Тема 1. Экономическая теория как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Экономическая теория как наука



Планы семинарских занятий.

Тема 2. Генезис экономической мысли.

 

1.Зарождение экономической мысли.

Экономическая мысль Древнего Востока и античного мира.

2.Экономическая мысль средневековья. Экономические взгляды в России до XVII в.

Источники экономической мысли Средневековья. Идеи Ибн-Хальдуина. Взгляды Августина. Взгляды Фомы Аквинского.

3.Меркантилизм - первая школа экономической теории. Понятие концепции меркантилизма.

Ранний меркантилизм (XVI в.) - монетаризм.

Поздний меркантилизм.

Экономические идеи в России в XVII - XVIII вв. Осо­бенности русского меркантилиз­ма.

4.Физиократы

5.Зарождение классической политической экономии. Общая характеристика. Этапы развития.

Экономическое учение А.Смита. А. Смит - основоположник науки политическая экономия.

Учение о разделении труда. Теория денег. Теория стоимости. Заработная плата, прибыль и рента. Учение о капитале. Экономическая политика государства.

 

Персоналии: Хаммурапи, Конфуций, Каутилья, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, А.Л. Ордин –Нащокин, И.Т.Посошков,Ф.Кенэ, П.Буагильбер, Д. Рикардо, А.Смит.

Тема 3. Общественное производство.

1. Структура общественного производства.

2. Основные факторы общественного производства.

3. Потребности: сущность, виды, закон возвышения.

4. Эффективность использования ограниченных ресурсов:

   4.1. Экономические ресурсы;

4.2. Кривая производственных возможностей;

4.3. Закон возрастания альтернативных (вмененных) издержек;

4.4. Альтернативная стоимость;

4.5. Экономический рост.

5. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом.

6. Экономические системы:

6.1. Системообразующие факторы;

6.2. Традиционная экономическая система;

6.3. "Чистая" рыночная экономика; сущность, преимущества и недостатки;

6.4. Командная экономика;

6.5. Смешанная экономика;

6.6. Экономика переходного периода.

7. Господствующие отношения собственности как основа экономической системы:

7.1. собственность как экономическая категория;

7.2. правоотношения собственности;

7.3. виды и формы собственности;

7.4. частная и общественная собственность.

Основные понятия: Ресурсы, свободные ресурсы, экономические ресурсы, мате­риальные ресурсы, человеческие ресурсы, информационные ресурсы, капитал, кривая производственных возможностей, рациональный выбор, альтернативные издержки, закон убывающей отдачи, экономическая система, традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика, собственность, объект собственности, субъект собственности, виды собственности, управление коллективным разумом, саморегулирующаяся экономика (принцип "невидимой руки"), государственное управление.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Адамс В., Брок Д.В. Адам Смит шагает по Москве: диалог о радикальной ре­форме: пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1994. - 224 с.

2. Еремии А. Теория и практика собственности в современной экономике // Эко­номист. - 1994г.-№10,

3. Курс экономической теории. - Гл. 2, 4, 8, 27, 28.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - Т.1. - Гл.2,3,5.

5. Москвин Д., Биншток Ф. О формах собственности на средства производства // Вопросы экономики. - 1995г. - № 12.

6. Рыночная экономика: словарь. - 2-е изд., доп. - М.: Республика, 1995. - 495 с.

7. Самуэльсон П. Экономика. - Т.1. - Гл.2.

8. Фишер С. и др. Экономика. - Гл.1.

9. Ханина С. Многообразие типов смешанной экономики за рубежом // Вопросы экономики. - 1993г. -№ 1.

10. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - Гл. 1.

11. Экономика переходного периода. - Гл. 1-4,

Тема 4. Разделение труда.

План

1. Общественное разделение труда как одна из решающих предпо­сылок возникновения товарного производства.

2. Виды разделения труда и исторические этапы их развития.

3. Общественное разделение труда: единичное, частное, общее.

4. Формы проявления разделения труда.

5. Новые тенденции в развитии проявления общего и частного разделения труда.

6. Обобществление производства.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под термином «разделение труда»?

2. Как происходит превращение индивидуального (частного) труда в труд общественный?

3 Назовите основные виды разделения труда. Какова взаимосвязь между различными видами разделения труда?

4. Какие формы разделения труда вам известны?

5. Какие новые тенденции в разделении труда связаны с научно-техни­ческим прогрессом? Каково их влияние на развитие рыночной экономики?

6. Скакими процессами связано перерастание единичного разделения труда в частное и развитие общего разделения труда на основе частного?

7. Что представляют собой процессы обобществления труда, средств про­изводства и производства?

8. Каково влияние разделения труда на формирование новых рыночных структур?

9. Какова взаимосвязь между разделением труда и обобществлением про­изводства?

10. В чем отличие непосредственного и опосредованного (рынком) обоб­ществления производства?

литература

Политическая экономия / Под ред. В.А. Медведева. М., 1989. Гл. 3.

Рыночная экономика (теория рыночной экономики) / Под ред. М.Ф. Максимовой. М., 1992. Гл. 1, 2.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Анто­логия экономической классики. Т. 1. М., 1993. Гл. 2, 3.

Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. Гл. 11, 12, 13.

Иохин В.Я. Общественное разделение труда в условиях НТР // Вопросы экономики. 1985. № 2.

Экономическая энциклопедия: В 4 т. М., 1972—1980. Статьи: «Диверси­фикация», «Концентрация капитала», «Капиталистическая концентрация производства», «Комбинирование в промышленности», «Кооперирование в

производства»

Опалева О.И. Международное разделение труда // Финансы и кредит. 2001. № 10.

Тема 5: Деньги.

План

1. Возникновение денег. Формы стоимости. Виды денег.

2. Деньги и их функции.

3. Денежные системы и денежное обращение.

4. Денежный рынок. Институциональная структура денежного рынка. Субъекты денежного рынка.

5. Денежная масса: ееизмерение. Денежные агрегаты. Скорость обращения денег.

6. Количество денег в обращении. Спрос (операционный, спекулятивный, общий) на деньги и факторы, его определяющие.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте краткую характеристику исторически сложившихся форм стои­мости. Чем был обусловлен переход к денежной форме стоимости?

2. В чем заключается сущность денег и какие функции они выполняют?

3. Охарактеризуйте основные типы денежных систем. В чем их принци­пиальное различие?

4. Каковы были причины введения в оборот бумажных денег?

5. Что такое операционный и спекулятивный спрос на деньги?

6. Как рассчитывается количество денег, необходимое для товарного об­ращения?

7. В каком случае увеличение денежной массы в обращении не приведет к росту цен?

8. Какие факторы оказывают влияние на спрос, предъявляемый на де­нежном рынке?

9. Что такое денежные агрегаты и какие их типы используются в России и США?

10. Чем определяется предложение денег в долгосрочном периоде? Что представляет собой уравнение М. Фридмана?

Литература

Тимурзиева А.А. Золото в мировой экономике и банковском деле // Финансы и кредит. 2001. № 1.

Лушин С. Возможен ли возврат к золотому стандарту // Экономист. 2000. №4.

Лушин С. И. Ценность, цена, стоимость. М., 2001.

Красавина Л.Н. Проблемы денег в экономической науке // Деньги и кре­дит. 2001. № 10.

Константинов Ю.А. К вопросу о функциональных возможностях рубля как валюты // Деньги и кредит. 2001. №10

 

Тема 8. Проблемы стоимости

План

1. Разграничение и общность концепций в трактовке стоимости, ценности и цены.

2. Сопоставление общественной потребительной стоимости и полезности посредством ценности блага.

3. Соизмерение ОНЗТ с действительными издержками производства и функция максимизации удовлетворения потребностей.

4. Поиск новой парадигмы социально-экономического развития: классическая политическая экономия и экономикс.

 

 

РАЗДЕЛ IV. МАКРОЭКОНОМИКА

ГОСУДАРСТВА

1. Доходы населения и источники их формирования.

2. Неравенство доходов и способы их измерения. Социальная справедливость.

3. Социальная политика государства. Система социальной защиты и ее развитие.

4. Распределение доходов в РФ. Социальные программы.

Основные понятия: Доход, номинальный доход, реальный доход, располагаемый доход, заработная плата, предпринимательский доход, трудовые доходы, нетрудовые доходы, рента, процент, дивиденд, кривая Лоренца, индекс Джини, децильный коэффициент дифференциации доходов, индексация доходов, индексы розничных цен, политика доходов, социальная политика государства, социальное партнерство, социальная защита, прожиточный минимум, потребительская корзина.

ЗАДАНИЯ:

Верно/Неверно:

1.1. Выравнивание уровня доходов снижает эффективность производства.

1.2. В СССР кривая Лоренца была ближе к линии абсолютного равенства.

1.3. В наиболее развитых странах разница между доходами 10% самых богатых людей и доходами 10% самых бедных людей сокращается.

1.4. Общество обязано защищать всех, кто не имеет работу.

1.5. Общество обязано для всех предоставить равные возможности получения доходов.

Планы семинарских занятий.

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА

  1. Предмет экономической теории; связь экономической теории с другими наука­ми
  2. Функции и значение экономической теории.
  3. Методология экономической науки; экономические категории.
  4. Развитие экономической теории.
  5. Экономическая теория и экономическая политика.

Основные понятия: экономическая теория, политическая экономия, "экономикc",

экономика, макроэкономика, микроэкономика, нормативная экономика, позитив­ная экономика, индукция, дедукция, гипотеза, принципы (теории), корреляция, причинность, экономические цели, экономический образ мышления.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Автономов В. С. Человек в зеркале экономической теории: Очерк истории за­падной экономической жизни. - М.: Наука, 1993. -176 с.
  2. Аникин А.В. Юность науки. - М.: Политиздат, 1985г.
  3. Антология экономической классики: В 2-х т. / Сост. И. А. Столяров. - М.: Эко­ном-Т. 2. -1992. - 486 с.
  4. Гребнев Л. Между историей и наукой: к анализу проблемы причинности в эко­номике // Вопросы экономики. - 1994г. - № 4.
  5. Добрынин А. Еще раз о предмете исследования экономической теории // Рос­сийский экономический журнал. - 1993г. - № 6.
  6. Евстигнеев В. Экономические науки в поисках новой методологии // Мировая экономика и международные отношения. -1995. - № 7.
  7. Негиши Т. История экономической теории: Пер. с англ. - М.: Аспект-пресс, 1995.-462 с.
  8. Нуреев Р. Предпосылки новой экономической парадигмы: антология и гносео­логия // Вопросы экономики. - 1993г. - № 4.
  9. Самуэльсон П. Экономика. -Т.1. - Гл.1.
  10. Современные экономические теории Запада: Учеб. пособ. - М.: Финстатин-форм, 1996. - 93 с.
  11. Хайек Ф.А. Фон. Дорога к рабству: Пер. с англ. /Предисл. Н.Я. Петракова - М.:' Экономика, 1992г. - 176с.

 ЗАДАНИЯ:               

1 Как понимать объективный характер экономических законов, если это законы производственной деятельности людей, которая в значительной степени субъ­ективна? В чем отличие экономических законов от законов природы?

 2. Определите, какое из следующих утверждений относится к позитивной, а ка­кое к нормативной экономике:

2.1B 1995 году почти 40% жителей России имели совокупные доходы ниже прожиточного минимума;

22. Дефицит государственного бюджета является фактором, способствующим усилению инфляции, поэтому правительство России должно стремиться к достижению бездефицитного бюджета;

2.3. Чрезмерно высокие ставки налогов ведут к сокращению доходов государ­ственного бюджета и способствует увеличению его дефицитности.

3.Рассмотрите следующие зависимости и определите, что является причиной и что следствием. Могут ли причина и следствие меняться местами?

3.1 Доход и образование.

3.2. Низкий доход и многодетность.

3.3. Рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране.

3.4. Изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара.

4.Насколько верны следующие умозаключения:

4.1. Если увеличится моя денежная зарплата - это хорошо для меня. Если профсоюзы во всех отраслях добьются повышения зарплаты - это хорошо для экономики страны в целом?

4.2. Я нашел лазейку в законодательстве и не плачу налогов - это хорошо для меня. Все взрослое население страны нашло лазейки в законодательстве и не платит налогов. Это хорошо для всего населения?

5.Верно/Неверно:

5.1 Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы пре­успеть в предпринимательской деятельности.

5.2. Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться ошибочной в других.

5.3.По сравнению с естественными науками, экономика более связана с прак­тической деятельностью и в меньшей степени опирается на фундамен­тальную теоретическую основу.

5.4. Нормативная экономика ориентирована на анализ вопроса, "что должно быть", а не на констатацию "что есть".

5.5. Без знания высшей математики заниматься экономической теорией невоз­можно.

6.Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике.

6.1. Правительство осуществляет политику либерализации цен.

6.2. Ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции.

6.3. Максимизация прибыли не всегда является главной целью деятельности фирм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.03 с.)