Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аксиология как учение о ценностях
АКСИОЛОГИЯ (греч.αζια- ценность, λόγος - учение) - философское учение (наука) о ценностях и их природе, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности [2]; это философская доктрина ценностей (императивы, идеалы, эталоны, регулятивы, принципы, нормы), характера, способов, состава регламентирования смысло-жизненных позиций, ориентации, мотиваций человеческой деятельности [1]. Проблема ценностей в широком культурном смысле неоднократно возникала в истории в периоды ломки традиций, пересмотра сложившихся взглядов на взаимоотношения личности, общества, государства и мира [2]. Ценность - это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений. Между тем отдельные ценности не одинаково значимы. Каждая культура отличается от другой аутентичным набором ценностей, обусловливающих специфику поведения ее представителей. Подчеркивание этого обязывает выявить в ценностях партикулярные измерения (историчность, этничность и т.д.), однако, мобилизующие деятельность не по собственному побуждению (волюнтаризм), а по аккумулированным и апробированным в групповом опыте (и, следовательно, также высоким) целям. Аксиология - нормативная, рефлективная дисциплина. В отличие от иных наук, изучающих способы конкретного нормирования поведения (юриспруденция, история, педагогика), она концентрируется на вопросах фундаментального свойства: стихия человеческого общения и принципы его регуляризации, регламентации, регуляции, которые составляют нерв аксиологического рассмотрения. Предмет аксиологии - деонтологическая среда и механизмы ее обязывающего влияния, действенные отображения сферы должного на сферу сущего [1]. Аксиология как автономное философское исследование возникает лишь тогда, когда, во-первых, понятия «ценность» и «действительность», «реальность» расходятся; а во-вторых, происходит размежевание понятий «ценность» и «истина». В самом деле, как только ценность понимается нами в качестве должного, как объект стремлений и пожеланий, тогда рождается и потребность ответить на новые вопросы: как соотносятся «ценности» и «факты», какова структура человеческих ценностей и др. Позже возникает также осознание того, что ценности науки и так называемые гуманистические ценности могут не совпадать, даже противоречить друг другу [2]. Способность человека осознавать и переживать собственное несоответствие должному называется совестью. Высшая степень ценного, значимого для человека, совершенный образец чего-либо, конечная цель стремлений называется идеалом. Линия «идеал выше человека» представляется неадекватной как эпистемологически, так и фактически, как генетически, так и функционально. В онтологической плоскости она влечет гипостазирование ценностей. В праксиологической плоскости она влечет насилие: сочленение должного с сущим через террор, разрушение «практического гуманизма». Как точно отмечал С. Франк, «подлинная и глубочайшая предпосылка деспотизма лежит в идее непогрешимости, в своеобразном, по существу мистическом, сознании обладания абсолютной истиной» [4]. Последовательное продумывание данных моментов дает понимание того, что абсолютизм, морализм в толковании ценностей не терпим; состоятельное отношение к ценностям обусловливается их подчинением человечности, и исток ценностей - не разум, а жизнь и ее потребности.
Сумма философских знаний, сложившихся в веках, отличается цельностью, синтетичностью. Она детерминирована единой рефлективной задачей - доктринацией субъект-объектных связей. Аксиология возникает в конце XIX - начале XX в. как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности» (смысл жизни и истории, направленность и основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношение личности и общества и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности тем самым приобретает характер разгадки всего и вся и считается областью особого, вненаучного исследования, своеобразным способом видения мира. Явления ценности при этом рассматриваются как внесоциальные феномены. Объективно-идеалистические теории (неокантианство, последователи гуссерлианской феноменологии М. Шелер и Н. Гартман, неотомизм, интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.005 с.) |