Счастье, которым поделились, удваивается 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Счастье, которым поделились, удваивается



Каждый, кто счастлив, делает счастливыми и других.

– Анна Франк, «Дневник в письмах»

 

Делясь счастьем с другими, мы тем самым становимся ещё счастливее. Когда мы делимся чем-то с другими, этот процесс становится определённой формой взаимосвязи. Когда мы делимся своим счастьем с другими, то начинаем лучше понимать свою истинную природу и создаём условия, необходимые для дальнейшего развития и укрепления состояния счастья.

Вы, возможно, будете поражены, когда поймёте, как сильно влияет ваше счастье на других людей. Эту тенденцию проще проследить на уровне личных контактов, когда вы видите или чувствуете мгновенную реакцию другого человека – такую как, например, улыбку в ответ на вашу улыбку. И точно так же меняют мир любые наши эмоции, любое проявление нашей энергии.

Обычно говорят: «Поделившись проблемой с другими, решишь её вдвое проще». Про счастье можно придумать похожую поговорку: «Поделившись счастьем с другими, удваиваешь его». Как приятно напоминать себе, что счастье лишь увеличивается, когда им делишься с другими! И ведь все прекрасно понимают, что это правда, проблема лишь в том, что, двигаясь по своему извилистому жизненному пути, мы часто забываем об этом. Прогуливаясь по улицам любого города, вы легко заметите, что большинство людей смотрят либо в экраны своих мобильных телефонов, либо просто себе под ноги. Но при каждом удобном случае они сразу же идут на контакт. Вы можете увидеть это в очереди за кофе, когда все смеются над чьей-нибудь шуткой, или когда кто-нибудь отвечает вам улыбкой на улыбку, когда вы чуть было не столкнулись с этим человеком из-за своей неуклюжести.

Дар щедрости

Мигель-Анхель Карденас, журналист из Перу, смог извлечь из нашего ретрита в Непале важный урок:

Это произошло в то время, когда я совершал кхору – тринадцать обходов вокруг ступы Сваямбунатх. В тот день я понял, в чём заключается смысл паломничества. Ум учится сохранять присутствие и становится всё более осознанным, постепенно понимая, что паломничество на самом деле является не внешним, а внутренним путешествием.

Когда я совершал уже одиннадцатый обход вокруг ступы и начал слегка прихрамывать, мне показалось, что я просто не смогу продолжать кхору. И вот, в какой-то момент, когда дорога пошла вверх, я упал, повалился на землю как был – вместе с рюкзаком за спиной и бутылкой воды в руке. Мне казалось, что силы полностью меня покинули. В этот момент я обернулся и увидел Гьялванга Друкпу! Он улыбнулся мне той самой своей знаменитой сияющей улыбкой, и я тут же почувствовал себя гораздо лучше.

Теперь я ощущал сильный прилив энергии. Я встал и пошёл дальше, как будто никакой боли в ноге и в помине не было.

Когда мы начали делать кхору, нас было несколько сотен, но к концу нас осталось всего несколько человек. Я чувствовал себя так, как будто попал на небеса, как будто получил благословение идти вперёд до самого просветления. Но в действительности все эти идеи принадлежали моему эго.

Следующие два круга я пребывал в каком-то мистическом состоянии. Когда я пошёл вокруг ступы последний раз – особенно в том месте, где крутые ступени ведут на самый её вверх, у меня появилось сильнейшее желание стать одним из тех, кто смог пройти все тринадцать кругов и добраться до вершины, – стать «избранным».

В самом начале этого крутого подъёма я увидел монахиню из Кореи, которая стояла и держалась рукой за грудь в области сердца. Она была гораздо старше меня, и я хорошо помню, что сильно удивился, что она вообще умудрилась столько продержаться. Но потом мой эгоизм взял вверх, и я подумал: «Ничего, кто-нибудь ведь ей наверняка поможет, а нам с Его Святейшеством нужно достичь вершины, и там я обрету освобождение». С такими мыслями я преодолел ещё несколько ступеней, и тут мне стало невыносимо стыдно – за себя самого и за мои мысли. Я спустился обратно и предложил монахине помощь.

Мой ум всё ещё был помешан на страстном желании добраться до магической вершины холма. Мне даже не верилось, что со мной такое могло случится – несколько минут назад я чувствовал себя «помазанным» на достижение этой желанной вершины, и вдруг такая досадная задержка, которая может поставить на всём крест – так много усилий, и всё впустую! Эта монахиня двигалась так медленно, что одна ступенька занимала у нас несколько минут. Я был в отчаянии. Я помогал ей, но внутренне очень от этого злился, и моё сердце было скрыто за чёрными тучами.

И тут совершенно внезапно я осознал всё, что происходит в моём уме. Это было самое важное учение в моей жизни. Я увидел источник тех самых чёрных туч, все загрязнения, засорявшие мой ум, – своё эго. Это длилось несколько секунд, но происходило как будто бы вне времени, и я всегда буду испытывать чувство благодарности за это прозрение.

Это был один из самых счастливых моментов моей жизни – мы поднимались вверх вместе с этой пожилой монахиней, и я помогал ей, поддерживал за руку и всё время ей улыбался. Так, не тратя больше время на особые раздумья, я и достиг вершины холма, на котором находилась ступа. Когда мы достигли последней ступени лестницы, Его Святейшество был там! Моё сердце от счастья готово было вырваться из груди и взлететь к солнцу! Мы не опоздали, он был всё ещё там! Гьялванг Друкпа совершал обход ступы на самой вершине холма! Неужели он ждал нас?

Это был удивительный опыт. Когда я вспоминаю тот день, то понимаю, что вся эта ситуация произошла со мной именно в тот момент, когда я больше всего в этом нуждался.

Щедрость безусловна

Счастье, которым ни с кем не делишься, едва ли можно считать истинным счастьем, у него отсутствует вкус.

– Шарлотта Бронте

 

Никогда не сдерживайте свою щедрость, иначе ваше желание дарить что-то другим станет обусловленным. Например, вы можете помогать коллеге в работе над проектом, но в какой-то момент решаете для себя, что он вам за это что-то должен. Или вы дарите своей жене букет цветов и ждёте, что за это она будет к вам лучше относиться. Нет никакого сомнения в том, что она обрадуется букету и будет счастлива. И разве этого для вас недостаточно? Ведь если она счастлива, то – я уверен в этом – вы тоже будете чувствовать себя счастливым. «Ты счастлив, поэтому я счастлив» – это очень простая равновесная система, но я убеждён, что именно она отлично работает!

Чем больше мы будем практиковать безусловную щедрость, тем меньше будем цепляться за мысль, что нам должны что-то давать взамен, и тогда мы откроем для себя неиссякаемый источник счастья. Не стоит слишком много об этом раздумывать – просто предоставьте уму свободу дарить всё, что подсказывает сердце. Дарите, не ожидая, что получите что-то взамен. Дарите ради того, чтобы дарить.

Твоё страдание – моё страдание, твоё счастье – моё счастье.

– Будда

Совершенная щедрость

Кати поняла для себя что-то новое, слушая учение во время ретрита:

На одной из сессий учения Его Святейшество рассказывал о «скупости». «Скупой» – совершенное прилагательное для обозначения определённого человеческого качества, и, услышав его, я встрепенулась и стала слушать гораздо внимательней. То, что я услышала, помогло мне многое понять. Речь шла о том, что необходимо стремиться к «совершенной щедрости», то есть такой щедрости, которая позволяет нам отдавать что-либо, не требуя и даже не ожидая получить что-то взамен. Это даяние, которое не ограничено какими-либо условиями, включая условия, связанные с эмоциональными состояниями. Что касается меня, то я открыто признаюсь, что большинство из моих проявлений щедрости так или иначе отягощены «скупостью». Каждый раз, когда я что-то отдаю, у меня в уме происходит бесконечный спор о том, как будет «справедливее» – отдать или не отдать. Я так привязана к идее справедливости, что практически не способна отдавать с лёгкостью на сердце. В какой-то момент я поняла, что даяние, отягощённое «скупостью», не приносит счастья, и поэтому, если я хочу стать счастливой благодаря щедрости, – а я действительно этого хочу – то мне придётся много и усердно практиковать.

Первая из практик, которую мне предстояло освоить, сначала может показаться довольно странной, но по прошествии некоторого времени она выглядит вполне логичной. Она заключается в том, что одна наша рука отдаёт что-то другой. Я воспринимаю эту практику как метод установления ментальной привычки отдавать в её самой простой форме – даяние как оно есть, когда процесс никак не связан с эмоциональным состоянием и другими условиями и обстоятельствами. Затем мы практикуем даяние незначительных вещей – подарки, которые легко можем себе позволить, например, собираем мелочь, которую потом отдаём нищим, просящим подаяние.

Чтобы научиться отдавать что-то более значительное, мне ещё предстоит пройти долгий путь, но в любом случае уже сейчас я стала гораздо лучше осознавать, как функционирует расчётливая часть моего ума, и научилась прислушиваться к голосу своей внутренней мудрости. Я тратила столько времени для выяснения, как же будет справедливее поступить, ходила по кругу, лишь укрепляя свою привязанность к тому, что хотела отдать, а по иронии оказалось, что самый справедливый ответ всегда приходил мне на ум первым, потому что именно в самый первый момент я могла слышать, как моё сердце говорит: «Я с радостью это отдам». Таким образом, я обнаружила в себе потенциал «совершенной щедрости», и это как раз тот случай, когда для того, чтобы приблизиться к идеалу, придётся усердно практиковать.

Отдать значит отпустить

Если вы когда-либо долго и страстно желали что-то приобрести и в конце концов вам это удалось, то в такой момент обычно начинается эйфория. Вы убеждены, что именно это «приобретение» является прямой причиной вашего настоящего счастья, но через некоторое, очень непродолжительное, время после того, как объект стал вашим, это ощущение начинает постепенно проходить. А может, причиной вашего счастья был не сам объект, а просто освобождение от страстного желания его приобрести? По иронии, именно в этот момент приобретения происходит внезапное ослабление привязанности к объекту, даже несмотря на то, что теперь он принадлежит вам.

Практикуя щедрость, мы практикуем свободу. Акту щедрости – даянию, не отягощённому ожиданиями и условиями, – всегда сопутствует радость. У нас может также возникнуть ощущение освобождения, поскольку в момент даяния мы преодолеваем свой эгоизм и меньше озабочены собственными желаниями, заменяя всё это мыслями о других. Будда учил, что, если мы замечаем в себе чрезмерную привязанность к чему-либо, то, отдав это кому-нибудь другому, сами получим огромную пользу. Лучшим примером этому служат деньги и имущество, однако не следует забывать также о наших ограниченных убеждениях и взглядах на реальность. Если нас беспокоит наша скупость, то нам необходимо сдаться на милость щедрости, которая присуща нашей внутренней природе. Бывает так, что после самоанализа мы приходим к выводу, что боимся доверять. Что ж, одним из наилучших методов раскрытия и укрепления доверия является не что иное, как само проявление доверия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.42 (0.013 с.)