Законодательство в области финансов, банков, бухгалтерского учёта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство в области финансов, банков, бухгалтерского учёта.



Несмотря на немалое количество точек зрения ученых-юристов относительно понятия предмета финансового права как самостоятельной отрасли права и финансового законодательства в системе финансово-правового регулирования общественных отношений, все они имеют много общего. Проанализировав и обобщив их, можно сформулировать общее понятие финансового права – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих финансово-правовые отношения в обществе, возникающие в процессе образования, распределения и использования государством и его органами, а также муниципальными образованиями денежных средств.

Потоки финансовых ресурсов движутся в две стороны: с одной стороны, государство выделяет средства из бюджета на различные экономические и социальные программы, под инвестиционные проекты, строительство новых дорог, на выплату зарплаты государственным служащим; с другой – люди и организации платят налоги, штрафы, сборы, которые ручейками и реками текут в государственный бюджет. Со стороны государства требуется управление экономикой и общественной жизнью страны, а это возможно с помощью управления государственными доходами и расходами. В этом немалая роль отводится финансовому праву.

Характеристика финансовых правоотношений и основы финансового контроля

Финансовые правоотношения – это один из видов общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и его субъектов и регулируемых нормами финансового права.

Финансовые правоотношения имеют свои особенности, которые отграничивают их от других видов правоотношений: во-первых, они возникают в процессе финансовой деятельности государства, направленной на образование, распределение и использование денежных фондов; во-вторых, одним из субъектов данных правоотношений является орган государства или орган местного самоуправления (финансовый орган, кредитное учреждение и пр.); в-третьих, финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денег – государственные расходы, платежи в доход государства, т.е. являются разновидностью имущественных отношений.

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Финансовые правовые нормы в зависимости от содержания делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют структуру бюджетного устройства, т.е. бюджетной системы государства, объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, объем и направление расходов государства и др. Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения подразделяются на большое количество видов:

– бюджетные;

– налоговые;

– в области кредита (государственного и банковского);

– в области страхования;

– в области банковской деятельности;

– финансовые правоотношения, связанные с регулированием денежного обращения и валютного законодательства, и др.

Во всех этих правоотношениях субъектами являются: государство, государственные образования, муниципальные образования, хозяйствующие субъекты (юридические лица) и граждане. В отдельных случаях субъектами финансовых правоотношений могут выступать иностранцы, а также и лица без гражданства (апатриды), проживающие и работающие в России или имеющие на территории РФ источники доходов, не запрещенные законом.

Государство выступает субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует финансовые отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ и органами местного самоуправления. Государство при этом выступает в лице высших и местных органов власти, а также через специальные управомоченные специальные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие интересы государства.

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, как участники финансовых правоотношений представлены распорядителями кредитов, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетных средств, за учет и отчетность расходуемых по смете средств.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей. Финансово-правовые отношения, как правило, возникают на основании нормативного правового акта или индивидуального юридического акта. Так, нормативным правовым актом в области финансовой деятельности государства является федеральный закон о федеральном бюджете, принимаемый ежегодно Федеральным Собранием РФ. Индивидуальным правовым актом может являться извещение финансового органа гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Прекращение финансовых правоотношений наступает в следующих случаях:

– погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа):

– выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

– использование выданных бюджетных ассигнований;

– осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и др.

Прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом (выход на пенсию, призыв на военную или альтернативную службу и др.).

Государство не может эффективно реализовать ни внешнюю, ни внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не имея достаточных финансовых ресурсов, а также не осуществляя должный контроль за их формированием и использованием.

В настоящее время в условиях нестабильности российской экономики, роста цен, инфляции, дефицита государственного бюджета, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж и многих других негативных факторов финансовый контроль имеет особое значение.

Объектом финансового контроля являются денежные, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы государства. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Основными задачами финансового контроля являются:

– содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства;

– выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

– содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

– обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;

– содействие высокой отдаче ВЭД предприятий, в том числе по валютным операциям;

– осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

– осуществление контроля и надзора за выполнением всеми лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за привлечением к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

– выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

– разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих, и др.

Таким образом, финансовый контроль является разновидностью финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами.

Классификация финансового контроля проводится по разным основаниям.

В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется:

– на предварительный;

– текущий;

– последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д.

Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть подразделен:

– на государственный (общегосударственный/надведомственный и внутриведомственный);

– муниципальный;

– внутрифирменный (внутрихозяйственный);

– аудиторский.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.009 с.)