Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений в сфере экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений в сфере экономики



 

Преступления в сфере экономики предусмотрены разделом VIII УК РФ. Разновидностями этих преступлений являются: преступления против собственности; преступления в сфере экономической деятельности; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

1. Преступления против собственности (гл. 21, ст. 158–168 УК) посягают на собственность – частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Наиболее характерным преступлением против собственности является хищение, т. е. совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества (ст. 158) УК. Опасность хищения в том, что это всегда умышленное преступление, совершенное с целью наживы, влекущее неосновательное обогащение преступника за счет потерпевшего.

Способы хищения различны: кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство.[110] Меры наказания зависят от способа совершения хищения. Наиболее опасны хищения, совершаемые открыто (грабеж) либо с применением или угрозой применения насилия (разбой, вымогательство). Ответственность зависит от стоимости похищенного, личности виновного и многих других обстоятельств. Отягчающими обстоятельствами являются: совершение хищения группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой; совершение хищения неоднократно; совершение хищения лицами, ранее судимыми за хищение. Отягчающим обстоятельством является совершение хищения в крупном размере, когда стоимость похищенного имущества превышает 250 тыс. руб., и в особо крупном – 1 млн руб.

Максимальное наказание за хищение, совершенное путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты, – 10 лет лишения свободы; путем грабежа – 12 лет лишения свободы; за хищение, совершенное особо опасными способами (разбой, вымогательство), – 15 лет лишения свободы. Во всех случаях хищения дополнительным наказанием может быть штраф в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет.

2. Преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22, ст. 169200 УК) имеют объектом посягательства нормальную экономическую деятельность государства, юридических и физических лиц.

Исходя из целей настоящей работы, особого внимания заслуживают следующие составы преступлений.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК). Субъектами ответственности являются должностные лица, которые с использованием своего служебного положения допускают неправомерный отказ в государственной регистрации либо уклонение от регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; незаконный отказ в выдаче лицензий на осуществление определенной деятельности либо уклонение от ее выдачи; ограничение прав и законных интересов предпринимателя или юридического лица; ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Минимальное наказание за данное преступление – штраф до 200 тыс. руб., максимальное – лишение свободы на срок до 2 лет.

Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК) и незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК). Уголовная ответственность установлена за осуществление предпринимательской или банковской деятельности без регистрации, без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечениями дохода в крупном размере (свыше 250 тыс. руб.) или в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.).

Минимальное наказание – штраф в размере до 300 тыс. руб. (за незаконное предпринимательство); от 100 до 300 тыс. руб. (за незаконную банковскую деятельность). Максимальное наказание соответственно: лишение свободы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 7 лет.

Дополнительным наказанием может быть штраф: за незаконное предпринимательство – до 80 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 6 месяцев; за незаконную банковскую деятельность – до 1 млн руб. или в размере дохода осужденного за период до 5 лет.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК).

Ответственность наступает за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. При этом совершенными в крупном размере признаются финансовые операции и сделки на сумму свыше 1 млн руб.

Минимальное наказание за данное преступление – штраф до 120 тыс. руб., максимальное – лишение свободы от 7 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК).

Ответственность наступает за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, либо использование указанных средств или иного имущества в целях осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Крупный размер предполагает финансовые операции и сделки на сумму свыше 1 млн руб.

Минимальное наказание за данное преступление – штраф до 120 тыс. руб., максимальное – лишение свободы на срок от 10 до 15 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Фиктивное банкротство (ст. 197 УК), т. е. заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем, о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб (свыше 250 тыс. руб.).

Минимальное наказание за данное преступление – штраф от 100 до 300 тыс. руб., максимальное – лишение свободы сроком до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

Преступления в налоговой сфере имеют объектом посягательства формирование доходов государственного бюджета за счет законно установленных налогов и сборов. Заслуживают внимания четыре вида преступлений.

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК). Уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах обязательно, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, если оно совершено в крупном размере.[111] В этом случае лицо наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере,[112] – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК). Уголовная ответственность наступает за уклонение от внесения этих платежей путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Указанное деяние должно быть совершено в крупном размере.[113]

Данное преступление предполагает вину в форме умысла. Субъектами преступления являются руководители (собственники) предприятий и организаций, а также работники, составляющие и подписывающие соответствующие документы. Наказание за данное преступление – штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору, б) в особо крупном размере,[114] – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199[115] УК). Уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное в личных интересах при исчислении, удержании или перечислении налоговых платежей в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, если оно совершено в крупном размере. Данное преступление наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

4. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК). Уголовная ответственность наступает за это деяние, совершенные собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем, если оно совершено в крупном размере (на сумму свыше 250 тыс. руб.).

Данное преступление наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3) В преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23, ст. 201–204 УК) объектом посягательства является нормальная деятельность или функционирование, а также авторитет и престиж этих организаций. При этом имеются в виду все коммерческие организации независимо от формы собственности, а также некоммерческие организации, не являющиеся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) – это использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Уголовная ответственность наступает, если эти действия повлекли причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Субъектами данного преступления являются лица, постоянно, временно либо по специальным полномочиям выполняющие организационно‑распорядительные или административно‑хозяйственные обязанности в указанных выше организациях. Преступление это умышленное, совершенное с корыстной целью с использованием служебного положения. Минимальное наказание за данное преступление – штраф до 200 тыс. руб., максимальное – до 5 лет лишения свободы.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК) – это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Круг субъектов этого преступления практически не ограничен. Это преступление умышленное, совершаемое с корыстной целью. Минимальное наказание за данное преступление – штраф до 200 тыс. руб., максимальное – до 5 лет лишения свободы.

Лицо, совершившее указанное деяние, освобождается от ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Е. В. Магницкая, Е. Н. Евстигнеев

 

 


[1] См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136‑ФЗ (ред. от 07.03.2005 г.).

 

[2] См.: Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128‑ФЗ (ред. от 02.07.2005 г.).

 

[3] См.: Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520‑1 (ред. от 11.12.2002 г., с изм. от 24.12.2002 г.).

 

[4] См.: постановление Правительства РФ «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» от 3 декабря 2004 г. № 739.

 

[5] См.: Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119‑ФЗ (ред. от 30.12.2004 г.), а также постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению обязательного аудита» от 12 июня 2002 г. № 409.

 

[6] См.: постановление Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19 июня 2002 г. № 439 (ред. от 16.10.2003 г.).

 

[7] См., напр., постановление Правительства РФ «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт‑Петербурге» от 10 июля 2001 г. № 527.

 

[8] См.: Типовой устав казенного предприятия (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия, утв. пост. Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 908 (с изм. от 07.06.2001 г.); Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утв. пост. Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 (с изм. от 07.06.2001 г.).

 

[9] См.: Федеральный закон «О применении контрольно‑кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54, а также постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно‑кассовой техники» от 31 марта 2005 г. № 171.

 

[10] См.: постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» от 19 января 1998 г. № 55 (ред. от 01.02.2005 г.).

 

[11] См.: постановление Правительства РФ «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям‑потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно‑энергетических ресурсов» от 5 января 1998 г. № 1 (ред. от 17.07.1998 г.); постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения» от 22 июня 1999 г. № 664.

 

[12] См., напр., Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 (ред. от 21.05.2001 г.); Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290.

 

[13] Деятельность арбитражных судов регулируется нормами гражданского процессуального права. Однако, исходя из целей настоящей работы, авторы сочли возможным поместить вопросы рассмотрения экономических споров в раздел «Гражданское право».

 

[14] Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства РФ по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов РФ в процедурах банкротства.

 

[15] С введением ЕСН обеспечение пособиями, выплачиваемыми из фонда занятости населения, осуществляется за счет федерального бюджета.

 

[16] Поэтому часть налога, уплачиваемая ранее в Пенсионный фонд, будет уплачиваться в федеральный бюджет. При этом сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, должна уменьшаться на сумму начисленных и уплаченных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, налогоплательщики ежемесячно должны начислять и уплачивать ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

 

[17] Ранее в налоговых проверках участвовали сотрудники органов налоговой полиции. С начала 2003 г. функции налоговой полиции переданы Министерству внутренних дел (МВД). В составе МВД образована федеральная служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Задачами этой службы являются: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых органов; борьба с коррупцией в налоговых органах. Правовой статус органов внутренних дел определен Законом РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026‑1 (ред. от 01.04.2005 г.).

 

[18] Закон дает понятие «достоверности» – это «степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения» (п. 3 ст. 1).

 

[19] Согласно ст. 8 НК под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за совершение в их интересах юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Взимаются сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг.

 

[20] С начала 2005 г. в состав неналоговых платежей переведены таможенная пошлина и таможенные сборы, лесной налог и платежи за пользование лесным фондом.

 

[21] Это снижение произошло в основном за счет уменьшения эффективной ставки единого социального налога (284,4 млрд руб. или 1,52 % к ВВП).

 

[22] Финансовые ресурсы (имущество) предприятия принадлежат ему на праве собственности либо передаются на праве полного хозяйственного владения, оперативного управления либо по договору аренды, лизинга и т. д.

 

[23] По мнению профессора Я. В. Соколова, бухгалтерский учет с 1 января 2002 г. представлен тремя видами: налоговым, финансовым, управленческим. Тем самым каждый факт хозяйственной жизни, возникающий в бухгалтерском учете, концептуально реконструируется в трех вариантах: 1) в интересах государства (налоговый учет, регулируемый Кодексом); 2) в помощь актуальным и потенциальным собственникам, преимущественно акционерам (финансовый учет, основа которого – ПБУ, изданные Минфином России); 3) в целях управления хозяйственными процессами (управленческий учет, правила которого устанавливают лишь собственники и менеджеры предприятия).

 

[24] Налоговые отношения не могут быть предметом регулирования: а) нормативно‑правовыми актами, которые не входят в понятие «законодательство о налогах и сборах», допустим решениями Правительства РФ; б) нормативно‑правовыми актами иных отраслей права: гражданского, финансового, бюджетного, семейного и др.

 

[25] Часть первая НК, действующая с начала 1999 г., объединяет семь разделов, которые включают в себя 20 глав, содержащих 142 статьи.

 

[26] Нарушения, допущенные при последнем способе перечисления налогов, влекут применение к субъектам налоговых отношений штрафных санкций.

 

[27] При задержке перечисления налоговых платежей банками Госналогслужба могла списывать повторно суммы платежей со счетов налогоплательщиков в бесспорном порядке. Конституционный Суд 12 октября 1998 г. практику повторного взыскания налогов признал незаконной, если их перечисление в бюджет задержал банк налогоплательщика.

 

[28] Резиденты – это лица, проживающие на территории РФ не менее 183 дней в календарном году; они уплачивают налог со всех полученных где бы то ни было доходов, т. е. несут полную налоговую ответственность. Нерезиденты уплачивают налог лишь с дохода, полученного от источников в РФ, т. е. несут ограниченную налоговую ответственность.

 

[29] Установлен перечень доходов от источников в РФ и за ее пределами, признаваемых в качестве предметов налогообложения. Это дивиденды и проценты; страховые выплаты; доходы, полученные от сдачи в аренду и реализации имущества; вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу; иные доходы.

 

[30] Если лицо одновременно имеет отношение к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в этих подпунктах, исчисление налога производится по каждому основанию отдельно.

 

[31] Регрессия применяется при одном условии: величина налоговой базы конкретного работника должна превысить 280 тыс. руб. (вместо действовавшего ранее порога в 100 тыс. руб.). При этом налогоплательщики вправе не использовать регрессивную шкалу ставок ЕСН.

 

[32] Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

 

[33] Так, представительские расходы включаются в размере не более 4 % от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период; расходы на различные виды рекламы, осуществленные налогоплательщиком в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации.

 

[34] Кассовый метод используют организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

 

[35] Поправки вступают в силу в разные сроки. Большинство будут действовать с 1 января 2006 г. Другие уже вступили в силу. Но есть и такие, которые начнут действовать в 2007 г. Некоторым поправкам придана обратная сила, например положениям, касающимся норм естественной убыли.

 

[36] В Водном кодексе под специальным водопользованием понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование.

 

[37] Налоговый кодекс не связывает возникновение обязанности по уплате водного налога непосредственно с наличием лицензии на водопользование или с осуществлением деятельности (пользование водными объектами), подлежащей лицензированию. Условием возникновения такой обязанности будет факт осуществления специального и (или) особого водопользования в соответствии с законодательством РФ.

 

[38] Например, при заборе невской воды в Санкт‑Петербурге размер ставки составляет 258 руб. за 1 тыс. м3, а при использовании этой воды без ее забора для целей гидроэнергетики – 8,76 руб. за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии. При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения ставки составляют 70 руб. за 1000 м3 воды для всех налогоплательщиков на территории страны.

 

[39] С 1 января 2005 г. размер и порядок уплаты обязательных платежей при обращении в суды, нотариат, государственные органы за получением разрешений (лицензий) или регистрацией установлены гл. 25.3 НК. Эта глава объединила как платежи, которые ранее уплачивались в соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» от 9 декабря 1991 г. № 2005‑1 (ред. от 20.08.2004 г.), так и большинство действующих сборов (например, лицензионные сборы). Кроме того, расширен перечень видов действий и документов, за совершение или выдачу которых взимается пошлина.

 

[40] Например, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, требуется заплатить 100 руб. (для физических лиц) и 2000 руб. (для юридических лиц) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера. За государственную регистрацию заключения брака уплачивается 200 руб. За выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами ее территории, уплачивается 400 руб. Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя оценивается в 400 руб. При регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организации, берется 20 % от этой суммы. Право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц оценивается в 10 000 руб.

 

[41] Не признаются объектом налогообложения полезные ископаемые: а) не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления; б) добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно‑оздоровительное или иное общественное значение, и др.

 

[42] Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, водные объекты, другие природные ресурсы, а также имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и используемое ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

 

[43] Установление дифференцированных размеров налоговых ставок по отдельным категориям как имущества, так и налогоплательщиков отнесено к компетенции органов субъектов РФ.

 

[44] Игорный бизнес – предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и платы за проведение азартных игр, а также пари.

 

[45] С 1 января 2006 г. Закон РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. № 1738‑1 (ред. от 29.06.2004 г.) утрачивает силу. Данный закон, за исключением ст. 25, не применяется при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 г. в соответствии с гл. 31 НК земельного налога.

 

[46] Организации и физические лица не признаются налогоплательщиками в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

 

[47] Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

 

[48] Сельскохозяйственные товаропроизводители – это организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию (выращивающие рыбу), осуществляющие ее переработку и реализующие эту продукцию. Они могут переходить на уплату ЕСХН, если по итогам работы за предыдущий год доход от продажи произведенной ими сельхозпродукции в общей сумме доходов составляет не менее 70 %.

 

[49] Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с общим режимом налогообложения.

 

[50] Существует ряд других законодательных ограничений на применение УСН. Так, не могут применять УСН банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

 

[51] Налогоплательщики‑организации должны представлять декларации по итогам года не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее 25‑го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Индивидуальные предприниматели представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации представляются ими не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

 

[52] Законами субъектов Федерации определяются: порядок введения единого налога на территории субъекта РФ; виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог; значения корректирующего коэффициента базовой доходности.

 

[53] Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

 

[54] Корректирующие коэффициенты базовой доходности показывают степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, а именно: К1 – коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения деятельности в различных условиях (например, в зависимости от места расположения внутри населенного пункта); К2 – коэффициент, учитывающий совокупность прочих особенностей ведения деятельности (ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и др.); K3 – коэффициент‑дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен, на его величину умножается базовая доходность.

 

[55] См.: Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» от 29 июля 2004 г. № 95‑ФЗ.

 

[56] См.: Федеральный закон «О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 18 июня 2005 г. № 63‑ФЗ.

 

[57] См.: Федеральный закон «О внесении изменений в статью 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 18 июня 2005 г. № 64‑ФЗ.

 

[58] Режимом СРП предполагается, что добываемая продукция делится на три основные части. Первая из них остается в распоряжении инвестора как компенсация его затрат. Вторая часть принадлежит государству, а третья – прибыльная часть продукции – также остается в распоряжении инвестора.

 

[59] Инвестор – юридическое лицо (или объединение юридических лиц), осуществляющее вложение средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях СРП.

 

[60] По распоряжению руководителя налоговой инспекции выездная проверка может не проводиться в эти сроки, если: а) налогоплательщик своевременно представляет все необходимые документы; б) предыдущая проверка не выявила никаких нарушений; в) увеличение размера объекта налогообложения документально подтверждено; г) отсутствуют документы и сведения, ставящие под сомнение те или иные действия налогоплательщика.

 

[61] Налоговый кодекс не рассматривает пеню в качестве меры ответственности, а относит ее к способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пеня – это дополнительный платеж для компенсации потерь бюджета в части недополучения налоговых платежей в срок. Это значит, что освобождение налогоплательщика от ответственности за нарушение налогового правонарушения освобождает его только от взыскания штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности.

 

[62] Административные штрафы вправе налагать на виновных лиц районный или мировой судья.

 

[63] Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

 

[64] Требование о признании акта налогового органа недействительным и требование о возврате из бюджета списанных в бесспорном (безакцептном) порядке денежных сумм являются независимыми, поэтому налогоплательщик вправе выбрать любое и не объединять их в одном исковом заявлении.

 

[65] Пленум ВАС РФ в п. 13 постановления от 28.02.2001 г. № 5 указал, что это не означает согласия налогоплательщика с предъявленным требованием, и он может предоставить инициативу обращения в суд налоговому органу. Но ряд аргументов заставляют усомниться в целесообразности такой позиции: согласно ст. 14 АПК при подаче иска инспекцией дело в первой инстанции будет рассматриваться судьей единолично, а при подаче иска налогоплательщиком – коллегиально, что повышает его шансы на выигрыш; данное исковое требование наиболее экономически выгодное и простое для налогоплательщика.

 

[66] Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

 

[67] Письмо Минфина РФ «О договорах перестрахования» от 15 апреля 2002 г. № 24–00/КП‑52.

 

[68] Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, с 1 июля 2002 г. определено Министерство РФ по налогам и сборам. Совместным письмом от 26 июня 2002 г. был установлен регламент взаимодействия МНС (в настоящее время – ФНС) и Банка России по вопросам государственной регистрации кредитных организаций.

 

[69] Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

 

[70] Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

 

[71] Лизинговая компания – нерезидент РФ – это иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.15 с.)