Психология личности в системе разработки управленческих решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология личности в системе разработки управленческих решений



 

В системе менеджмента туризма личность выступает как объект и субъект управления, кроме, конечно, исполнителей низшего уровня.

Управление людьми, а особенно туристами – клиентами компании, осуществляемое менеджером, основывается на таких принципах, как:

1) поддержание у них чувства самоуважения. Сначала нужно выслушать потребителя, сделать ему что‑то приятное (отметить стильный наряд, красивую улыбку и т. п.);

2) внимание проблемам, а не личностям;

3) активное использование методов подкрепления положительных реакций на желательные действия или отрицательных – на нежелательные. На изменения поведения людей реагировать нужно сразу же, ибо отсроченная реакция вызывает лишнюю путаницу;

4) выдвижение ясных требований, поддержание постоянного контакта с людьми.

Основываясь на этих принципах, менеджер должен добиваться от подчиненных желаемых результатов:

1) наводить на мысли тех, кто нуждается лишь в подсказке;

2) давать советы тем, кто нуждается в том, чтобы их постоянно наставляли, консультировали, побуждали к действиям;

3) давать прямые указания, напоминать о необходимости действовать несообразительным и нерасторопным.

На современном этапе развития менеджмента туризма определение психологического портрета личности является одним из самых сложных и важных вопросов, решение, которого позволит повысить эффективность работы с клиентом.

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, состоящий из следующих компонентов:

1) темперамента;

2) характера;

3) способностей;

4) направленности;

5) интеллектуальности;

6) эмоциональности;

7) волевых качеств;

8) общительности;

9) самооценки;

10) уровня самоконтроля;

11) способности к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности человека продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека – из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

Совершенствование и изменение программирующих свойств личности обеспечивает ее полноценную, плодотворную, длительную творческую деятельность и оказывает влияние на изменения некоторых базовых качеств (в частности, характера). Усиление интереса к профессии ведет к интенсификации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта – к поиску новых целей этой деятельности, формированию настойчивости, целеустремленности.

Рассмотрим 11 компонентов, характеризующих психологический портрет личности.

Темперамент

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимания на различия в их поведении. Причина различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Темперамент – динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познания особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Типы темпераментов:

1) сангвиник – это обладатель сильного типа нервной системы, уравновешенного, подвижного;

2) холерик – это обладатель неуравновешенного типа нервной системы;

3) флегматик – это обладатель сильного, уравновешенного, но инертного, неподвижного типа нервной системы;

4) меланхолик – это обладатель слабого неуравновешенного типа нервной системы.

К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход исходя из определенных психологических принципов.

1. «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику, который опирается на использование его плюсов, таких как энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность, и нейтрализацию минусов – вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

2. «Доверяй, но проверяй». Это подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы, как жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность, и минусы – склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

3. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы (устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность) и минусы (медлительность, безразличие, сухость). Главное состоит в том, что флегматик не может работать при дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает свое дело.

4. «Не навреди». Это девиз меланхолика, который имеет плюсы (высокую чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию) и, конечно, минусы (низкую работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость). На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

В действительности трудно встретить человека, полностью отвечающего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта одного из них.

При взаимодействии людей можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего общаться с сангвиником, сангвинику с меланхоликом, меланхолику с флегматиком.

Характер

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера – устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются наиболее типичные особенности человека.

Стержнем сформировавшегося характера являются морально‑волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

К. Леонград выделил четыре типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип получил свое название из‑за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих – более сильно, чем они переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно всей своей личностью в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства. При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, специальным работником благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Противоположностью демонстративному является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и принимает решение после тщательного обдумывания. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия. Педантичный характер может выразиться в таких качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, стремление к избежанию эксцессов.

Следующий тип характера – застревающий. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффекта – ярости, гнева), особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из‑за каких‑то внешних обстоятельств.

месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает также достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью.

У возбудимых личностей часто констатируется весьма неровное течение жизни, но не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздраженность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Способности

Способность – особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности.

В качестве способностей могут выступать свойства индивида и отношения личности. К свойствам индивида относится развитость системы познавательной, эмоциональной и волевой деятельности. Отношения личности включают увлеченность, сознание долга, интерес.

Лучший всего, когда есть способности в какой‑либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Направленность

В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Задача менеджера‑психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.

Интеллектуальность

Интеллект – это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях как символ обучения человека всему новому.

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (находит рациональный выход из создавшейся ситуации). Интеллект – это познание плюс действие, и об этом нельзя забывать. Каждому из нас следует не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект не только на словах, но и на деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.

Эмоциональность

Эмоции всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций. Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их.

Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Самая мощная эмоциональная реакция – аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и движения. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого‑либо сильного потрясения.

Собственно эмоции – это более длительная реакция, которая возникает на предполагаемые или вспоминаемые события. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства – устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношение к конкретным событиям или людям.

Настроения – наиболее длительные эмоциональные состояния. Это фон, на котором протекают все психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие настроения могут быть связаны с темпераментом.

Стресс – неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма.

Существуют и другие эмоции, которые возникают при общении, но они не являются культурно оправданными. Это – зависть, тщеславие, злорадство.

Общительность

Общение – это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, виды, типы, каналы, фазы.

Самооценка

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально‑ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди людей.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной.

Определить процентное соотношение всех вышеперечисленных психографических характеристик человека, оказывающих воздействие на процесс принятия управленческого решения, нельзя. Найти человека, обладающего оптимальным соотношением положительных черт характера, способностей и умениями также нереально. Однако, зная свои отрицательные черты и работая над ними, в то же время воспитывая в себе положительные черты, можно добиться большого успеха не только в работе, но и в личной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.015 с.)