Типы федераций, способы разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным государством и субъектами федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы федераций, способы разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным государством и субъектами федерации.



Федерация - это одна из форм государственного устройства широко распространенная в современном мире. Для федерации характерно наличие территориальных образований - субъектов федерации, которые не обладают государственным суверенитетом, но имеет достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики. Наиболее известными государствами, имеющими федеративную форму правления являются: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Республика Германия.

Тип федеративного устройства – это родовое понятие, которое определяет характер и истоки ее формирования, политико-юридическую основу зарождения, сущность и порядок властеотношений между федерацией и ее членами.

В отличие от унитарного государства, федерация - сложное союзное государство. Составными частями федерации являются государственные образования или государства-члены, имеющие собственное административно-территориальное устройство. Конституции федеративных государств разделяют предметы ведения федерации и ее субъектов.

В различных странах по-разному осуществляется разграничение предметов ведения, однако в его основе всегда лежит сочетание четырех элементов:

исключительные полномочия федерации;

исключительные полномочия субъектов;

полномочия, осуществляемые совместно федерацией и субъектами;

полномочия, не входящие ни в один из перечисленных элементов (остаточные полномочия).

Конституции федеративных государств содержат различные варианты размежевания полномочий между федерацией и ее субъектами. Но несмотря на все многообразие, можно выделить пять основных способов.

1. В конституции устанавливается сфера исключительной компетенции федерации (обычно это вопросы войны и мира, внешней политики и пр.), все же остальное отнесено к ведению субъектов. Вопросы исключительного ведения федерации могут либо «списком» закрепляться в основном законе, либо определяться «негативным способом», т.е. путем перечисления вопросов, в решение которых субъекты не могут вмешиваться.

2. Конституция содержит перечень вопросов, отнесенных к исключительному ведению субъектов. Такой способ в чистом виде в настоящее время не применяется.

3. В конституции закрепляется сфера компетенции федерации и сфера компетенции ее субъектов.

Полномочия, неупомянутые ни в том, ни в другом перечне (остаточные полномочия), относятся либо к ведению федерации, либо к ведению субъектов, о чем специально упоминается в конституции.

4. В конституции указываются три сферы полномочий:

а) исключительная компетенция федерации;

б) исключительная компетенция субъектов;

в) совместная (совпадающая, конкурирующая) компетенция федерации субъектов. В сфере совпадающей компетенции, как правило, признается приоритет федерального права.

5. В конституции дается перечень исключительных полномочий федерации и полномочий, отнесенных к совместной компетенции. Остаточные полномочия в этом случае принадлежат субъектам федерации. В настоящее время данный подход получил наибольшее распространение.

 

 

Региональная идеология

Идеология (греч. Idea - представление + Logos – учение) - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Идеологии региональных элит представляют собой полное выражение природы представителей властвующих элит как homo politicus. Наряду с функцией отправления власти областью политического призвания элиты является выработка идеологий. Структура и стиль элитных систем взглядов (региональных идеологий) сильно различаются между собой. Характер каждой региональной элиты определяется разнообразными обстоятельствами: историческим наследием, природой региональных и эгоистических интересов, постановкой конкретных целей, представлениями о друзьях и врагах. Все эти обстоятельства концентрируются и проявляются в идеологии. В итоге российские локальные реалии оказываются настолько неоднородными, что не укладывается в надуманные «несколько основных тенденций». Идеологические проекты, становясь «формулами правления» локальных правящих групп, образуют поле региональных интересов. Эти интересы и стимулы подводят борьбу за соответствующие идеалы непосредственно под прагматические цели умножения авторитета, безопасности и богатства.  Обнаруживая наиболее глубокие, предельные объяснения политики, идеология обозначает идеалы, интересы, фундаментальные цели и другие формирующие политику принципы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.004 с.)