Фразы, от которых лучше воздержаться. Все в порядке – это не больно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фразы, от которых лучше воздержаться. Все в порядке – это не больно.



Все в порядке – это не больно.

Не плачь.

Большие мальчики / большие девочки не плачут.

На самом деле ты этого не чувствуешь.

Я знаю, что ты не серьезно.

Давай улыбнись.

 

РЕАКЦИЯ ОКРУЖАЮЩИХ

Когда кто‑то из моих детей плачет, незнакомые люди часто подходят к нему и пытаются подбодрить. «Слезами горю не поможешь, – говорят они. – Ничего страшного. Такие большие мальчики не плачут. Где твоя улыбка?»

Многим людям, с которыми вы общаетесь, неприятны «уродливые» чувства. Если ребенок слышит от вас, что его эмоции важны, можно не обращать внимания на комментаторов. Люди желают добра и хотят помочь. Иногда отвлечение или новое лицо помогают ребенку успокоиться. Если ребенок шумит или его действия беспокоят окружающих, отойдите в сторонку. Найдите место, где ребенок может свободно выразить свои чувства.

Полезно также сказать что‑то успокаивающее, когда на сцене появляется новое лицо, например супруг или нянька. «Джо сейчас действительно очень расстроен. Он скучает по бабушке. Я сказала ему, что взрослые тоже грустят». Это создает безопасную обстановку, в которой можно выразить свои чувства.

 

Правило 5. Разрешите детям драться и лягаться

 

Драться, лягаться, кусаться – это недопустимое поведение. Неужели? Бить, лягать, кусать людей нельзя, но иногда вашему ребенку требуется выразить свои эмоции, что‑нибудь сломав, ударив, пнув. Задача состоит в том, чтобы найти безопасный способ разрядки.

 

Причина неправильных правил

Для некоторых детей лучший способ успокоиться – выброс физической энергии. Если разозлившемуся ребенку нужно что‑то ударить, предложите ему безопасный объект.

 

 

Швырнуть пластилин, стукнуть один о другой деревянные кубики, пнуть мяч – все эти действия вполне допустимы. Как и ударить боксерскую грушу или лягнуть картонную коробку. Некоторые дети любят лупить подушки. Диван тоже мягкий и всегда под рукой. Маленькие дети выражают свои эмоции действием. Дайте выход их вулканической энергии.

Четырехлетний Джек регулярно кусался, плевался, дрался и лягался. Воспитатели в детском саду изо всех сил старались помочь ему сдерживать свой гнев. Лучше всего помогал бег вокруг елки, которая росла во дворе. Джек бегал кругами, выплескивая свои чувства. Устав, он успокаивался. В конце концов он научился гасить вспышки гнева еще до их начала – самостоятельно бегал вокруг дерева.

Джек в возрасте четырех лет усвоил этот урок на всю жизнь. И в подростковом возрасте, и когда он станет взрослым, он будет знать, что должен найти альтернативные способы для выражения своего гнева.

Действия и гнев неотделимы друг от друга. Когда дети испытывают прилив адреналина, успокаивать их еще рано. Такой ребенок, как Джек, настолько рассержен, что не способен рассуждать, не говоря уже о том, чтобы предпринимать сложные когнитивные действия для разрешения конфликта. Прежде всего ребенку нужно справиться с приливом энергии. Уведите его в такое место, где он может быть громким и активным, дайте ему возможность выплеснуть накопленную энергию. Но не забывайте о золотом неправильном правиле: разрешено все, что не вредит людям и собственности.

Дайте ребенку возможность активных действий. Физическое напряжение и усталость помогают высвободить эмоциональную энергию и позволяют детям снова успокоиться. После того как прилив физической энергии иссякнет, детей можно привлекать к решению проблемы.

 

Польза неправильных правил

Это очень важные уроки для любого маленького ребенка:

Бить людей – в том числе маму и папу – строго запрещено.

Я могу сердиться, но причинять вред людям все равно нельзя.

Я знаю, как выпускать пар, не причиняя вреда людям и вещам.

Когда я злюсь, мне хочется кого‑нибудь ударить, но есть лучшие способы разрешения проблем.

Мои родители все равно будут любить меня, даже если я иногда злюсь.

Родители обеспечат мою безопасность.

Я могу им доверять.

Взрослые помогут мне, когда у меня не получится сдержать свои чувства.

 

Почему это работает

В четыре года мой сын Майлз очень сильно злился. Этот период продолжался около трех месяцев. Он выходил из себя как по серьезным поводам, так и по мелочам, тут же пуская в ход руки, ноги или зубы. Моя реакция была мгновенной. «Я не позволю тебе меня бить, – говорила я, держа его за руки. – Людей бить нельзя. Если тебе нужно что‑то ударить, вот тебе диван».

Возможно, вы думаете: «Если я позволю ему бить диван, не разозлится ли он еще больше? Не хотелось бы ухудшить ситуацию и поощрять насилие».

Рассматривайте это как выпуск пара. Возможно, вашему ребенку требуется отлупить диван, но с каждым ударом он растрачивает как эмоции, так и физические силы. Психолог Дороти Бриггс считает, что для маленьких детей физическая активность – это превосходный способ избавиться от негативных эмоций. Некоторые психологи, работающие с детьми, держат у себя в кабинете специальные подушки для битья. Мы, взрослые, тоже избавляемся от стресса и гнева с помощью физической активности – ходим, бегаем, играем в такую жесткую игру, как баскетбол. Двигаясь, мы снимаем напряжение.

 

Маленькие дети выражают свои эмоции с помощью тела.

 

Конечно, рассерженные взрослые часто выражают свой гнев с помощью слов. Но маленькие дети только учатся говорить. Когда их охватывает гнев, они размахивают руками и ногами. Фред Роджерс из детской телепрограммы «Наш сосед мистер Роджерс» утверждал, что это абсолютно нормально. Взрослея, дети учатся управлять своими импульсами (то есть могут себя остановить) и выражать свой гнев другими, творческими способами – через рисунок, рассказ или разговор. Но пока дети – это сгусток чувств. И чувства проявляются посредством тела.

 

 

Дети – не взрослые

Ребенок, который дерется, слишком рассержен и плохо соображает. Нужно проследить, чтобы он не причинил вреда, но само действие запрещать не следует. Конечная цель – разрешение конфликта, но ребенку нужно время, чтобы к этому подготовиться. Сначала позаботьтесь о выбросе адреналина. Если малышу нужно что‑то ударить, направьте его агрессию на подушку, диван или другой подходящий объект. Эта простая замена подкрепляет мысль, что людей бить нельзя. После того как пар выпущен, можно успокоиться и начать переговоры.

 

Когда ребенок дерется, лягается или что‑то ломает, он растрачивает неуправляемую энергию. Просто выберите подходящие объекты. Даже если ребенок злится, его нужно учить, что приемлемо, а что нет.

 

Замена объекта агрессии

Если ребенку вообще запретить драться и лягаться, это может вызвать обратную реакцию. Энергия требует выхода. Дороти Хиггс считает, что предпочтительнее ударить объект‑заместитель, чем подавлять желание ударить. В мире маленьких детей тело является выразителем эмоций.

Помогает замена объектов. Вместо того чтобы запрещать ребенку само действие – боднуть головой, ударить, лягнуть, – нужно это действие перенаправить. Если ребенок выражает свои чувства через удары, пусть так и будет. Видимо, у него сильная потребность ударить прямо сейчас. Такой метод эффективен отчасти потому, что ребенок чувствует, что его ценят и понимают – даже на пике скандала. Его «потребность ударить» признается. Его не останавливают, а позволяют выражать себя так, как он хочет и умеет.

 

Перенаправление агрессии

1. Необходимо действовать энергично, чтобы завладеть вниманием ребенка. Говорите громко, двигайтесь быстро.

2. Пресеките неприемлемое поведение. Остановите руку или ногу ребенка.

3. Повторяйте простые предложения.

«Я не позволю тебе бить меня» (Мию, кошку, лампу).

«Ты можешь злиться, но Мию бить нельзя».

«Людей не бьют».

4. Предложите альтернативу. «Если тебе нужно что‑то ударить, бей диван. Ему не больно».

5. Когда ребенок немного успокоится, попытайтесь выслушать его и переходите к разрешению проблемы.

 

Психолог Хаим Гинотт говорил, что объекты‑заменители – это ключ к установке эффективных границ. Граница состоит из двух частей, утверждал он: 1) недопустимое поведение, 2) приемлемый заменитель. Когда мы говорим детям: «Не бей брата», – это лишь половина необходимой им информации. Детям также нужно понимать, какой заменитель приемлем (подушка). Более того, для рассерженного ребенка абсолютно допустимо представлять, что подушка – это брат. Замена брата подушкой подкрепляет идею, что людей бить нельзя.

 

Действия и гнев неотделимы друг от друга. Не бросайтесь сразу же успокаивать ребенка.

 

Если вы разрешаете драться и лягаться, это не означает, что вы поощряете насилие. Сама замена объекта («Собаку бить нельзя, но ты можешь ударить подушку») подкрепляет сообщение, что бить живых собак недопустимо.

«А как насчет йоги? – спрашивают родители. – Глубокое дыхание хорошо успокаивает».

Йога и другие успокаивающие техники могут успешно использоваться детьми, но многие родители и педагоги делают ошибку, пытаясь успокоить детей слишком рано. С этим этапом торопиться не нужно. Сначала признайте сильные эмоции ребенка. Дети, имеющие возможность выплеснуть свою агрессию, вскоре успокаиваются. Когда первоначальный выброс адреналина рассеется, ребенок сможет плакать, разговаривать, дышать по системе йоги или сидеть у вас на коленях.

У каждого ребенка свой темперамент. Одни дети используют для атаки слова, другие – крик или кулаки. Эта глава посвящена тому, как обращаться с физической энергией. Вербальная агрессия более подробно описывается в Правиле 6: «Я тебя ненавижу»: ничего личного.

 

Маму и папу не бьют

Джейсон разозлился. Мама пыталась урезонить его, но мальчик не слушал. Он просто был в ярости. Мать уговаривала его, а Джейсон начал драться. Я наблюдала, как развиваются события. Я знала Джейсона и его родителей, наши дети ходили в один детский сад, и я посчитала возможным вмешаться. Когда Джейсон ударил маму, она растерялась и не попыталась остановить его.

«Послушай, Джейсон. – Я подошла к нему вплотную и заговорила строгим голосом. – Маму бить нельзя».

Удивленный моим вмешательством, мальчик тут же остановился.

«Спасибо, – поблагодарила его мама. Потом помолчала задумавшись. – Вы правы. Маму бить нельзя. Ни в коем случае. Спасибо».

Родители обычно сразу же останавливают ребенка, если он бьет младшего брата или сестру, но забывают о себе. Правило «Не причинять вреда» должно включать маму и папу. Послание ребенку должно быть исчерпывающим: нельзя причинять вреда людям, животным и собственности. Тело человека и его чувства неприкосновенны. Это правило применяется ко всем людям – включая самого ребенка и его родителей.

Ударив кого‑то из родителей, дети испытывают сильнейшее чувство вины. Иногда они не могут остановиться сами, но всегда хотят, чтобы их остановили. Это ваша задача. Возьмите ситуацию под контроль. Нельзя позволять ребенку бить маму или папу. Установите четкую границу: «Я не позволю тебе меня бить».

 

Не пугайтесь

Разъяренный ребенок бывает похож на дикое животное. Его ярость может пугать, но не позволяйте обмануть себя. Скорее всего, ребенок сам напуган и не в состоянии управлять собой. Как напоминает Дороти Бриггс, вспышка гнева – это всего лишь более эмоциональное сообщение: «Я не управляю собой! Я в отчаянии!»

Я отчетливо помню, как чувствует себя разъяренный ребенок. В детстве я сама устраивала громкие скандалы. Вопила, плакала, бросалась на пол, пинала кухонные табуретки. Я не пыталась что‑то получить (например, леденец); причиной скандалов были растерянность и отчаяние. Эти истерики продолжались довольно долго, и поэтому я так отчетливо помню свои чувства. Меня захлестывали эмоции, и в разгар вспышки гнева первоначальная причина уже не имела значения; я просто хотела, чтобы кто‑нибудь вмешался и взял ситуацию в свои руки. Спас меня от меня самой.

Вы не должны забывать, что в состоянии предложить ребенку безопасность и контроль. В ситуации, когда ребенок становится неуправляемым – дерется, лягается или как‑то еще выплескивает свои эмоции, – напомните себе, что ребенок сам хочет, чтобы его ограничили. «Меня всегда удивляло выражение облегчения на лице ребенка, когда отец или мать говорит: «Этого делать нельзя. Я тебе не позволю», – отмечает Т. Берри Бразелтон, педиатр и автор популярных книг о развитии ребенка.

Возможно, вам придется удержать ребенка, чтобы он не мог ударить вас или кого‑то еще. Примените силу, чтобы не позволить ребенку причинить вред себе, другим людям или вещам. Я сажусь на своих детей верхом и держу их за руки, когда они дерутся и не в состоянии контролировать себя – да, даже в присутствии посторонних, даже воскресным утром в церкви. Иногда лучше увести ребенка в такое место, где он может выплеснуть свою энергию, не причинив никому вреда. Когда ребенок успокоится, займитесь его страхами и другими эмоциями.

Обязанность родителей – поддержать детей, вселить в них уверенность. Как сказал Гинотт, детям нужно услышать от нас: «Ты не должен бояться своих импульсов. Я не дам тебе зайти слишком далеко. Это безопасно».

 

Попробуйте это – добавьте в свой арсенал

Не ограничивайте ребенка. Дайте ему возможность активных действий. Физическое напряжение и утомление помогают многим детям высвободить эмоциональную энергию и снова успокоиться.

Существует масса безопасных способов перенаправить агрессию дошкольника. Все они высвобождают физическую энергию. Многие громко кричат. Эти идеи особенно полезны для активных, а также не слишком разговорчивых детей, которым просто нужно выразить свои чувства. Когда ребенок устает физически, он в большей степени склонен разговаривать и участвовать в разрешении проблемы – или, по крайней мере, станет менее агрессивным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.029 с.)