И списка цитируемых источников в соответствии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И списка цитируемых источников в соответствии



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

 

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Л.А. Гулюк, А.А. Черкашина

 

курсовая работа:подготовка, оформление, защита

Учебно-методическое пособие для студентов специальности 030601 и направления подготовки 031300 «Журналистика»

 

Белгород 2013


УДК 378.22:070

ББК 72.65+76.120.8

    Г94

 

Публикуется по решению кафедры

 

Авторы: канд. филос. наук, доцент Л.А. Гулюк

канд. филол. наук, доцент А.А. Черкашина

 

Рецензенты: заведующий кафедрой журналистики,

доктор филол. наук, профессор А. П. Короченский,

кандидат филос. наук, доцент С. А. Кутоманов

 

Г94

Курсовая работа: подготовка, оформление, защита. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 030601 и направления подготовки 031300 «Журналистика». Белгород: Изд-во НИУ «Белгородский государственный университет», 2013.– 38 с.

 

В пособии излагаются основные этапы процесса подготовки и написания курсовой работы. Особое внимание уделено правилам оформления текста работы в соответствии с действующими ГОСТами и процедуре защиты курсовой работы.

В приложении представлены образцы оформления различных частей данного вида научного сочинения, а также перечень различных тем.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030601 и направлению подготовки 031300 «Журналистика» на дневном и заочном отделении и преподавателей факультета журналистики.

 

 

 

Ó НИУ «Белгородский государственный университет», 2013


Содержание

 

Раздел I. Общие положения, структура и содержание курсовой

 работы …………………………………………………………………………….4

1.Сущность, цель и задачи, основные этапы подготовки и защита

курсовой работы…………………………………………………………………..4

2. Требования к композиции курсовойработы…………………………..5

3. Требования к стилистике текста работы ………………………….….11

 

Раздел II. Оформление курсовой работы ………………………….....16

1. Технические требования к тексту курсовой работы…………………16

2. Правила оформления списка использованной литературы и

списка источников в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003………..19

3. Основные требования к цитированию научного текста……………..22

 

Приложения ………………………………………………………….….28

1. Образец заявления………………………………………………....28

2. Образец оформления титульного листа……………………….….29

3. Образец оформления ОГЛАВЛЕНИЯ…………………………....30

4. Образец оформления ВВЕДЕНИЯ…………………………….….31

5. Образец оформления ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………....32

6. Образец оформления иллюстративного материала……………...34

7. Образец оформления отзыва научного руководителя…………...36

8. Перечень примерных тем курсовой работы...................................37

 

 


Раздел I. Общие положения, структура и содержание

 курсовой работы

1. Сущность, цель и задачи, основные этапы подготовки

И защита курсовой работы

 

В соответствии с учебным планом направления подготовки (специальности) «Журналистика» обучающиеся должны подготовить и защитить курсовые работы в соответствии с дисциплинами учебных планов.

Курсовая работа – один из важнейших показателей, который свидетельствует об уровне овладения учебным материалом студентом. Данный вид исследовательской работы должен базироваться на конкретном фактическом материале, тесно связанным с практической деятельностью журналиста.

В соответствии с Положением о подготовке и защите курсовых работ от 25.10.2010 написание курсовой работы преследует следующие цели:

 – учебную, которая заключается в том, что автор работы должен показать широкое и полное усвоение текущего учебного материала, глубокое знание библиографии по избранной теме;

исследовательскую, которая состоит в выявлении умения анализировать конкретные факты, обобщать их и делать обоснованные и правильные выводы.

Вначале студент должен определиться с выбором темы и написать заявление на кафедре (Приложение 1).  Выбор темы осуществляется на основе предлагаемого списка примерных тем курсовых работ, который обновляется ежегодно научными руководителями. Студент имеет право уточнить тему выбранной курсовой работы, а также предложить свою, согласовав ее в обязательном порядке с научным руководителем. Задания на курсовую работу могут быть индивидуализированы и согласованы с интересами и способностями студента без снижения общих требований.

Следует помнить, что каждый преподаватель может руководить фиксированным количеством курсовых работ в соответствии с его ежегодной индивидуальной нагрузкой. Лимит времени по руководству, консультациям, рецензированию, приему защиты курсовых работ распределяется следующим образом: до 3 часов на работу, в том числе 20 минут на прием каждому преподавателю. Окончательное распределение и закрепление студентов за научными руководителями осуществляется заведующим кафедрой. График консультаций преподавателей утверждается на заседании кафедры.

Руководство курсовыми работами поручается наиболее квалифицированным преподавателям соответствующей кафедры, обладающим методическим опытом и научной квалификацией. Научный руководитель разъясняет студенту цель и задачи работы в соответствии с выбранной темой, утверждает ее план, намеченный студентом самостоятельно, консультирует студента по вопросам подбора литературы, изучения и систематизации материалов к теме.

Выполнение курсовой работы складывается из нескольких этапов: библиографирование и изучение литературы по избранной теме, составление плана работы, накопление и обработка фактического материала, написание и оформление работы, защита курсовой работы.

В рамках установленных сроков (до 1 декабря в 7, 9 семестрах, до 1 апреля во 2, 4, 6 семестрах – для очного отделения; в течение экзаменационной сессии 2, 4, 6, 8, 10 семестров – для заочного отделения) студент обязан сдать курсовую работу научному руководителю для проверки. Законченная курсовая работа за неделю до защиты представляется студентом руководителю, который дает письменный отзыв и решает вопрос о допуске студента к защите курсовой работы. Перед защитой выполненная курсовая работа регистрируется в журнале регистрации курсовых работ, ведущемся на выпускающей кафедре. Студент защищает курсовую работу перед научным руководителем в присутствии других преподавателей и студентов. Защита состоит в коротком докладе (8-10 минут) студента по выполненной работе и в ответах на вопросы по окончании доклада. В результате защиты курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой, которая записывается в ведомость и зачетную книжку студента. Студент, не предоставивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность. После защиты курсовых работ руководитель вправе провести заключительное обсуждение на предмет анализа ошибок и недостатков, обнаруженных в работах.

На титульном листе курсовой работы указывается дата ее защиты и выставляется оценка прописью. На утвержденном кафедрой бланке научный руководитель оформляет отзыв о курсовой работе.

После защиты курсовые работы сдаются на кафедру. На кафедре работы хранятся в соответствии со сроком, установленным в номенклатуре дел (1 год). По истечении срока хранения работы уничтожаются по акту.

2. Требования к композиции курсовой работы

Основными элементами курсовой работы в порядке их расположения являются титульный лист, оглавление, введение, основная часть, состоящая из глав и параграфов к ним, заключение, список использованной литературы, приложения. К каждому из этих элементов предъявляются конкретные требования.

Первая страница – титульный лист, оформленный по строго определенным правилам в соответствии с образцом (Приложение 2).Номер страницы на нем не ставится.

После титульного листа следует оглавление, размещающееся на второй странице. В оглавлении последовательно приводится название глав и параграфов, представляющих взаимную подчиненность заголовков и подзаголовков и раскрывающих логику и содержание научного исследования.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три знака вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце (Приложение 3).

Проставление номера начинается с введения, следующего за оглавлением. Введение является важной частью работы, поскольку оно ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, содержит все необходимые его квалификационные характеристики. Введение занимает примерно 2 страницы. Его следует писать в соответствии с существующим стандартом, последовательно переходя от одного предусмотренного им пункта к другому.

Введение должно содержать следующие основные разделы, расположенные в строгой очередности: актуальность темы, объект исследования, предмет исследования, цель и задачи исследования, теоретическая часть, эмпирическая часть исследования, методы исследования, структура работы. Студент должен помнить о четкости формулировок необходимых элементов исследования!

При написании введения работы необходимо учитывать следующие рекомендации.

В начале введения дается обоснование актуальности исследуемой темы – показывается ее научно-практическая, социальная значимость, связанная с реальными потребностями общества, удовлетворение которых необходимо в настоящее время. Освещение актуальности должно быть немногословным, но убедительным.

Пример написания актуальности курсовой работы на тему «Типологические характеристики газеты «Призыв» Борисовского района» (далее все примеры будут приводиться в соответствии с данной темой):

Актуальность нашего исследования заключается в том, что районная пресса представляет собой сегодня малоизученный феномен российского информационного пространства. Это связано с тем, что зачастую районную печать рассматривают в контексте региональной прессы. А между тем это отдельное звено в цепочке печатных СМИ России со своими особенностями и спецификой.

Районная пресса – это особый вид печатных СМИ, который распространяется в российских глубинках. Внимание районного издания сконцентрировано на освещении тем, значимых и интересных именно для аудитории конкретного района. На фоне снижения доверия населения к информации в общероссийских СМИ местная, районная пресса все еще пользуется уважением и авторитетом у своего читателя. Неслучайно сегодня возрос интерес к изучению проблем и состояния местной и региональной прессы.

На современном рынке СМИ районная пресса представлена довольно разнообразно и содержит по преимуществу локальную информацию, используют в работе проверенные, давно наработанные методы, осваивают технические новшества и специальные возможности, которые предоставляет современная издательская база. К такому изданию относится газета «Призыв» Борисовского района.

«Призыв», как нам представляется, демонстрирует пример современного развития районной периодики, поэтому изучение данной газеты, ее типологических характеристик, позволит оценить особенности развития районной прессы в современных условиях.

Следующее место в логической схеме введения занимает формулировка объекта и предмета исследования. Эти понятия довольно близки и нередко их дифференциация вызывает затруднения. Однако объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект всегда шире предмета исследования. Объект указывает на границы сферы исследования, называет то явление, на который будет направлен поиск исследования. Предмет указывает на ту конкретную сторону явления или процесса объекта, которая будет подвергаться исследованию, это фрагмент объекта.

В курсовой работе объект исследования раскрывается в первой теоретической части, а предмет – в практической.Предмет исследования более конкретно и детально определяет ту часть описанного объекта, которая должна быть изучена в данной работе.

Объект и предмет исследования могут быть сформулированы, например, следующим образом:

Объект исследования – газета «Призыв» Борисовского района.

Предметом исследования – типологические признаки районной газеты «Призыв».

После обоснования необходимости изучения заявленной темы работы, ее объекта и предмета исследования далее следует формулировка цели исследования. Цель исследования — это планируемый результат, модель ожидаемого решения проблемы, которая может быть достигнута только с помощью проведения исследования. Цель должна быть определена предельно четко и корректно; цель формулируется исходя из темы исследования с использованием глагола «анализировать».

Пример: Цель нашего исследования – проанализировать районную газету «Призыв» Борисовского района и выявить ее типологические особенности.

 

Сформулированная цель далее конкретизируется в задачах. Если цель в научном исследовании одна, то задач может быть несколько.Задачи исследованияпредставляют собой содержательную и организационную конкретизацию цели. Отсюда задачи исследования должны определять структуру содержания (плана) курсовой работы, поэтому формулировка задач совпадает с названиями параграфов глав работы. Фактически основная часть работы – постепенное решение поставленных во введении задач.

Формулировка задач делается в форме перечисления (изучить, рассмотреть, определить, выявить, показать, обосновать, описать, установить, охарактеризовать, выяснить, доказать).

Приведем пример формулировки задач курсовой работы:

1.    Охарактеризовать общее состояние российских районных изданий.

2.    Изучить теоретические работы, касающиеся типологии российской газетной периодики.

3.    Выявить основные типоформирующие признаки районных изданий.

4.    Проанализировать типологические особенности районной газеты «Призыв».

Далее в теоретической части курсовой работы дается характеристика степени проработанности проблемы в литературных источниках (словари, справочники, энциклопедии, монографии, диссертации, авторефераты, материалы конференций, нормативно-правовые акты и т.п.) и в материалах специализированных сайтов сети Интернет. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное. Анализировать следует только те работы, которые связаны с темой.

При анализе научной литературы следует помнить, что от полноты изучения источников зависит качество всей научно-исследовательской работы. Руководствоваться нужно, в первую очередь, современными исследованиями в выбранной области, то есть изучить опубликованные материалы за последние 5 лет. В случае необходимости проведения исторического анализа, целесообразно изучить научные труды и более раннего периода.

Работу с литературой лучше всего начинать с изучения фундаментальных трудов по теме. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и научных статей, рассматривающих отдельные аспекты проблемы. Также возможно изучение и использование в курсовой работе основных положений нормативно-правовых актов и научно-исследовательских работ (диссертаций и авторефератов).

При определении степени изученности темыхарактеристика научной литературы производится или в хронологической последовательности издания работ, или по проблемно-хронологическому принципу с учетом новых сведений для освещения данной темы, которые содержит каждая работа.

Пример:

Теоретической базой исследования послужили публикации теоретиков и практиков журналистики. Проблемам типологии газетной периодики посвящены работы А. И. Акопова, Я. Н. Засурского, С. Г. Корконосенко, В. В. Тулупова, М. В. Шкондина и др. О проблемах районной прессы как отдельного типа периодики писали Я. Н. Засурский, В. В. Тулупов, М. В. Шкондин, А. А. Грабельников, Л. Л. Реснянская, О. А. Воронова. Специфика районных газет очень широко разбирается в журнале «Журналист», где существует целая рубрика «Районка: диалог со временем», которая отведена проблемам районных газет. Вопросы экономики, производства и оформления газеты – предмет рассмотрения в работах В. В. Попова, С. М. Гуревича, В. Скоробогатько, И. Н. Табашникова и др.

Эмпирическая часть исследования включает указание на конкретный материал, на основе которого выполнена сама работа. В качестве эмпирических источников в студенческих научных работах по журналистике могут выступать: журналистские тексты, фотографии и фотоматериалы, размещенные в СМИ; рекламные объявления в СМИ; материалы, связанные с жизнедеятельностью редакций (уставы, отчеты, бизнес-планы, читательские письма и т.д.). При описании эмпирической базы, в обязательном порядке, следует указать, какого рода источниками пользовался студент, каков общий объем проанализированных материалов и за какой период времени. Причем общий объем эмпирического материала, анализируемого в курсовых работах должен включать не менее 20 источников.

В общий список использованной литературы материалы, составляющие эмпирическую базу, не включаются!

Пример написания эмпирической части:

Материалом исследования являются тексты, опубликованные в газете «Призыв» в 2012 г. Всего было проанализировано 25 публикаций.

Обязательным элементом введения курсовой работы является указание на методы исследования, которые служат инструментом в анализе фактического, эмпирического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Среди методов, которые используются при выполнении работы по специальности (направлению подготовки) «Журналистика», следует назвать как общенаучные (методы анализа, обобщения, описания, сравнительно-сопоставительный, качественный, количественный), так и конкретно-научные, характерные для профиля исследования (метод контент-анализа, типологического анализа, системный, статистический, структурный, концептуальный, семантико-стилистический. Выбор методов исследования определяется спецификой объекта исследования, характером проблемы, а также собственными установками автора.

По возможности необходимо обосновать применение того или иного метода в решении поставленных задач.

В конце введения характеризуется общая структура работы, то есть перечисляются все ее составные элементы – в том порядке, в котором они следуют в работе. Образец написания введения представлен в Приложении 4.

После введения следует основная часть работы, состоящая из двух глав, теоретико-методологической и практико-аналитической, которые в свою очередь подразделяются на два-три параграфа. При этом каждый раздел нумеруется и озаглавливается.

В написании основной части работы необходимо придерживаться принципа соразмерности частей. Рекомендуемый объем первой главы – 10 страниц, для второй главы – 10-15 страниц. В целом основная часть работы представляет собой последовательное решение поставленных во введении задач. Отсюда названия параграфов перекликаются с формулировками задач во введении. Однако названия глав и параграфов не должны повторять название курсовой работы. Название глав и параграфов не должно быть как слишком длинным, многословным, так и слишком кратким. В названии не должно быть сокращений.

Названия глав набирается прописными буквами. Традиционная нумерация строится на использовании римских и арабских цифр: номера глав обозначаются римскими цифрами, а номера параграфов – арабскими. При этом слово «глава» пишется (ГЛАВА I), а слово «параграф» опускается. Перед названием соответствующего раздела ставятся две цифры (например, 1.1. или 2.2.), где первая цифра указывает на номер главы, а вторая обозначает место самого параграфа в череде параграфов главы. Если в составе параграфа выделяются мелкие параграфы, то их нумерация будет состоять из трех цифр (например, 1.1.2. или 2.2.1.).

В тексте важно соблюсти оптимальную частоту абзацев. Абзац – логически обусловленные фрагменты текста, не имеющие заголовков и выделяемые смещением начала первой строки вправо – красная строка. Слишком крупные куски сплошного текста трудно читаются, в них с трудом улавливается переход от одной мысли к другой и напротив, чрезмерная частота абзацев создает ощущение скачущей мысли.

Приведем пример названия глав и параграфов курсовой работы на тему «Типологические характеристики газеты «Призыв» Борисовского района».

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЙОННОЙ

ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКИ

1.1. Общая характеристика российских районных изданий         

1.2. Теоретические основы изучения типологии газетной периодики

ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАЙОННОЙ ГАЗЕТЫ «ПРИЗЫВ»: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

2.1. Исследование целевой аудитории районной газеты «Призыв»           

2.2. Композиционно-графическая модель газеты «Призыв»                      

2.3. Жанрово-тематическая наполняемость районной газеты Призыв»

 

Содержание первой главы обычно имеет теоретико-методологический характер. В качестве возможных содержательных компонентов могут выступать: сравнение взглядов отечественных и зарубежных авторов различных научных школ по объекту исследования, анализ степени изученности проблемы с выявлением различных подходов к ее решению; уточнение формулировок, определение ключевых понятий, видовых, типологических признаков, роли и места предмета исследования в общей системе, его методов, приемов и принципов функционирования, выделение этапов, периодов развития исследуемого проблемно-тематического поля. Важно более полно охарактеризовать состояние исследуемого вопроса, сопоставить и проанализировать различные точки зрения, определить подходы к изучению и решению проблемы, чтобы обосновать собственную позицию по тому или иному теоретическому вопросу, которая аргументировано доказывается и обосновывается теоретическими выкладками с опорой на проработанные отечественные и зарубежные источники. Это глава является теоретической базой материала, излагаемого во второй главе.

Во второй главе с опорой на теоретические наблюдения проводится анализ эмпирического материала по проблеме исследования. Содержание данной главы составляет продолжение теоретического анализа проблемы, обогащенного переходом к новому ракурсу ее рассмотрения. Обязательно включение анализа творческого компонента деятельности по предмету исследования. От полноты и качества выполнения второй главы зависит обоснованность и глубина практических выводов и рекомендаций.

Каждый параграф обязательно должен заканчиваться коротким обобщением, прямым ответом на поставленную в нем задачу. В конце каждой главы делается общий вывод, резюмирующий наблюдения и ответы, полученные в параграфах главы. Выводы к главам суммируются в конце работы – в заключении – и на их основе формулируются окончательные выводы, отвечающие общей цели исследования.

Последний из крупных структурных элементов курсовой работы – заключение. В заключении дается краткое обобщение всего изложенного материала в работе. Именно по заключению можно судить о глубине понимания автором проблемы, осознанности путей ее решения, о степени развитости у автора логического мышления.

Заключение должно подводить итог всему научному исследованию; его назначение – показать результат всей проделанной работы. По объему заключение занимает около 2 страниц.

Сформулированные в работе выводы должны отвечать следующим методическим требованиям: быть всесторонне аргументированными, обобщать основные итоги исследования, логически следовать из проанализированного в работе материала и обобщать его, давать исчерпывающее представление о содержании, значимости и обоснованности исследования. Формулировка тезисов должна быть предельно четкой, краткой.

Возможно несколько вариантов написания заключения. В одном из способов выводы оформляются в виде пронумерованных тезисов (по пунктам), последовательно отражающие основные результаты, полученные по теории вопроса, проведенному автором курсовой работы анализу исследуемого материала и перспективам дальнейшего изучения данной проблемы, внедрению результатов исследования в практическую деятельность.

В другом варианте возможно начать заключение с краткого воспроизведения логической схемы исследования с перечислением основных этапов работы и с промежуточными выводами по каждому из них. В этих выводах должны содержаться прямые ответы на поставленные во введении задачи исследования. Завершить необходимо рекомендациями по совершенствованию работы в изученной области (Приложение 5).

После заключения в соответствии с общепринятой структурой курсовых работ следует список использованной литературы. Список содержит перечень работ, используемых при выполнении курсовой работы. Материал в списке литературы рекомендуется располагать в алфавитном порядке, раздельно в русском и латинском алфавите. Подробно об особенностях оформления списка использованной литературы поговорим в следующем разделе.

Затем помещается приложения, если таковые имеются в работе, – в виде таблиц, схем, иллюстраций. Приложения должны быть пронумерованы.

Итак, все изложенное в структуре реализации поставленным задачам работы должно быть подчинено единой логике. В структуре работы предъявляется требование правильной логической субординации темы и названий глав и параграфов. Все структурные элементы – шаги раскрытия темы.

3. Основные рекомендации к стилистике текста курсовой работы

 

Языку и стилю курсовой работы следует уделить серьезное внимание. Именно языково-стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора.

Особенности стилистики научного текста требуют специального рассмотрения: важна общая манера подачи материала наравне с четкостью, логичностью раскрытия темы, количеством использования научной литературы.

Научный стиль предполагает формально-логический способ изложения, подчиняющий себе используемые языковые средства. Научный стиль – функционально-стилевая разновидность литературного языка, обслуживающая разнообразные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные и др.) Однако нельзя научный стиль рассматривать как особый язык, специально созданный для науки. Это совокупность ресурсов общелитературного языка, получающих определенное назначение.

Ключевыми чертами научного стиля считаются: отвлеченность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость. Наряду с этим научный текст отличается сдержанной эмоциональностью, экспрессией.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Все направлено на решение поставленных задач, достижение цели. Научная речь имеет свои формальные особенности морфологического, лексико-стилистического, синтаксического, этического характеров. Эти особенности отличают научную речь от других функциональных стилей.

Морфологический уровень научной речи носит именной характер научного изложения, отличающейся регулярностью: существительные и прилагательные составляют большую часть словоупотребления. Это определяется задачами научного стиля: передача и распространение научной информации. Именно существительные с абстрактным значением, отглагольные существительные (анализ, характеристика, специфика, периодизация, исследование, изучение), относительные прилагательные способны с предельной точностью выражать, конкретизировать необходимые признаки понятий.

Глаголы и глагольные формы в тексте научных работ несут особую информационную нагрузку и служат для выражения постоянного свойства предмета. Они употребляются при описании хода исследования. Основное место занимают формы несовершенного вида глагола и формы настоящего времени («заключает в себе», «выводы подкрепляются», «носят гипотетический характер» и т.д.).

Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко – сослагательное и не употребляется повелительное наклонение. Широко используются пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования («в данной работе рассматриваются», «намечено выделить»).

В научной речи распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они конкретизируют предмет, выражают логические связи между частями высказывания («эти данные служат достаточным основанием для вывода»).

По сложившейся традиции в научных работах не принято употреблять местоимение «я», так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. В тексте курсовой работы недопустимы выражения подобного рода: «далее я рассматриваю», «в ходе исследования я установил», «я пришел к следующим выводам».

Вместо местоимения «я» используется местоимение «мы» во всех его формах (нам, нами). Употребляется также форма изложения от третьего лица («автор полагает»). Считается, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению.

Однако текст не должен сплошь пестрить словом «мы». Для стилистического разнообразия стоит прибегать к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста. Приемлемым считаются следующие формы: «далее в работе рассматривается…», «в ходе исследования было установлено…», «в ходе анализа были получены следующие результаты…», «настоящий термин употребляется нами в значении…», «в своем исследовании мы отказались от общепринятой классификации…».

Однако возможно употребление местоимения «я» во второй части исследования, когда речь идет о личном опыте автора. Тогда допускаются формулировки такого типа: «автору пришлось собрать и переработать большое количество фактов, документов», «перед автором стояла нелёгкая задача», «автором был собран весь необходимый материал», «таким образом автор поступил, работая над репортажем», «мне довелось работать».

Грамматические особенности научной речи существенно влияют на лексико-стилистические оформление текста научного исследования.

Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, использование специальной терминологии. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, явлений.

Следует с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя смешивать в одном тексте различную терминологию. Нельзя также употреблять вместо принятых в данной науке терминов профессиональную лексику, то есть слова и выражения, распространяемые в определенной профессиональной среде. Профессионализмы – это не обозначения научных понятий, а условные наименования реалий, используемые в среде узких специалистов и понятные только им. Например, в практике телевизионной журналистики сюжетом называют любой материал, подготовленный для эфира, вне зависимости от жанра. Однако видеосюжет – это определенный жанр телевизионного творчества, выделяемый наравне с репортажем, отчетом и т. д.

Качествами, определяющими культуру научной речи, является точность, ясность, краткость. Точность достигается за счет правильно выбранного слова. Часто точность нарушается в результате синонимии терминов. Терминов-синонимов в одном высказывании быть не должно!

Ясность – умение писать доступно и доходчиво. Однако доступность изложения нельзя путать с упрощенностью. Часто стремятся придать научность за счет излишней наукообразности, когда дают усложненные названия.

Реализация краткости изложения означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации. Плеоназмы свидетельствуют о языковой небрежности как нечетком представлении предмета разговора.

Важнейшим средством выражения логических связей является употребление специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, итак), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, кроме того, вследствие этого), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, необходимо остановится на, необходимо рассмотреть, во-первых, во-вторых, наконец), итог, вывод (итак, таким образом, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать).

Остановимся на синтаксисе научной речи. Так как научная речь характеризуется строгой логической последовательностью, здесь отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении. Поэтому для текста работы, требующей сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтаксическими связями. Отсюда богатство составных подчинительных союзов «благодаря тому, что», «между тем, как», «так как», «вместо того, чтобы», «ввиду того, что», «от того, что», «вследствие того, что», «после того, как», «в то время, как». Особенно употребительны производные отыменные предлоги «в течение», «в соответствии с», «в результате», «в отличие от», «наряду с», «в связи с».

Именно сложноподчиненные предложения передают научную логику текста, показывают причинно-следственные связи. Сплошной поток простых предложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения. Однако следует избегать слишком длинных, запутанных и громоздких сложных предложений, читая которые, к концу забываешь и начало предложения.

Объективность изложения – основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова («по мнению», «по данным», «по нашему мнению»).

Важное место занимают также требования этического характера. Одно из них – корректность в научной полемике. Критикуя неприемлемые для вас концепции, нельзя допускать излишней категоричности, резких оценок, даже если вы и не согласны с автором. Недопустимы в р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.074 с.)