Понятие и виды психологического портрета преступника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды психологического портрета преступника.



Содержание.

Введение………………………………………………………………….3-4

Глава I. Понятие и виды психологического портрета преступника

1. История исследований………………………………………………….....…5-9

2. Понятие и виды психологического портрета преступника…………...….9-12

3. Психологические особенности личности серийного преступника…….12-18

4.Криминалистический, психиатрический и психологический подходы к выявлению признаков неустановленного преступника……………….18-22

Глава II. Методические аспекты разработки психологического портрета преступника………………………………………………………………..23-26

2.Тактика осмотра места происшествия…………………………………..27-28

3.Прогнозирование места совершения преступления…………………..28-31

4. Временной фактор в анализе серийных преступлений ………………. 31-33

5. Психологические приемы реконструкции признаков виновного по следам и обстоятельствам происшествия……………………………………………..33-39

Глава III Апробирование методики составления психологического портрета преступника по нераскрытому уголовному делу………………………….40-

 

 

 

Введение.

    Тема данной квалификационной работы психологический портрет преступника. Преступник – это лицо совершившее преступление[1]. Преступлением, согласно статье 14 УК РФ, признается виновно совершенное опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания. Состав преступления состоит из объекта преступления, объективной стороны, субъективной стороны, субъекта. Именно в такой последовательности должны раскрываться признаки преступления сотрудниками правоохранительных органов. В рамках моей квалификационной работы, это также представляется наиболее оптимальным вариантом. Во-первых, необходимо понимать, что психологический портрет преступника составляется только тогда, когда, казалось бы, что преступника и жертву ничего не связывает, так называемые «неочевидные преступления». Во-вторых, забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что именно такая последовательность позволяет досконально точно определить признаки и свойства личности, совершившего преступление.

    Актуальность данной темы обуславливается тем, что в расследовании преступлений со скрытой мотивацией каких-либо «материальных» следов для поимки преступника обнаружить обычно не удается, либо они не пригодны для идентификации личности. В помощь сотрудникам правоохранительных органов приходит методика построения психологического портрета неустановленного лица, совершившего преступление. Использование этой методики позволяет решить ряд задач, а именно: определение круга подозреваемых, прогнозирование поведения преступника, построение наиболее оптимальной тактики допроса, оправдание невиновного лица и т.д.

    Объектом квалификационной работы является система теоретических принципов построения психологического портрета преступника, а также практика расследования преступлений по «неочевидным» преступлениям.

    Предметом же являются: психологические признаки и свойства преступника, различные методики разработки психологического портрета, его содержание, а также практика составления.

    Мною были поставлены следующие цели:

1) рассмотреть, что в научной литературе понимается под «психологическим портретом преступника», и в каких случаях его эффективно можно использовать;

2)  рассмотреть психологические особенности личности преступника, выяснить, что влияет на формирование такой личности;

3) рассмотреть и проанализировать подходы в составлении психологического портрета преступника;

4) рассмотреть и проанализировать методы, способы и приемы по составлению психологического портрета преступника;

5) рассмотреть реальное уголовное дело и попробовать составить психологический портрет неизвестного преступника.

Глава I

Глава II

Содержание.

Введение………………………………………………………………….3-4

Глава I. Понятие и виды психологического портрета преступника

1. История исследований………………………………………………….....…5-9

2. Понятие и виды психологического портрета преступника…………...….9-12

3. Психологические особенности личности серийного преступника…….12-18

4.Криминалистический, психиатрический и психологический подходы к выявлению признаков неустановленного преступника……………….18-22

Глава II. Методические аспекты разработки психологического портрета преступника………………………………………………………………..23-26

2.Тактика осмотра места происшествия…………………………………..27-28

3.Прогнозирование места совершения преступления…………………..28-31

4. Временной фактор в анализе серийных преступлений ………………. 31-33

5. Психологические приемы реконструкции признаков виновного по следам и обстоятельствам происшествия……………………………………………..33-39

Глава III Апробирование методики составления психологического портрета преступника по нераскрытому уголовному делу………………………….40-

 

 

 

Введение.

    Тема данной квалификационной работы психологический портрет преступника. Преступник – это лицо совершившее преступление[1]. Преступлением, согласно статье 14 УК РФ, признается виновно совершенное опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания. Состав преступления состоит из объекта преступления, объективной стороны, субъективной стороны, субъекта. Именно в такой последовательности должны раскрываться признаки преступления сотрудниками правоохранительных органов. В рамках моей квалификационной работы, это также представляется наиболее оптимальным вариантом. Во-первых, необходимо понимать, что психологический портрет преступника составляется только тогда, когда, казалось бы, что преступника и жертву ничего не связывает, так называемые «неочевидные преступления». Во-вторых, забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что именно такая последовательность позволяет досконально точно определить признаки и свойства личности, совершившего преступление.

    Актуальность данной темы обуславливается тем, что в расследовании преступлений со скрытой мотивацией каких-либо «материальных» следов для поимки преступника обнаружить обычно не удается, либо они не пригодны для идентификации личности. В помощь сотрудникам правоохранительных органов приходит методика построения психологического портрета неустановленного лица, совершившего преступление. Использование этой методики позволяет решить ряд задач, а именно: определение круга подозреваемых, прогнозирование поведения преступника, построение наиболее оптимальной тактики допроса, оправдание невиновного лица и т.д.

    Объектом квалификационной работы является система теоретических принципов построения психологического портрета преступника, а также практика расследования преступлений по «неочевидным» преступлениям.

    Предметом же являются: психологические признаки и свойства преступника, различные методики разработки психологического портрета, его содержание, а также практика составления.

    Мною были поставлены следующие цели:

1) рассмотреть, что в научной литературе понимается под «психологическим портретом преступника», и в каких случаях его эффективно можно использовать;

2)  рассмотреть психологические особенности личности преступника, выяснить, что влияет на формирование такой личности;

3) рассмотреть и проанализировать подходы в составлении психологического портрета преступника;

4) рассмотреть и проанализировать методы, способы и приемы по составлению психологического портрета преступника;

5) рассмотреть реальное уголовное дело и попробовать составить психологический портрет неизвестного преступника.

Глава I

Понятие и виды психологического портрета преступника.

1.1. История исследований

    Первым создателем психологического портрета преступника условно можно считать героя, написанного в 1841 году, классического рассказа Эдгара Аллана По «Убийство на улице Морг», сыщика-любителя Ш. Огюста Дюпена. А сам рассказ - примером использования активного метода для выявления личности неизвестного преступника. Эдгар Аллан По понимал, что иногда одних судебных улик может оказаться мало для раскрытия жестокого и, на первый взгляд, немотивированного преступления. Он писал: «За отсутствием других возможностей аналитик старается проникнуть в мысли противника, поставить себя на его место и нередко с одного взгляда замечает ту единственную (и порой до нелепости простую) комбинацию, которая может вовлечь его в просчет или толкнуть на ошибку».[2] И только через 100 лет, в середине 50-х годов прошлого столетия, впервые был составлен психологический портрет преступника психиатром Джеймсом А. Брасселом. До составления первого психологического портрета преступника, ученых, начиная с XIX века, стало интересовать какие факторы оказывают влияние на формирование личности преступника, что, само собой, явилось первым шагом к психологическому портретированию. Одним из центральных вопросов был и остается: рождаются ли преступниками или ими становятся, в результате каких-либо воздействий? Научные исследования в данной области начались с Чезаре Ломброзо. Основной его идеей была мысль о прирожденном преступнике. Позже, в конце 19 века и до середины 20 проводились различные исследования в данной области, но они не дали каких-либо научных доказательств, так как, были основаны исключительно на эмпирических данных, так как теоретические исследования в области генетики (а тем более психогенетики) в то время еще не проводились. Таким образом, первые попытки в исследованиях личности преступника закончились неудачей.

Теории, разрабатывающие учение о психических свойствах личности, как возможных надежных идентифицирующих преступника средствах, были подтверждены, с достаточно высокой степенью вероятности лишь в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия. Настоящего же признания дифференциальная психология достигла только в середине 60-х годов – в период признания большого количества валидных опросников и тестов, предназначенных для оценки психических свойств личности (16PF, EPQ, MMPI, EPPS, CPI и другие).

    Возвращаясь непосредственно к истории психологического портретирования, напомню, что основоположником стал психиатр Джеймс А. Брассел, которого привлекла полиция к расследованию дела о «Сумасшедшем Бомбисте», на счету последнего насчитывалось более тридцати взрывов. Проанализировав места совершения преступлений и письма, отправленные «сумасшедшим бомбистом» в редакции газет, Джеймс А. Брассел составил достаточно детальный психологический портрет преступника, который помог полиции выделить из громадного количества подозреваемых того, кто был способен совершить подобные преступления. Объясняя, как ему удалось достигнуть безукоризненно точных результатов, доктор Брассел подчеркивал, что обычно психиатр сначала исследует больного, а затем старается с достаточной достоверностью предсказать, как тот будет реагировать на какую-то определенную ситуацию.[3] Конструируя портрет преступника, Брассел обратил этот процесс вспять, и по свидетельствам поступков представил личность. В то время работа доктора Брассела явилась настоящей вехой на пути становления бихевиаристического направления в расследовании преступлений, а сам психиатр, позднее сотрудничавший с управлением бостонской полиции по делу Бостонского Душителя, стал настоящим пионером в области психологической криминалистики.[4]

Большая роль в области изучения личности преступника и создании метода психологического портретирования отводится исследованиям Джона Дугласа, который двадцать пять лет был спецагентом ФБР, долгие годы посвятив изучению насильственной преступности и практики раскрытия серийных преступлений. На его счету свыше тысячи расследованных дел, в том числе зверских серийных убийств, убийств, связанных с похищениями и сексуальной эксплуатацией детей в США. Именно он разработал метод анализа профиля личности убийцы. Суть метода заключается в том, что на основании представленных данных (следы на месте преступления, способ убийства, информация о жертве) психолог составляет примерное описание преступника, в котором указывается предполагаемый возраст, раса, пол, семейное положение, служебный статус, сексуальная зрелость, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой, вероятность совершения преступления в будущем.

В конце 1979 года благодаря первому официальному использованию ноу-хау, получившего название «метод психопрофиля», был задержан серийный убийца Дэвид Карпентер. Также он является создателем и первым руководителем отдела вспомогательных расследований центрального аппарата ФБР США. Занимался разработкой и использованием на практике методик построения психологических профилей личностей преступников по их следам на месте преступлений и специфически - индивидуальной манере действий. Джон Дуглас и его коллеги не только с точностью указывали на тип преступника, но и описывали его поведение после совершения преступления. В в 1984 году он организовал при Академии ФБР (Куантико, штат Вирджиния) Национальный центр изучения насильственных преступлений, при котором создаётся единая национальная база данных — ViCAP. В соавторстве с Мюррем С. Майроном разработал метод психолингвистического анализа для распознания и идентификации преступников. По его мнению, которое он выражает в своей книге «Охотники за умами», есть определенные предпосылки к тому, что человек может стать преступником, но они формируются в процессе воспитания ребенка.

    Среди отечественных исследователей можно выделить профессора А.О. Бухановского. В 1989 году он был приглашен следствием для помощи в поимке серийного преступника А.Р. Чикатило, орудовавшего на тот момент в Ростовской области. Во многом благодаря психологическому портрету, составленным А.О. Бухановским, и был пойман серийный убийца. После этого ученого еще несколько раз приглашали для помощи в поимки преступников.[5]

    А.О. Бухановский, проведя исследования в области формирования личности серийного убийцы, выделил несколько факторов, которые влияют на формирование личности преступника. Первый фактор — мозговой (по мнению профессора, он является ключевым). У преступников данного типа поражены лобные и височные образования, ответственные за высшие формы психической деятельности: формирование личности, мировоззрения, морали и этики. Кроме того, у таких людей поражены участки мозга, которые отвечают за прогностические функции и сознательную деятельность. А.О. Бухановский доказал, что подобные специфические изменения возникают еще до рождения ребенка. В отличие от Чезаре Ломброзо, отечественный ученый не считает, что человек, обладающей определенной патологией мозга, обязательно станет преступником, однако, профилактика криминального поведения, по мнению Бухановского, смогла бы предотвратить ряд преступлений. Вторым фактором, выделенным профессором А.О. Бухановским, является тяжелая беременность, а также травма полученная младенцем при рождении. Так, к примеру, садист и педофил Анатолий Сливко получил при рождении был задушен пуповиной. Наличие родовой травмы выяснилось во время бесед с матерями и родственниками почти всех опасных серийных преступников. Сама по себе подобная травма никакого вреда принести не может, в крайнем случае только к сексуальным нервозам, но в сочетании с аномалиями мозга это чревато последствиями. Как правило, такие люди не испытывают чувства влюбленности, они не понимают языков жестов и взглядов. Это заменяется фантазиями, в которых они ощущают себя повелителями мира и вершителями судеб. Третий фактор — специфическое воспитание, в результате чего у ребенка не формируются чувства любви, привязанности и т.д.[6]

    Таким образом, мы видим, что, начиная с XIX века, наукой активно развивается направление в области изучения личности преступника, а с середины XX века сделан большой шаг в методологии составления психологического портрета преступника. Сегодня исследования в данной области не прекращаются, наоборот, только набирают «обороты».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.013 с.)