Статья 1. Сфера действия настоящего Закона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона



Статья 3. Законодательство

 

1. Законодательство - система нормативных правовых актов, характеризующаяся их внутренней согласованностью, иерархией и обеспечивающая правовое регулирование общественных отношений.

2. Законодательство составляют следующие нормативные правовые акты:

Конституция Республики Беларусь;

решения, принятые республиканским референдумом;

законы Республики Беларусь;

декреты, указы Президента Республики Беларусь;

постановления Совета Министров Республики Беларусь;

постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; нормативные правовые акты Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;

нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления;

решения, принятые местным референдумом, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;

нормативные правовые акты иных нормотворческих органов (должностных лиц);

технические нормативные правовые акты.

3. Нормативные правовые акты принимаются (издаются) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

4. Структурные подразделения государственных органов (организаций) (их руководители) не вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты, если иное не предусмотрено законодательными актами.

 

Статья 4. Ненормативные правовые акты

 

1. Ненормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который не содержит норм права и в целях применения действующих норм права устанавливает обязательные предписания распорядительного и (или) организационного характера, в том числе в отношении индивидуально определенных лиц (изменяет или прекращает действие этих предписаний), и (или) рассчитан на однократное применение.

2. К ненормативным правовым актам относятся:

распоряжения председателей палат Национального собрания Республики Беларусь;

распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

программы, стратегии, концепции, планы мероприятий либо мер по осуществлению какой-либо деятельности;

правовые акты распорядительного и (или) организационного характера, принимаемые в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь;

правовые акты об одобрении проектов международной технической помощи, о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи конкретным гражданам и юридическим лицам;

иные правовые акты, обладающие признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

 

Статья 5. Локальные акты

 

1. Локальный акт - официальный документ, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций.

К локальным актам относятся:

акты, действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, если территориальные органы, подчиненные ему (входящие в его состав, систему) организации не определены непосредственно в текстах таких актов;

акты, распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, а также на лиц, проходящих службу (воинскую службу) в этих органах и организациях, в том числе в случаях, если эти работники и лица индивидуально не определены в текстах таких актов;

акты, предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций;

акты, обладающие признаками, указанными в абзацах втором - четвертом настоящей части, однако подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с государственным органом, реализующим государственную политику в определенной сфере общественных отношений;

иные акты, обладающие признаками, указанными в части первой настоящего пункта.

При этом действие локальных актов не должно затрагивать права, свободы и обязанности иных граждан и юридических лиц.

2. Локальные акты должны соответствовать нормативным правовым актам.

3. Не допускается включение в локальные акты положений, ухудшающих по сравнению с законодательством правовое положение граждан и юридических лиц, на которых распространяется действие локальных актов.

4. Государственные органы (организации) совместно с Национальным центром правовой информации обеспечивают формирование и ведение банков данных, содержащих локальные акты, в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 17. Постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Нормативные правовые акты Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь

 

1. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь принимает решения в форме законов и постановлений.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь принимает решения в форме постановлений.

2. Верховный Суд Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь в пределах компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами, а также Регламентом Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

3. Генеральная прокуратура принимает совместные нормативные правовые акты с министерствами, иными республиканскими органами государственного управления и другими нормотворческими органами в форме постановлений.

Генеральный прокурор издает нормативные правовые акты в форме приказов в пределах компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь, иными законами, актами Президента Республики Беларусь, международными договорами и иными международно-правовыми актами.

4. Нормотворческие органы, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, принимают нормативные правовые акты в пределах компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь, иными законами, актами Президента Республики Беларусь, международными договорами и иными международно-правовыми актами, в форме постановлений после одобрения их на коллегиях (иными коллегиальными органами) соответствующих нормотворческих органов либо в форме приказов, если такие коллегии (коллегиальные органы) не созданы.

Нормотворческие органы, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, принимают совместные нормативные правовые акты с другими нормотворческими органами в форме постановлений.

При принятии нормотворческими органами, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь, нормативного правового акта обязательным является указание в преамбуле, на основании и (или) во исполнение какого законодательного акта (его структурных элементов) или в целях реализации какого международного договора либо иного международно-правового акта принимается этот акт.

Нормативные правовые акты нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь, могут быть отменены Президентом Республики Беларусь.

 

Статья 18. Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления

 

1. Министерства, иные республиканские органы государственного управления принимают нормативные правовые акты в пределах компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь, иными законами, актами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами и иными международно-правовыми актами, в форме постановлений после одобрения их на коллегии министерства, иного республиканского органа государственного управления.

2. При принятии министерствами, иными республиканскими органами государственного управления нормативного правового акта обязательным является указание в преамбуле, на основании и (или) во исполнение какого законодательного акта, постановления Совета Министров Республики Беларусь (их структурных элементов) или в целях реализации какого международного договора либо иного международно-правового акта принимается этот акт.

3. Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, могут быть отменены Советом Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

 

Статья 37. Планирование нормотворческой деятельности

 

1. Планирование нормотворческой деятельности включает разработку:

государственных программ, утверждаемых Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, содержащих положения о подготовке проектов нормативных правовых актов (далее - государственные программы);

ежегодных планов подготовки законопроектов, утверждаемых Президентом Республики Беларусь (далее - планы подготовки законопроектов), и планов подготовки проектов нормативных правовых актов, утверждаемых нормотворческими органами (должностными лицами).

2. Утверждение государственных программ, планов подготовки законопроектов и планов подготовки проектов нормативных правовых актов не исключает возможности подготовки и принятия (издания) нормативных правовых актов, не предусмотренных этими программами и планами.

 

Статья 38. Порядок разработки планов подготовки проектов нормативных правовых актов и осуществления контроля за реализацией государственных программ и планов подготовки проектов нормативных правовых актов

 

1. Национальный центр законодательства и правовых исследований разрабатывает планы подготовки законопроектов и вносит их в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь. Планами подготовки законопроектов может предусматриваться разработка концепций законопроектов.

2. Нормотворческие органы (должностные лица) на основе государственных программ и планов подготовки законопроектов могут разрабатывать и утверждать свои планы подготовки проектов нормативных правовых актов.

3. При разработке планов подготовки проектов нормативных правовых актов рассматриваются предложения субъектов права законодательной инициативы, государственных органов и иных организаций, в том числе научных, общественных объединений, граждан, а также учитываются результаты научных исследований в области права и правового мониторинга.

4. Контроль за реализацией государственных программ и планов подготовки проектов нормативных правовых актов осуществляют нормотворческие органы (должностные лица), их утвердившие, или уполномоченные ими государственные органы (организации), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 39 настоящего Закона.

5. Государственные программы и планы подготовки проектов нормативных правовых актов утверждаются и публикуются в порядке, предусмотренном для нормативных правовых актов нормотворческого органа (должностного лица), их утвердившего.

 

Статья 39. Планирование подготовки законопроектов (концепций законопроектов). Контроль за реализацией планов подготовки законопроектов и подготовкой проектов нормативных правовых актов в соответствии с заключительными положениями законов

 

1. В первоочередном порядке осуществляется подготовка законопроектов, включенных в план подготовки законопроектов.

2. Предложения о подготовке законопроектов (концепций законопроектов) на следующий календарный год направляются в Национальный центр законодательства и правовых исследований, как правило, не позднее 1 сентября года, предшествующего году, на который планируется подготовка законопроектов (концепций законопроектов).

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь направляют в Национальный центр законодательства и правовых исследований предложения о подготовке законопроектов (концепций законопроектов), как правило, после их рассмотрения Советом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Предложения о подготовке законопроектов (концепций законопроектов), поступившие позднее 1 декабря, к рассмотрению не принимаются, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

3. Предложение о подготовке законопроекта должно содержать сведения о названии законопроекта, государственных органах (организациях), ответственных за его подготовку, сроках подготовки и внесения законопроекта в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, субъекте права законодательной инициативы, вносящем этот законопроект в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

К предложению о подготовке законопроекта прилагается краткая концепция законопроекта, которая должна содержать информацию, предусмотренную абзацами вторым, третьим и девятым - одиннадцатым части первой пункта 2 статьи 43 настоящего Закона.

Предложение о подготовке концепции законопроекта должно содержать сведения о названии концепции законопроекта, государственных органах (организациях), ответственных за ее подготовку, сроках поэтапной подготовки концепции законопроекта. К предложению о подготовке концепции законопроекта прилагается краткое обоснование необходимости включения концепции законопроекта в проект плана подготовки законопроектов, которое должно содержать информацию, предусмотренную абзацами вторым, третьим и десятым части первой пункта 2 статьи 43 настоящего Закона.

4. Включение законопроектов (концепций законопроектов) в проект плана подготовки законопроектов осуществляется Национальным центром законодательства и правовых исследований на основе оценки степени полноты, необходимости и приоритетности правового регулирования соответствующих общественных отношений, востребованности законопроектов обществом, а также обоснованности правового регулирования соответствующих общественных отношений на уровне закона.

Национальным центром законодательства и правовых исследований подготавливается мотивированное обоснование по каждому из неучтенных предложений о подготовке законопроектов (концепций законопроектов).

Национальный центр законодательства и правовых исследований вправе запрашивать у государственных органов, иных организаций (должностных лиц) и граждан, направивших предложения о подготовке законопроектов (концепций законопроектов), дополнительную информацию, необходимую для оценки предложений о подготовке законопроектов (концепций законопроектов), которая направляется в Национальный центр законодательства и правовых исследований в семидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

5. Проект плана подготовки законопроектов ежегодно не позднее 1 октября направляется Национальным центром законодательства и правовых исследований на согласование в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также в государственные органы (организации), являющиеся в соответствии с проектом этого плана ответственными за подготовку законопроектов (концепций законопроектов), и другие заинтересованные государственные органы (организации). Согласование проекта плана подготовки законопроектов осуществляется в установленном порядке в десятидневный срок со дня его получения.

При наличии замечаний и (или) предложений, поступивших в ходе согласования, Национальный центр законодательства и правовых исследований дорабатывает проект плана подготовки законопроектов и направляет его на повторное согласование в государственные органы (организации), указанные в части первой настоящего пункта. К проекту плана подготовки законопроектов прилагается обоснование неучтенных замечаний и (или) предложений. Указанные государственные органы (организации) согласовывают проект плана подготовки законопроектов в десятидневный срок со дня его получения.

При необходимости Национальным центром законодательства и правовых исследований проводятся совещания по обсуждению проекта плана подготовки законопроектов с участием представителей государственных органов (организаций) (в том числе депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь), являющихся в соответствии с проектом этого плана ответственными за подготовку законопроектов (концепций законопроектов) либо представивших замечания и (или) предложения по проекту этого плана.

Проект плана подготовки законопроектов после его доработки, а при отсутствии замечаний и (или) предложений после его согласования в семидневный срок визируется Премьер-министром Республики Беларусь, председателями Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а в их отсутствие - лицами, исполняющими их обязанности. При наличии разногласий между визирующими государственными органами (должностными лицами) и Национальным центром законодательства и правовых исследований проект плана подготовки законопроектов визируется ими с изложением сути замечаний и (или) предложений.

Проект плана подготовки законопроектов ежегодно не позднее 15 декабря вносится Национальным центром законодательства и правовых исследований на утверждение Президента Республики Беларусь.

6. Национальным центром законодательства и правовых исследований осуществляется контроль за реализацией плана подготовки законопроектов.

Государственные органы (организации), являющиеся в соответствии с планом подготовки законопроектов ответственными за подготовку законопроектов (концепций законопроектов), ежеквартально не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в Национальный центр законодательства и правовых исследований информацию о состоянии работы над законопроектами (концепциями законопроектов), сроки подготовки (этапы подготовки) или сроки внесения которых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь истекли в отчетном квартале.

Государственные органы (организации), указанные в части второй настоящего пункта, информируют Национальный центр законодательства и правовых исследований об имевших место фактах и причинах нарушения сроков подготовки законопроектов (концепций законопроектов), сроков внесения законопроектов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, отзыва либо возврата законопроектов, внесенных Советом Министров Республики Беларусь в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Секретариат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь ежеквартально не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информирует Национальный центр законодательства и правовых исследований о законопроектах, внесенных в установленном порядке субъектами права законодательной инициативы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также об отклоненных, отозванных (считающихся отозванными) либо возвращенных законопроектах.

В целях осуществления контроля за реализацией плана подготовки законопроектов Национальный центр законодательства и правовых исследований вправе запрашивать необходимую информацию у государственных органов (организаций), являющихся в соответствии с планом подготовки законопроектов ответственными за подготовку законопроектов (концепций законопроектов).

7. Национальный центр законодательства и правовых исследований на основе обобщения и анализа информации, полученной при осуществлении контроля, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи, ежеквартально не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Администрацию Президента Республики Беларусь отчет о ходе реализации ежегодного плана подготовки законопроектов.

8. Контроль за подготовкой проектов нормативных правовых актов в соответствии с заключительными положениями законов осуществляют Аппарат Совета Министров Республики Беларусь в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь, а также Национальный центр законодательства и правовых исследований в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Государственный орган (организация) (структурное подразделение Аппарата Совета Министров Республики Беларусь), ответственный за приведение законодательства в соответствие с принятым законом, не позднее пяти рабочих дней после истечения срока, предусмотренного для реализации заключительных положений закона, представляет в Национальный центр законодательства и правовых исследований план мероприятий по выполнению поручений, изложенных в заключительных положениях закона, а также информацию о нормативных правовых актах, подготовленных либо принятых в целях реализации заключительных положений закона, об имеющихся фактах и причинах нарушения сроков подготовки и принятия таких актов.

Национальный центр законодательства и правовых исследований при выявлении нарушения указанных сроков уведомляет об этом Совет Министров Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Администрацию Президента Республики Беларусь в течение десяти рабочих дней после истечения сроков, предусмотренных заключительными положениями законов (пяти рабочих дней после получения информации, предусмотренной частью второй настоящего пункта).

 

ГЛАВА 1

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕКВИЗИТОВ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

 

1. Название проекта нормативного правового акта (далее, если не определено иное, - акт) должно быть четким, максимально лаконичным, отражать основное содержание акта. При этом название акта не должно превышать трех строк.

Название акта печатается с прописной буквы, располагается от левого края строки (кроме названия кодекса, которое печатается прописными буквами и располагается по центру строки).

 

Например <*>:

 

Об ипотеке

 

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

 

--------------------------------

<*> Приводимые в настоящем приложении примеры не могут рассматриваться как подстрочные примечания к пунктам, части или абзацы пунктов.

 

Название акта формулируется как "Об изменении...", если в нем предусматриваются изложение в новой редакции акта, утвержденного нормативного правового акта (далее - утвержденный акт), приложения, замена структурных элементов, предложений, слов, цифр и знаков акта, утвержденного акта, приложения либо их исключение, а также дополнение акта новыми утвержденными актами, приложениями, структурными элементами, предложениями, словами, цифрами и знаками.

В название нового акта, предусматривающего также внесение изменений в акт (акты), не включаются слова "об изменении".

 

Например:

 

О холдинге по производству

фармацевтической продукции

 

1. Ликвидировать до 1 сентября 2017 г. Департамент фармацевтической промышленности Министерства здравоохранения.

2....

3. Внести изменения в указы Президента Республики Беларусь согласно приложению.

 

В название нового акта или акта об изменении акта (актов), предусматривающего также признание утратившими силу акта (актов) (их структурных элементов), не включаются слова "о признании утратившими силу".

 

Например:

 

О пенсионном обеспечении отдельных

категорий граждан

 

В целях повышения уровня социальной защиты отдельных категорий граждан:

1. Установить, что:

...

3. Признать утратившими силу:

Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. N 570 "О совершенствовании пенсионного обеспечения";

пункт 1 и абзац третий пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. N 534 "О вопросах социального обеспечения".

 

Об изменении указов Президента

Республики Беларусь

 

В целях совершенствования порядка исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, а также материального обеспечения судов и органов юстиции постановляю:

1. Внести изменения в следующие указы Президента Республики Беларусь:

1.1....;

1.2....

2. Признать утратившими силу:

Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2000 г. N 699 "О привлечении к ответственности должностных лиц, не обеспечивших своевременную и полную выплату заработной платы";

подпункт 7.8 пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. N 529 "О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь".

 

При формулировании названий актов следует избегать употребления слов "Республика Беларусь", если по смыслу они являются избыточными.

 

Например, неправильно:

 

О государственном регулировании торговли

и общественного питания в Республике Беларусь

 

При внесении изменений в один либо два акта (кроме законодательных актов) в названии акта, как правило, указываются вид, дата принятия (издания), регистрационные номера изменяемых актов. При внесении изменений в три и более акта (два и более закона) название акта формулируется обобщенно путем указания круга основных вопросов, по которым вносятся изменения, если иное не предусмотрено частью восьмой настоящего пункта.

 

Например:

 

Об изменении постановления Совета Министров

Республики Беларусь от 28 октября 2016 г. N 885

 

Об изменении решений Могилевского областного

Совета депутатов от 23 января 2015 г. N 3-18

и от 19 января 2016 г. N 2-2

 

В названии акта об изменении акта (актов) Президента Республики Беларусь вне зависимости от их количества не указываются даты издания и регистрационные номера изменяемых актов.

 

Например:

 

Об изменении Указа Президента

Республики Беларусь

 

Об изменении указов Президента

Республики Беларусь

 

В названиях актов следует избегать употребления слов "о некоторых вопросах...", "об отдельных мерах...", "...некоторых указов (законов)...".

 

Например:

 

МИНИСТЕРСТВО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

26 января 2017 г. N 9/2

 

Об утверждении Инструкции по определению

групп потребителей...

 

Внести в Инструкцию о порядке взаимодействия нотариусов и организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь и Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 10 декабря 2012 г. N 290/53, следующие изменения:

...

 

Подписи руководителей нормотворческих органов (должностных лиц), принявших совместный акт, располагаются на одном уровне в одну или несколько строк.

 

Например:

 

Министр образования                                Министр юстиции

Республики Беларусь                                Республики Беларусь

    А.И.Иванов                                         А.И.Петров

 

10. Текст акта должен быть напечатан одинаковым шрифтом без текстовых выделений (подчеркивание, печатание вразрядку, прописными буквами и иное), за исключением вида и названия акта, реквизитов "Принят Палатой представителей", "Одобрен Советом Республики", названий структурных элементов акта, подстрочных примечаний и приложений, слов "постановляю" - в декретах и указах Президента Республики Беларусь, "ПОСТАНОВЛЯЕТ", "ПОСТАНОВЛЯЮТ" - в постановлениях, "РЕШИЛ", "РЕШИЛИ" - в решениях, "ПРИКАЗЫВАЮ" - в приказах, "УТВЕРЖДЕНО" - в грифе утверждения, ограничительного грифа и грифа секретности.

В актах Президента Республики Беларусь допускается использование полужирного шрифта для акцентирования внимания на наиболее значимых положениях акта и эффективного структурирования текста акта.

Нумерация страниц является раздельной для акта, утверждаемого акта, приложения.

 

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

СТРУКТУРА АКТА, ЕГО СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ

 

16. Структура акта должна обеспечивать расположение нормативных правовых предписаний акта в логической последовательности, облегчать их восприятие, способствовать правильному их пониманию и применению.

В отдельные структурные элементы акта объединяются нормативные правовые предписания, относящиеся к одному правовому институту или вопросу. Каждое новое положение следует оформлять как отдельный структурный элемент.

Нормативные правовые предписания общего порядка, как правило, объединяются в главу, раздел или статью, названия которых формулируются как "Общие положения", "Общие вопросы", "Основные положения".

В заключительных положениях акта излагаются нормативные правовые предписания об изменении, признании утратившими силу актов (их структурных элементов), переходные положения, поручения государственным органам (организациям), их структурным подразделениям, должностным лицам, а также порядок вступления в силу акта. В заключительных положениях акта также могут содержаться определения терминов, используемых в акте и являющихся общими для всех его нормативных правовых предписаний.

17. Основными структурными элементами акта являются преамбула, разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы, а в случаях, предусмотренных пунктами 31 и 33 настоящего приложения, - позиции и подстрочные примечания.

18. Преамбула акта является вступительной частью акта, содержащей информацию о причинах, условиях и (или) целях принятия (издания) акта. Преамбула, как правило, не содержит нормативных правовых предписаний, определений терминов, не нумеруется и не может рассматриваться как часть или абзац акта.

 

Например:

 

Настоящий Закон направлен на создание благоприятных условий для осуществления научной деятельности, усиление государственной поддержки науки как необходимого условия экономического и социального развития Республики Беларусь, повышения интеллектуального и культурного уровня ее граждан, укрепления авторитета и независимости государства.

 

В целях сохранения и развития исторических традиций Государственного комитета по имуществу и входящих в его систему организаций постановляю:

...

 

В целях реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Латвийской Республики об упрощенном порядке взаимных поездок жителей приграничных территорий Республики Беларусь и Латвийской Республики от 23 августа 2010 года Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

...

 

На основании подпункта 7.1 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1589, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

...

 

На основании статьи 12 Закона Республики Беларусь от 16 ноября 2010 г. N 190-З "О наименованиях географических объектов" Речицкий районный Совет депутатов РЕШИЛ:

...

 

19. Законы, как правило, подразделяются на статьи, иные акты - на пункты.

Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться также в иных значительных по объему актах.

20. Статьи и пункты являются структурными элементами акта, содержащими законченные нормативные правовые предписания однородного содержания.

21. Пункты не имеют названия, обозначаются арабскими цифрами с точкой, если иное не предусмотрено частью четвертой пункта 23 и пунктом 57 настоящего приложения.

Пункты могут подразделяться на подпункты, части либо абзацы, подпункты - на части либо абзацы, части - на абзацы.

 

Например:

 

1. Установить, что:

1.1. государственные органы...;

1.2. Государственный комитет по стандартизации осуществляет...

Информация... предоставляется...;

1.3....

 

22. Подпункт является составной частью пункта и обозначается несколькими арабскими цифрами с точкой после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта, если иное не предусмотрено частью четвертой пункта 23 и пунктом 57 настоящего приложения.

Следует избегать введения многосоставной (тройной и более) нумерации подпунктов.

23. Часть является структурным элементом акта, состоящим из абзаца (нескольких абзацев) и представляющим собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой, за исключением последней части подпункта, которая может заканчиваться точкой с запятой.

Если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, за исключением первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается часть (пункт, подпункт), в составе которой он находится. Первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие - точкой с запятой, за исключением последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Если часть является структурным элементом пункта, подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точкой после каждой из них, после которых следует строчная буква.

Допускается деление части статьи, части пункта на пункты, обозначаемые арабскими цифрами со скобкой, пунктов части - на подпункты, обозначаемые строчными буквами со скобкой, либо абзацы, подпунктов - на абзацы.

 

Например:

 

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются... следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества...;

б) окисляющие вещества...;

в) горючие вещества...;

г) взрывчатые вещества...;

2) используется оборудование...

 

Меры... могут вводиться в случае, если эти меры:

1) относятся...;

2) применяются...;

3) необходимы для:

а) соблюдения...;

б) охраны...;

в) предотвращения...;

г) защиты...

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.192 с.)