Ремонт дорог, мосты и паромы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ремонт дорог, мосты и паромы



 

Наши данные заставляют предполагать, что поддержание дорог в хорошем состоянии считалось делом первостепенной важности. В законах брегонов[37] есть статьи, регулирующие постройку и ремонт дорог в Ирландии. Дороги должны были содержаться в чистоте. В своем словаре, созданном в IX веке, Кормак утверждал: «Дороги любого разряда должны быть очищены по крайней мере по трем поводам, то есть во время скачек, зимой и во время войны»[38]. Кормак предлагает свою классификацию дорог в древней Ирландии. Дороги следовало очищать от кустарников, сорняков и тому подобного. Некоторых людей принуждали прокладывать дороги через лес во время войны. Так что, хотя у нас и есть данные о системе дорог в древней Ирландии, на основании одних лишь текстов трудно решить, были ли они действительно такого качества, как можно предположить по законам и литературе, или на деле они были значительно грубее. Страбон, тем не менее, упоминает дороги в Нарбоннской провинции, и они, конечно, были совершеннее любых дорог на Британских островах.

Скачки были любимым развлечением древних ирландцев и неоднократно упоминаются в литературе. Зимой дороги следовало расчищать для полюдья (по‑древнеирландски «coe»): короли объезжали своих подданных, гостевали у них и собирали дань продуктами (поросята, колбасы, сметана…). Так король и его дружина могли пережить голодную зиму.

Там, где это было необходимо, через болота сооружались гати. Они состояли из слоев бревен, хвороста, земли и камней, которые втаптывали в болото так, что получалось довольно прочное основание. Иногда гати покрывали досками, и это была уже настоящая бревенчатая дорога.

Древнейшие мосты строили из дерева; до англонорманнских времен в Ирландии нет никаких данных о каменных мостах. На реках и проливах часто существовали паромы, использование которых, согласно древним преданиям, также жестко регулировалось. Они, видимо, имели огромное значение, облегчая движение и транспортировку грузов. Страбон, рассказывая о кельтских племенах, пишет: «переправиться на пароме в город Кабаллион».

В легенде о Бранвен ирландский правитель Матолух, женатый на Бранвен, сестре Брана Благословенного (эвгемеризированное божество), пытается перерезать все сообщения с Британией. Его советники предлагают ему поступить таким образом. «И еще, господин, – сказали Матолуху его люди, – задерживай все корабли и лодки, плывущие в Уэльс, а тех, кто прибудет оттуда, заключай в темницу, чтобы они не узнали об этом».

Судя по всему, древние ирландские лодки были трех типов: каноэ, изготовленные из выдолбленных стволов деревьев, плетеные лодки и корабли с парусами или веслами или и с тем и другим. Куррахи покрывали кожей и гребли на них веслами или шли под парусом. Цезарю также пришлось строить куррахи, и для них он использовал британские модели. В латинском «Плавании святого Брендана» достаточно подробно описана постройка курраха.

Кельтские племена славились своими умелыми моряками. Страбон говорит, что у жителей Массалии есть «природные способности к мореходству». Эти способности были и у армориканского племени венетов (рис. 28).

 

 

Рис. 28. Некоторые виды кораблей на галльских монетах (по Д.Ф. Аллену).

 

Страбон также пишет: «После упомянутых племен следуют остальные племена белгов, живущих на берегах океана; из них, во‑первых, венеты, которые сражались с Цезарем в морской битве; они пытались помешать его высадке в Британии, владея портом на острове. Однако Цезарь с легкостью разбил их в морском сражении, не применяя таранов (так как доски их кораблей были очень толсты); когда же венеты неслись на него, подгоняемые ветром, римляне срывали их паруса при помощи копий с серповидным наконечником, ибо паруса у них из‑за сильных ветров были кожаные и вместо канатов натянуты на цепях. Свои корабли на случай отливов венеты строили с широким дном, высокой кормой и высокими носами из дубового дерева, которого у них очень много; поэтому они не сбивают плотно пазы досок, оставляют щели, однако конопатят их морским мохом, чтобы дерево не высыхало из‑за недостатка влажности при вытаскивании кораблей на сушу, так как морской мох по природе более влажен, а дуб сухой и несмолистый».

Перед нами любопытная картина, представляющая способы постройки лодок по крайней мере в одном кельтском племени. Есть и другие достоверные данные о морских навыках кельтов и о том, что они регулярно использовали водный транспорт. В первые века христианской эры славился пиктский флот, и не следует предполагать, что эти традиции возникли на пустом месте. Так, Уэйнрайт пишет: «Совершенно очевидно, что пикты были значительным фактором на политической сцене севера. Они имели достаточно сильный флот, что предполагает навыки в навигации, знакомство с трудными водами и знание кораблестроения».

Тем не менее данные о кельтских дорогах скудны. В то же время присутствие оживленных рынков и центров торговли и коммерции во всей Европе и на Британских островах еще в доримское время заставляет предполагать существование каких‑то вполне проезжих дорог, поддерживавшихся в хорошем состоянии. Широкое распространение у кельтов колесницы также говорит о наличии пригодных для использования дорог.

Ирландские законы, которые содержат наиболее архаичные письменные свидетельства о кельтском образе жизни, показанном изнутри, дают нам яркое, хотя и несколько преувеличенное впечатление, что постройка дорог и поддержание их в рабочем состоянии принадлежали к сфере жизненно важной общественной деятельности. Говоря о кельтских мастерских и местных школах кельтского искусства в Британии, Фокс показал, что кельтские художники и торговцы могли использовать старые дороги, такие как Юрская дорога и Икнилд‑Уэй. Масштаб торговли и передвижения товаров, конечно, свидетельствует о наличии надежных дорог, однако, как говорит сам Фокс, «в этой проблеме, как и в других, очень много но. Например, должна была существовать интенсивная торговля между племенами, но на чем она основывалась, мы не знаем».

Археологические данные пока мало что нам говорят о природе кельтских дорог до появления великолепно построенной и систематизированной сети римских дорог по всей Европе. Но как римские храмы и, в конечном счете, христианские церкви нередко строились на руинах языческих святилищ, так и мы можем предполагать, что римляне построили по крайней мере некоторые из своих сложных дорог по древним путям, которые проложили их предшественники и которые были самыми эффективными и практичными путями торговли и транспорта. Следы таких древних дорог сохраняются, и их можно определить, когда они, например, проходят через кладбища. Пути похоронных процессий всегда были очень важны и отмечены такими сооружениями, как курганы, или (даже сегодня) грудами камней, в которых находился гроб с телом усопшего.

Итак, для передвижения и перевозок кельты употребляли колесницы и четырехколесные повозки; они ездили верхом в сопровождении грузовых лошадей или шли пешком. Использовались также разнообразные лодки, было много паромов, они встречались часто и были очень важны. Мосты, очевидно, были деревянными и очень простыми.

Как мы видим на всем протяжении нашего путешествия в повседневную жизнь древних кельтских народов, религия пронизывала все сферы этой жизни и ничто в ней не было полностью и по‑настоящему «мирским». Повсюду мы сталкиваемся с магией, суевериями, мириадами богов и богинь, которые что‑либо требуют от человека и даруют ему блага в обмен на подарки и должное умилостивление, и так далее. Опять‑таки Фокс, говоря о природе торговли и тех путях, по которым проходил обмен товарами, о факторах, которые определяли расположение кельтских мастерских в Британии, о том, что было причиной богатств иценов в Восточной Англии, и так далее, весьма четко это акцентирует. «Но есть и другая возможность, – пишет Фокс. – Не исключено, что торговля золотом по этим торговым путям была организована иерархией друидов в первую очередь для собственных ритуальных целей. Это отчасти может объяснить, почему отдаленный остров Мона оказался центром этого бриттского культа, и позволяет предположить, что порт для торговли золотом с континентом находился где‑то в Норфолке. Фанатическая вражда к Риму, которая проявилась в пугающих сценах на Англси в 59 году, когда легионеры под командованием Светония уничтожали священные рощи, могла подпитываться не только религиозными и политическими, но и экономическими мотивами».

 

Укрепления

 

Экономика торговли и внутренняя экономика, а также нужды войны сделали, как мы уже видели, необходимым существование каких‑то функциональных, проезжих торговых путей и дорог, пусть совершенно примитивных и грубых. Домашняя жизнь обязательно предполагает наличие дома, а для войны нужны крепости и укрепления. Тот факт, что кельты были необыкновенно умелыми строителями крепостей и что крепости составляют одну из наиболее типических и важных черт их материальной культуры, еще раз показывает, насколько важной чертой в повседневной жизни была война. На всех стадиях кельтской истории у нас гораздо больше материальных данных о крепостях, чем об обычных домах с их обстановкой. Кельтов, в отличие от их средиземноморских соседей, никогда не интересовало постоянное жилище и естественно возникающая при оседлой жизни утонченность домашнего быта. Сложная архитектура и зачатки городской жизни появились только на очень поздней стадии древней истории кельтов, по образцу и по большей части при поддержке Рима. Однако древний кельт – беспокойный бродяга, с его мобильной племенной организацией и агрессивным и чувствительным характером, думал в первую очередь о крепости, нежели о красивом доме. Такие поселения были действительно нужны, в то время как удобные дома оказывались лишними.

Кельты сооружали как укрепления, в которых можно было найти временное убежище, защищенные палисадами, рвами и валами (их использовали в основном в эпохи переселения народов), так и настоящие крепости, предназначенные для постоянного использования. Вначале крепости занимали вершины холмов, что служило дополнительным средством защиты. Однако в период первых контактов с римлянами и даже до него они строили также большие «города» – оппидумы (oppida) на равнинах или в долинах рек.

Оборонительные системы крепостей основывались на различных принципах: простой палисад, насыпь, ров (одиночный или в несколько рядов); вал и ров; только вал. Валы могли быть простыми сооружениями из сухого камня, но иногда их усиливали, делали более устойчивыми, прокладывая стену бревнами – различными способами, с железными заклепками или без. Цезарь во время своих галльских войн столкнулся со стеной подобного типа и так и называл ее «галльской стеной» (murus gallicus). В некоторых случаях к внутренней стороне вала были пристроены, по крайней мере, бревенчатые домики. Если их случайно или намеренно поджигали или если нападающие наваливали у стены хворост и поджигали его, то нередко вся стена начинала гореть. Жар в лишенном воздуха пространстве внутри стены заставлял некоторые камни плавиться и сливаться в одну остекленевшую массу.[39]

Размер кельтских оград‑укреплений мог быть различным – существовали укрепления, защищавшие лишь одну семью и город площадью сотни акров. Самые крупные поселения появились в самую последнюю очередь. Например, в Бибракте (на Мон‑Бовре близ Отена, Франция) длина «галльской стены» составляла около 5 километров и она огораживала площадь около 335 акров. Интересно сравнить Бибракте с гомеровской Троей, площадь которой составляла менее 5 акров! В Бибракте на территории, огороженной стеной, находились здания, в основном прямоугольные, а также улицы, что говорит о влиянии средиземноморского мира. Некоторые здания, раскопанные археологами, – типичные кельтские бревенчатые постройки – были мастерскими художников, работавших по эмали; другие представляли собой различные палатки и киоски. Еще один пример – огромный оппидум в Манхинге (Бавария); он свидетельствует о величии и мощи, которых могли достигнуть эти поздние кельтские крепости.

 

 

Рис. 29. План круглых домов четырех видов: 1 – Брох в Дун‑Троддан (графство Инвернессшир); 2 – Дом‑колесо в Ярлсхофе (Шетлендские острова); 3 – Хэрхоуп (Пиблзшир); 4 – Литл‑Вудбери (Уилтшир).

 

Кельтские крепости – большие и маленькие, ранние и поздние – рассеяны по всей Европе. Античные авторы говорят об их существовании в Галатии (современный запад Турции), однако археологам пока не удалось там их обнаружить. На востоке кельтского мира, например в Зависте (Чехословакия), был обнаружен форт площадью около 80 акров. В Британии во многих местах встречаются оппидумы белгов, например в Колчестере (Камулодун), Сент‑Олбансе (Веруламий) или Силчестере (Каллева). Древнее их такие знаменитые форты, как Мэйден‑Касл (графство Дорсет), площадь которого составляет 45 акров, Трапрэйн‑Ло (Восточный Лотиан) – 40 акров и Стэнвик (Йоркшир), который в последнюю эпоху своего существования достиг размеров (хотя, может быть, и не роли) оппидума – 850 акров. Валы и рвы здесь простираются более чем на шесть миль, и, как говорит Пиггот, служили нуждам пастушеских племен, которые таким образом старались защитить свои стада.

В областях вне сферы влияния римлян строительство крепостей беспрепятственно продолжалось. Проложенный бревнами форт в Бургхеде (Моришир) недавно был датирован V веком н. э.

Форты типичны и для ирландских кельтов, как и для всего остального кельтского мира. В Ирландии, судя по всему, существовал некий профессиональный класс или гильдия строителей крепостей; это предположение подтверждают ирландские источники. Грэхэм показывает, что о том же самом говорит и постройка брохов, уникальных круглых жилищ с толстыми, но пустыми внутри стенами, которых в современной Шотландии сохранилось около 600 (рис. 29). Грэхэм пишет: «Технический стандарт каменной кладки при постройке брохов был настолько высок, что мы невольно приходим к выводу – эта работа выполнялась профессионалами». Литературные источники подтверждают данные археологии, говоря о том, что на сооружение крепостей тратилось огромное количество дерева. Например, говорят, что в крепости короля Бруде в Инвернессе якобы были складывающиеся двери с засовами. Упоминаются дверь и привратники Тары, великой крепости ирландских королей.

Крепости были непременной принадлежностью королей и высшей аристократии. Многие из таких фортов должны были быть небольшими. Пиршественный зал ирландского вождя был окружен защитной стеной с парапетом и частоколом. Это подтверждают и материальные данные.

В крепости были ворота, домик привратника и faithche – парадная лужайка, где проходили военные упражнения, тренировки и разнообразные игры с мячом, такие как ирландский хоккей на траве. В древнеирландской саге «Изгнание сыновей Уснеха» говорится:

«Вскоре после этого случилось, что Найси прогуливался один, распевая на валу королевского замка Эмайн»[40]. Словом, крепости были неотъемлемой чертой кельтского образа жизни. Простые постройки раннего периода развились и стали более совершенными и сложными в период латена – в зависимости от степени средиземноморского влияния и заимствования средиземноморской архитектурной традиции, а также и в результате давления и осадной тактики римлян, что, конечно, было гораздо страшнее, чем просто межплеменные войны.

 

Дома

 

Кельтские дома в плане были круглыми или прямоугольными. В докельтский период европейской первобытной истории (культура полей погребальных урн) предпочитали прямоугольные дома. Преобладают они и в гальштатской и латенской фазе. Круглые дома предпочитали в Западной Европе: они были обычными в Испании и Португалии и их продолжали строить вплоть до периода римского завоевания. Круглые дома мы находим также в Британии и Ирландии; их «родословная» восходит по меньшей мере к бронзовому веку, и наши данные заставляют предполагать, что это была строительная традиция Атлантического региона. В ирландских текстах упоминаются и прямоугольные постройки, однако можно думать, что речь идет о ритуальных строениях, в то время как обычный дом был круглым. Однако большой королевский зал, судя по всему, все‑таки был прямоугольным. Археологам не удалось обнаружить в Европе круглые дома к востоку от Рейна. Страбон пишет о белгах: «Что же касается их домов – больших и куполообразных, – то они строят их из досок и плетней, набрасывая наверх массу тростника».

 

 

Рис. 30. Котел, висящий над огнем на железных цепях.

 

Видимо, это точная параллель к круглым домам островных кельтов. Одним из примеров является хорошо известный дом в Литл‑Вудбери (рис. 29) и другие. Прямоугольные дома в Центральной Европе восходят еще к эпохе неолита, в то время как круглые дома вдоль Атлантического побережья имели предшественников по крайней мере в бронзовом веке. Круглый дом был постоянным жилищем, построенным из дерева, которое поддерживали столбы. В Центральной Европе пока таких домов на раскопках не находили.

Внутренняя обстановка таких кельтских домов должна была быть чрезвычайно грубой, и все наши данные предполагают, что кельты обожали украшать и выставлять себя напоказ, в то время как примитивное жилье их отнюдь не смущало. В круглых домах очаг располагался в центре комнаты, а в центре камышовой крыши было отверстие, через которое выходил дым. Над огнем висел огромный котел, подвешенный к матице дома (рис. 30); в нем варили огромное количество мяса, которое так любили кельты (в тех случаях, когда не жарили его на вертеле). Аристократия использовала хлеб в небольших количествах. Рыбу варили или пекли. Афиней, цитируя Посидония, упоминает о кое‑каких гастрономических предпочтениях кельтов, и они хорошо засвидетельствованы и в ирландских текстах: «Пища их – немного хлеба и много мяса, вареного и зажаренного на углях или рожнах… Те из них, что живут по рекам и по побережью внутреннего и внешнего моря[41], питаются печеной рыбой, приправляя ее солью, уксусом и тмином».

Вдоль всей стены такого дома (по крайней мере, насколько мы можем судить по древним рассказам об ирландских домах) шли своеобразные отсеки, которые называли imdae[42]. Это было нечто вроде спальных отделений, в которых происходили различные виды хозяйственной деятельности аристократического дома. Вероятно, если нужно было уединиться, то такое отделение можно было закрыть от остального зала ширмой, тканью, кожей или плетеным экраном. Если можно верить рассказам античных писателей о том, как галлы спали, то люди, видимо, спали вместе в таких отсеках и, несомненно, зачастую на полу. Вот что пишет Диодор Сицилийский: «В обыкновении у них спать прямо на земле на звериных шкурах, перекатываясь вместе с возлюбленными, которые находятся и с той и с другой стороны».

Типичный диаметр круглого дома железного века составлял около 50 футов. Сами отсеки могли быть отгорожены плетеными или деревянными стенами[43]. В так называемых «домах‑колесах» на западных островах Шотландии (рис. 29) при постройке отсеков камень заменил дерево, поскольку на безлесном севере дерево было роскошью – отсеки отгораживали радиальными каменными стенками. Древнейшие ирландские саги соответствуют информации, которую дают нам античные авторы и планы и другие детали постройки кельтских домов, известные археологам.

Резиденция ирландского аристократа, вероятно, была достаточно мощной постройкой, которая включала в себя укрепленную ограду, парадную лужайку (по‑ирландски «faithche») снаружи ограды; она, возможно, была и домашним пастбищем, и площадкой для военных игр и спортивной тренировки. Внутри ограды находилась собственно резиденция короля или аристократа и другие значительные постройки из дерева: жилища слуг, сараи и так далее. Основа ирландских домов, как и в других частях кельтского мира, была деревянной, причем деревянные планки клались внахлест; применялось и плетение из ивовых прутьев. Крышу поддерживали столбы, которые зачастую были украшены сложной резьбой; наверное, это было еще одним прекрасным средством, благодаря которому кельтские художники, нанятые для их украшения, могли показать свое мастерство. Снаружи имелись большие ворота и домик привратника, который следил за посетителями и разными задирами. В сагах всегда подчеркивается роль привратника: ничего жизненно важного не могло случиться без того, чтобы этого не увидел привратник. Первостепенную важность имело запирание ворот на закате; так поступали даже в домах простых свободных людей, то есть ремесленников высшего разряда.

Так, когда король Конхобар, дядя Кухулина, отправился в дом кузнеца Кулана, чтобы воспользоваться его гостеприимством (на которое он имел полное право), Кухулин, который в то время был еще маленьким мальчиком, заявил, что предпочтет остаться дома, пока не закончит игру с другими мальчиками в Эмайн Махе, и уже потом придет в крепость Кулана: «По следам воинов, лошадей и колесниц отправлюсь я». Конхобар прибывает раньше, чем мальчик, в сопровождении множества своих дружинников, как и позволял ему закон по такому случаю: «Принял Кулан короля, и никто не был обойден почестями согласно его рангу, занятию, праву, деяниям и благородству. Свежие циновки из тростника постелили гостям, и принялись они пить да веселиться». Кулан, узнав, что никто другой больше не придет – поскольку король забыл о своем маленьком племяннике, – выпускает свою страшную сторожевую собаку, которая охраняла его жилище. Собака быстро бегает вокруг ограды: «Спустили пса с цепи и, быстро обежав окрестности, направился он к холму, где обычно лежал, сторожа дом, и улегся, положив морду на лапы». Приходит мальчик, собака нападает на него, и он убивает ее голыми руками. Это был один из величайших подвигов Кухулина, поскольку именно благодаря ему он получил свое имя, без которого герой не существует как личность. Это произошло так: король услышал лай собаки, вспомнил о мальчике и воскликнул:

«– О воины, лучше б и вовсе не быть нам на этом пиру!

– Отчего же? – воскликнули разом улады.

– Да ведь сгубил сейчас пес того мальчика, что решил идти следом за нами, сына моей сестры, Сетанту, сына Суалтайма.

Немедленно вскочили улады, и, хотя двери дома были отворены, все устремились в поле за ограду».

Кузнец, узнав о случившемся, был потрясен потерей собаки: «Лучше бы вовсе не звать мне вас в дом да не потчевать питьем и кушаньями, ибо отныне добро все равно что пустошь, а припасы уж не пополнятся. Верного слуги лишили вы меня, что стерег стада и отары моего скота». Мальчик добровольно вызывается играть роль сторожевой собаки для кузнеца, пока он не вырастит щенка – сына того самого пса – и он не станет достаточно взрослым, чтобы стеречь крепость. Услышав это, друид Катбад изрек: «Отчего бы теперь не носить тебе имя Кухулин?[44]». Мальчик соглашается и обретает свое подлинное, героическое имя – Кухулин.

Это лишь одно из многих реалистичных описаний жизни, обычаев и домашнего быта древних ирландцев, которое вполне согласуется с другими источниками информации. Таким образом, основной социальной единицей в Ирландии, как и в Британии, был преимущественно изолированный круглый двор крестьянина с оборонительными сооружениями и другими постройками, а отнюдь не деревня с прямоугольными домами, как мы видим во многих районах кельтской Европы. Британский и ирландский тип изолированного дома был почти неизвестен в Европе в гальштатский и латенский периоды.

Вернемся к обстановке кельтского дома. Знатные люди сидели каждый в своем отсеке: там они обедали в окружении своих слуг и избранных дружинников. Обедающий мог видеть весь остальной зал и внимать общему веселью – музыке, чтению стихов и преданий, выступлениям акробатов и тому подобному; его защищали его собственные слуги и копейщики. Афиней, цитируя Посидония, судя по всему, описывает именно такую обстановку, говоря: «Кельты… принимают пищу за деревянными столами, под которые подкладываются охапки сена, так чтобы они лишь немного возвышались над землей… Когда обедают большой компанией, усаживаются в круг, а в середину, как предводитель хора, садится самый влиятельный, превосходящий всех или военным умением, или знатностью, или богатством. Рядом усаживается гость, а затем по обе стороны, согласно своему достоинству, занимают места остальные. Позади них становятся телохранители с длинными щитами, а напротив, усевшись в круг по примеру господ, пируют копьеносцы».

Поразительную параллель этому описанию мы находим в только что процитированном нами древнеирландском пассаже, где в доме Кулана, дабы принять короля и его спутников, постилают камыш и траву и люди рассаживаются, как и говорит Афиней, по своему первенству, в чем бы это первенство ни заключалось.

Конечно, должны были быть какие‑то варианты в обстановке, особенно в тех случаях, когда речь шла о прямоугольном доме, в противоположность круглому. Мебель, видимо, была редкостью, и стульями в доримское время, во всяком случае во время еды, не пользовались. Античные авторы говорят о сундуках.

Есть данные и о том, что ирландские дома были двухэтажными. На уровне верхнего этажа была какая‑то комната или закрытый балкон, выдававшийся наружу. Его называли grianán, то есть буквально «солнечная комната», «светлица». В ней размещались женщины, и она, возможно, была расположена впереди, над общей жилой комнатой. Здесь женщины проводили время, шили, вышивали и сплетничали – вдали от своих драчливых и обидчивых мужчин. В загадочной саге «Пир Брикрена», которая может восходить к VIII веку, Брикрен строит великолепный дом, в котором намерен принять Конхобара и ульстерских героев. Но Брикрен – зловещий персонаж, который обожает ссорить других, – позаботился о том, чтобы не присутствовать на своем празднике. Он строит светлицу со «стеклянными» окнами, так что он может обозревать зал и наблюдать за тем, что там происходит. Один из забавных эпизодов в этой саге – самой длинной в уладском цикле после «Похищения быка из Куальнге» – касается женщин. Подвыпившие дамы вступают в соревнование за первое место среди уладских женщин в красоте, мудрости и красноречии. Три женщины произносят речь, восхваляя своих супругов; в пьяном возбуждении мужья вырывают столбы дома, чтобы позволить своим женам, которые вышли наружу, снова войти в дом. А Кухулин просто поднимает одну стену дома: теперь его жена и ее свита могут войти. Когда стена упала обратно на землю, вся крепость вздрогнула и светлица рухнула на землю. Несмотря на весь юмор и комический характер этой ситуации, описание дома с его легкостью и того, как расположена светлица, судя по всему, отражает подлинные предания об описанных нами постройках железного века.[45]

 

 

Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.033 с.)