Вы никогда не задумывались о том, что антоним к слову «антоним» – это «синоним». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вы никогда не задумывались о том, что антоним к слову «антоним» – это «синоним».



 

 

Архаизмы

 

Архаизмы – это устаревшие слова, которые в процессе развития языка заменились более современными синонимами.

Но при этом архаизмы продолжают использоваться, например, в поэтической речи для создания так называемого «высокого стиля».

Причина появления архаизмов – беспрерывное развитие языка. Просто на смену одним словам постоянно приходят другие.

Например, никто сейчас уже не говорит «ведать». Все говорят «знать». Но зато сохранились такие производные слова, как «неведение», «неведомый» и «ведьма».

Никто не говорит в обычной речи «вельми», зато все говорят «очень» и «весьма». Никто не использует в быту слова «давеча», «десница», «длань», «ланиты», «лепота», «перст», «уповать», «чело» и т. п. А вы, кстати, знаете, что это такое?

Или, скажем, такие всем хорошо известные строки:

 

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит…

 

Мы все привыкли думать, что «сени» – это входная часть (прихожая) традиционного русского дома, что это такой разделительный барьер между жилым помещением и улицей, выполняющий роль теплового тамбура.

И что?

Вот мы все учили эти строки в школе. А никто не задумывался, что это ласточка вдруг решила делать в «нашей» прихожей?

Если честно, я и сам даже не подозревал, что слово «сени» в русском языке имеет и другое значение. Это значение стало архаизмом, и об этом не знают даже многие учителя.

Кстати, попробуйте задать вопрос про ласточку своему учителю в школе. Конфуз обеспечен. Потому что ласточке совершенно нечего делать в «нашем» тамбуре. Потому что она «с весною» летит совсем в другое место.

Так в какое же?

Сообразите сами. А для этого вам – подсказка. Строки из Пушкина:

 

… и сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад…

 

А вот ещё его строки:

 

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса…

 

Разве у сада может быть разделительный барьер между жилым помещением и улицей? И что это за прихожая дома, в которой ветра шум? Дверь, что ли, забыли закрыть? Или щели в полу?

Или, скажем, такие строки Андрея Федосеевича Раевского, талантливого поэта и брата декабриста: «Примите мою признательность за те сладостные часы, которые провёл я так счастливо в мирных сенях ваших!»

Это что же? Его не пускали в дом и держали в прихожей?! А он ещё и благодарит за это?!

Надеюсь, все поняли, что в старину «сéнями» назывались кроны (множественное число) деревьев, образующие как бы шатёр и возможное укрытие для человека.

 

КСТАТИ

Архаизмы следует отличать от историзмов, то есть от слов, полностью вышедших из употребления. Историзмы – это слова, которые устарели потому, что предметы и явления, которые они обозначали, исчезли из жизни: зипун, полушка, барчук, урядник, оброк.

 

 

Неологизмы

 

Неологизмы – это слова, значения слов или словосочетания, недавно появившиеся в языке. Это всё новообразованное, отсутствовавшее ранее.

Неологизмы были характерны для разных исторических периодов. В частности, можно говорить о неологизмах петровского времени, о неологизмах отдельных деятелей культуры (М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина и др.), неологизмах периода той или иной большой войны и т. д.

Например, М.В. Ломоносов обогатил русский литературный язык следующими словами: атмосфера, вещество, градусник, минус, преломление, равновесие, диаметр, квадрат, горизонт, кислота и т. п.

Слова «промышленность», «трогательный» и «занимательный» ввёл в русский язык Н.М. Карамзин; слова «головотяп», «головотяпство» и «благоглупость» – М.Е. Салтыков-Щедрин; слова «стушеваться» и «лимонничать» – Ф.М. Достоевский.

В частности, слово «стушеваться» Достоевский впервые употребил в повести, опубликованной в журнале «Отечественные записки» в 1846 году.

 

Тот, кто сидел теперь напротив господина Голядкина, был – ужас господина Голядкина, был – стыд господина Голядкина, был – вчерашний кошмар господина Голядкина, одним словом, был сам господин Голядкин, – не тот господин Голядкин, который сидел теперь на стуле с разинутым ртом и с застывшим пером в руке; не тот, который служил в качестве помощника своего столоначальника; не тот, который любит стушеваться и зарыться в толпе; не тот, наконец, чья походка ясно выговаривает: «Не троньте меня, и я вас трогать не буду», или: «Не троньте меня, ведь я вас не затрогиваю», – нет, это был другой господин Голядкин, совершенно другой, но вместе с тем и совершенно похожий на первого, – такого же роста, такого же склада, так же одетый, с такой же лысиной…

(Ф.М.Достоевский. «Двойник»)

 

А слово «головотяпство» происходит от слов «голова» и «тяпать» (то есть неумело изготавливать, сооружать, создавать). Это слово Салтыков-Щедрин впервые использовал в 1860-х годах в повести «История одного города». В этой повести едкий и ироничный автор придумал ещё много разных интересных слов.

 

Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря. Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется – об стену тяпают; Богу молиться начнут – об пол тяпают. По соседству с головотяпами жило множество независимых племён, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи. Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждовали между собою.

(М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города»)

 

В развитых языках каждый год появляются тысячи неологизмов. Большинство из них имеет недолгую жизнь, но некоторые закрепляются в языке и становятся неотъемлемой его частью. А потом, будучи полностью усвоенными языком, неологизмы перестают быть неологизмами и превращаются в обычные слова основного запаса языка.

По источнику появления неологизмы делятся на:

• общеязыковые (как новообразованные, так и новозаимствованные);

• индивидуально-стилистические (авторские).

Например:

Прилагательное «бездарный» было образовано поэтом Игорем Северяниным. Оно было использовано в 1912 году в его стихотворении «Прощальная поэза (Ответ Валерию Брюсову на его послание)». Там были такие строки:

 

Вокруг – талантливые трусы

И обнаглевшая бездарь…

И только Вы, Валерий Брюсов,

Как некий равный государь…

 

По предназначению неологизмы служат:

• для обозначения не существовавших ранее предметов, явлений и понятий (например: электростанция, спутник, космонавт и т. д.);

• для более краткого или выразительного обозначения (например: НЭП, нэпман и т. д.);

• для достижения художественно-поэтического эффекта (например: громадьё, серпасто-молоткастый и т. д.);

• как названия для вновь создаваемых предметов (например: ксерокс, кодак и т. д.).

Главными способами создания неологизмов являются словообразовательная деривация (образование новых слов по образцу уже существующих в языке слов) и заимствование слов из других языков. Например:

Слово «трогательный», введённое в употребление Н.М. Карамзиным, происходит от глагола «трогать», но оно образовано по методу кальки с французского «touchant» (трогательный) и «toucher» (трогать).

 

КСТАТИ

К неологизмам относятся не только совершенно новые, но и ранее известные слова, которые обрели новое звучание, а порой и значение. Например, сейчас вновь пришло в наш язык слово «департамент».

 

Типичные неологизмы настоящего времени:

• бонус (от латинского «bonus» – добрый, хороший) – вознаграждение, премия;

• гуглить (от английского «Google») – пытаться найти информацию в Интернете с помощью поисковой системы «Google»;

• копирайтер (от английского «copywriting») – специалист по написанию рекламных и презентационных текстов;

• коуч (от английского «coach») – тренер, бизнес-тренер;

• фрик (от английского «freak» – урод) – человек в ярком костюме. В современном обществе этот термин используется для обозначения людей, которые одеваются в совершенно не понятные традиционному обществу наряды, поведение которых не соответствует общественным нормам;

• фейк (от английского «fake») – подделка, фальшивка.

 

КТО БЫ МОГ ПОДУМАТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.126 (0.012 с.)