Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гера – грозная охранительница законного брака. Рождение ареса и гефеста
Наконец Зевс вступает в третий законный брак со своей родной сестрой Герой, богиней, блюдущей устои моногамной патриархальной семьи, зорко следящей за верностью мужчины и правильностью взаимоотношений родителей и детей (там же 921‑923). И хотя среди незаконных жен Зевса были великие богини Деметра, Евринома, Мнемосина и Лето (о связях Зевса с нимфами и смертными женщинами и говорить нечего), Гера – главенствующая супруга и хранительница семейных устоев – преследовала эти незаконные увлечения Крониона.
76. Хариты. III в. до н. э. Кирена. Музей
Особенно жестоко Гера покарала дочь реки Инах, прекрасную Ио. Она превратила ее в корову (по другой версии, это сделал сам Зевс, поклявшись, что с ней не сходился), приставила к ней стражем всевидящего Аргуса, наслала на нее жалящего овода. Когда Гермес убил по приказу Зевса стоглазого стража, Ио, гонимая безумием (по греч. "овод" и "безумие" обозначаются одним словом – oistros), странствовала вплоть до пределов Египта, где она родила Зевсова сына Эпафа, родоначальника многих героев и среди них самого Геракла (Аполлод. II 1,3; Эсх. Пром. 846‑876). Таким образом, и незаконные связи Зевса, и преследования Геры не только не помешали появиться на свет знаменитым потомкам Зевса, без которых была бы немыслима вся мифология героизма, но даже способствовали в конечном счете укреплению героического мира и прославлению богов, объединяя в одно целое Олимп и землю. Зевс и его дети невольно оказались связанными кровными и родственными узами с поколением героев, о которых речь пойдет дальше, и тем самым даже Олимп как божественная твердыня станет в конце концов доступным для самых достойных и прославленных из них. Однако архаическое прошлое Геры, ее былой фетишизм и зооморфизм (на острове Самос ей поклонялись в виде деревянного фетиша, в городе Аргос она – священная корова) сказываются в первую очередь на ее сыне Аресе (Ил. V 96), боге безудержной и жестокой войны, имеющем свои корни в догреческом, возможно фракийском, мифологическом субстрате. Во всяком случае, среди олимпийцев Арес с его непризнанием всяких разумных и правовых норм чувствует себя неуютно, особенно рядом с богиней Афиной, мудрой воительницей.
77. Деметра и Персефона. Терракота из Коринфа. Около 620 г. до н. э. Лондон. Британский музей
Зевсу, самому прошедшему через битвы с чудовищными противниками (титаны, Тифон, гиганты), положившему в основу олимпийского бытия мир и гармонию (Эйрена – Мир – его законная дочь от Фемиды, богини справедливости, а Гармония – его внучка), был ненавистен Арес именно за то, что он похож нравом на Геру, от которой сын унаследовал древнее матриархальное буйство. Арес, отличающийся буйным нравом и вероломством, явно нелюбим Зевсом. Ему дана в удел презираемая Олимпийцами кровожадная, дикая, бессмысленная резня. По мнению Зевса, Арес самый ненавистный из богов, и отец рад был отправить его глубже всех потомков Урана в Тартар (там же 889‑898). Но он все‑таки и Зевсов сын, а жестокую войну невозможно вести, не истребляя людей. Значит, необходимо существование Ареса уравновесить Афиною. Зато дочь Геры Илифия особенно близка матери. Она покровительница ро‑жениц, посылающая им и страдания и освобождение от них. Илифия неизменно повинуется матери, а Гера не раз прибегает к ее помощи, чтобы причинить вред соперницам (Каллим. IV 255‑258).
78. Деметра. Фрагмент фриза алтаря Зевса в Пергаме. Около 180 г. до и. э. Берлин. Государственные музеи
Другая дочь Геры и Зевса – Геба, богиня вечной юности, прислуживающая на трапезах богов, создавая милый семейный уют в доме Зевса. Ее отдадут в жены любимому сыну Зевса, Гераклу, когда тот после всех страданий будет взят на Олимп и станет там богом. Гера упорно отстаивает самостоятельность своего женского начала, доходя до невероятных крайностей. Так, по одному свидетельству, Гера совершила страшное дело в ответ на рождение Афины. Ударом ладони по земле она способствовала рождению из нее чудовищного Тифона (Гом. гимн. II 154‑174). Правда, по более распространенному мифу, Тифона рождают Гея – Земля и Тартар еще до укрепления Зевса на Олимпе, так что Гера оказывается непричастной хтоническому чудовищу и остается богиней классической мифологии. Но все‑таки это свидетельство знаменательно.
79. Муза Клио. I в. н. э. Ленинград. Государственный Эрмитаж
Чудесное рождение Афины (по другой версии) послужило поводом для появления на свет Гефеста тоже не менее удивительным путем, и тут уже без участия отца (Гес. Теог. 927 сл.). Но месть Геры Зевсу оказалась испытанием в первую очередь для нее как для матери – ибо без участия Зевса, своего мужа, она могла породить только уродливого Гефеста или просто чудовище Тифона. Печальное рождение Гефеста и попытка Геры отделаться от него, сбросив с Олимпа, что только усугубило его хромоту, и породили его вражду к матери (Гом. Гимн. II 138‑140).
80. Муза Терпсихора. I – II вв. н. э. Рим. Музеи Ватикана
Любопытно тем не менее, что ненавистный матери сын защищает ее перед Зевсом, за что терпит наказание, будучи вторично сброшен с Олимпа, но уже отцом (Аполлод. I 3, 5; Ил. VI 135). Гефест, несмотря ни на что, глубоко ощущает кровную и историческую связь с матерью в двух планах.
81. Муза Урания. I – II вв. н. э. Рим. Музеи Ватикана
Как мы знаем, Гера – одна из главных покровительниц ахейских героев, их активная союзница, часто идущая на хитрость ради помощи своим подопечным. И это объединяет Геру с эпохой героизма в истории развития мифологии. Вот почему Гефест охотно выполняет ее просьбы. Помогая Ахиллу, огненная сила Гефеста успешно сражается с водами речного бога Ксанфа (Ил. XXI 330‑384). С другой стороны, с матриархальными рудиментами Геры вполне уживается огненная стихия Гефеста как демонической силы, все пожирающей и испепеляющей. Однако, в отличие от Гесиода, Гомер считает Гефеста законным сыном Зевса и Геры, а такое олимпийское происхождение преобразует древнего повелителя огня в благодетельное божество, отдающее огонь на пользу богам и людям. Недаром Гефест, как сын Зевса, берет в жены Афродиту. По другой версии, его супруга – тоже дочь Зевса, одна из Харит, прелестное и милостивое божество (там же XVIII 382‑383).
82. Муза Талия. I – II вв. н. э. Рим. Музеи Ватикана
Как сын Зевса, Гефест иногда направляет свое искусство во вред Гере, наказывая ее. Он выковывает прекрасный трон, но когда Гера усаживается на него, ее охватывают золотые узы, и богиня испытывает муки от своей беспомощности и стыда (Гигин 166). Итак, появление Гефеста на свет сопряжено с мучительными для него событиями, хотя именно благодаря им постепенно формируется в олимпийской мифологии образ некрасивого, но умного и доброго бога, страдающего от распрей отца и матери, сознающего материнское несовершенство и жестокость отца, жалеющего чужих матерей и чужих сыновей.
83. Муза Полигимния. I – II вв. н. э. Рим. Музеи Ватикана
Классическая мифология в лице Гефеста обретает бога‑помощника, наделенного сострадательным нравом, почему он и станет особенно близок людям. Для Олимпа был также важен факт рождения близнецов Аполлона и Артемиды. Гера, как всегда предугадав здесь глубокие последствия, решительно противодействует этому для упрочения своего брака.
84. Муза Эвтерпа I – II вв. н. э. Париж. Лувр
Так в образе верховной богини причудливо переплетаются старинные матриархальные черты и совершенно новые функции, укрепляющие и облагораживающие отношения патриархальной семьи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.011 с.) |