Часть I. Возрождение свободной игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Возрождение свободной игры



Хизер Шумейкер

Не делиться – это нормально! И другие неправильные правила воспитания разумных и отзывчивых детей

 

 

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=19224728&lfrom=192264536

«Не делиться – это нормально! И другие неправильные правила воспитания разумных и отзывчивых детей»: КоЛибри, Азбука‑Аттикус; Москва; 2016

ISBN 978‑5‑389‑11706‑8

Аннотация

 

Воспитание – очень трудная работа, и порой нелегко понять, как поступать во многих неоднозначных ситуациях, с которыми сталкиваются современные родители дома и на детской площадке.

В этой необычной и увлекательной книге Хизер Шумейкер описывает свою попытку сформулировать правила воспитания умных, чутких и самодостаточных детей. Опираясь на опыт и знания более ста детских психологов, педагогов и других специалистов, а также на собственный опыт матери двух маленьких детей, Шумейкер добирается до сути многих важных вопросов.

Подсказка: многие правила окажутся совсем не такими, как вы думаете!

 

Хизер Шумейкер

Не делиться – это нормально! И другие неправильные правила воспитания разумных и отзывчивых детей

 

Heather Shumaker

IT’S OK NOT TO SHARE

 

© Heather Shumaker, 2012

© Перевод на русский язык Ю. Гольдберга, 2016

© Оформление, издание на русском языке. ООО «Издательская Группа «Азбука‑Аттикус», 2016 КоЛибри®

 

* * *

Конечно, моей маме

И Рику, который всегда верил

 

Хизер Шумейкер – известный американский автор, эксперт в области воспитания детей дошкольного возраста. Получила степень бакалавра по социологии и антропологии в Суортморском колледже и степень магистра по земельным ресурсам в Висконсинском университете в Мэдисоне, начала профессиональную деятельность в 1996 году. Пишет для радио, публикуется в New York Post, Organic Gardening, Parenting, Pregnancy, Huffi ngton Post и других изданиях.

Автор двух книг о «неправильном» воспитании, Шумейкер пропагандирует свободную, неструктурированную игру дома и в детских дошкольных учреждениях. В основу «неправильных правил» Шумейкер легла философия Школы для маленьких детей – уникального детского сада в ее родном Колумбусе (штат Огайо).

Хизер Шумейкер живет на севере Мичигана с мужем и двумя сыновьями. Ведет блоги на Starlighting Mama.

 

От автора

 

Я благодарна многим семьям и преподавателям, поделившимся со мной своим опытом, который помог мне сформулировать эти идеи. Возраст и пол детей, упоминаемых в книге, остались неизменными, но имена и некоторые подробности были изменены, чтобы защитить частную жизнь семей.

 

Введение

 

Неправильные правила, о которых рассказывает эта книга, нельзя назвать исключительно моим изобретением. Семена этих идей были заложены долгим опытом работы крошечного детского сада, расположенного на берегу реки Олентанги в городе Колумбус, в штате Огайо, и использующего прогрессивные методики.

В этом скромном учреждении детям разрешено боксировать и бороться. Они могут разрисовывать свои руки и залезать на дерево. Никто не обязан вести себя тихо. Детей не заставляют делиться игрушками. Подход нестандартный, но в результате из Школы для маленьких детей (School for Young Children, SYC) вот уже сорок лет выходят уверенные в себе, отзывчивые дети, которые умеют договариваться и творчески подходить к решению проблем.

Я знаю об этой школе все. Сама посещала ее ребенком. А моя мама почти четыре десятка лет работала в ней воспитателем. Сегодня я воспитываю своих собственных детей, руководствуясь философией школы.

Эта книга появилась потому, что я вдруг поняла, как мало люди знают об идеях Школы для маленьких детей. Само название книги – «Не делиться – это нормально!» – противоречит некоторым глубоко укоренившимся представлениям о том, что правильно, а что неправильно, когда речь заходит о воспитании детей.

Насколько необычны эти идеи?

 

• Чтобы воспитать в ребенке щедрость, неправильные правила рекомендуют не заставлять ребенка делиться игрушкой, а позволить ему оставить игрушку себе на весь день; отдавать ее другому малышу он должен только добровольно, когда будет готов это сделать.

• Если ребенок нечаянно причинит кому‑то боль, неправильные правила воспитания отзывчивости предписывают не говорить «извини».

• Согласно неправильным правилам, детей учат азбуке не тогда, когда они спокойно и тихо сидят, а во время импровизированного урока грамоты, на котором позволено хватать ручки, шуметь и галдеть.

• Неправильные правила предлагают не разнимать дерущихся детей, а снабдить их борцовским ковром и боксерскими перчатками.

 

Эти «перевернутые» правила имеют разумные причины, основанные на закономерностях развития ребенка. На самом деле идеи Школы для маленьких детей нельзя назвать радикальными – они просто непривычные.

Йен Уотерс, впервые услышав название этой книги, запротестовала. Йен преподавала в этой школе столько же, сколько моя мать, и семнадцать лет занимала должность директора. «Эти идеи нельзя называть неправильными!» – воскликнула она. – Никак нельзя. И бунтарскими тоже». «Да, но они очень необычные, – ответила я. – Согласитесь». Но Йен была непоколебима. «Это старые добрые принципы развития ребенка, которые работают, – сказала она. – Так и назови свою книгу».

Существует множество книг о воспитании, которые дают ценные советы относительно детского питания, приучения к горшку и т. д. Эта книга сознательно сделана выборочной. Нестандартные правила не касаются того, с чем мы согласны; они посвящены темам, в которых наблюдаются различия в подходах: раннее обучение, конфликты, драки, объявления «Девочкам вход воспрещен», социальное отторжение и социальная изоляция. Книга восхваляет грубые игры и не сторонится таких необыкновенно деликатных вопросов, как ложь, обещания, игра с оружием, игры с переменой пола (например, когда мальчик наряжается в платье), половое воспитание и смерть.

Все началось в 1969 г., в год моего рождения, так что вы можете убедиться, что я тут ни при чем. В 1969 г. основатели школы, Ли Роу и Дженет Стокер, решили создать новое дошкольное учреждение, работа которого будет определяться не правилами, а сводом прав ребенка. В число этих прав входили следующие: право на то, чтобы не прерывали его игру, право выбирать товарищей по играм, право не делиться и право чувствовать себя в безопасности. Разумеется, с течением времени появились и определенные правила (например, «Носить белье» и «Убирать за собой после обеда»). Тем не менее любое поведение должно подчиняться главному правилу: «Разрешено все, что не причиняет вреда людям или собственности».

Принципы самой Школы для маленьких детей основаны на идеях новаторов в области дошкольного воспитания, в первую очередь на работах писателя и детского психолога Хаима Гинотта и воспитательницы детского сада в Огайо Мэри Николайсен. Среди других оказавших сильное влияние на философию школы можно назвать Дороти Бриггс, Рудольфа Дрейкурса, Сельму Фрайберг, Эду Лешан, Вивьен Пэли, а также Фреда Роджерса, ведущего детской телепрограммы «Наш сосед мистер Роджерс» (Mister Rogers Neighborhood). Эти идеи со временем обогатились работами таких педагогов, как Бев Бос и Хедда Шарапан, а также достижениями нейробиологии, доказавшей важность игры и эмоций.

Меня спрашивают, есть ли название у философии, которой руководствуется эта прогрессивная школа? Пока нет. В настоящее время она безымянная, но я предлагаю назвать ее игровой философией. В основе этих идей лежит игра и глубокое доверие к ребенку.

Когда мой первый ребенок подрос, я начала искать неподалеку от дома нечто подобное Школе для маленьких детей. Я живу в шестистах километрах от Колумбуса и поэтому, естественно, альма‑матер мне не подходила. Но чем больше я искала, тем сильнее разочаровывалась. Во всех детских садиках дети бо́льшую часть дня сидели. На свободную игру времени почти не оставалось. Взрослые организовывали игры детей, решали их проблемы. Везде упор делался на чтение, письмо и счет, тогда как дети хотели прыгать, бегать, смеяться и играть.

В процессе поисков детского сада, программа которого была бы основана на игре, я вернулась в Колумбус и пришла в Школу для маленьких детей. И испытала потрясение. Я забыла, насколько это смело и насколько глубоко здесь понимают детей. Каждый день ребенка наполнен риском и творчеством. Бурными играми, сопереживанием и храбростью. Я смотрела на трех‑ и четырехлетних детей, которые демонстрировали развитые социальные навыки и удивительную способность договариваться друг с другом. Я была в восхищении. А затем решила рассказать об этом.

Дело в том, что не у всех поблизости есть такая школа, как Школа для маленьких детей. Но идеи не знают преград. Каждый день в парке или на школьном дворе я встречаю родителей, которые хотят что‑то изменить. Одни злятся на своих детей, другие напуганы требованиями школы или социальными ожиданиями. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли цельными личностями. Все мы пытаемся воспитать заботливых, здравомыслящих и отзывчивых молодых людей. Поэтому мы должны объединить свои знания.

Эта книга делится секретами Школы для маленьких детей, чтобы вы могли применить их дома. Она предназначена родителям, педагогам, бабушкам и дедушкам – всем, кто воспитывает детей от двух до шести лет. В ней вы найдете советы, как себя вести в самых разных ситуациях: когда четырехлетний малыш топает ногами и кричит: «Папа, я тебя ненавижу!», когда юный супергерой принимается размахивать мечом или когда ребенок объявляет: «Кэти с нами играть не будет». Кроме советов, которые позволят сохранить присутствие духа, вы найдете в книге идеи, помогающие воспитать у детей важные жизненные навыки.

Книга очень своевременна. Сегодня в новостях преобладают насилие и агрессия. Независимо от того, где вы живете и какие детские сады есть поблизости, вы, как и я, хотите воспитать детей, которые могут этому противостоять. Детей, у которых сила сочетается с отзывчивостью. Детей, которые способны сопротивляться несправедливости и мирно разрешать конфликты.

В этом суть книги «Не делиться – это нормально». Нужно разговаривать, определять границы и должным образом выражать чувства. В конце концов, только так можно жить вместе с другими людьми. Неправильные правила не поощряют жадность или грубость. Наоборот. Трехлетний малыш может защитить свои права и установить соответствующие границы для другого ребенка, который берет его игрушку. Создается впечатление, что неправильные правила переворачивают с ног на голову некоторые распространенные взгляды, но на самом деле они расширяют представления о достоинстве и отзывчивости в воспитании детей.

Неправильные правила также являются противоядием от напряженного ритма детства. Игра и отдых ребенка находятся под угрозой, и так происходит по всей стране. Считается, что четырехлетний ребенок уже должен читать. Вы поймете, почему игра дает детям важные для жизни навыки – будь то способность противостоять социальному отторжению, не соглашаться с друзьями, справляться с сильными чувствами или управлять своими импульсами. Дети лучше усваивают эти навыки, так же как и все остальное, – через игру.

Этот сборник неправильных правил рассказывает о том, что действительно работает. Изложенные в книге идеи проверены временем на нескольких поколениях семей и представляют собой суммарный опыт семидесяти пяти воспитателей детского сада, накопленный за сорок лет. Подобно мне, вы могли забыть, что такое старомодные игры. Какие они смелые. Сколько в них риска, эмоций и силы. Но мы не должны их забывать – ради своих детей. Дети остро нуждаются в развитии социальных и эмоциональных навыков. И это главное. С этого нужно начинать.

В книге содержится двадцать девять неправильных правил, но на самом деле все они сводятся к одному, которое я называю золотым неправильным правилом: «Разрешено все, что не вредит людям и собственности». Когда вас затягивает торнадо воспитания маленьких детей, при любом сомнении обращайтесь к этому правилу. У меня дома растут трехлетний и шестилетний ребенок, и я не понаслышке знаю, что родителям вечно не хватает времени. Поэтому книга организована так, чтобы облегчить извлечение из нее главных идей: она представляет собой набор легко запоминающихся правил, а также конкретные приемы, которые при необходимости можно быстро найти.

Возможно, вы согласитесь не со всеми правилами. К каким‑то идеям нужно привыкнуть. Некоторые правила могут показаться вам неприменимыми в данный момент, но заслуживающими внимания, когда ваш ребенок подрастет или в семье появится еще один ребенок, но с другим характером. Единственное, что я точно знаю о воспитании детей, – семейная культура бывает очень разной. Мы должны уважать привычки и ценности друг друга. В то же время я уверена, что матери и отцы могут многим поделиться с другими и многому научиться друг у друга. Читая эту книгу, вы увидите, что я делюсь не только своим опытом, но и мудростью, накопленной за сорок лет работы коллективом профессиональных воспитателей детского сада.

Начиная свой путь «неправильного» родителя, вы должны помнить, что вы не одиноки. До вас четыре тысячи семей признали этот метод воспитания и отдали своих детей в Школу для маленьких детей. «Отдельно хочу поблагодарить за то, что вы помогли мне справиться с огромной тягой ребенка к пистолетам и бомбам, – писала одна из матерей. – Для меня, убежденного пацифиста, это было серьезной проблемой». А вот что говорят другие родители: «Спасибо, что нашли подход к душе Джека, к его самовосприятию, его эмоциям… да и его гневу… это чувство ему хорошо знакомо. Я благодарна, когда он говорит: «Я так злюсь, что прямо ударил бы тебя!» – но не делает этого. Настоящий подвиг для четырехлетнего мальчика!» «Моя любовь к Школе для маленьких детей началась как брак по расчету, – пишет еще одна мать. – Но чем больше я видела, тем сильнее влюблялась». Или просто: «Вы спасли меня от тупика в отношениях с Софи».

Иногда я думаю, что писать книгу о воспитании – это слишком самонадеянно. Собственные дети часто ставят меня в тупик. Бывают дни, и немало, когда я совсем не похожа на идеальную мать, но даже в таких ситуациях запас знаний, полученных от моей матери и от Школы для маленьких детей, дает мне огромное преимущество. Что бы я без них делала? Когда я совсем сбита с толку поведением своих детей и не знаю, что делать, то пользуюсь личной «горячей линией» – звоню матери. Нам всем нужна такая «горячая линия». И я предлагаю ее вам – свод неправильных правил. Возможно, они помогут по‑новому взглянуть на происходящее, подскажут свежие идеи и практические методы воспитания разумных и отзывчивых детей.

 

Причина неправильных правил

Время, проведенное ребенком за игрой, драгоценно. Игра формирует в мозгу связи, необходимые для мышления, творчества, сочувствия и многих других навыков, которые остаются с человеком на всю жизнь.

 

Современные семьи находятся в парадоксальной ситуации. Мы воспитываем детей в такое время, когда ученые все чаще повторяют, что свободная игра жизненно необходима для здоровья детей, а школы и методисты толкают в противоположном направлении – на путь раннего формального обучения. Разрыв между тем, что мы знаем о маленьких детях, и тем, как мы обращаемся с маленькими детьми, каждый год все увеличивается.

Кроме того, мы воспитываем детей в век акселерации. Еще недавно – в некоторых случаях всего два года назад – в детских садах половина времени отводилась играм. Сегодня, отчасти из‑за глобальной конкуренции и таких образовательных проектов, как No Child Left Behind[1], программа первого класса школы переместилась в раннее детство. Весь день в детском саду до предела насыщен занятиями. И это происходит по всей стране – за исключением нескольких дошкольных учреждений, программы которых ориентируются на интересы ребенка. Чтобы подготовить трехлетних и четырехлетних детей к требованиям детского сада, их учат читать и писать.

Это называют «подготовкой к детскому саду». Хотя правильнее было бы назвать «лишением игры».

Очень часто мы готовим своих детей к детскому саду точно так же, как сами готовимся к работе. Упорные занятия, полезные рабочие навыки – годы усердной подготовки. Нам не следует подходить к этому со взрослой меркой. Ребенок готовится к школе и жизни в процессе бурной, спонтанной игры, беготни и свалки, ролевых игр в семью или пиратов. Крики, вопли, плач – без этого не обойтись. Как и без первой дружбы (и отторжения). И без риска – творческого, физического и социального. Без переодеваний и сказок. Без грязи и беспорядка во время игр. Без конфликтов. И без разрешения конфликтов. У маленьких детей очень насыщенная программа: игра.

Времена изменились, но дети остались такими же. Маленькие дети развиваются точно так же, как всегда. Другими стали наши ожидания. Мы пытаемся подготовить ребенка к следующей жизненной стадии раньше, чем он подготовлен естественным процессом развития. Это все равно что ждать от десятилетних детей безопасного управления автомобилем или думать, что четырехмесячный младенец встанет и пойдет.

«Готовиться к детскому саду? – сказала моя воспитательница Йен Уотерс из Школы для маленьких детей в городе Колумбусе, штат Огайо. – Зачем требовать этого от детей? Маленьким детям нужно совсем другое. Ни к чему невозможно «подготовиться». Дети уже готовы. Но готовы к настоящему, а не к будущему. Вас в тридцать лет нужно готовить к старости? Нет. Вы еще не вступили в тот возраст. Мы должны встречать детей там, где они теперь».

 

 

Дети – не взрослые

Не торопитесь и не заставляйте детей учиться, пока им не исполнится шесть или семь лет. Это пустая трата их драгоценного времени. Ребенок развивается в том темпе, который определила эволюция. Примите этот естественный процесс и не пытайтесь ускорить его. Игра с мячом, с кубиками, переодевания – это именно то, что нужно ребенку, который учится тому, до чего созревает, с собственной скоростью. Детям нужно много времени на исследование мира и на игру – от этого зависит развитие их мозга и эмоциональное здоровье.

 

Один разумный отец выразился так: «Нельзя заставить пшеницу расти, дергая за нее». То же самое относится и к детям. Можно заставить трехлетнего ребенка учить цифры или четырехлетнего – буквы, но мы не должны этого делать. Следует подождать, пока ребенок будет готов – в свое время.

 

Польза неправильных правил

Когда мы позволяем детям играть и развиваться с естественной скоростью, в этом есть масса преимуществ. Малыши усваивают жизненные уроки и учатся самостоятельно мыслить:

Я такой, какой есть.

Родители меня поддерживают и понимают.

Я могу попробовать новое, когда буду готов.

В книгах много увлекательных историй.

Мне нравится, когда их читают.

Я могу заниматься тем, что мне интересно.

Мне нравится учиться!

Жизнь прекрасна.

 

Почему это работает

Дети могут развиваться очень неравномерно, особенно в первые годы. У одних на первом месте физическое развитие, а другие в три года уже с удовольствием читают. Некоторым нужно беспрерывно прыгать и кричать. А кому‑то – тихонько наблюдать из безопасного места. Ребенок нуждается в самой разной стимуляции – эмоциональной, социальной, физической и когнитивной, – чтобы у него была возможность развиваться в собственном, присущем только ему темпе.

В настоящее время исследователи мозга подчеркивают огромное значение детской игры. Выяснилось, что дети в буквальном смысле созданы ля игр. Игра развивает социальные навыки, память, эмоциональную чуткость, творческий подход к решению задач, гибкость, умение контролировать свои желания. Она помогает ребенку понять мир и свое место в нем.

Американская академия педиатрии, а также многие педиатры, психологи и нейробиологи считают свободную игру лучшим способом развития маленьких детей. Вот, например, заголовок с сайта CNN. com: «Хотите, чтобы ваши дети поступили в колледж? Позвольте им играть». А радиостанция NPR сообщает: «Старомодные игры формируют важные навыки».

А вот что я слышала вчера в парке: «Я волнуюсь за него. Когда он возвращается из садика, в его рюкзаке мало домашних заданий. Может, он не справляется?» Эта мать высказывает весьма распространенное среди родителей беспокойство. Он даже не умеет писать свое имя. Может, нам нужно поработать над письмом?.. Я тревожусь за Эшли. Она все еще ошибается, когда считает до десяти.

Неужели нам нужно оставить детей в покое? А кто же подготовит их к современному глобальному миру? Волноваться не стоит. Во многих других странах (включая бо́льшую часть Европы с ее почти поголовной грамотностью и развитыми экономиками) дети играют. В таких странах, как Швеция, Финляндия и Польша, формальное обучение чтению начинается только в семь лет. Почему именно в семь? Традиционно семь лет называют «возрастом разума». В любой стране мира именно в этом возрасте в сознании детей происходит серьезный сдвиг. Детские психиатры Теодор Шапиро и Ричард Перри определяют этот возраст как «семь плюс‑минус один». Во многих культурах переходные обряды признают новые возможности семилетних детей, будь то поступление в школу в Финляндии или первое причастие у католиков. В этом возрасте развивающийся мозг естественным образом подготовился к формальному обучению и новому уровню мышления.

Я помню, что в шестилетнем возрасте только рассматривала картинки в книгах. Я не умела и не хотела читать. Слова меня раздражали. Но уже в семь лет я самостоятельно и с огромным удовольствием читала «Паутину Шарлотты». Ребенок, который действительно готов для формального обучения, быстро усвоит эти уроки. Надежда есть. И время тоже.

А вот для игр времени всегда мало. Четыре года ребенку бывает один раз в жизни. Сосредоточьтесь на том, что ему нужно в настоящий момент. Не навязывайте ему будущую учебу. Если сейчас вы позволите ему играть – свободно, так, чтобы у него было место для того, чтобы бегать, прыгать, кувыркаться, танцевать, рисовать, лепить, творчески решать задачи, – то потом он будет готов к формальному обучению. Когда в дошкольные годы дети приобретают социальные и эмоциональные навыки и уверенность в себе, переход к формальному обучению происходит естественно.

 

Современный детский сад

Первый детский сад был открыт в 1937 г. Фридрихом Фребелем. Придуманный им термин, Kindergarten, в переводе с немецкого означает «детский сад». Сегодня никакого сада нет. Фребель и другие пионеры дошкольного воспитания запрещали в детском саду буквы и цифры. Это место было предназначено для того, чтобы малыши играли «в обществе детей младше семи лет, которые не учатся читать, писать и считать».

«Что вы помните о детском саде?» – однажды спросила я родителей. «О, – с мечтательным выражением ответил мне отец одного из детей, – мы ничем особым не занимались. По большей части играли, иногда пели, а также ели и спали».

Сегодня детский сад совсем не такой. Игрушки в основном пылятся на полках. «У нас есть кубики и домик для игр, но они редко используются, – рассказывала мне воспитательница детского сада. – На них не остается времени». При таком количестве структурированных занятий, включая счет, чтение, общественные и естественные науки, а также многое другое, время на свободную игру сокращается. В классах дети выполняют тесты и ежедневно делают домашние задания. Очень часто пятилетние дети неподвижно сидят бо́льшую часть тех семи часов, которые они проводят в детском саду.

 

Игра есть высшая ступень человеческого развития в детстве, поскольку только она является свободным выражением внутреннего мира ребенка.

Фридрих Фребель, создатель понятия «детский сад»

 

Сегодня многие детские сады основное внимание уделяют учебе, и поэтому они требуют, чтобы у детей, которые к ним приходят, уже были сформированы определенные социальные и эмоциональные навыки. В одном дошкольном заведении родителям выдавали памятку «Что нужно для детского сада». Кроме рюкзака и курточки с именем малыша в списке присутствовало такое требование, как умение вести себя в коллективе – не проявлять агрессию, не драться и не толкаться. Это абсурд. Трехлетние и четырехлетние дети еще не должны обладать такими навыками. Они вырабатываются в детском саду.

 

Неправильные права ребенка

Ребенок имеет следующие права:

Право на неструктурированную свободную игру.

Право выбирать себе товарищей по играм.

Право использовать реквизит и выбирать тему игры.

Право, чтобы его не прерывали во время игры.

Право чувствовать себя в безопасности.

Право, чтобы у него не отбирали игрушки (не заставляли делиться).

Право на движение и активные игры.

Право на прогулки.

Право испытывать и выражать все свои эмоции.

Право задавать вопросы и понимать.

Право защищать свои права, устанавливая границы поведения других.

Право на то, чтобы быть выслушанным, на уважение и на твердую поддержку его прав взрослыми.

Право расти в своем, уникальном темпе в соответствии с естественным процессом развития ребенка.

 

Разумеется, не бывает правил без ограничений. Права одного человека не могут нарушать права другого (рекомендации по определению границ см. Правило 2: «Разрешено все, что не причиняет вреда людям или собственности»).

 

Возрождение свободной игры

Свободная игра принимает самые разные формы. Ребенок может стучать одной палкой о другую. Он может карабкаться на дерево, рисовать, гримасничать, ковыряться в песочнице или говорить: «Давай будем притворяться». В любом случае эти действия спонтанны, инициированы ребенком и управляются им же. Ребенок реализует свои идеи и идеи товарищей по играм. Сосредоточившись на игре, которая ему интересна, ребенок учится, но так, как ему удобнее.

Свободная игра развивается непредсказуемо и не подчиняется каким‑либо правилам. Конечно, время от времени ребенок может предпочитать структурированные занятия, например настольные игры или спорт, однако он не должен посвящать им бо́льшую часть своего времени. У него есть более полезные и интересные занятия.

 

Время для игры

Время имеет большое значение. Детям требуется много времени для неструктурированных игр (более часа на каждый период игры). Это означает, что первые годы ребенка должны быть свободны от формального обучения, и на этом этапе ему требуется много свободного времени.

Место для игры

Детям нужно место, где они могут все трогать, изучать и ломать. Где он может «побеситься»? Где он может исследовать природу? Даже если ваш дом не слишком просторен, вы должны организовать ребенку место (внутри и снаружи), где он может играть.

Поддержка игры

Поддержка может принимать разные формы. Не мешайте ребенку, когда он играет. Выделите ему место для игры. Оденьте ребенка в подходящую одежду (в которой удобно и которую не страшно испачкать). Позвольте ребенку играть с другими детьми.

 

Свободная игра требует больших промежутков времени продолжительностью один‑два часа или больше. Это позволяет ребенку по‑настоящему погрузиться в игру. Доктор Джеймс Кристи и доктор Фрэнсис Уордл показали, что короткие периоды непрерывной игры (меньше тридцати минут) уменьшают сложность и серьезность детской игры. Дети отказываются от сложной игры, чтобы приспособиться к коротким промежуткам времени, но при этом свободная игра лишается многих преимуществ. Когда я ходила в детский сад, воспитатели придерживались правила, что ребенку требуется не менее сорока пяти минут, чтобы по‑настоящему увлечься игрой с другими детьми. Разумеется, после начала серьезной игры для ее развития и завершения нужно больше сорока пяти минут.

 

Ложная свободная игра

Даже те детские дошкольные учреждения, которые заявляют о приверженности свободной игре, на самом деле не уделяют ей должного внимания. Посмотрите на режим дня. Если вы увидите, что «свободный выбор» теряется среди многочисленных структурированных занятий, групповых игр и формального обучения, вам сразу станет понятно, что упор делается не на свободную игру. Загляните в класс. Очень часто «свободная игра» – всего лишь перерыв, во время которого педагог готовит следующее структурированное занятие.

Однажды я наблюдала за воспитательницей детского сада во время «свободного выбора». Вместо того чтобы позволить детям играть так, как они хотят, и исследовать окружающий мир, она управляла игрой, распределяя роли. «Это ресторан, – говорила она пятилетним детям. – Ты, Ники, будешь принимать заказы. А ты, Бренна, можешь приносить еду. Кто будет поваром?» Лучше дать детям игрушечную кухню, и пусть они сами решают, как с ней играть.

Играть с ребенком – это прекрасно. И делиться идеями – тоже; это часть игры. Но, когда вы играете с маленьким ребенком, главным должен быть он. Не управляйте игрой. Следите за тем, чтобы это был компромисс.

 

Попробуйте это – добавьте в свой арсенал

Иногда мы, взрослые, боимся свободной игры. Что мы будем делать с детьми все эти часы? Мы бросаемся заполнять свободное время всевозможными заданиями, телевизором и структурированными занятиями. Игра занимает мозг ребенка, но взрослым она может казаться скучной. Я сама начинала паниковать, особенно когда мои дети были маленькими, а день казался таким длинным.

Не падайте духом. Именно этим и должен заниматься ваш ребенок. Когда семья привыкнет к свободной игре, то вашего участия почти не потребуется. Вы можете просто быть рядом, когда ребенок играет сам или с другими детьми, – и у вас появится возможность заняться чем‑то еще.

 

Поощрение свободной игры

Выходите на прогулки

На улице открывается целый мир для свободной игры. Идите в парк, прогуляйтесь по лесу или по соседним улицам. Поиграйте в мяч. Поищите места, где есть песок и вода.

Организуйте место

Детям необходимо пространство для игр. Выделите детям место, где они могут играть в свою любимую игру. Освободите помещение, убрав лишние игрушки и мебель. По возможности найдите в доме место, где возможны шумные, бурные игры. Ищите места, где вы можете сказать «да», а не «нет».

Не торопитесь

Маленькие дети растут в собственном темпе. Разгрузите свой день. Воспитание ребенка требует времени.

 

ПОЛЕЗНЫЕ ФРАЗЫ

Пора гулять!

Что тебе нужно для твоего кораблика (домика, крепости, игры)?

Давай вместе почитаем сказку.

 

РЕАКЦИЯ ОКРУЖАЮЩИХ

«О, вторник нам не подходит. У Джейсона плавание, а потом скрипка». Дети так заняты, что у них не остается времени для игр. Для общения ищите семьи, где детей не нагружают занятиями. Их можно встретить в парке и библиотеке.

Сложно удержаться от того, чтобы не сравнивать занятия своего ребенка с занятиями других детей. Может, Люси тоже готова учиться играть на скрипке? Даже если вы твердо убеждены, что заняты важным делом, собирая с ребенком одуванчики, со стороны может показаться, что вы небрежно относитесь к его воспитанию. Не поддавайтесь. Когда другие родители спрашивают: «Вы учите Люси музыке?» – отвечайте вежливо, но твердо: «В настоящее время мы в основном играем дома».

 

Причина неправильных правил

Свободная игра не означает, что позволено все. Устанавливайте границы.

 

Саманта имеет право на неструктурированную игру и право самой выбирать тему игры (изображать собаку). Однако ее родители имеют право устанавливать границы времени и места. Не на столе. Не во время еды. Время для игр – после ужина.

В том, что касается игры, у родителей две задачи: 1) ограничить неприемлемое поведение и 2) неизменно обеспечивать права ребенка. Это значит, что, когда Джейми прыгает на своем новом диване, его нужно остановить. Но у Джейми также есть право на бурные, подвижные игры. Игру можно продолжить – только перенести в более подходящее место. Точно так же следует останавливать Пегги, когда она толкает сестру. Но у Пегги есть право играть одной, если она этого хочет, без маленькой сестры. Она имеет право выбирать себе товарищей для игр.

Права есть не только у детей, но и у взрослых. Помимо всего прочего, у родителей есть право на душевное равновесие и право жить в такой обстановке, которая им нравится. Ограничения – это способ жить вместе и удовлетворять свои потребности.

 

Польза неправильных правил

Понимание, что следует ограничить, а что разрешить, – это ключ к свободной игре и порядку в семье. Правильно установленные границы научат детей следующему:

Почти все мои игры разрешены.

Кое‑что – например делать людям больно или ломать вещи – неприемлемо.

Главный не я, а родители.

Некоторые места подходят для бурных игр, а некоторые – нет.

Права есть не только у меня.

Родители позаботятся о моей безопасности.

 

Установить границы для игры

«Я никогда не запрещаю детям бегать, потому что они могут ушибиться, – говорит Йен Уотерс из Школы для маленьких детей. – Бегать – это нормально. Дети не могут сидеть на месте. А если они и упадут, то лишь лучше усвоят урок».

Какую игру считать приемлемой? Где границы допустимого? Мы, родители, в своем стремлении защитить детей иногда перегибаем палку, не доверяя их играм. Посмотрите, чего мы требуем от ребенка: «не бегать», «не брать камни». Мы предвидим потенциальные опасности, возможность испачкаться или расстроиться. В детстве мы сами играли в такие игры, но, став взрослыми, волнуемся, что ситуация станет неуправляемой.

 

Дети – не взрослые

 

Игры, придуманные детьми, обычно не представляют опасности. Не следует автоматически запрещать игру, на которой настаивает ребенок. Измените время или место. Установите ограничения. Они помогут всем чувствовать себя в безопасности, а также покажут ребенку границы допустимого. В наше время границы становятся размытыми. Мы разрываемся между необходимостью контроля и желанием заслужить любовь своего ребенка. Каков результат? Зачастую мы ставим слишком жесткие границы в игре и не ограничиваем поведение в других ситуациях. Пора сместить этот баланс. Ослабьте вожжи в мире игр, но не забывайте устанавливать ограничения, когда это необходимо.

 

Если ребенок ушибся, не запрещайте ему играть, а просто ограничьте некоторые аспекты игры. Иногда это время. Иногда место. Иногда правила обращения с тем или иным предметом. Например, если ребенок бегает с ножницами, мы не запрещаем ему пользоваться ножницами. Мы объясняем ему, что с ножницами в руках нужно ходить, а также учим правильно их держать. Бегать по цементному полу опасно – поэтому лучше прыгать. Именно так поступают в детском саду № 3 в нью‑йоркском районе Вест‑Виллидж. Если вы придете туда, то увидите детей, которые вовсю прыгают по коридорам. Если речь идет об играх вне дома, установите ограничения на то, что представляет реальную проблему (нельзя бросать камни в людей), а не запрещайте саму игру (камни можно бросать в озеро).

Двухлетний Тайлер любит играть с палками. В парке он размахивает ими, иногда задевая других детей. Вы можете сказать: «Брось палку!» или направить игру ребенка и показать ему, что допустимо, а что нет. «Если хочешь играть с палками, надо отойти подальше от других. Стань вот сюда». Это ограничение, а не запрет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.162 (0.138 с.)