Историческая география и картография, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая география и картография,



ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И КАРТОГРАФИЯ,

СФРАГИСТИКА, ГЕРАЛЬДИКА,

ГЕНЕАЛОГИЯ

 

Учебное пособие

 

                                  УДК (075.8) [913:528.9+929.6/.7]

Печатается по решению учебно-методической комиссии

исторического факультета

Казанского государственного университета

 

 

Составители:

д.и.н., проф. А.Л.Литвин, д.и.н., член-корр. С.М.Каштанов,

д.и.н., проф. С.Ю.Малышева, д.и.н., проф. А.А.Сальникова,

к.и.н., доц. В.В.Астафьев, к.и.н., доц. Д.М.Галиуллина,

 к.и.н., асс. Г.Г.Амалиева

 

 

Рецензенты:

к.и.н., доц. Г.А.Двоеносова (КГЭУ)

к.и.н, доц. Н.А.Федорова (КГУ)

 

Научный редактор – доктор исторических наук А.Л.Литвин

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

 

Понятие «вспомогательные исторические дисциплины» интернационально. Исходным является немецкий термин «die historischen Hilfswissenschaften»[1]. Аналогичные определения существуют во французском, английском, польском и других языках («les sciences auxiliaires de l’histoire», «the auxiliary historical disciplines», «nauki pomocnicze historii» и т.п.). К классическим «вспомогательным историческим дисциплинам» относятся палеография, дипломатика, хронология, метрология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия. Особое место в системе исторических наук занимают эпиграфика и папирология. Сравнительно недавно выделились в качестве особых дисциплин филиграноведение, кодикология, берестология, бонистика, фалеристика, векселлология, эмблематика, филократия и др.

К числу «вспомогательных исторических дисциплин» не решаются относить источниковедение, археологию, этнографию, историографию, историческую географию, документоведение. Уместно ли применение к ним термина «специальные исторические дисциплины»? Этот термин, предложенный М.Н.Тихомировым, используется в нашей науке наряду с понятием «вспомогательные исторические дисциплины» – либо как заменитель последнего, либо как название, пригодное для «больших», «самостоятельных» исторических дисциплин. Что касается археографии, то неясно, к каким дисциплинам она принадлежит – к «вспомогательным» или «специальным».

Поборниками термина «вспомогательные исторические дисциплины» были С.Н.Валк и Е.И.Каменцева. В 1968 г. С.Н.Валк основал издание под этим названием. Оно продолжает выходить и в настоящее время. В нем печатаются ценные источниковедческие исследования. В 1990 г. Е.И.Каменцева писала: «Мы стесняемся названия «вспомогательные». Пора бы понять, что сложилось это в трагические и застойные времена, когда в определенной среде руководства наукой считалось пройденным этапом в развитии советской исторической школы работа в области вспомогательных исторических дисциплин. Пора перестать бояться устоявшегося названия, которым их называет весь мир»[2].

Нам представляется, что всякая вспомогательная историческая дисциплина обладает достаточной долей самостоятельности, имея свою особую цель исследования, а также свои собственные специфические методы анализа и синтеза, и в этом смысле она не является только «вспомогательной» наукой. Но, конечно, разработки в области вспомогательных исторических дисциплин «помогают» развитию исторической науки в целом, давая ряд построений и выводов, без которых невозможны, во-первых, достоверная реконструкция фактов, во-вторых освещение отдельных сторон исторического процесса. В этом смысле вспомогательные исторические дисциплины являются «помощниками истории». Как, например, прочесть древний или средневековый текст, не зная палеографии? Как правильно определить дату исторического события, не зная правил перевода дат, не умея пользоваться хронологическими таблицами, и т.д.?

Необходимо подчеркнуть органичность связи вспомогательных исторических дисциплин с историей как наукой в целом. Не овладев вспомогательными историческими дисциплинами, историк не может быть настоящим профессионалом. Не случайно крупнейшие историки-медиевисты были одновременно источниковедами, дипломатистами и палеографами. Прогресс исторической науки зависит в значительной степени от прогресса в области вспомогательных исторических дисциплин. Это обстоятельство служит доказательством единства науки истории, в которой разделение на «главные», «специальные» и «вспомогательные» дисциплины в достаточной мере условно. Вместе с тем именно самостоятельные задачи каждой дисциплины обусловливают необходимость выделения ее в особую отрасль. Существование целого ряда наук исторического профиля, имеющих каждая свое особое назначение, оправдывает употребление по отношению к ним таких обобщающих понятий, как «вспомогательные исторические дисциплины» и «специальные исторические дисциплины». Понятие «вспомогательные исторические дисциплины» как собирательное служит цели не только интеграции, но и дифференциации наук.

В 1990 г. С.М.Каштанов предложил общую классификацию вспомогательных исторических дисциплин, разделив их на три типа: 1) дисциплины, имеющие определенный однородный объект исследования (источники одного рода, вида или разновидности); 2) дисциплины, изучающие отдельную сторону источников разных родов, видов и разновидностей; 3) дисциплины, изучающее не источники как таковые, а на базе источников разных видов какой-то круг вопросов, связанных единством предмета. К первому типу автором были отнесены для примера нумизматика, бонистика, фалеристика, векселлология, филокартия, ко второму – палеография, эмблематика, к третьему – хронология, метрология, генеалогия[3].

Отметим промежуточное положение некоторых дисциплин в рамках этой схемы. Оно связано отчасти с имеющимися в литературе противоречиями в определении объекта и предмета той или иной дисциплины. Следует учитывать также, что старейшие из вспомогательных исторических дисциплин возникли не как часть общей науки истории, а как отдельные отрасли практического знания. Таковы, например, дипломатика, палеография, сфрагистика, геральдика, генеалогия и др. В период своего практического развития они не были составной частью источниковедения или исторической науки. Вхождение этих дисциплин в орбиту науки нового и новейшего времени повлекло за собой переосмысление их задач и сферы применения. Так, е источники как таковые, а на базе источников разных видов ону источников разных родов, видов и релив их на тр таких обобщающихдипломатика, первоначально занимавшаяся только вопросом о подлинности «дипломов» или грамот, превратилась в науку об особенностях внешней и внутренней формы актов, затем – и их содержания. Если считать дипломатику наукой об актах в целом, ее надо поместить в первую группу; если же рассматривать ее только как науку о формуляре, причем всех письменных источников вообще (В.В.Фарсобин), место дипломатики – во второй группе, рядом с палеографией.

Сфрагистика и геральдика принадлежат, казалось бы, целиком к первому типу. Но печати и гербы во многих случаях являются частью объектов-носителей, которыми ни сфрагистика, ни геральдика не занимаются. Значит, эти дисциплины относятся не только к первому, но и ко второму типу. Некоторые дисциплины второго типа можно подвергнуть более детальной классификации – по материалу, на котором написан источник. В составе общей палеографии выделяются как ее подразделы эпиграфика и берестология. Они сохраняют свою обособленность, ибо в предмет их ведения входит не только письмо, но и сам материал для письма. Уточнению функции палеографии как науки о письме и освобождению ее от дополнительных функций способствовало возникновение филиграноведения и кодикологии. Эти дисциплины относятся, вероятно, к первому типу. У каждой из них вполне определенный объект исследования: у филиграноведения – бумага, у кодикологии – рукописные сборники на пергамене и бумаге.

При характеристике специальных и вспомогательных исторических дисциплин следует иметь в виду, что не все они чисто исторические. Смешанный характер носят, например, этнография, историческая география и палеография. В литературе можно встретить определение палеографии как историко-филологической дисциплины.

Методика вспомогательных исторических дисциплин постоянно развивается и совершенствуется. Взаимодействие вспомогательных исторических дисциплин обогащает каждую из них новым опытом и создает предпосылки для источниковедческого и исторического синтеза.

Наука едина. Эта истина относится и к исторической науке, в которой специалисты выделяют её отдельные разделы. Исследователь, занимающийся изучением отдельной проблемы, неминуемо сталкивается с разными фактами одной эпохи, когда невозможно обойтись без источниковедческого или палеографического анализа. Все так называемые вспомогательные или специальные дисциплины объединяет изучаемое время. Каждый этап исторического исследования выдвигает необходимость развития в первую очередь какой-либо исторической дисциплины и делает ее из «вспомогательной» - основной. Так произошло в начале 1990-х гг., когда исследователи столкнулись со многими мифами и легендами партийно-советской эпохи, а возможность работать в более открытых, чем прежде архивохранилищах, представили источниковедение, вспомогательные и специальные дисциплины, как основные при изучении истории той поры.

Среди вновь открытых для исследователей документов, несомненный интерес представили следственные дела политических процессов советского времени. Их общая характеристика присутствует в ряде научных и публицистических изданий. Политические процессы 1930-х гг. в СССР В.М.Панеях как-то назвал сходными со средневековыми. Работы американских историков Р.Пайпса и Б.Розенберга показали преемственность в действиях карательных аппаратов царской и постреволюционной России. Исследования А.Г.Голиковой и Н.Н.Покровского подтвердили преемственность наказаний за политические преступления при Петре I и Сталине. Н.А.Троицкий показал сходство между процессами над народовольцами 1880-х гг. и политическими процессами, происшедшими в советской стране.

По своему происхождению все эти публикуемые документы исходят из одного ведомства, в 1920 — 1930-е годы – это ОГПУ и НКВД. Они естественно, отражали методы ведения следствия в этом учреждении, наверное, самом когда-то страшном и могущественном в СССР, и тех политических правителей страны, которые подобные методы инспирировали. Миллионы людей, осужденных тогда, ныне реабилитированы с формулировкой «из-за отсутствия состава преступления». В связи с этим, историки столкнулись с массовым фальсифицированным источником. Сразу же встал вопрос о необходимости публикации подобного рода документов. Мнения исследователей разделились, хотя для многих была очевидной важность издания этих документов, как свидетельства произвола тоталитарной эпохи.

Одновременно встал вопрос о методике анализа этих тенденциозных и фальсифицированных источников. В них каждая фраза и слово нуждаются в проверке. Протокол допроса может не отражать сам допрос. В Казани, в архиве бывшего КГБ, был обнаружен случай, когда следователь заполнил протокол за осужденного. Тот знать не знал о том, в чем его обвиняли. Внесудебная тройка, на которой не присутствовал обвиняемый, приговорила его к расстрелу. Следователя судили в 1940 г., он признался, что так поступал для ускоренного выполнения плана о числе расстрелянных. Планы (разнарядки) рассылались руководством НКВД с указанием, сколько граждан следует ликвидировать как «врагов народа», как «националистов», «троцкистов», «шпионов» и т.д. Даже собственноручная подпись обвиняемого в конце каждой страницы допроса не делало его достоверным, потому что обвиняемый, как правило, ставил свою подпись под физическим или психологическим принуждением.

Н.Н.Покровский предлагал для методики анализа таких документов использовать источниковедческое правило, предложенное питерским медиевистом Я.С.Лурье. А именно: в тенденциозном источнике наиболее достоверны сведения, противоречащие этой тенденции, наименее совпадающие с ней. Но в данном случае очень трудно придерживаться этого принципа. В протоколах допросов, как правило, отсутствуют сведения, хоть как-то противоречащие обвинительной тенденции следователя. Так, сфабрикованное ОГПУ «Академическое дело» не является достоверным источником для изучения исторических и общественно-политических взглядов репрессированных ученых. Следственные дела историков Н.Н.Ванага, В.И.Невского, С.А.Пионтковского, Н.Н.Эльвова и многих других арестованных и погибших узников ГУЛАГа, свидетельствуют об отсутствии интереса следствия к воззрениям и историческим трудам арестованных ученых. Все они обвинялись в попытках осуществить различные террористические акты… Ванаг после физического и психологического воздействия «признался», что в 1934 г. был на приеме у Сталина на совещании о создании учебника по истории, что тогда взял с собой пистолет для того, чтобы «убить вождя». Разумеется, эта версия была придумана следователем. Ни пистолета, ни даже мысли о покушении на Сталина у Ванага не было.

Следственные дела начинаются из заполненного от руки типографского бланка ордера. На нем указывались адрес и фамилия обвиняемого, сотрудник ОГПУ-НКВД, которому поручалось это сделать. Структурное строение протоколов допросов довольно простое. Большинство допрашиваемых сразу же после ареста пытались доказать свою невиновность и сообщали при этом достоверные сведения о своей предыдущей служебной деятельности, лояльности властям, но примерно через месяц начинали давать нужные следствию показания о своих «вредительских делах». Причем, абсурдность этих признаний никак не смущала следователей, которые сами способствовали выработке обвинительных заключений. Позже оставшиеся в живых и вернувшиеся из тюрем и лагерей бывшие политические заключенные рассказали в своих воспоминаниях и письмах, как создавалось «обвинение». М.П.Якубович, осужденный в 1931 г. за принадлежность к меньшевизму, в 1967 г. в письме на имя Генерального прокурора страны писал, что «впервые наше Союзное Бюро ЦК РСДРП (м) собралось в кабинете следователя, и мы у него обсуждали, что каждый из нас должен делать и разрабатывался сценарий, как будет вестись следствие, как будет вестись суд и т.д.». Таким образом следствие само «придумало» это несуществующее до того «Союзное Бюро» меньшевиков, арестовало тех, кто когда-то был меньшевиком, но уже давно отошел от всякой политической деятельности и организовало «показательный» политический процесс[4].

Методику работы с массовым фальсифицированным источником невозможно выработать без использования палеографических, графических данных, без содержательного анализа каждого документа в отдельности. С.Н.Быковский писал в начале 1930-х гг., что «никаких прочных выводов нельзя строить на ненадежном материале, доброкачественность которого находится под сомнением»[5]. Материалы следственных дел, оставшиеся со времен советских политических процессов, являются «ненадежным материалом», они отвергнуты как фальсифицированные во время реабилитации бывших осужденных. Но они являются необходимым свидетельством мифов и легенд, произвола над правами людей в советское время. В этом смысле, они весьма «надежный материал».

В современных учебных пособиях по источниковедению[6] «вспомогательные» исторические дисциплины даже не упоминаются, хотя без использования их методик исследования, объективный источниковедческий анализ трудно произвести. Без анализа качества бумаги, часто бывает трудно установить дату происхождения документа.

 

Предлагаемое методическое пособие для студентов касается тех курсов, которые преподаются сотрудниками кафедры историографии и источниковедения исторического факультета Казанского государственного университета. Это курс исторической географии и картографии. Цель курса не только научить студентов пользоваться географическими картами, но и пониманию значения окружающей среды, природы и пространства на жизнь людей, на историю государства, региона, в котором они проживают, например историю Республики Татарстан. Курс исторической географии и картографии необычайно важен для понимания студентами-историками роли географического фактора в развитии исторического процесса. Материалы подобных курсов широко использовали в своих лекциях, монографических изданиях С.М.Соловьев, В.О.Ключевский и друге выдающиеся историки. В советское время этот курс был отделен от исторической науки. В настоящее время он вновь стал её неразделимой частью. Программа курса, примерные контрольно-тестовые задания, обширный список литературы и иллюстрации помогают понять необходимость такого курса для студентов исторического факультета.

Курс сфрагистики и геральдики направлен на понимание студентами важности изучения печатей и гербов, не только как государственных символов, но и как источниках, несущих историческую информацию о времени их появления, происхождении и значении в делопроизводстве. Этот курс ориентирован на повышение навыков работы студентов над историческими источниками. Программа курса предусматривает знакомство студентов с современными государственными символами и геральдическими учреждениями России и Республики Татарстан. Иллюстрации, контрольные вопросы, обширный список литературы позволяют повысить знания студентов по изучаемому курсу.

Программа курса генеалогии ставит задачей ознакомить студентов с практикой составления родословной, изучению документов по установлению родства как исторического источника. Студенты знакомятся с теорией и методикой генеалогических исследований, особенностями европейских и восточных генеалогических систем. Генеалогия относится к вспомогательным историческим дисциплинам и вместе с тем является существенной частью исторической науки в целом. Иллюстрации, контрольные вопросы и список литературы позволят студентам лучше освоить преподаваемый курс и узнать много нового о своей родословной, своих знакомых и многих исторических деятелях.

Настоящее методическое исследование представляет интерес не только для студентов и преподавателей, но и для всех интересующихся этими важными направлениями исторической науки.

 

Над пособием работали:

Вступительная статья доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН С.М.Каштанова и доктора исторических наук А.Л.Литвина

Глава I – Кандидат исторических наук Г.Г.Амалиева, кандидат исторических наук Д.М.Галиуллина, доктор исторических наук А.А.Сальникова

Глава II – доктор исторических наук С.Ю. Малышева

Глава III – кандидат исторических наук В.В.Астафьев

 

 

Программа курса

 

ГЕОГРАФИИ

История картографии

Зарождение картографии. Древнейшие карты и планы. Вавилонская картография. Картография Древнего Египта.

Средневековая картография

Библейская концепция мироздания. Теологи антиохийской школы. «Христианская топография» Косьмы (VI в.). Отношение к античному картографическому наследию.

Основные периоды развития средневековой картографии. Монастырская картография. «Карты мира». Типы монастырских карт. «Т-О» типа и зональные карты.

Византийские карты. Сохранение античной картографической традиции.

Арабская картография. «Атлас Ислама» (Х в.). Причины угасания арабской картографии. Возрождение традиций арабских картографов в Италии. Карты аль-Идриси. Влияние арабской картографии на развитие европейских карт.

И ГЕОЭКОЛОГИЯ РОССИИ

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

 

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Вопросы для самоконтроля

 

1. Предмет, структура и задачи исторической географии.

2. Место исторической географии среди других исторических дисциплин.

3. Понятие географической среды и ее влияние на развитие человеческого общества (на примере России).

4. Метод исторической географии.

5. Зарождение исторической географии как научной дисциплины. Основные этапы ее развития.

6. Развитие исторической географии в России. Изучение проблем исторической географии в трудах российских ученых XVIII-XIX вв.

7. Становление современной парадигмы историко-географического мышления.

8. Разработка проблем исторической географии в трудах отечественных исследователей ХХ в.

9. Новейшие подходы в понимании и изучении исторической географии и картографии.

10. Источники изучения исторической географии, их основные типы и виды.

11. Историко-географические описания и их роль в изучении исторической географии России.

12. Записки путешественников – источник изучения исторической географии России.

13. Предмет и метод исторической картографии.

14. Географическая карта – один из основных источников изучения географии прошлого. Картографическое источниковедение и его задачи.

15. Древнейшие географические карты. Географические карты Месопотамии и Древнего Египта.

16. Древнегреческая и древнеримская картография.

17. Средневековые карты. Монастырская картография.

18. Ара6ская средневековая картография и ее особенности.

19. Портоланы.

20. Эпоха Возрождения и развитие картографии в Европе.

21. Древнейшая русская картография. Предшественники русских карт.

22. Русская картография XVI-XVII вв.

23. Русская картография XVIII века.

24. Основные закономерности развития картографии в XIX-XX веках.

25. Природа Восточной Европы и ее особенности (воды и почвы).

26. Природа Восточной Европы и ее особенности (рельеф и климат).

27. Основные тенденции в изменении климата Восточной Европы с древнейших времен до наших дней.

28. Стихийные и экологические бедствия и их влияние на развитие исторического процесса в России.

29. Эпидемии в России и их влияние на экономику и демографическую структуру населения.

30. Экоистория России. Советская политика природопользования в 1917 – середине 1950-х гг. и ее результаты.

31. Природопользование и природоохрана в СССР в конце 1950 – 1970е гг.

32. Экоистория России в 1980 – 1990-е гг.

33. Складывание территории Древнерусского государства.

34. Территория Русского государства в период феодальной раздробленности и монголо-татарского вторжения.

35. Складывание основного ядра территории русского государства (XIV-XV вв.).

36. Территория Русского государства в XVI в.

37. Территория Русского государства в XVII в.

38. Административно-территориальное деление Русского государства в XVI-XVII вв.

39. Территория России в XVIII веке.

40. Территория России в XIX – начале ХХ вв.

41. Административно-территориальное деление России в XVIII – начале ХХ вв.

42. Внешние границы Советской России и их изменения.

43. Административно-территориальное деление и национально-государственное строительство в СССР в первые годы советской власти.

44. Административное деление и национально-государственное строительство в СССР в 1920 – 1930-е гг.

45. Территориальные изменения внутри СССР в 1940 – 1960-е гг.

46. Распад СССР. Современная территориальная структура России.

47. Демографическая статистика и ее роль в изучении географии прошлого.

48. Движение населения Восточной Европы в VI-XI вв.

49. Древнейшие русские города. Их макро- и микрогеография. Русский город в XII-XV вв.

50. Монголо-татарское вторжение и его влияние на население Руси. Население страны в XIV-XV вв.

51. Население России в XVI-XVII вв.

52. Население России в XVIII веке.

53. Население России в XIX – начале ХХ вв.

54. Источники изучения историко-демографических процессов в России ХХ  в.

55. Демографические процессы в Советской России 1917-середины 1920-х гг.

56. Демографические процессы в СССР в конце 1920-1930-е гг.

57. Население СССР в годы Великой Отечественной войны.

58. Демографические процессы в СССР во второй половине 1940 – 1960-е гг.

59. Демографические процессы в СССР в 1970 – 1980-е гг.

60. География миграций в дореволюционной России.

61. География миграций в советской и постсоветской России.

62. Этническая структура Российской империи и ее динамика.

63. Этническая структура СССР и постсоветской России.

64. Советская социальная структура и ее динамика.

65. География российского города (XVIII-XIX вв.)

66. Советский социалистический город и его особенности.

67. Города постсоветской России.

68. Основные историко-демографические проблемы современной России.

69. Экономическая география домонгольской Руси.

70. Татаро-монгольское вторжение и Московская Русь: изменения в структуре экономики.

71. Географические характеристики экономики России в XVI-XVII вв.

72. Становление «новой» российской экономики в XVIII в. и ее историко-географические аспекты.

73. Экономическая география России XIX – начала ХХ вв.

74. Экономика СССР и ее пространственные характеристики.

75. Постсоветская экономическая система и ее специфика.

76. Понятие о географии культуры. Элементы культурной географии.

77. География частного жилищного пространства, питания, одежды.

78. Понятие о культурном ландшафте. Многообразие и эволюция российского культурного ландшафта.

79. Территория и население Волжской Булгарии.

80. Изменение состава населения и границ Волжской Булгарии в золотоордынский период.

81. Границы и население Казанского ханства.

82. Административно-территориальное деление Казанского края в составе Московского государства.

83. Казанская губерния в XVIII в. (границы, уезды, население).

84. Причины миграции населения в Казанской губернии в XVIII-XIX вв.

85. Образование ТАССР (статус, территория, население, национальная политика советской власти).

86. Современный Татарстан (национальный состав населения, территориальные границы, экономика, сельское хозяйство).

 

Примерные контрольно-тестовые задания

 

1. Историческая география – это

а) вспомогательная историческая дисциплина;

б) специальная историческая дисциплина;

в) отдел общей географии;

г) часть источниковедения

 

2. В XVIII в. проблемами исторической географии в России занимались В.Н.Татищев... Продолжите ряд.

 

3. Особенностями природных условий России являются:

а) ярко выраженная континентальность;

б) разнообразие форм земной поверхности;

в) низкий уровень осадков;

г) большое количество крупных рек.

 

4. Стихийные бедствия... Экологические бедствия... (землетрясения, извержение вулканов, пожары, цунами, наводнения, бури, штормы, эпидемии, неурожаи).

 

5. Единицами административно-территориального деления России в XVI-XVII вв. были:

а) уезд;

б) губерния;

в) волость;

г) стан.

 

6. Основные этапы изменения внешних границ Советского государства:

а) 1917 –...;

б) … –...;

в)... – 1945.

 

7. Древнейшие русские города, восходящие еще к IX в.: Белооозеро, Изборск... Продолжите ряд.

 

8. Нарисуйте кривую динамики изменения численности населения России / СССР в советский период.

9. Средневековые карты - это:

а) портоланы;

б) «монастырские» карты;

в) атласы;

г) пейтингеровы таблицы.

 

10. Первая русская сводная карта Русского государства появились в:

а) 1380

б) 1497;

в) 1523;

г) 1600.

 

 

Контрольные задания по курсу

 

Вопросы к контрольной работе

I вариант

1. Особенности картографических материалов как исторического источника.

2. Античная картография.

3. Портоланы.

 

II вариант

1. Методы и приемы анализа географических карт как исторического источника.

2. «Монастырские» карты.

3. Развитие картографии в России в XVIII в.

 

III вариант

1. Карты Древнего Египта и Вавилона.

2. Специфика средневековой картографии Западной Европы.

3. Первые русские карты XV-ХVI вв. и их особенности.

 

IV вариант

1. Арабская картографическая традиция.

2. Карты эпохи Великих географических открытий.

3. Отличия ранней русской картографии от средневековой европейской.

 

V вариант

1. «Примитивные» карты древности.

2. Специфические особенности развития европейской картографии в XVI-XVII вв.

3. Первый русский атлас.

 

VI вариант

1. Герхард Меркатор и его карты.

2. Картографическая деятельность С.М.Ремезова.

3. Развитие картографии в России в XIX-ХХ вв. Основные направления и особенности.

 

Вопросы к контрольной работе

 

I вариант

1. Территория и расселение славянских племен накануне образования Древнерусского государства.

2. Административно-территориальное деление Русского государства в XVI-XVII вв.

3. Население СССР. Основные демографические тренды.

 

II вариант

1. Территория и население Волжской Булгарии.

2. Основные социальные и этнические группы населения России в XVI-XVII вв.

3. Губернские реформы первой четверти XVIII в.

 

III вариант

1. Территория и население Руси в период феодальной раздробленности.

2. Особенности административно-территориального деления национальных регионов и окраин России в XVI-XVII вв.

3. Ревизский учет населения.

 

IV вариант

1. Территория и население Казанского ханства.

2. Всеобщие переписи населения в СССР.

3. Современное административно-территориальное деление России.

 

V вариант

1. Политическая география Среднего Поволжья во второй половине XVI-XVII вв.

2. Территориальные изменения России в XIX в.

3. Миграционные процессы в советской и постсоветской России.

 

IV вариант

1. Губернская реформа 1775 г.

2. Изменения территории СССР в конце 1930-х – 1940-е гг.

3. Современное административно-территориальное деление Татарстана.

Рекомендуемая литература

 

Барсов Н.П. Очерки русской исторической географии: география Начальной (Несторовой) летописи / Н.П.Барсов.– Варшава, 1873.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / М.Блок. – М., 1986.

Бродель Ф. Время мира: Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв.: В 3-х тт. / Ф.Бродель. – М., 1986 – 1991.

Бродель Ф. Что такое Франция? Пространство и история / Ф.Бродель. – М., 1994.

Ключевский В.О. Курс русской истории: Собр. соч. в 9 тт. – T.I-V / В.О.Ключевский. – М., 1987 – 1990.

Кузнецов С.К. Русская историческая география / С.К.Кузнецов. – М., 1910.

Лю6авский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией / М.К.Любавский. – М., 1909.

Середонин С.М. Историческая география / С.М.Середонин. – Пг., 1916.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен: Собр. соч. в 18 тт. – М., 1988-1994.

Спицын А.А. Русская историческая география / А.А.Спицын. - Пг., 1917.

Febvre L. А Geographical Introduction to History / L.Febvre. – L., 1950.

 

 

*Берлянт А.М. Геоиконика / А.М.Берлянт. – М., 1996.

Веселовский С.Б. Село и деревня в Северо-Восточной Руси XIV – XVI вв. / С.Б.Веселовский. – М., Л., 1936.

Вестник исторической географии / колл. авторов. – М., 1999. - Вып. 1

Вишленкова Е.А. Казанское житье: (XIX – XX века) / Е.А.Вишленкова, С.Ю.Малышева, А.А.Сальникова // Турнерелли Э. Казань и ее жители. – Казань, 2005.

Водарский Я.Е. Население России за 400 лет: (XVI - начало ХХ вв.) / Я.Е.Водарский. – М., 1973.

Гельфанд В.С. Население СССР за 50 лет: (1945-1990) / В.С.Гельфанд. – Пермь, 1992.

Глобальное сообщество: Картография постсоветского мира. – М., 2002.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н.Гумилев. – М., 1989.

Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории / Л.Н.Гумилев. – М., 1992.

Гумилев Л.Н. По поводу предмета исторической географии: (Ландшафт и этнос) / Л.Н.Гумилев // Вестник Ленинградского ун-та. – 1965. – № 2 18. – Вып. 3. – С. 112-120.

Два века русской картографии (XVIII – нач. ХХ в.): Кат. выст. / сост. Л.В.Фролова. – СПб., 1997.

Дробижев В.З. Историческая география СССР / В.З.Дробижев, И.Д.Ковальченко, А.В.Муравьев: Учебник. – М., 1973.

Дулов А.В. Географическая среда и история России: Конец XV – середина XIX вв. / А.В.Дулов. – М., 1983.

Жекулин В.С. Историческая география: Предмет и методы: Учебное пособие / В.С.Жекулин. – Л., 1982.

Забелин И.М. Очерки истории географической мысли в СССР: 1917 – 1945 гг. / И.М.Забелин. – М., 1989.

Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов / Д.Н.Замятин. – СПб., 2003.

Истомина Э.Г. Водный транспорт в дореформенный период / Э.Г.Истомина. – М., 1991.

Историческая география России: Учебно-методич. пособие / под ред. В.П.Тотфалушина. – Саратов, 2003.

Историческая география России: Новые подходы / отв. ред. Я.Е.Водарский. – М., 2004.

Историческая география: теория и практика / под ред. В.П.Вампиловой. – СПб., 2004.

Историческая геоэкология, география и природопользование: Новые направления и методы исследования: Сб. ст. – СПб., 2002.

Исторический источник: Человек и пространство: Тез. докл. и сообщений науч. конф. / отв. ред. О.М.Медушевская. – М., 1997.

Исхаков Д.М. Историческая демография татарского народа (XVIII – н. ХХ вв.) / Д.М.Исхаков. – Казань, 1993.

Кабузан В.М. Народы России в первой половине XIX в.: Численность и этнический состав / В.М.Кабузан. – М., 1992.

Ковалев Е.М. Гуманитарная география России / Е.М.Ковалев. – М., 1995.

Колосова Н.Н. Картография с основами топографии: Учебное пособие / Н.Н.Колосова. – М., 2006.

Лютый А.А. Язык карты: сущность, система, функции / А.А.Лютый. – М., 1988.

Максаковский В.П. Историческая география мира: Учебное пособие / В.П.Максаковский. – М., 1997.

Медушевская О.М. Историческая география как вспомогательная историческая дисциплина / О.М.Медушевская. – М., 1959.

Медушевская О.М. Картографические источники XVII-ХVIII вв.: Учебное пособие / отв. ред. В.К.Яцунский. – М., 1957.

Медушевская О.М. Картографические источники первой половины XIX в.: Учебное пособие / отв. ред. В.К.Яцунский. – М., 1959.

Муравьев В.А. Историческая география: Выбор пути // Научно-педагогическая школа источниковедения Историко-архивного института: Сб. СТ. / под ред. В.А.Муравьева. – М., 2001. – С.67-86.

Муравьев В.А. Преподавание исторической географии в МГИАИ / В.А.Муравьев, Л.Н.Простоволосова // Проблемы отечественной истории и культуры периода феодализма: Чтения памяти В.Б.Кобрина. – М., 1992.

Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства / А.Н.Насонов. – М., 1951.

Николаенко Д.В. Рекреационная география: Учебное пособие / Д.В.Николаенко. – М., 2003.

Паранин В.И. Историческая география летописной Руси / В.И.Паранин. – Петроозаводск, 1990.

Постников А.В. Карты земель российских: Очерк истории географического изучения и картографирования нашего Отечества / А.В.Постников. – М., 1996.

Постников А.В. Развитие картографии и вопросы использования старых карт / А.В.Постников. – М., 1985.

Постников А.В. Развитие крупномасштабной картографии в России / А.В.Постников. – М., 1989.

Проезжая по Московии: Россия XVI – XVII вв. глазами дипломатов. – М., 1991.

Российская историческая картография (XV – начало ХХ вв.): Краткий словарь-справочник / отв. сост. А.Н.Ерошкина. – М., 1997.

Рыбаков Б.А. Русские карты Московии: XV – начало XVI вв. / Б.А.Рыбаков. – М., 1974.

Савельева И.М. Знание о прошлом: Теория и история. – Т. 1: Конструирование прошлого / И.М.Савельева, А.В.Полетаев. – СПб., 2003.

Салищев К.А. Картоведение / К.А.Салищев. – М., 1976.

Султанов Р.И. Историческая география Казани: город и его предместья в XVI – XVII вв. / Султанов Р.И. – Казань, 2004.

Тихомиров М.Н. Древнерусские города / М.Н.Тихомиров. – М., 1956.

Хамидуллин Б.Л. Народы Казанского ханства / Б.Л.Хамидуллин. – Казань, 2002.

Шв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.248 с.)