Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности



 

Сила воли и ее компоненты

 

Спортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами различных трудностей. Выделяют две группы трудностей: объективные и субъективные.

Объективные трудности – те, которые обусловлены специфическими для данного вида спортивной деятельности препятствиями. Это большие тренировочные нагрузки, погодные условия деятельности (ветер, дождь, снег, освещенность), техническая сложность разучиваемых упражнений, поломка спортивного инвентаря, присутствие прессы и телевидения, негативная реакция зрителей, незнакомое место соревнований и невозможность провести полноценную разминку и т. д.

Субъективные трудности выражают личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спортивной деятельности (возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, например страха, неуверенности; снижение мотивации к деятельности или, наоборот, ее возрастание вследствие неотступности мыслей о первом месте, о побитии рекорда, о выполнении определенного норматива).

Преодоление этих трудностей зависит от развития волевой сферы спортсмена, или, как говорят, от силы воли. Она проявляется в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке и других. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого – другое.

Поиску путей развития силы воли в психологии и педагогике уделяется большое внимание. Однако до сих пор многие из важных для практики вопросов остаются нерешенными. Предлагаемый путь, кажущийся наиболее естественным, лежит через преодоление объективных и субъективных трудностей, возникающих на пути достижения цели, но не всегда приводит к желаемому результату, поскольку проявление воли в различных ситуациях конкретно и способы развития конкретных волевых качеств могут быть разными. Кроме того, волевые проявления связаны как с моральным компонентом (мировоззрением, идеалами, установками, мотивами), так и с психофизиологическим, то есть с врожденными свойствами нервной системы (силой, подвижностью и балансом нервных процессов).

Очевидно, одни компоненты волевых проявлений (мотивационные) изменяются при воспитании и тренировке относительно легко, другие – с большим трудом. Отсюда и усилия педагогов будут зависеть от того, насколько сильно выражен в том или ином волевом проявлении генетический компонент, который, как известно, изменяется в течение жизни очень слабо.

 

В. Борзов. Бывает особенно обидно, когда слышишь укор: мол, проиграл из‑за недостатка волевых качеств. Конечно, бывает и так, но редко. Наши чемпионы в огромном большинстве – исключительно волевые ребята.

Л. Турищева. Заметь, Валера, сам спортсмен готов признать любые методические грехи, но волевую ущербность – никогда. Ведь это для него какдля спортсмена чуть ли не смертный приговор. Отсюда напрашивается: волевое воспитание необходимо.

В. Борзов. И оно есть. Причем осуществляется в процессе тренировки. Во‑первых, в преодолении максимальных напряжений. Во‑вторых, в продолжении работы на фоне предельного утомления. В‑третьих, в выполнении этой работы с максимальной скоростью, частотой, усилием. Наконец, волевое воспитание осуществляется регулярностью больших нагрузок – независимо от состояния.

Л. Турищева. Большой спортсмен начинается с мелочей. Когда разговор идет о тренировке – как бы ни была она тяжела, – все говорят: это труд. И безропотно делают все, что надо. А вот когда нужно соблюдать строжайший режим: вовремя лечь, вовремя встать, когда лишнего ничего себе позволить не можешь – это уже труднее. Рядовой спортсмен дает себе послабление. А лидер не позволяет и делает это по собственной воле.

В. Борзов. Метод воспитания воли – сознательное выполнение того, что у тебя не получается. Например, спринтеры не любят бегать кроссы, хотя они и нужны. Так вот, волевой спортсмен бегает кроссы…

Л. Турищева. Тоже и у нас. Свой любимый снаряд гимнастка всегда отрабатывает, а вот идти на нелюбимый, самый трудный да еще в состоянии утомления (и отработать его не формально, а на совесть) – тут действительно воля нужна. Но потом об этом никогда не жалеешь.

В. Борзов. Гимнаст, начавший упражнение, бегун, вышедший на дистанцию, должны завершить свое дело согласно плану, не поддаваясь воздействию сиюминутного настроения. Проявление воли – это прежде всего борьба с собой.

Формула воли // Советский спорт. 1978. 29 ноября

 

Одним из общих компонентов воли является моральный, который формируется в процессе воспитания человека. Чувство долга, ответственности за порученное дело, самопожертвование – вот те качества, которые характеризуют нравственно сформированную личность.

Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации независимо от ее специфики. Только нравственно сформированный человек способен к подвигу, к проявлению мужества и героизма в экстремальных ситуациях. Моральный компонент воли не только стимулирует проявление в различных ситуациях волевого усилия, направленного на преодоление той или иной трудности, но и определяет, ради чего проявляется воля. Воля может быть инструментом в эгоистичных устремлениях человека. Задача же тренера состоит в том, чтобы придать волевым проявлениям такую направленность, которая позволяет человеку, по словам И. М. Сеченова, совершить нравственный подвиг. Тогда и сами преодолеваемые человеком трудности получают другой, эмоциональный оттенок: спортсмен начинает испытывать «прекрасную усталость», «приятную тяжесть», «упоение опасностью» и другие эмоции, которые становятся амбивалентными, то есть отражают две, казалось бы, противоположные эмоции.

Следует подчеркнуть, что для успешного развития волевых качеств недостаточно ставить перед спортсменами трудные задачи, надо учить преодолевать трудности, формировать у спортсменов волевые умения: приемы самоубеждения, самоободрения, самоприказа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.005 с.)