1180 г. Минамото‑но Ёритомо во главе небольшого вооруженного отряда покинул Идзу и направился к столице. Войско Тайра разбило отряд Ёритомо в местечке Исибаси, но Ёритомо удалось спастись. В государственном указе Ёритомо был объявлен мятежником, сам же он заявлял, что призван принцем Мотихито (сыном Госиракава) наказать Тайра.

За несколько месяцев Ёритомо сумел собрать большую армию, и в битве при Фудзикава нанести поражение Тайра, которые после этого навсегда потеряли контроль над Канто̄. Эти события послужили началом дзисё̄дзюэй‑но ран – смуту годов Дзисё̄‑Дзюэй (1177–1185 гг.), или гэмпэй гассэн – междоусобную войну Тайра и Минамото.

Примерно тогда же разгорелся конфликт между Киёмори и монастырями Нара, недовольными тем, что Киёмори поддержал их вечных противников – монахов монастыря Энрякудзи – во время очередного выступления против чиновников отрекшегося императора. В результате был сожжен монастырь Ко̄фукудзи в Нара, более 3 тыс. чел. сгорели заживо, а Киёмори приобрел смертельных врагов среди буддийского духовенства.

В 1181–1183 гг. наступил перерыв в боевых действиях между Тайра и Минамото. Весной 1181 г. умер Тайра‑но Киёмори. На совете у отрекшегося императора Госиракава, в присутствии нового главы дома Тайра‑но Мунэмори, Ёритомо был объявлен мятежником. Во главе армии, которая должна наказать бунтовщика, был поставлен Тайра‑но Сигэхира, 5‑й сын Киёмори. В свою очередь, Ёритомо также продолжал усиливать свою армию.

В 1181–1182 гг. на страну одновременно обрушились страшный голод и эпидемия чумы. В «Хо̄дзё̄ки» (Камо‑но Тё̄мэй, «Записки из кельи», XIII в.) есть упоминание, что погибло по меньшей мере 42300 чел. Особенно сильно пострадали столица и западные районы, где влияние дома Тайра было наибольшим.

К началу 1185 г. Ёритомо вынудил Тайра покинуть столицу. Император Антоку, его мать, и сохранившие ему верность придворные переехали было во дворец Дадзайфу на о‑ве Кю̄сю̄, но восстания в этом районе вынудили их перебраться в Ясима на о‑ве Сикоку.

Тем временем командующим флотом был назначен Минамото‑но Ёсицунэ, сумевший обеспечить быструю и полную победу Гэндзи. На пяти кораблях с отрядом в 1500 чел. он разгромил оборону Ясима. Император Антоку и его окружение бежали. Через месяц после этих событий, усилив свой флот, Ёсицунэ был готов к сражению. Оно состоялось весной 1185 г. у Данноура и закончилось полной победой Минамото. Большинство командующих Тайра либо погибли, либо были взяты в плен; лишь единицам удалось спастись. Тайра‑но Токуко с сыном, 7‑летним императором Антоку, предпочла броситься в море, чем сдаться в плен.

 

***

 

Битва при Данноура как бы поставила точку в политической истории периода Хэйан или, если смотреть шире, в истории «государства рицурё̄». Начался новый этап развития японского государства, сопровождавшийся изменением структуры японского общества, формированием сословия воинов (буси), созданием новой системы управления и новых социальных отношений.

 

 

Развитие японского буддизма

Рост влияния буддизма, его стремление полностью охватить духовную сферу, вошли в определенное противоречие с традиционной идеологией японского государства, где местные культы имели глубокие корни, а буддизм пока еще не вошел в комплекс верований основной массы народа. В то же время буддизм осознавался правящими кругами как сила, несущая более высокую культуру. Кроме того, значительная часть высшей части японского общества была выходцами с материка, и буддизм был органичной частью ее мировоззрения. Все это требовало трансформации буддизма, его приспособления к японским условиям. Поэтому появление именно в то время двух выдающихся буддийских проповедников, основателей школ Тэндай и Сингон, вряд ли можно считать случайным.

 

Появление школы Тэндай

Сайтё̄ (посмертное имя Дэнгё̄‑дайси) родился в провинции Оми в доме Мицу, который традиция связывает с потомками китайской династии Поздняя Хань. Свое религиозное образование он начинал в монастыре Дайандзи, где приобрел интерес к церемониям в горных скитах и медитации. В 783 г. Сайтё̄ принял монашество и в 785 г. поселился в хижине у горы Хиэй – поступок, который демонстрировал решимость отойти от «официальной» церкви и следовать путем отшельничества и самосовершенствования.

В дальнейшем Сайтё̄ получил покровительство императора Камму и в 797 г. стал одним из высших иерархов при хэйанском дворе. В 804–805 гг. он посетил Китай, где встречался с патриархами школы Тяньтай, основой религиозной практики которой была медитация. После возвращения Сайтё̄ в Японию император Камму заинтересовался его рассказами о «тайном учении» и приказал переписать привезенные им из Китая сутры и тяньтайские трактаты и разослать их в 7 главных нарских монастырей.

В 805 г. Сайтё̄ обратился к императору с просьбой разрешить основать школу Тэндай и получил на это «высочайшее соизволение». В основе учения школы лежало центральное положение махаяны о всеобщем спасении, о том, что природа Будды присутствует в каждом человеке, и цель жизни состоит в том, чтобы развивать ее до тех пор, пока не наступит полное освобождение от цикла перерождений. Главной в учении стала «Сутра лотоса благого Закона» (санскр. Saddharma‑punda‑rika‑sutra, яп. «Мё̄хо̄ рэн‑гэкё̄», ее общепринятое сокращенное название – «Хоккэкё̄», т. е. «Сутра лотоса»).

Монастырь на горе Хиэй стал большим религиозным комплексом, где монахи совершенствовали свои знания и практику. В лучших традициях дальневосточного буддизма Тэндай не отвергала учений других школ. Поклонение Шакья‑Муни не исключало обращения к буддам Вайрочана и Амида, к богине Каннон, к другим буддам, бодхисатвам и синтоистским божествам, с которыми они ассоциировались. Видимо, не будет преувеличением сказать, что именно школа Тэндай способствовала широкому проникновению буддизма в народное сознание в конце периода Хэйан.

Однако основателю одной из самых крупных школ японского буддизма не суждено было увидеть полного воплощения своей мечты. Сайтё̄ не дожил до официального принятия его проектов двором. Только через год после его смерти монастырский комплекс, Названный Энрякудзи, получил полную самостоятельность.

Дальнейшее развитие школы Тэндай было связано с именем Эннин, возглавившим ее в 854 г., после чего в ней произошел поворот к «тайному учению», к ритуальной стороне. Помимо заметного вклада в развитие японского буддизма, Эннин получил известность своими дневниками, которые он вел во время своего почти 10‑летнего пребывания в Китае, где он учился у монахов храмов горы Утайшань и столичных храмов. Они содержат интереснейшие факты из жизни Китая 30–40 гг. IX в., увиденные глазами японца.

 

Школа Сингон и рё̄бу синто̄  

Основатель второй, не менее известной буддийской школы эпохи Хэйан – школы Сингон – Кӯкай (посмертное имя Ко̄бо̄‑дайси), родился в 774 г. на о‑ве Сикоку в семье провинциального чиновника, принадлежавшего к роду Саэки. В отличие от Сайтё̄ он получил классическое конфуцианское образование в семье своего дяди, который был наставником принца. Кӯкай отправился в столицу Хэйдзё̄кё̄ (Нара), где учился в даингаку, видимо, готовясь сделать карьеру чиновника, но в дальнейшем решил посвятить себя служению буддизму. Его привлекла Махавайрочана‑сутра («Сутра Большого Света», санскр. Mahavairochana sutra, яп. «Дайнитикё̄») – позднее, но важное дополнение к буддийскому канону, которую трудно постичь, а тем более практиковать без наставника. В Японии не было проповедника, способного ввести в учение нового последователя. Поэтому в 804 году вместе с официальным посольством Кӯкай отправился в Китай. Существует не подтвержденное предположение, что он плыл туда на одном корабле с Сайтё̄. Так или иначе, в Китае пути их разошлись, и Кӯкай отправился в Чанъань.

Вероятно, Чанъань, лежавший на Великом шелковом пути, в то время был крупнейшим городом мира, с населением около миллиона человек, с красивейшими храмами различных конфессий – от зороастризма до несториантства. В этом городе Кӯкай стал учеником Хуэйго – 7‑го патриарха буддизма. Он не только изучал буддизм, китайскую поэзию, каллиграфию, санскрит, но и интересовался всякими техническими достижениями, которые ему впоследствии удалось внедрить в Японии. На родину Кӯкай привез коллекции свитков по буддизму, литературе, поэзии, живописи, а кроме того, кисти для каллиграфии, чай и семена апельсина. Даже Сайтё̄ скопировал списки привезенных им коллекций.

Кӯкай был удивительной фигурой, по масштабу личности и таланту сопоставимой с гениями итальянского Возрождения. Он писал стихи и литературоведческие трактаты о системе китайского стихосложения, а также лингвистические работы, в которых сопоставлялись китайский язык и санскрит. Кӯкай считается одним из создателей японской азбуки. Известно также и о его участии в руководстве строительством дамб на о‑ве Сикоку и в провинции Ямато.

Религиозное наследие Кӯкай включает в себя более 50 трактатов и комментариев к сутрам. Главное место во всех его работах занимало достижение «состояния будды» в земной жизни. Кӯкай не был первым, кто выдвинул это положение: новым было то, что он предлагал практический путь к достижению этого при помощи магических ритуалов.

В 816 г. Кӯкай обратился с прошением о строительстве монастыря на горе Коя, который впоследствии стал центром школы Сингон, а в 823 г. он был назначен настоятелем столичного храма То̄дзи. В 828 г. рядом с храмом Кӯкай открыл школу искусств и наук, в которой должны были обучаться дети всех сословий. Школа просуществовала недолго: в 847 г. после смерти Кӯкай ее продали государству, чтобы на вырученные средства содержать больше монахов.

Кӯкай сыграл исключительную роль в сложном процессе соотнесения синтоистских богов с буддийским пантеоном и приведения к общему знаменателю представлений буддизма и синто относительно института императорской власти. Он нашел возможность соединить обе на первый взгляд несовместимые системы. Теория рё̄бу синто̄ («двоякий путь богов»), утверждающая, что синтоистские божества есть не что иное, как японская ипостась будд и бодхисатв, основывалась на положении «два учения – явное и скрытое», изложенном в одном из трактатов Кӯкай. Подобная трактовка позволила сохранить традиционную идеологическую основу японского государства и одновременно использовать культурные достижения, которые нес буддизм.

 

***

 

В конце IX в. на материке происходили бурные события: распад великой Танской империи, наступление смутного времени в Китае. Это, а также постоянные нападения пиратов из Силла, высокие цены фрахта китайских кораблей (собственных крупных морских судов у японцев не было), вероятно, стали немаловажными причинами прекращения официальных контактов японского государства с Китаем. Последнее официальное посольство состоялось в 898 г. Япония на несколько столетий как бы «закрылась», что дало ей возможность «переварить» ту массу культурной информации, которую она уже получила. Конечно, это не означало полного прекращения отношений на «частном уровне». Буддийские монахи по‑прежнему совершали паломничества в Китай, но теперь снаряжение сложных, с точки зрения морского перехода, экспедиций полностью ложилось на их плечи, что тоже не способствовало частоте этих путешествий.

 

 

Хэйанская культура

Образование

Одним из мероприятий императора Камму было расширение системы образования. Студентам были увеличены «стипендии» – кангакудэн. Камму стремился изменить практику поступления в даингаку исключительно сыновей чиновников высоких рангов, предоставить равные права всем желающим, т. е. заставить работать систему экзаменов, подобную китайской. Подобная реформа была заведомо обречена, поскольку в японском обществе определяющим фактором при поступлении на службу и получении ранга было происхождение, а не знания и способности. Однако именно IX век был отмечен некоторыми исключениями из этого правила.

В основе хэйанского образования лежало изучение конфуцианской классики и китайских исторических сочинений: «Шицзи» («Исторические записки») Сыма Цяня, «Хань Шу» («Летопись династии Хань»), «Вэньсюань» («Литературный изборник»). В результате конфуцианство стало частью официальной идеологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.014 с.)