Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Президенты независимой Латвии
Улманис Гунтис – 1993–1999 Вике-Фрейберга Вайра – 1999–2007 Затлерс Валдис – 2007–2011 Берзиньш Андрис – 2011–2015 Вейонис Раймондс – с 2015 Законодательная власть принадлежит однопалатному Сейму, избираемому на 4 года гражданами Латвии в составе 100 депутатов. Система голосования – пропорциональная, депутаты избираются по пяти избирательным округам; существует 5%-й барьер прохождения в Сейм для политических партий. Правительство Латвии – Кабинет министров, составляемый лицом, которое выбирает президент государства, и утверждаемый Сеймом. Глава правительства – президент министров. Важнейшие вопросы решаются путем всенародных референдумов. С осени 2007 г. по инициативе профсоюзов идет борьба за изменение Конституции ЛР 1922 г., с целью предоставить народу право распускать Сейм ЛР (сейчас по Конституции право роспуска имеется только у Президента). 2 августа 2008 г. референдум прошел, но кворум явки не был достигнут (пришло 41,51 % от необходимого числа избирателей). Участвовать в референдумах, избирать депутатов Сейма и органов местного самоуправления и быть избранными имеют право только граждане (84% населения), неграждане могут лишь состоять в партиях без права голоса вне пределов партии. Согласно Конституции, зафиксировавшей сложившуюся традицию, Латвия делится на четыре региона – Латгале, Земгале, Курземе, Видземе. Границы между ними определяются не экономическими, а историческими и культурными различиями, а также в некоторой степени рельефом и климатом. Постсоветское административное деление Латвии проходило в несколько этапов и только в 2009 г. было введено решение о новом административном делении Латвии – 96 краев (novads), в настоящее время 110, и 9 республиканских городов. Основная административная единица – край. Несмотря на четко прописанные нормы количества населения в новадах (не менее 4000 человек), примерно в одном случае из пяти эта норма нарушается. Например, в Балтинавском новаде или Алсунгском менее 2000 человек. В то же время существуют и новады по 20000-30000 и более человек (Талсинский, Огрский). Такое деление позволяет обеспечить выборность нужного количества депутатов в Сейм Латвии от «стратегических» местностей, где поддержка правящих партий сильнее. И наоборот, уменьшить количество депутатов из регионов, известных своей оппозиционностью. Органы власти муниципалитетов (думы) избираются на 4 года. Очень важный вес в политической жизни государства играет Рижская дума, среди депутатов которой присутствуют и представители непарламентских партий.
Нынешний латвийский государственный аппарат – один из самых крупных среди всех стран Европы, доля чиновников составляет здесь целых 7,65 % от всего экономически активного населения страны (для сравнения, в соседней Литве – всего 0,93 %), а расходы на поддержание госаппарата составляют целых 20 % всех средств государственного бюджета (в Эстонии – всего 8 %). Правительство в Латвии всегда коалиционное, и за последний десять лет в правительственной коалиции ни разу не была представлена ни одна партия, представляющая интересы русскоязычного населения, даже несмотря на большое количество голосов на выборах у таких партий. Так, партия ЗаПЧЕЛ по результатам выборов 2002 г. заняла второе место, но в итоговое коалиционное правительство не вошла. Основные политические партии. С 1990 года у власти в стране непрерывно находятся правые («латышские») партии, большинство из которых являются коалициями: «Согласие», «Единство», «Союз «зеленых» и крестьян», Национальное объединение «Все для Латвии!»- Отечеству и свободе/Движение за национальную независимость Латвии», их названия немного варьируются от Сейма к Сейму, а идеологические установки преимущественно консервативные. «Центр согласия» был основан 9 июля 2005 г. путем объединения «Партии народного согласия», партии «Новый центр», Даугавпилсской городской партии и Социалистической партии Латвии. Лидером объединения является Нил Ушаков. На выборах Сейма Латвии в октябре 2006 г. ЦС получил 14,4 % голосов и 17 мест в парламенте. На муниципальных выборах 2009 г. Нил Ушаков и объединение «Центр согласия» добились рекордных результатов на выборах в Рижскую Думу, получив 26 мест из 60. Избиратели «Центра согласия» – преимущественно русскоязычные. В основе программы– борьба за права русскоязычного населения. В последнее десятилетие популярность блока постоянно растет, приведя его к победе на выборах в Сейм 2011 г.
Партия «Единство» создана в 2010 г. на базе долгое время ведущей партии «Новое время». Она была основана в 2002 г. бывшим президентом Банка Латвии Эйнаром Репше. В 2002г., во время избирательной кампании в Восьмой Сейм партия обещала бороться с коррупцией и уклонениями от налогов. Программа «Нового времени» включает правоориентированные реформы систем здравоохранения и образования, такие, как перевод высшего образования на полностью платную основу. На выборах Восьмого Сейма 5 октября 2002 г. партия получила 23,9 % голосов избирателей и 26 из 100 мест в сейме, образовав самую большую фракцию и сформировала правительственную коалицию вместе с тремя другими партиями, пост премьер-министра занял Эйнар Репше. В январе 2004 г. коалиция распалась и Репше подал в отставку, сохранив пост лидера партии. До октября 2004 г. партия находилась в оппозиции, после чего присоединилась к коалиционному правительству Айгара Калвитиса. После скандала, связанного с покупкой голосов на местных выборах в Юрмале своего коалиционного партнера «Первой партии» и распадом коалиции, «Новое время» снова оказалось в оппозиции. Объединившись с «Гражданским союзом» и «Обществом за другую политику» она создала блок, в 2011 г. преобразованный в единую партию. «Союз зеленых и крестьян» - коалиция Латвийской зеленой партии и Крестьянского союза Латвии, созданная в 2002 г. В основе программы – эколого-либерализм и аграризм. «Русская партия» (до 2014 г. «ЗаПЧЕЛ – За права человека в единой Латвии») – левоцентристская оппозиционная партия в Латвии, представляющая преимущественно интересы русскоязычных жителей. Основано в 1998 г. Бессменный сопредседатель – Татьяна Жданок, другие меняются. В основе программы – защита интересов национальных меньшинств, особенно русских неграждан. Существенное место в программе занимает борьба за «нулевой вариант» гражданства. В недавнем прошлом заметной в политическом спектре Латвии была «Народная Партия», основанная в 1998 г. Андрисом Шкеле, бизнесменом и бывшим премьер-министром, являвшимся председателем партии до 2002 г., затем место председателя партии занял Атис Слактерис. Партия находилась у власти в Латвии в 1999-2002 гг., а также с 2004 г.. На парламентских выборах 2002 г. партия получила 16,7 % голосов избирателей и 20 из 100 мест в Сейме (третье место). В 2006 г. на парламентских выборах «Народная партия» заняла первое место с 23 депутатами и 19,56 % голосов. В 2011 г. было принято решение о самороспуске партии по причине объявленного финансового краха и нарушений при выборах 2006 г. Этнополитическая ситуация и положение «неграждан». В период кризиса обострилась национальная ситуация, политика властей в отношении которой недостаточно последовательна. В канун празднования Дня Победы 2009 г. мэр Риги Янис Биркс призвал ограничить празднование. Одновременно латышская националистическая партия Visu Latvijai! пожелала провести митинги протеста у Памятника Освободителям в Риге, но и ей было отказано. Зато 16 марта 2009 г., в День памяти Латышского легиона, вопреки запрету Рижской Думы, состоялось привычное уже шествие ветеранов Латышского легиона CC с возложением цветов у Памятника Свободы. Непоследовательность властей Риги привела к тому, что в июле 2009 г. на пост мэра столицы был впервые избран русский политик Нил Ушаков, лидер объединения политических партий «Центр согласия».
Политика властей независимой Латвии в отношении граждан собственного государства является наиболее жесткой на всем постсоветском пространстве. 84% населения имеют все политические права, однако, и для них существует ряд ограничений на право быть избранным в случае доказанной деятельности после 13 января 1991 г. в одной из ряда запрещенных (после поражения ГКЧП) просоветских организаций, работы в КГБ и других спецслужбах ЛССР и СССР. Однако главным феноменом постсоветской Латвии стал институт «неграждан», не имеющий аналогов в современной европейской истории. 15 октября 1991 г. Верховным Советом (избранным как ВС ЛССР в 1990 г.) было принято решение, предусматривающее, что только граждане Латвии на июнь 1940 г. и их прямые потомки могут рассчитывать на признание их в качестве граждан Латвии. Для остальных жителей получение гражданства было возможно лишь за особые заслуги. Остальные – прибывшие в Латвию в период ее вхождения в СССР, и их потомки, родившиеся на территории ЛССР и позже на территории ЛР, – получили «статус негражданина». 12 апреля 1995 г. был принят «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства» — самый суровый из аналогичных законов постсоветского пространства.Совершенно особую, часто трагическую ситуацию Закон о гражданстве вызвал в смешанных в этническом плане семьях, где, например, главы семейств, бывшие служащие советской армии и подобных структур, и их дети подлежали высылке, в то время как жены имели право на получение всех гражданских прав. Встречались и обратные ситуации, которые так и не нашли разрешения. Неграждане Латвии имеют лишь право состоять в партиях (но не основывать их), занимать в них выборные должности и делать им пожертвования, но не участвовать в парламентских и иных выборах. В 1994 г. был принят закон о гражданстве, сделавший возможным (с 1998 г. – для большинства неграждан) получение гражданства после прохождения процедуры натурализации. Процедура натурализации предусматривает сдачу специальных экзаменов по латышскому языку, истории, основам конституции и гимну Латвии, хотя ЕС раскритиковало эту процедуру в отношении «коренных» неграждан как дискриминационную. На начало 2015 г. число неграждан составляло 12,2 % населения. Большая их часть проживает в шести крупнейших городах Латвии. В процентном отношении их число сокращается, однако причина не только в натурализации, но и в естественной смертности старшего поколения, а также эмиграции.
Натурализация «неграждан» происходит постоянно. Так, в 2004 г. гражданство Латвии получили 18 799 человек, в 2005 г. - 21 627 человек, в 2006 г. - 18 964 человека. Однако часть неграждан принципиально не желают проходить данную процедуру, так как не признают официальной версии Латвийской Республики по поводу событий 17 июня 1940 г. и незаконность последующего включения Латвии в состав СССР и считают, что они имеют право на получение гражданства автоматически. Как и в Эстонии, положение неграждан улучшилось после вступления Латвии в ЕС, поскольку с 19 января 2007 г. они фактически стали гражданами ЕС и для них вступил в силу безвизовый режим перемещения по странам ЕС, кроме Великобритании и Ирландии. Одновременно по Указу Президента РФ Д.А. Медведев они имеют право на безвизовый режим пересечения границы РФ с июня 2008 г. В число неграждан входит не только русскоязычное население, хотя оно составляет в настоящий момент 65 % общего числа лишенных гражданства, но и белорусы (13 %), украинцы (9,5 %), поляки, литовцы, евреи и даже этнические латыши (0,5 %). Реально русский язык считает родным 37,5 % населения, и наиболее острый вопрос нынешнего положения неграждан, как и всего русскоязычного меньшинства, – отсутствие у него государственного статуса. Столь же остро, хотя в ином масштабе, ведется борьба за предоставление статуса государственного латгальскому языку, который власти официально рассматривают как разновидность латышского. Острый политический вопрос, вызвавший самые массовые протесты в начале XXI в. - перевод части предметов в общеобразовательных школах с русским языком обучения на преподавание на латышском языке. Реформа по введению билингвистического обучения в старших классах русских школ в процентном отношении 60:40 латышских и русских предметов снизила качество обучения на обоих языках, в частности из-за нехватки квалифицированных кадров и учебных пособий. Помимо государственных и коммерческих латышскоязычных информационных каналов и изданий, в стране действует ПБК (Первый балтийский канал), Русское радио, русскоязычные новостные газеты «Вести сегодня». «Час» и др. Государственный контроль над СМИ осуществляется прежде всего путем использования актуальных бизнес-факторов. Конституция Латвии не предусматривает наличие государственной религии, но преобладающее число верующих составляют лютеране (580 тыс. человек) и представители других ветвей протестантства (баптисты, методисты, мормоны и др.), на востоке широко распространен католицизм (430 тыс.). В Латвии большая православная община (350 тыс.) и большая старообрядческая община переселенцев времен Российской империи, вместе с тем принадлежность к православию часто воспринимается как фактор политического выбора (поддержка русскоязычного национального меньшинства), а не как чисто религиозный.
Социально-экономическое развитие. За прошедшие после 1991г. годы, в Латвии осуществили ряд экономических реформ. В 1991г. национальной валютой стал лат, в 2013 г. страна перешла на евро. Проведена приватизация и реституция национализированной в советский период собственности. Промышленность. После 1991 г. падение производства в промышленности происходило катастрофическими темпами. К 1995 г. объем производства в промышленности составил 35,2 % от уровня 1990 г. Число рабочих сократилось на 182 тыс. человек. Даже Министерство промышленности было ликвидировано. Крупнейшие предприятия советской индустрии – заводы ВЭФ, ЭЛЛАР, Радиотехника, Дамбис – 28,1 % медленно умирали из-за разрыва сырьевых и технологических цепочек. Уровень безработицы не опускался ниже 15 %. Несмотря на значительные иностранные инвестиции, обновление технической базы предприятий не производилось. Сохранилась только деревообрабатывающая отрасль, в основном в виде продажи сырой древесины и пиломатериалов. По данным на 1998 г. в перечень крупнейших предприятий Балтии входило 18 промышленных предприятий Литвы, 15 предприятий Эстонии и только 6 Латвии. Бывший электронный гигант завод ВЭФ сократил численность своих рабочих до 85 человек. К 2000 г. добывающая промышленность составляла 59,6 % от уровня 1990 г, обрабатывающая – 45,3 %, пищевая – 40,9%, текстильная – 36,7 %, химическая – 16,5 %, машиностроение – 13,8 %, электромашиностроение и приборостроение – 21,1 %, автомобильная – 2,9 %. Даже наиболее развитая глубокая деревообработка – мебель, целлюлоза и бумага – составляли всего около 50 % от уровня 1990 г. Зависимость от поставок сырья сделала промышленность Латвии уязвимой перед любыми изменениями мировой конъюнктуры. Выжили отрасли, опиравшиеся на зарубежные заказы и включенные в глобальную экономику в качестве отдельных звеньев. В настоящее время в Латвии продолжают работать предприятия пищевой промышленности, Лиепайский металлургический завод, Огрский трикотажный комбинат, Судоремонтный завод, завод электроинструмента в Резекне, несколько небольших предприятий с числом рабочих 100 – 150 человек. Вступление в ЕС усложнило их положение, поскольку потребовало приведения промышленности в соответствие с европейскими стандартами, что было не по силам многим предприятиям, как мелким, так и крупным. По расчетам Минфина Латвии для получения всех необходимых по требованиям ЕС разрешений и сертификатов предприятиям требуется истратить 1,2 млд. лат в течении 10 лет. Эта сумма равна всем накопленным прямым иностранным инвестициям в экономику Латвии за все годы независимости. Латвия признается одной из беднейших европейских стран, она потеряла свою ведущую роль среди стран Балтии. Большую часть промышленной продукции и оборудования Латвия импортирует, в том числе из Литвы, Эстонии и Белоруссии. Основные экспортные товара Латвии: железо и металл в брусках – 8,2 %, электрические машины и оборудование – 6,2 %, пиломатериалы – 4,5 %, трикотажные и текстильные изделия – 3,5 %, фармацевтическая продукция – 3,3 %, лес-кругляк – 2,8 %, деревянные изделия – 2,5 %. В 1999 г. Латвия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Страну вместе с Литвой и Эстонией входят в единый таможенный союз. Основные торговые партнеры – страны ЕС, Россия, Белоруссия, страны Балтии. Затяжной экономический кризис в начале 2000 гг. сменился подъемом, ВВП рос стабильно на 5-7 % в год, в 2006 г. темпы роста ускорились до 12,6 %, в 2007 г. – 10,3 %. По итогам 2007 г. Латвия по темпам роста ВВП находилась на третьем месте на постсоветском пространстве. Опережали Латвию среди стран постсоветского пространства только Азербайджан и Армения. Однако рост ВВП Латвии шел прежде всего за счет бурного развития сектора услуг, доля которого составляет 70,6 %, в то время как промышленность занимает всего 24,7 %, сельское хозяйство – 4,7 %. С началом мирового экономического кризиса в 2008 г. рост ВВП прекратился, экономика оказалась в критическом положении. Экономика Латвии, полностью зависимая от мирового рынка, очень серьезно пострадала от мирового экономического кризиса: начался кризис в области строительства и недвижимости, составлявшей основу роста ВВП, возникла угроза дефолта, уровень безработицы и всей совокупности социальных проблем резко вырос. Значительна государственная задолженность: на конец 2008 г. внешний долг Латвийской Республики достиг примерно 41 млрд. долларов США, что больше суммарного показателя ВВП Латвии за 2008 г.. Уровень инфляции составлял около 15 % в год. Транспорт. Большое значение имеют для экономики рижский и вентспилский морские порты, через которые осуществляется транзит российских грузов и нефти, дававших в 1990-е гг. до 20 % ВВП. Государственная компания - Латвийские железные дороги также ориентирована во многом на внутренние и транзитные грузоперевозки. Сеть автодорог густая, пассажирские перевозки по железной дороге, имеющие внутренне значение, хорошо организованны еще с советских времен. Помимо Рижского международного аэропорта, крупнейшего в Прибалтике, активно действуют региональные аэропорты, в первую очередь в Лиепае. Туризм. Туристическая индустрия – одна из значимых по вкладу в ВВП. Рижское взморье, столица страны Рига, курорт Юрмала, фестивальный Лиепая – были и остаются основой туристического бизнеса Латвии. Рига –древний город на берегах Даугавы, недалеко от места ее впадения в Рижский залив со старинной (частично восстановленной) застройкой. Недалеко от Риги, в Сигулде, сохранились развалины замков крестоносцев XIII в. (один из которых воссоздан). Популярнейшем курортом Латвии является Юрмала, центр индустрии прибалтийского туризма, туристический заповедник с песчаным пляжем протяженностью 32 километра. Туристическая отрасль вносит важнейший вклад в ВВП.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.022 с.) |