Нужна ли православному христианину йога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нужна ли православному христианину йога.



 

В наше время здоровый образ жизни становится настоящим культом, особенно среди жителей развитых государств. И одной из быстро распространяющихся практик, нацеленных на поддержание здоровья, становится йога. Эта восточная практика вышла из религиозной традиции и прочно осела на секуляризованном Западе. Остается открытым вопрос: рассталась ли йога со своим религиозным багажом или продолжает исподволь приобщать людей к духовным традициям, ее сформировавшим? И как реагировать православному христианину на это явление, претендующее на повседневность в нашей жизни?

Нередко, проезжая по Москве, можно увидеть рекламные плакаты, с которых «дышащие» здоровьем молодые мужчины и женщины предлагают заняться йогой. «Присоединяйтесь», — их строгий императив и решительный внешний вид не дают шанса усомниться в жизненной необходимости рекламируемой практики. «Здоровье, здоровье и еще раз здоровье. Развитие и поддержание новых качеств», — читаем мы на сайте рекламируемой московской «Федерации Йоги». И доверяя такой рекламе, многие начинают думать, что йога — это восточная разновидность фитнесса. Такое мнение можно встретить и среди православных. Однако на самом деле все обстоит иначе.

Йога представляет собой учение, использующее систему упражнений, нацеленных на управление психикой и психофизиологией человека ради достижения более высокого психического и духовного состояния. И думать, что йогой можно заниматься исключительно ради телесного здоровья, по меньшей мере, неверно. Йога — это прежде всего система духовных воззрений, и цели йоги — духовные, а не физические. Известный православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается». Надо отметить, что о. Серафим знал не понаслышке что такое йога, поскольку в молодости (до своего прихода к православию) активно увлекался ею.

Не физические упражнения, различные позы и движения являются сущностью йоги. В ее центре стоит медитация. Тело здесь лишь помогает сконцентрировать ум. Отец Серафим пишет: «Цель йоговских приемов — сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям». Занимаясь йогой даже всего несколько недель, человек уже может обнаружить, что он стал более спокойным, мягким, уравновешенным, понимающим, испытывающим духовный подъем. «В конечном счёте, медитация — это «сольное внутреннее путешествие», и все виды внешних зависимостей должны быть отброшены с целью нахождения внутреннего Источника», — снова читаем мы на сайте «Федерации Йоги». Но кажущееся благополучие обманчиво. Состояние, достигнутое человеком, делает его более восприимчивым к той «духовности», которая содержится в йоге. И «сольное путешествие» может закончиться очень плачевно.

Дело в том, что всякий духовный опыт в йоге считается положительным, лишь бы он был. В ней не существует различения духов, к которому призван каждый христианин. И опыт, с точки зрения христианина понимаемый как прелестный, может приниматься и рекомендоваться йогой. Приведем пример из довольно популярной сейчас кундалини-йоги. Она говорит о раскрытии путем различных психотехник некой энергии «кундалини», которая концентрируется в «спящем» состоянии в основании позвоночника. Йогин «пробуждает» эту энергию — человек чувствует тепло, берущее свое начало у основания позвоночника. Однако святые отцы-аскеты однозначно пишут, что любые ощущения при молитве идущие из областей, располагающихся ниже сердца надо отвергать. Христианин не знающий православного учения о молитве легко может поддаться той «духовности», которая им овладеет.

Разница между молитвой и медитацией существенна. «Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу», — пишет другой выдающийся православный богослов и подвижник архимандрит Софроний (Сахаров). Молитва, напротив, выражает решительную веру в Бога, она борется, стучится к Богу, в ней нет места безличному — она всегда диалог. Здесь можно вспомнить слова старца Силуана Афонского: «Молиться за людей — кровь проливать».

К чему же приводит медитация? Отец Софроний, также как и иеромонах Серафим, в молодости увлекавшийся восточными медитациями, нам отвечает: «Она может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым». Стать чуждым Богу — что может быть страшнее для христианина?

При отсутствии личной встречи с Богом человек, практикующий йогу, обращает свой взор на самого себя. «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие. Отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать», — читаем мы в книге монаха-бенедиктинца Ж.-М.Дешане, который полвека назад пытался показать совместимость христианского учения и йоги. Но даже в словах этого человека можно увидеть принципиальную несовместимость учения йоги с христианством.

Обращая взгляд лишь на свою сущность и обожествляя её, человек в йоге повторяет грех Адама, который пожелал стать богом и выйти за пределы того, что определил ему Господь. Но «спасение совершается не "в себе и через себя", но в Боге», — пишет православный богослов митрополит Иерофей (Влахос). А известный московский мастер дзен-йоги Борис Орион открыто говорит: «Что же такое дзэн? Это религия, где нет понятия «Бога» или «Творца», где главным является не молитва, а обращение к своему сознанию».

Кроме того, современная широко популяризируемая йога обещает своим адептам быстрое достижение «духовных плодов». А это настраивает многих на потребительский лад, вводит в эйфорию и одновременно в состояние гордыни, связанное с высоким мнением о себе и своих способностях. Архимандрит Софроний предупреждает: «Путь наших отцов требует крепкой веры и долготерпения, тогда как наши современники пытаются схватить все духовные дары, включая даже непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом и в короткий срок». А современные «гуру» предлагают «просветление» всего за несколько сеансов и умеренную плату, конечно же.

Что же может искать православный христианин в йоге? Покоя, гармонии с собой, духовного комфорта, физического здоровья, совершенства? Все это так желанно и так притягательно, а главное очень приятно. Но жития святых подвижников показывают нам совсем другой идеал жизни — не достижение гармоничного и комфортного сосуществования с миром и самим собой, а добровольное мученичество за Христа. Через него достигается совершенство, через него человек восходит к Богу. Присоединяйтесь.

Богослов.Ru

 

Йоги Индии как они есть

 

Поклонники йоги в России и на Западе активно распространяют мифы об особой духовности индийских йогов. Нужно заметить, что реальной йоги, как на Западе, так и в России никто не обучает. Там распространяется поп-йога, популярный её вариант, адаптированный для менталитета местного потребителя.

Что касается высокой духовности индийских йогов, то лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаемая вашему вниманию подборка фотографий, показывает, каковы эти йоги в реальности. Ну а хотите вы быть похожими на этих йогов или нет, решать вам.

 

***

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

***

 

 

 

***

 


[1] См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 218.

[2] См.: Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С.13.

[3] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 218.

[4] Здесь нужно иметь в виду, что представление о Боге Свами Вивекананды, впрочем, как и других йогов, не имеет ничего общего с христианским учением о Боге. Подр. см.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда..

[5] Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 456.

[6] Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 80.

[7] Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 387.

[8] См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 218.

[9] См.: Там же. С. 218.

[10] Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С. 9

[11] Шива – бог разрушения в индуизме.

[12] Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 58.

[13] Там же. С. 59.

[14] Там же. С.58.

[15] См.: Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С. 25.

[16] См.: Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992.

[17] Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Свами Шивананда. Концентрация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 591.

[18] Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 441.

[19] Там же. С. 444.

[20] Там же. С. 445.

[21] См.: Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С.106.

[22] См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.

[23] Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 30.

[24] Философия пантеистического монизма.

[25] Упанишады - духовная литература, завершающая, как считается, Веды. В основном, упанишады носят аллегорический характер и повествуют о безличном боге Брахмане.

[26] Атман может трактоваться как синоним Брахмана и как личная душа, в зависимости от контекста, в котором употребляется это понятие.

[27] Брахман – безличное божество в индуизме.

[28] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.176.

[29] См.: Там же.  С.231.

[30] Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 66.

[31] См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 231.

[32] Легенды о Кришне. Бхагавадгита. Перевод Смирнова Б.Л. М., Одиссей. 1995. С. 440.

[33] Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 75.

[34] Бхакти-йога в нашей стране в основном популяризируется Международным Обществом Сознания Кришны. См.: Питанов В.Ю. Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти.

[35] Легенды о Кришне. Бхагавадгита. Перевод Смирнова Б.Л. М., Одиссей. 1995. С. 503-504

[36] См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 95.

[37] См.: Там же.  С.96.

[38] См.: Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 14.

[39] См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 249.

[40] Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 85.

[41] См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 449.

[42] Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 85.

[43] См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 220.

[44] Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С. 15.

[45] Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 461.

[46] Там же. С.461.

[47] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 63-64.

[48] См.: Там же.  С.64.

[49] Никаких конкретных сроков достижения самадхи для последователей раджа-йоги Патанджали не установил. Таким образом, стремлению к этому достижению может быть посвящена вся жизнь.

[50] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 336.

[51] Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 409.

[52] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 335.

[53] См.: Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С.38.

[54] Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Шри Шивананда Свами. Кундалини йога. Бишкек. 1993. С. 609.

[55] Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 435-436.

[56] См.: Там же. С. 436-437.

[57] Там же. С. 447.

[58] Там же. С. 448.

[59] Там же. С. 437.

[60] Легенды о Кришне. Бхагавадгита. Перевод Смирнова Б.Л. М., Одиссей. 1995. С. 485

[61] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 219.

[62] Духовное знание и раджа йога. СПб., Санкт-Петербургский центр всемирного духовного университета Праджапита Брахма Кумарис. С. 26.

[63] См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 317.

[64] Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С.52

[65] Йог Рамачарака. Хатха-йога. Учение йогов о физическом здоровье. СПб., Альфа. 1991. С. 97

[66] Там же. С.96

[67] Там же. С.43.

[68] Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С. 10

[69] Аюрведа (наука долголетия) – медицинская школа, основанная на мистических откровениях. Согласно индуистскому преданию, аюрведа была воспринята людьми от бога врачевания Дханвантари.

[70] Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 387.

[71] Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С. 75.

[72] Действительно, такое учение присутствует во всех оккультных направлениях. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства / Гл. 3. Бог или «психическая энергия»?

[73] Йог Рамачарака. Хатха-йога. Учение йогов о физическом здоровье. СПб., Альфа. 1991. С.72.

[74]Там же. С. 5.

[75] См.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.130 (0.061 с.)