Значение психосоц.теории Эриксона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение психосоц.теории Эриксона



Теория Эриксона оказала большое влияние на возрастную психологию. Некрые идеи его нашли свое применение в области дошкольного обучения, в сфере социальной службы и бизнеса.

Он пытался с помощью своей психологич.теории изучать жизнь разных известных людей – Лютера, Гитлера, Ганди, Берн.Шоу. Это направление можно назвать психоисторией – такой как бы биографич.метод изучения личностей.

Но идеи Эриксона являются отчасти довольно сложными, а отчасти абстрактными – напр., такие понятия как доверие, верность – нечетко определены, чтобы их установить и выявить их эмпирич.состоятельность. Т.е.элемент философии в психологии все-таки остается. Многие понятия у Эриксона остаются слишком абстрактными, общими, неопределенными, неуловимыми, что создает невозможность их практич.проверки и установления истинности этой теории.

Др.сложность – в трудности, длительности и дороговизне проводимых исследований, некрые даже вообще нельзя осуществить, напр.оценить весь жизненный цикл. Или изучить период сред.зрелости – как изучить жизнь чка от 25 до 65 лет?

Но все-таки след.отметить, что Эриксон точно установил критерии психосоц.здоровья и болезненных состояний для каждого кризисного периода, он использовал четкие поведенческие характеристики.

Однако, несм.на это, эмпирич.статус теории Эриксона остается пока неясным.

Он уделял большое внимание подростковому периоду. Опираясь на работы Эриксона, были выделены некрые самост.ориентации, крые указывали на статусы эго-идентичности. Т.е.некрые исследования подтверждают, что чк находится в сост.кризиса, находится между альтернативными решениями, ищет совета у родителей, критически относится ко всему и может отвергать эти советы. Люди переживают кризис и делают какой-то свой выбор – профессиональный, мировоззренческий.

Выясняется также, что достижение эго-идентичности влияет на уровень стабильности брака.

В патриархальных обществах – напр., в исламе – выбор эго-идентичности невелик, а в соврем.обществах этот выбор широк. Это и выбор карьеры, выбор стиля жизни – не только перед молодым чком, но и перед девушкой – тоже стоит альтернатива – стать женой и матерью либо выбрать карьеру. Перед мужчиной тоже стоит выбор – за выгодную должность, за первенство.

Также теория Эриксона предст.интерес для выявления отношений сверстников между собой. Авторитет сверстников может быть больше, чем авторитет родителей, Церкви, школы. Почему молодые люди подражают сверстникам в одежде и манере – пить пиво и проч. – потому что такое подражание дает им уверенность в собственной стабильности, безопасности, - а также желание дистанцироваться от прошлого, от своего детства, от родителей. Прически, одежда, своя музыка, новые законы и речь – это все суть символы того, что они не связаны со своим прошлым детским миром. Главная цель здесь – поиск эго-идентичности, новой идеологии, новых ценностей.

Особое значение теория Эриксона имеет в определении причин поиска развлечений, алкоголя, наркотиков в среде подростков. Во-первых, это любопытство, затем – поиск острых ощущений. Также – давление сверстников, желание заслужить их одобрение, признание, похвала – «стал героем». Затем – бегство от стресса. Также – бунт против авторитета. И другие, более глубокие причины, «философские» - «стремление к самопознанию, самосовершенствованию, некоему творчеству и духовному просветлению». «Расширить границы своего познания, собственного я».

С т.зрения теории Эриксона здесь несомненная связь с чувством недостаточной идентичности, у него нет этого чувства, и он легко становится жертвой наркомании и алкоголизма. Т.е.нужен эрзац, замена эго-идентичности, если ее нет. Молодые люди сами еще не знают, что они собой представляют, и нужен какой-то способ, чтобы «себя узнать», определить границы своего я.

Т.е.молодые люди считают, что с помощью алк.или наркотика они смогут открыть для себя новые измерения, открыть свою новую экзистенцию, новые перспективы в постижении мира – а в обычной реальной жизни от них все это ускользает. И при этом дается еще и переживания блага, наслаждения.

Др.причина, согласно Эриксону, здесь в том, что кризис идентичности сопровождается эмоц.стрессами, крые молодые люди стремятся к-то образом снять, ослабить. Если мол.чк колеблется в выборе профессии, если у него нет определен.конкр.цели в жизни, если конфликт с родителями, и он еще подросток, и эго-идентичность является еще размытой, диффузной – то в группе сверстников ему трудно не поддаться конформности.

Было бы ошибкой считать, что все грани поведения подростков можно объяснить с помощью теории Эриксона. Тем не менее, эта теория дает некий конструктивный подход, с помощью крого можно понять многие аспекты поведения молодых людей.

Т.образом, теория Эр.представляет собой серьезный вклад в развитие теорий личности.

 

Эрих Фромм

1900-1980

Гуманистическая теория личности

По Фромму, личность – это продукт взаимодействия врожденных способностей человека и влиянием социальных связей и установок.

Фромм родился в 1900 во Франкфурте, в Германии. Был единственным ребенком. Семья евреев. Рос в двух мирах сразу – еврейском и христианском. Влияние на него оказала Первая мировая война, с ее разрушительной и иррациональной стихией. На него также оказали влияние идеи Фрейда и Маркса. В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не получил, не имел медицинского образования. Но сам изучал психологию, философию, социологию. В 1922 г.он получил в Гейдельбергском университете звание доктора философии (наш аналог – примерно кандидат философ.наук). Затем продолжал образование в Берлинском психоаналитич.институте, т.е.изучал психоанализ. В 1934 эмигрировал в САСШ. В 1941 вышла его первая книга – «Бегство от свободы». В 1945 стал сотрудником института психиатрии. В дальнейшем также читал лекции в университетах, занимал должность проф.психиатрии в унив.Мехико. В 1976 г.переехал из Америки в Швейцарию, в 1980 умер.

Одна из главных его работ также - «Человек сам для себя» - Мэн фор химсэлф.

 

Осн.принципы, концепты гуманистич.теории Фромма:

На основании историч.анализа истории европ.народов за 500 лет он сделал открытие – что главные черты существования человека – это одиночество, опустошение и отчужденность.

Он пришел к выводу, что вся европ.история новейшего времени (от 15 до 20 века) находится под знаком стремления к свободе – национальной, экономической, религиозной, нравственной. Напр., Реформация – это стремление к религиоз.свободе.

Платой за неограниченную свободу, по Фромму, и является это самое чувство ничтожества человека, одиночества и отчужденности. Образовалась пропасть между свободой и безопасностью. Чем больше люди борются за свободу, собственную безопасность и независимость, тем больше они попадают в стихию отчужденности от природы и общества.

Механизмы «бегства от свободы» - так называет Фромм механизмы преодоления этого одиночества, ничтожности и отчужденности. Фромм описывает, как человек убегает от свободы. Один из этих путей – авторитаризм, крый проявляется в двух тенденциях – мазохистская и садистская. Второй способ убежать от свободы – деструктивность. Эта деструктивность несет в себе разрушительное начало. Кант тоже говорит об этом разрушительном начале – это spiritus destructionis, «дух разрушения», и он противоречит долгу чка перед самим собой.

Чк бежит от свободы – либо покоряя, либо уничтожая других. Тем самым чк считает, что он преодолевает свою неполноценность.

Мазохистская форма авторитаризма – это не когда чк сам себя бьет, а она проявляется в чрезмерной зависимости от окружающих, и в том, что чк любит подчеркивать эту зависимость от окружающих. Напр., такие ситуации, когда чк не хочет проявлять активности, власти. Т.е.так как свобода предполагает ответственность, чк уходит от этой ответственности и от самой свободы, он демонстрирует свою беспомощность и подчиненность.

Садистская форма авторитаризма – выражается в тенденции властвовать над окружающими людьми, контролировать их, доминировать, досаждать им.

Авторитарная совесть по Фромму – это страх перед другими, и она является основой подчинения в таких деструктивных отношениях. Когда чк имеет какое-то предписание свыше, он имеет страх, трепет, и он вынужден подчиняться. Авт.совесть связана с долгом чка, его самопожертвованием – или с его социальным приспособлением.

Люди склонны разделять ценности своего общества, своего времени, и часто проявляют конформность. Покупают те же продукты, читают те же газеты, одеваются так же, как и другие, мыслят так же.

Но чтобы достичь истинной (позитивной) свободы, надо проявлять активность, края предполагает любовь и труд. Тогда человек, достигнув такой свободы, не потеряет своей индивидуальности.

Рыночная, деструктивная ориентация ведет к опустошению человека, его отчужденности. Т.е.она связана со злом. Однако эти деструктивные действия могут приобрести некий респектабельный и рациональный характер – напр.понятия патриотизма и долга Фромм относит к таким рационализированным понятиям.

Фромм и мораль: Фромм озабочен положением чка в современном мире, озабочен обеднением морали. Важными факторами являются, с одной стороны – биологические, генетические, и с другой - структура и ценности общества. Пожалуй, что перевешивает чаша природного фактора, в этом смысле Фромма можно считать натуралистом и редукционистом.

Ответы надо искать в природе человека – что есть добро и что есть зло, для этого надо знать законы человеч.природы, крые управляют ее развитием. Антропологич.концепция чка д.быть свободной как от биологической, так и от исторической (социальной) крайностей – считает Фромм. Чтобы избежать одиночества, сч.Фромм, чку надо стремиться к единству с природой и с самим собой. Чк утратил связь с природой, ушел за ее пределы. Это Фромм считает неким экзистенциальным противоречием в человеке.

Чк чувствует ряд потребностей – (см.далее подробней). В этих связях проявляется подлинно человеч.содержание.

Итак, Фромм говорит, что сущность чка динамически развивается.

Чк – это продукт не только социального развития, но и результат его биологич.развития. Натуралистич.подход Фромма особенно заметен, когда Фромм говорит о бессознательном. Фромм сохраняет это бессознательное, как некое важное понятие, но изменяет его содержание по сравнению с Фрейдом. Он объявляет бессознательное источником всех подлинных способностей и потребностей человека.

Фромм анализирует разные ориентации личности, в крых проявляется характер чка, некий специфич.способ соединения чка с миром. Он говорит о двух ориентациях – продуктивной и деструктивной (рыночной). В моральном смысле выбор между этими двумя ориентациями означает выбор между добром и злом.

Продуктив.ориентация предполагает любовь к жизни (биофилия). Деструктивная же – некрофилию. Здесь Фромм подтверждает основные идеи Фрейда, но отвергает его положение, что чку присущ инстинкт разрушения. Любовь к жизни у Фромма аналогична понятию добра (здесь он разделяет позицию Швейцера, крый говорит, что моральные ценности – это «благоговение перед жизнью»). Объект продуктивной ориентации – это сам человек, а главное содержание – это любовь к чку, забота о нем, ответственность за чка, за его судьбу и развитие. «Продуктивная любовь несовместима с пассивностью, она включает деятельность, заботу и ответственность за развитие любимого существа». Моральная ответственность ведет к формированию совести. Продуктивность – это реализация чком своих потребностей, крые реализуются в науке, творчестве, человеч.общении, и с помощью всего этого чк преобразует мир. Фромм положительно оценивает все силы чка – творческие, волевые и проч. Единственная сила, края им критикуется – это сила власти, он ее не признает, т.к.это сила над кем-то, и поэтому это непродуктивная сила. «Ибо тот, кто стремится к власти над др., не способен ни к познанию, ни к воображению, ни к любви».

Совесть, по Фромму – это голос нашего подлинного я, который зовет нас к самим себе, чтобы быть продуктивными, чтобы стать теми, кем мы потенциально являемся.

Фромм вводит понятие социальный характер, крый не совпадает с индивидуальным характером. Суть его – заставить людей вести себя таким образом, как это принято в данной социальной структуре. Этот соц.характер д.служить конструктивной силой развития общества. Члены общества изменяют строй этого общества так, чтобы он служил для удовлетворения своих природных потребностей.

Фромм разделяет в человеке сознательное и бессознательное, противопоставляет их.

Свою этику Фромм называет также универсальной. Универсальная этика – это те нормы поведения, цель которых – в росте и раскрытии личности.

Говорит, что удовольствие не м.быть критерием нравственности, а напротив – представляет даже вред. Таким критерием м.быть только познание себя. Поэтому только познавая себя, чк м.стать самим собой.

Гуманистическая этика, по Фромму – это искусство жить. Жизнь есть искусство, а чк есть художник, крый сам устанавливает законы и нормы для своего поведения. В гум.этике добро – это раскрытие чком своей нравств.сущности, добродетель – это ответственность; а зло – это отказ от развития, некое препятствие в развитии чком своих способностей. Порок – безответственное отношение к самому себе.

Свою гуманистич.позицию Фромм противопоставляет принципам авторитарной этики, т.к.здесь нормы и предписания устанавливает не сам чк, а некая власть, инстанция, края стоит над чком. Власть решает все за чка сама, она не допускает никакой критика, не допускает чку различать добро и зло. Для авторитарной этики, говорит Фромм, существует только одна добродетель – это послушание, а всякое непослушание – это зло. Эта авторит.этика исходит не из интересов людей, а из интересов власти, и послушание нужно для того, чтобы сохранить власть.

Природа совести в авторитарной этики такова, что совесть – это интернализованная версия высшего авторитета. Чк опирается на требования и запреты, крые санкционированы высшим авторитетом. Если чк угождает высшему авторитету, то совесть его чиста, а если нет, то его совесть наполнена страхом. Т.образом, подход Фромма здесь редукционистский – некий этический редукционизм, т.е.нравственность он толкует с позиции биологич.свойств человеч.природы.

Т.е.Фромм редукционист и атеист. Для него религия – это система авторитар.этики. Критикует Библию, края не допускает способность чка быть творцом (будете яко боги), запрещает чку знать добро и зло. Т.е.Фромм солидарен в этом смысле с диаволом.

Фромм критикует протест.этику, края учит чка быть смиренным, покорным и зависимым (хотя, кстати, протестант.этика учит не совсем этому, а она предоставляет чку все пространство на земле, а Богу отводит место только на небе. Но Фромму и этого мало).

Т.е.Фромм толкует библ.текст так, что вина чка – в том, что он посмел уподобиться Божественному авторитету, что было гордостью и грехом. Но это в корне неправильная интерпретация свящ.текстов, когда Фромм не знает, например – «аз рех: бози есте», «будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный», «дела, какие Я сотворю – и больше сих будет творить» и т.д. – т.е.об обожении.

Гуманистич.совесть – Фромм противопоставляет авторитарной совести. Гум.совесть – это и есть голос нашего я. Чк стремится реализовать себя. Чк д.слышать голос этой совести, крый звучит в душе чка всегда отчетливо. Косвенно голос совести м.говорить через страх смерти, страх старости, страх непризнания. Эти страхи д.напоминать нам о том, что надо себя реализовать, воплотить свои реальные способности в жизни.

Гум.этика понимается Фроммом как прикладная наука к искусству жить. Она д.опираться на фунд.теорию, на типы социальных характеров.

Типы соц.характеров делятся по типу их продуктивной и непродуктивной ориентации. Их он насчитывает 5 видов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.026 с.)