Межличностные и массовые коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межличностные и массовые коммуникации



 

Межличностная коммуникация

наиболее существенными характеристикамиколичество участников, непосредственное взаимодействие, всегда как процесс обмена (отклик друг на друга, диалогический процесс), всегда предполагает возможность для ответа.

 

Характеристики речи

классифицировать типы коммуникативной ситуации (способ отношений между участниками коммуникации)

типы стратегий

невербальная коммуникация

 

Характеристики речи

Надежда Васильевна Казаренова выделяет 4:

персональность адресации (собеседники обращены непосредственно друг к другу, поэтому говорящий учитывает возможности понимания темы сообщения своими слушателями, при этом каждый из участников активно влияет на характер речевого взаимодействия)

спонтанность и непринужденность (условия непосредственного общения не позволяют его участникам заранее спланировать разговор и собеседники вынуждены мыслить и говорить одновременно, собеседники могут вмешиватьмя в разговор друг друга, уточняя и меняя его темы, говорящий может перебивать сам себя, вспомниая что-либо)

ситуативность (сообщения очень часто можно понятьтолько в том специфическом контексте, в котором они используются, как правило, предметы, о которых идет речь известны собеседникам, что приводит к сжатости, неточности, недомолвкам)

эмоциональность (в основе чего, лежит контекстуальная связность, спонтанность и непринужденность речи, для понимания смысла разговора более важны не строгая регулярность утверждения, не грамматическая и синтаксическая составляющая высказывания и не то, что говорится, а то как это говориться)

 

 

Ряд различных типологий:

в межличностном взаимодействии по принципу степени приближения или близости друг к другу. Эрик Бёрн и Головахина и Панина две типологии способов в межличностном общении.

 

Эрик Бёрн

Несколько типов ситуации, всего шесть типов:

замкнутость (люди участники общения замкнуты относительно друг друга, явная коммуникация между людьми отсутствует) физически присутствует, но психологически находится вне контакта

ритуалы (привычные, повторяющиеся действия) Этикетные действия

времяпрепроваждение (полуритуальные разговоры на общие темы

совместная деятельсть (взаимодействие субъектов ради эффективного выполнения обязанностей)

игры (наиболее сложный тип общения, один из участников общения осознанно или неосознанно старается достичь превосходства над другим и получить вознаграждение) скрытые мотивации, демонстрирует истинное поведение и демонстрирует недостаток подлинной близости.

близость (свободное от игр общение) Предполагает теплое, заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Высшая форма человеческих отношений.

 

 

Типология Головахина и Попаниной:

социальноролевой (контакты ограничены ситуативной необходимостью; основная черта — анонимность; главное требование — знание социальных норм)

деловой (людей объединяют общие дела, рациональность — поиск средств улучшения результата, психологически отстраненный тип общения, оцениваются профессиональные качества)

интимноличностный (предполагает особую психологическую близость; цель — удовлетворение потребностей в понимании, сочуцвствии и др.)

 

 

Виды о ношений:

сверху вниз

снизу вверх

равные отношения

 

В зависимости от возникающей ситуации и поставленной задачи, репертуар этих отношений и типов меняется.

Барьеры устанавливают дистанции личной зоны. Внешние барьеры, как эквиваленты.

 

 

Отношение к другому как к ценности, отношение к другому как к средству. Признан е другого человека, как индивидуальности. Ощущение собственного превосходства над другими — о ношение к другому, как к средству, эгоцентрическая модель. Непонимание другого, отсутствие желания увидеть ситуацию глазами другого, коммуникация однонаправленная.

Стратегии:

доминирования (установка преобладать, господствовать, быть ведущим) открытое, без маскировки воздействие

манипуляции (пограничная, замаскированная форма доминирования, сохраняется тенденция игнорирования чужого мнения, скртое давление, подлинные мотивы давления спрятаны глубоко) разновидность психологического насилия

соперничество (открытая стратегия, где понятны цели взаимодействия, соперничество начинается тогда, когда доугой представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится считаться, основная цель — переиграть своего соперника)

партнерство (основывается на признании в другом равного себе, но между партнерами сохраняется дистанция) Отношения равноправные, но оснорожные, основанные на согласовании интересов и намерений, основывается на договоре, служащий средством объединения и средством давления

содружества (в основе лежит отношение к другому, как к самоценности, хадача в объединении и совместной деятельности достичь близких или совпадающих целей) основной инструмент — согласие

 

Две последние стратегии деятельности являются продуктивными, плодотворный контакт способствует установлению отношения взаимного доверия. Они вырабатываются людьми и требуют определенных затрат.

 

Горянина Валентина Александровна, критерии продуктивности:

характер активности в позиции партнера

по характеру выдвигаемых целей (в продуктивном — партнеры совместно разрабатывают ближайшие и далекие цели, в непродуктивном — доминируещий говорит о ближайших целях)

по характеру ответственности (в продуктивной — оба, в непродуктивном — доминирующий партнер)

по характеру отношений (продуктивные — доброжелательны, в непрдуктивном — агрессия, обида, раздражение)

 

Децентрация и эмпатия

 

Децентрация

психологическая способность личности отойти от своего «я» и приобщиться к «я» другого человека

 

В комуунникативном смысле заключается в следующем: отправитель предвидет расшифрофку получателя и поймет его со своей позиции. Получатель при этом расшифровывает сообщение на условиях отправителя. Децентрируясь мы согласуем со своим собеседником коды коммуникации.

В противоположность децентрации встает эгоцентризм.

Эгоцентрик

человек, у которого снижена или отстутствует ориентация на другого, при этом он может об этом и не подозревать

 

 

Эмпатия

способность к сопереживанию, к эмоциональному проникновению в чувства и мысли к другому

 

В коммуникативном смысле проявляется во внимании к партнеру. Способность к эмпатии есть показатель к уровню развития личности.

 

Помимо продуктивности коммуникации можем говорить об эффективностью коммуникации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.014 с.)