Обучающий эффект: координация и приспособление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучающий эффект: координация и приспособление



 

Наконец, следует обратить внимание на то, каким образом действующие субъекты А и В научились действовать, подстраиваясь друг под друга. В результате предпринимательской деятельности, которую инициировал С, В больше не обходится расточительно с доступным ему ресурсом, а сохраняет его, действуя в своих собственных интересах. Поскольку в таком случае А может рассчитывать на этот ресурс, он в состоянии достичь своей цели и приступает к деятельности, от которой отказывался ранее. Итак, они учатся действовать скоординированно, т. е. обуздывать себя и подстраивать свое поведение к нуждам другого. При этом они обучаются наилучшим из возможных способов: не осознавая того, что учатся и по собственному побуждению; иными словами, добровольно и в рамках системы, внутри которой каждый из них стремится к своим личным целям и преследует собственные интересы. Именно это является ядром изумительного по своей простоте и эффективности процесса, который делает возможной жизнь в обществе. Наконец, мы видим, что предпринимательская активность С не только делает возможной отсутствовавшую до этого координацию действий А и В, но и позволяет им обоим произвести экономический расчет для собственных действий, используя данные и информацию, которая раньше была им недоступна и владение которой значительно повышает вероятность того, что каждый из них достигнет своей цели. Таким образом, именно информация, порождаемая в ходе предпринимательского процесса, и есть то, что позволяет людям производить экономические расчеты. В отсутствие предпринимательского процесса информация, необходимая людям для того, чтобы правильно посчитать или оценить ценность каждого из возможных вариантов их действий, не возникает. Итак, в отсутствие предпринимательства экономический расчет невозможен11.

В этих наблюдениях заключаются важнейшие и наиболее фундаментальные уроки социальной науки, позволяющие нам сделать вывод, что предпринимательство, несомненно, является наиболее существенной из социальных функций, поскольку оно делает жизнь в обществе возможной, корректируя и координируя поведение его отдельных членов. Невозможно представить существование какого бы то ни было общества в отсутствие предпринимательства.

 

Основной принцип

 

С теоретической точки зрения по‑настоящему важно не то, кто конкретно занимается предпринимательством (хотя в практическом отношении именно это важнее всего): принципиально то, что в отсутствие институциональных и правовых ограничений свободы предпринимательства любой человек может использовать свои предпринимательские способности, как он считает нужным, извлекая выгоду из той эксклюзивной практической информации, которую он создает в каждом конкретном случае.

Более глубоко исследовать происхождение той врожденной силы, которая побуждает человека действовать по‑предпринимательски во всех областях жизни, – это задача не для экономиста, а для психолога. Мы же хотим просто подчеркнуть следующий фундаментальный принцип: как правило, человек находит интересующую его информацию, а в силу этого – при условии, что он свободен в достижении своих целей и отстаивании своих интересов, – его цели и интересы работают как стимулы для его предпринимательской деятельности и дают ему возможность постоянно замечать и находить практическую информацию, необходимую для реализации его стремлений. Верно также и обратное. Если – не имеет значения, почему – в какой‑либо области жизни общества предпринимательство ограничено или запрещено (посредством принудительных юридических, институциональных или традиционных ограничений), то люди не станут даже рассматривать возможность достижения целей в этой запретной области, а раз цели будут недостижимыми, то они не будут работать как стимулы и, соответственно, не будет появляться никакой практической информации, значимой для их достижения. Кроме того, в этих условиях даже те люди, кого это затронет, не будут осознавать огромной ценности и многочисленности целей, ставших недостижимыми в результате институциональных ограничений. На примере человечков, изображенных на рис. 4.1 и 4.2, мы видим, что если люди свободны в своей человеческой деятельности, то в каждом случае социальной рассогласованности и отсутствия координации «предпринимательская лампочка» может свободно загореться, запустив процесс создания и передачи информации, процесс, приводящий к устранению рассогласованности; именно такая координация делает жизнь в обществе возможной. Однако если в какой‑либо сфере имеются препятствия для предпринимательства, то «предпринимательская лампочка» никак не может загореться: иными словами, тогда у предпринимателя нет возможности обнаружить существующую рассогласованность, которая в силу этого продолжает существовать и может даже углубляться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.220.21 (0.005 с.)