Договор контрактации сельскохозяйственной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договор контрактации сельскохозяйственной продукции



 

Разновидностью договора поставки можно считать договор контрактации сельскохозяйственной продукции, который регулируется § 5 гл. 30 ГК.

Помимо особенностей, предусмотренных § 5 гл. 30 ГК, к этому договору применяются положения о поставках товаров, а если закупка осуществляется для государственных нужд, то – положения о поставках товаров для государственных нужд.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК).

Специфика данного договора заключается в следующем.

Субъектами данного договора являются продавец (производитель) и заготовитель (контрактант). Поскольку в соответствии со ст. 535 ГК данный договор является разновидностью договора поставки, его субъектами являются юридические лица и граждане‑предприниматели. Продавцом может быть юридическое лицо, осуществляющее сельскохозяйственное производство, или гражданин‑предприниматель (глава крестьянского или фермерского хозяйства), для которого производство сельскохозяйственной продукции является видом предпринимательской деятельности. Заготовителем тоже может быть юридическое лицо или предприниматель, осуществляющие переработку или реализацию этой продукции.

Однако с 1 января 2001 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383 разрешено производить закупку некоторых видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (кроме подакцизных товаров) у физических лиц и утвержден перечень видов такой продукции, в который вошли мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, овощи и многие другие товары. Таким образом, продавцами указанной продукции в договоре контрактации могут выступать физические лица, не обладающие правовым статусом предпринимателей.

Объектом договора может быть любая продукция собственного сельскохозяйственного производства (растениеводства, животноводства, звероводства).

Цели договора контрактации – закупка сельскохозяйственной продукции для дальнейшей переработки, продажи либо помещения в государственный резервный фонд (закупка для государственных нужд). Для личного, семейного и иного подобного использования сельскохозяйственная продукция не предназначена.

Закон сориентирован на защиту интересов производителя. Исходя из этого, на заготовителя возлагаются дополнительные обязанности: приемка продукции по месту ее нахождения у производителя (если иное не предусмотрено договором), вывоз продукции. Если в соответствии с договором обязанность доставки продукции возложена на производителя, заготовитель не вправе отказаться от принятия продукции, соответствующей условиям договора и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.

Договором может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельхозпродукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки продукции с оплатой по цене, предусмотренной договором.

Обязанностью производителя сельскохозяйственной продукции является передача заготовителю выращенной им продукции в количестве и ассортименте, предусмотренными договором (ст. 537 ГК).

С учетом специфики сельскохозяйственного производства, его зависимости от природных и погодных условий законодательством предусмотрено, что ответственность производителя за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора наступает только при наличии его вины.

 

Договор энергоснабжения

 

Договор энергоснабжения отнесен гражданским законодательством к разновидности договора купли‑продажи, что свидетельствует о том, что энергоресурсы рассматриваются как товар. Регулируется данный договор § 6 гл. 30 ГК и отдельными нормативными актами.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК).

Продавцом в договоре обычно выступает юридическое лицо – энергоснабжающая организация, причем продавцом может быть как производитель энергии, так и посредник (перепродавец). Потребителями (абонентами) являются юридические лица (в том числе посредники – перепродавцы), граждане‑предприниматели, физические лица. Таким образом, посредники могут выступать потребителями во взаимоотношениях с производителями энергии и продавцами во взаимоотношениях с конечными потребителями.

Предметом договора является энергия (в различных ее формах – электрическая, тепловая и т. д.) и энергоносители, выделяющие энергию в процессе их использования (пар, газ). В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК предметом договора могут быть и другие объекты – нефть, нефтепродукты, вода, но при условии, что передача этих объектов осуществляется через присоединенную сеть.

Договор энергоснабжения является публичным договором, однако его заключение обусловливается наличием у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (п. 2 ст. 539 ГК).

Качество энергии должно отвечать требованиям, установленным соответствующими техническими регламентами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором. При нарушении условия о качестве энергии абонент вправе отказаться от ее оплаты. Цены на энергию и энергоносители, как правило, устанавливаются централизованно.

Перечень регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрен п. 2 ст. 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35‑ФЗ (ред. от 22.08.2004 г., с изм. от 30.12.2004 г.). В него включены: цены (тарифы) на поставляемую в условиях отсутствия конкуренции электрическую и тепловую энергию; предельные (минимальные и максимальные) уровни цен на электрическую энергию; цены (тарифы) на тепловую энергию; плата за технологическое присоединение к электрическим сетям и некоторое другое.

Содержание договора в значительной степени определяется тем, кто является потребителем энергии. Если абонентом выступает гражданин, получающий энергию для бытовых целей, договор обычно заключается на неопределенный срок и считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети, поэтому здесь не требуется обязательная письменная форма. Энергия гражданам предоставляется обычно в необходимом (неограниченном) количестве и непрерывно. Права гражданина – потребителя энергии защищаются Законом РФ «О защите прав потребителей».

Если потребителем выступает юридическое лицо или гражданин‑предприниматель, договор требует обязательной письменной формы. Договоры могут быть срочными.

По‑разному распределяются обязанности между сторонами договора по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности энергетических сетей, приборов и оборудования. Если абонентом является гражданин, данные обязанности возлагаются на энергоснабжающую организацию, если юридическое лицо или гражданин‑предприниматель – на абонента (ст. 543 ГК).

К сожалению, в договоре энергоснабжения вопреки общим принципам гражданского права стороны поставлены в неравное правовое положение при невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на них обязанностей. Это усугубляется тем, что энергоснабжающие организации, как правило, монополисты, и у абонента нет возможности выбора контрагента и практически нет правовых средств воздействия на продавца при ненадлежащем выполнении им условий договора, кроме неоплаты, но и это право и возможности его реализации весьма относительны.

Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос о правомочиях энергоснабжающих организаций по прекращению или ограничению подачи энергии абонентам.

Возможность перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи энергии регламентируется ст. 546 ГК РФ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом «Об электроэнергетике». По общему правилу это допускается по соглашению сторон договора.

В одностороннем порядке (без согласования с абонентом) прекращение или ограничение подачи энергии допускается:

• если по заключению органа государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. При этом энергоснабжающая организация должна предупредить абонента о перерыве, прекращении или ограничении подачи энергии;

• без предупреждения, но с немедленным уведомлением абонента подача энергии может быть прекращена или ограничена в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии;

• с предупреждением абонента – юридического лица допускается в установленном порядке прекращение или ограничение подачи энергии в случае нарушения им обязательств по оплате энергии.

Порядок ограничения или прекращения подачи энергии абонентам регулируется специальными нормативными актами.[11]

Правительством РФ установлен порядок ограничения и последующего прекращения подачи энергии организациям‑потребителям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за полученную энергию (неоплата за два расчетных периода, установленных договором). Этот порядок распространяется на организации, необоснованное прекращение или ограничение подачи энергии которым может привести к тяжелым последствиям (медицинские учреждения, органы связи, железнодорожный электрифицированный транспорт общего пользования и метрополитен, животноводческие комплексы, тепличные хозяйства, хлебозаводы и др.). При этом установлены очень жесткие условия для должников и возможности полного прекращения подачи энергии, хотя речь идет, как мы видим, о жизненно важных объектах, отключение которых приводит к тяжким, а иногда и трагическим последствиям. Причем отключаются не только коммерческие организации, но и бюджетные учреждения, долги у которых образовались из‑за недостаточного финансирования из соответствующих бюджетов, и это при том, что в соответствии с законодательством при отсутствии у учреждения средств субсидиарную ответственность по их обязательствам несут собственники (ст. 120 ГК).

Тем не менее на территории России в последнее время распространяется опасная практика отключения энергии. От снабжения электрической и тепловой энергией отключаются жилые дома, целые населенные пункты (при добросовестном внесении жителями коммунальных платежей). Под постоянной угрозой отключений находятся медицинские, образовательные, детские учреждения, общественный транспорт и другие жизненно важные объекты.

Подобные «акты устрашения» не имеют ничего общего с общественными интересами. Наоборот, они создают еще большую напряженность в обществе, вызывая законное возмущение людей, ухудшая и без того нелегкую их жизнь. Кроме того, возникает огромный материальный ущерб из‑за порчи и уничтожения теплового оборудования, разрушения зданий и других материальных ценностей. Это порождение бездумной приватизации естественных монополий, озабоченных лишь одним – получением прибылей любой ценой. Монополистам не мешало бы знать, что даже законные права не должны осуществляться в ущерб другим лицам, с нарушением норм морали, нравственности, правил человеческого общежития. Тем более что есть цивилизованные способы разрешения проблемы неплатежей – через арбитражные суды путем предъявления соответствующих исков не только к неплательщикам, но и к РФ, и к субъектам РФ, из бюджетов которых должны производиться соответствующие платежи.

Нуждается в пересмотре в сторону расширения и перечень объектов, не подлежащих ограничению или прекращению подачи топливно‑энергетических ресурсов, приведенный в постановлении Правительства РФ «Об обеспечении устойчивого газо– и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» от 29 мая 2002 г. № 364. Ибо в этот перечень включены лишь воинские части; учреждения, предприятия и организации федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба; предприятия, учреждения и организации уголовно‑исполнительной системы и государственной противопожарной службы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.01 с.)