Раздел 3.  Тест  оценки  профессиональных  навыков менеджера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3.  Тест  оценки  профессиональных  навыков менеджера



Для оценки уровня компетентности и профессиональных навыков в разрешении проблемных ситуаций необходимо провести анализ и выбрать одно из возможных решений в приведенных ниже ситуациях.

Сначала Вы должны представить организацию, в которой Вы являетесь менеджером.

 

Ситуация 1

Изменения технологии и поведения привели к тому, что если ранее каждая из трех категорий ваших клиентов интересовалась лишь одним изделием, то теперь они интересуются и могут купить два или даже три типа изделия. Вы в этой ситуации решаете:

1. Создать две сети распространения: для профессионалов (предприятий, учреждений) и для широкой публики.

2. Запустить программу широких продаж техники.

3. Сохранить в прямой продаже только технику высокого уровня и создать для других клиентов специализированные службы продажи.

4. Предпринять действия по пересмотру номенклатуры.

 

Ситуация 2

Среди новых изделий, которые Вы собираетесь выпустить на рынок, есть новинки, предназначенные молодежи. Распродажа аудиотехники на побережье в июле-сентябре дала хороший доход. После такого успеха на рынке Вы решили расширить продажи во многих городах области. Однако результаты не совпали с ожидаемыми. Что Вы решаете?

1. Изменить упаковку техники, организовать распродажи со скидками и таким образом увеличить объем реализации.

2. Изучить положение продукции на рынке и установить соответствует ли он потребностям молодежи.

3. Снизить существующие цены.

4. Прекратить производство этих изделий и начать разработку более перспективных моделей техники.

 

Ситуация 3

В течение последних месяцев Вы видите, что наличные средства у Вас убывают, что опасно. Поэтому Вы решаете принять меры:

1. Поручаете финансовому директору персонально заняться и решить эту проблему ликвидности.

2. Приглашаете к себе сотрудников, которые управляют непосредственно оборотными средствами, выслушиваете их советы по нормализации ситуации с текущими финансами и реализуете их предложения.

3. Предлагаете коммерческому директору уменьшить время оплаты товаров клиентами на 50 дней.

4. Просите у банкира дополнительные кредиты.

 

Ситуация 4

Вы предлагаете Совету директоров купить близкую по профилю фирму с кодовым объемом продаж 60 млн. руб. Вы знаете, что если Совет примет Ваше предложение, то он попросит самофинансировать эту покупку, не рискуя финансовым положением Вашей фирмы. Вы сообщаете совету, что:

1. Будете вести переговоры по кредитованию сделки.

2. Пошлете финансового директора провести аудит покупаемой фирмы.

3. Проанализируете еще раз свое финансовое положение.

4. Попросите финансового директора посоветоваться со своими банками.

 

Ситуация 5

Вы предлагаете Совету директоров купить близкую по профилю фирму с годовым объемом продаж 60 млн. руб. Вы считаете, что покупки присоединение к Вашему АО этой фирмы представляет для Вашего АО важный источник развития. Вы планируете создать новую организацию. Это основано на:

1) том, что Ваши сотрудники могут поднять эффективность этой фирмы, имея опыт такой работы в прошлом;

2) уверенности, что новые сотрудники полны энергии и могут создать новую организацию работы и производства;

3) том, что и новые, и старые сотрудники в обеих фирмах после объединения будут искать совместные пути быстрого развития общего дела;

4) решение назначить на место управляющего новой фирмой одного из людей своей команды, пока не меняя радикально сложившуюся структуру, а обратив внимание на производство.

 

Ситуация 6

Вы отмечаете недостатки в рабочих отношения коммерческой службы, маркетинга, функциональных подразделений. С целью их преодоления Вы:

1. Организуете совещания более часто для лучшей координации их работы.

2. Назначаете двух генеральных директоров и поручаете им обеспечить координацию всех служб и устранение конфликтов.

3. Внедряете в систему постоянный процесс обмена информацией и подготовки решений, в которых на равных правах участвуют все службы и осуществляют непрерывное взаимодействие.

4. Встречаетесь со многими сотрудниками и выясняете причины конфликтов в беседах, затем на их основе разрабатываете новую организацию.

 

Ситуация 7

Коммерческие отделы АО сообщают Вам о возрастающем недовольстве ваших клиентов качеством продукции и системой обслуживания. Вы отмечаете, что эта ситуация ведет к напряжениям в фирме. Чтобы изменить эту ситуацию, Вы:

1. Предлагаете усилить внутренний контроль качества продукции и обслуживания.

2. Назначаете специальную комиссию для выяснения причин и подготовки предложений.

3. Объясняете сотрудникам необходимость изменить отношение к делу и предлагаете обратить свое внимание на качество.

4. Решаете ввести программу повышения качества и организовать сертификацию изделий по стандартам.

 

Ситуация 8

После нескольких лет трудностей Вы в течение 2 лет повысили объемы продаж и прибыльность фирмы, что позволило увеличить оборотные фонды. Для этого фирмой были предприняты большие усилия. Но впоследствии на рынке с малыми темпами роста объемы продаж стали падать. Что Вы сделаете?

1. Проанализируете предложения конкурентов и хотите понять преимущества конкурентов.

2. Пересмотрите сегментацию рынка и организуете изучение рынка.

3. Адаптируете структуры предприятий к изменению объемов продаж и падению прибыльности.

4. Предпримете стратегическую сегментацию предприятия и введете матричную структуру организации.

 

Ситуация 9

Один из ваших партнеров, тоже директор предприятия, хочет определить конкурентную позицию Вашей деятельности на основе матрицы «направления преимущества»:

1. Вы просите у него дополнительную информацию, чтобы лучше понять этот новый подход.

2. Вы считаете, что этот тип подхода не адаптирован к Вашей фирме, которая более ориентирована на объемные показатели.

3. Вы учитываете его предложения и используйте практически в своей работе.

4. Вы его полностью изолируете, считая, что сегодня матричные представления уже устарели.

 

Ситуация 10

Один из Ваших партнеров, тоже директор предприятия, предлагает Вам представить свое конкурентное положение с помощью стратегической матрицы М. Портера:

1. Вы считаете, что это предложение интересно. Этот тип матрицы хорошо показывает стратегии Ваших конкурентов.

2. Вы считаете, что работы М. Портера дают возможность представить подходы к полюсам компетенции.

3. Вы отклоняете этот подход, как и другие.

4. Вы его используете, считая, что это Вам позволит лучше узнать свой сектор.

 

Ситуация 11

Вы разработали Вашу стратегию и реализовали план действий, который должен способствовать развитию Вашего предприятия. После этого:

1. Вы оцениваете Ваши ресурсы и выделяете те, которые Вам позволят реализовать разработанную стратегию.

2. Вы анализируете исключительно Ваши финансовые ресурсы для оценки того, позволят ли они реализовать Вашу стратегию.

3. Вы считаете, что подход Мак-Кинли «75» не адаптирован к этому типу проблем.

4. Вы считаете, что мобилизация человеческих ресурсов является ключевым фактором успеха.

 

Ситуация 12

Один из Ваших основных клиентов, закупающих 25% всей продукции, сообщает Вам, что собирается закупить те же изделия у другой фирмы на 30% дешевле и с вдвое меньшим временем поставки. Вы понимаете, что это большой риск, но клиент дал Вам 15 дней для изменения своих условий. Что Вы сделаете?

1. Вы сообщите клиенту, что снизите издержки.

2. Вы постараетесь помешать клиенту и сообщаете ему о необходимости выплатить неустойку и о судебных санкциях.

3. Вы предложите техническому директору срочно представить план снижения себестоимости изделия и сроков поставок.

4. Вы соберете команду из способных сотрудников для реформирования производства, мобилизации ресурсов перед лицом изменившейся ситуации с заказчиками.

 

Ситуация 13

Буквально перед Вашим отъездом в командировку для подписания стратегически важного договора о партнерстве с зарубежной фирмой на Вашем предприятии начинается забастовка в связи с несвоевременной выплатой заработной платы. Что Вы делаете?

1. Вы переносите отъезд и немедленно встречаетесь с представителями рабочих.

2. Вы поручаете менеджеру по управлению персоналом решить возникшую проблему и просите его в течение 5 дней командировки информировать Вас о ситуации по телефону.

3. Вы срочно встречаетесь с забастовочным комитетом и просите отсрочить забастовку на одну неделю.

4. Вы считаете, что нужно заниматься важными делами, не обращая внимания на угрозу забастовки.

 

Ситуация 14

Ваш завод может быть закрыт из-за повышенного загрязнения окружающей среды отходами. Переработка этих отходов стоит дорого и повышает себестоимость продукции, снижая Вашу конкурентоспособность. Администрация города дает Вам 6 месяцев для перестройки производства. Что Вы делаете?

1. Вы ищите страну, куда можно перенести это загрязняющее производство.

2. Вы поручаете техническому директору разрабатывать предложения по устранению загрязнения среды.

3. Вы ищите пути получения дотации для вложения в безотходное экологически чистое производство.

4. Вы разрабатываете с сотрудниками план модернизации оборудования и предусматриваете рекламу своих мер по организации безотходного производства с целью последующей их коммерциализации.

 

Ситуация 15

У Вас появляются большие возможности развернуть новое производство средств мультимедиа, которое вдвое увеличит доход фирмы за 3 года, но оно требует больших инвестиций и оборотных средств. Что Вы будете делать?

1. Вы посчитаете, что это очень рискованное дело для Вашей фирмы.

2. Вы подыщете партнера для совместной реализации этого проекта и снизите свою долю капиталовложений.

3. Вы возьмете заказ на производство средств мультимедиа и заключите договор о поставке этих средств с мощной фирмой, сами займетесь их реализацией.

4. Вы тщательно изучаете рынок средств мультимедиа и видите возможность их продаж по завышенным ценам, что позволяет рискнуть вложить кредитные средства в производство.

 

Ситуация 16

Вы ведете переговоры о слиянии с фирмой, стратегически дополняющей Ваши возможности. Но владельцы этой фирмы требовательны и капризны, выставляют все новые условия. Переговоры грозят зайти в тупик. Что Вы делаете?

1. Вы доверите своему опытному адвокату вести эти переговоры.

2. Вы прерываете эти переговоры, считая, что они вряд ли проведут к нужному результату.

3. Вы стараетесь не обращать внимания на поведение владельцев нужной Вам фирмы. Вы дружелюбно и настойчиво стараетесь доказать обоюдную выгоду объединения фирмы и достичь своей цели.

4. Вы повышаете тон и меняете стиль переговоров, став на более жесткую позицию, но стараетесь достичь своей цели.

 


 

 

ГЛОССАРИЙ

Авторитарный стиль руководителя – совокупность характерных черт субъекта управления, приемов, средств деятельности, его поведения, взаимоотношения с подчиненными, абсолютизирующие власть в одних руках, полное отрицание коллегиальности в принятии решений.

Авторитет – влияние или способность лидера побуждать других к добровольному или сознательному подчинению, а также к ответственному исполнению возложенных на них обязанностей.

Администрация – органы исполнительной власти и государственного управления.

Адхократия – организационные образования, занимающиеся новыми вопросами и являющиеся, как правило, временными.

Акционерное общество – по законодательству РФ коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Анализ внешней среды – исследование состояния факторов внешней среды и тенденции их изменения с точки зрения их влияния на деятельность организации, один из этапов стратегического управления.

Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (социально-активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

Бизнес – понятие, характеризующее деловую активность хозяйствующих субъектов по достижению поставленной цели получения прибыли (дохода).

Бизнес-план – документ, предназначенный для всестороннего обоснования целесообразности реализации проекта и оценки желаемых результатов. Бизнес-план – инструмент привлечения капитала для финансирования коммерческих проектов и идей.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений психологии, предметом исследования которого являются различные формы поведения людей.

Бонусы – разовые выплаты из прибыли предприятия (годовые, полугодовые и т. д.) за особые достижения в труде.

Бюрократизм – управление, в котором преувеличивается значимость формальных процедур и преуменьшается роль человеческого фактора.

Вертикальное разделение труда – разделение работ по уровням иерархии в организации (уровням управления).

Власть – способность и возможность оказывать воздействие на поведение людей с помощью различных средств – права, авторитета, воли, принуждения.

Внешняя среда организации – совокупность политических, социальных, экономических, правовых, научно-технических, демографических условий, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность организации.

Внутренняя среда организации – элементы, которые характеризуют условия успешной деятельности организации: миссия, цели, структура, технология, ресурсы, персонал, культура.

Вознаграждение – это все то, что представляет для работника ценность.

Горизонтальное разделение труда – разделение большого объема работы на составляющие части.

Государственное управление – целенаправленное, организующее, регулирующее воздействие государства на общественные процессы.

Группа – ограниченная размером общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения общей цели.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых процессов, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

Деловая репутация – доброе имя фирмы, оценка организаций со стороны партнеров, конкурентов, потребителей, государства.

«Дерево целей» – графическая модель, отображающая структуру сложной проблемы, в которой наглядно выделяются: иерархия локальных целей, разбиение задач, т. е. общая главная цель детализируется на цели и задачи более низкого уровня.

Делегирование полномочий – передача части прав и обязанностей одних должностных лиц другим.

Дисциплина – определенный порядок поведения человека в соответствии с установленными требованиями и нормами.

Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с официальными реквизитами.

Документооборот – движение документов в организации с момента их создания до завершения использования или отправки.

Должность – служебное место, связанное с исполнением определенных служебных обязанностей и определенной ответственностью.

Единоначалие – принцип управления, означающий предоставление руководителю широких полномочий, а также установление его персональной ответственности за результаты работы.

Иерархия – система должностей в организации, расположенных в порядке подчинения.

Имидж организации – образ организации в представлении групп общественности.

Инвестиции – денежные средства, вкладываемые в реализацию различных проектов с целью последующего их увеличения.

Инновации – деятельность по разработке и внедрению нововведений.

Интеграция – объединение субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.

Интерес – объективная потребность субъекта в материальных и моральных благах.

Интроверт – человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире, замкнутый, неконтактный.

Информация – совокупность сведений, данных.

Кадры – основной (штатный) состав работников организации.

Карьера – последовательность развития работника в сфере профессиональной деятельности.

Коллегиальность – форма принятия решений, учитывающая коллективное мнение и использующая метод коллективного обсуждения.

Коммуникации – совокупность информационных каналов, позволяющих передавать сведения, данные.

Консенсус – метод принятия решений на основе достижения согласия и единства мнений по спорным вопросам.

Контроль – функция управления, связанная с оценкой выполнения целей и результатов деятельности.

Конфликт – столкновение противоположных мнений, позиций взглядов.

Лидерство – ведущее положение отдельной личности, социальной группы, обусловленное влиянием на поведение других людей.

Линейная структура – тип организационной структуры, который строится по вертикальной цепочке полномочных звеньев системы управления.

Личность – устойчивая целостность качеств, черт и свойств, характеризующих темперамент, характер, способности индивида.

Логистика – процесс управления и контроля за движением материальных, информационных, финансовых ресурсов и прочих потоков в различных организационных системах.

Маркетинг – деятельность по изучению рынка, разработке и продвижению товаров для достижения целей фирмы и удовлетворения потребностей покупателей.

Менеджер – наемный профессиональный управляющий; специалист, профессионально выполняющий функции управления в организации.

Менеджмент – система управления ресурсами организации для достижения ею эффективности и конкурентоспособности в рыночной среде.

Менталитет – образ мыслей, мировоззрение, мировосприятие.

Методы управления – способы, приемы воздействия субъекта на объект управления.

Механизм управления – совокупность средств воздействия, позволяющих согласовывать деятельность людей.

Миссия – назначение, кредо организации, отличающее ее от других.

Мотивация – процесс побуждения человека к активной, производительной деятельности.

Наука управления – система обобщенных упорядоченных знаний об управлении социальными системами.

Объект управления – управляемое звено, элемент системы управления, воспринимающий управляющее воздействие со стороны другого элемента (субъекта управления).

Организационная культура – совокупность коллективно разделяемых ценностей, взглядов, норм поведения в организации.

Организационное поведение – процесс реализации организационных отношений в социальных системах.

Организационное проектирование – разработка проектов структуры систем управления организации.

Организация как система – совокупность объекта и субъекта управления, управляющей и управляемой подсистем, единство всех структурных подразделений производственно-хозяйственной деятельности.

Организация как функция управления – процесс преобразования идеи, цели в реальность, т. е. обеспечение ресурсами достижения цели.

Паблик-рилейшнз – элемент системы стимулирования продаж; система некоммерческих связей с общественными организациями.

Персонал управления – совокупность работников организации, занимающихся управленческой деятельностью.

Планирование – процесс определения целей и путей их достижения.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли.

Предприятие – организационно обособленная единица в экономической системе.

Процесс управления – определенная последовательность работ, целенаправленных действий, обеспечивающих поддержание и эффективное функционирование системы управления.

Процессуальные теории мотивации – учения, основанные на поведении людей с учетом их восприятия и познания.

Реорганизация – организационное преобразование, затрагивающее строение организации.

Решение – сознательный выбор действий, обеспечивающих достижение результата.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом организации.

Руководство – процесс воздействия руководителя на коллектив во имя достижения поставленных целей.

Самоменеджмент – последовательное и целенаправленное использование руководителем рациональных методов и технологий организации управленческого труда.

Самоуправление – внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

Система управления – совокупность элементов, звеньев и связей, обеспечивающих процесс управления.

Системный подход – методология процесса познания, анализа и синтеза исследования объекта как целого.

Стиль управления – стиль руководства, вид поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе управления.

Стимул – заинтересованность человека в выполнении какой-либо работы, достижении цели или результата.

Структура системы управления – совокупность связей прямой подчиненности звеньев системы управления.

Субъект управления – часть управляемой системы, выделяемая по критериям функций управления, масштаба полномочий, ступени иерархии.

Управление – целенаправленное воздействие, согласующее совместный труд людей.

Цель – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы.

Целеполагание – этап процесса управления, включающий операции по разработке, формулированию и постановке цели управления и цели деятельности людей.

Ценность – свойство любого явления, оцениваемое по критериям значимости его для человека, деятельности, целей.

Централизация – процесс распределения полномочий в направлении их концентрации на вышестоящих уровнях системы управления.

Экономические методы управления – способы воздействия, опирающиеся на экономические рычаги (налог, премия, зарплата и пр.).

Эффективность управления – соизмерение результата управления с затраченными усилиями или ресурсами.

Литература

Адаир Д. Гуру менеджмента. – М., 2004.

Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя. – М., 2001.

Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. – М., 2003.

Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М., 1999.

Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннели Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. – М., 1996.

Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. – М., 2000.

Друкер П.Ф. Эффективное управление. – М., 2002.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 2000.

Иванова С. Мотивация на 100%. – М., 2005.

Кетс де Врис Манфред. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. – М., 2005.

Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М., 2004.

Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М.: Дело, 2003.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2000.

Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. – М., 2001.

Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева. – М., 1999.

Управление организацией: Энциклопед. слов. – М., 2001.

Управление современной компанией: Учебник / Под ред. Б. Мильнера. – М., 2001.

Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. – М., 2002.

Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2002.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.107 с.)