ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА НАУКИ
| Субъект познания
| Объект познания
| Средства познания
| Характеристики знания
|
Донаучное
знание
| Жречество и чиновничество в древних цивилизациях
Отсутствует общественная потребность в объективных истинных знаниях о мире
| Мир в целом в его отношении к богам
| Случайное и постепенное обобщение практического опыта.
Накопление новых знаний происходит случайно и стихийно
| Утилитарная направленность: ведение календарей, измерение земли, предсказания разлива рек.
Рецептурный характер знания:
организация знания в виде рецептов, словарей, алгоритмов действия.
Синкретизм (нерасчлененность мифологических, математических,
этических структур мышления)
Сакральное происхождение знания, отсюда ограничение доступа к знанию
|
Научное
знание
| Научное сообщество
Наука выступает как социальный институт, направленный на систематическое получение нового объективного знания
| Природа, общество, человек
| Выдвижение теоретической гипотезы, её обоснование и проверка.
Специальная организация деятельности с помощью методологии для получения новых знаний
| Теоретичность: построение логически связанных, согласованных и обоснованных систем знаний
Систематичность:
объяснение характера идеальных объектов и их связи на основе единого принципа
Доказательность: логическая непротиворечивость, аргументированность, обоснованность фактами
Открытый доступ к знани
|
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Основные характеристики античной науки
Субъект познания
| Объект познания
| Средства познания
| Цель
| Научно-исследовательские программы и методы
| Отношение к философии
| Характерные черты
|
Философские школы
| Природа в её структурности
| Опора на разум, стремление логически объяснить мир, используя теоретическую аргументацию и целенаправленное наблюдение
| Понять исходные начала и принципы мироздания, чтобы жить в соответствии с природой или космосом
| Платоновско-пифагорейская: число становится идеальным объектом зарождающейся математики. Математика рассматривается как фундамент наук о природе. Идея родства математического и философского знания
Демокритовская программа: атомизм, формулировка в универсальном виде закона причинности.
Аристотелевская научно-исследовательская программа: континуализм, идея качественных различий физических явлений, для изучения природы необходима особая наука -физика
| Тесная связь с философией
Знание носит умозрительный характер
В качестве «пути» познания предложена диалектика (Гераклит, Платон), логика, классификация, систематизация (Аристотель) Теоретический фундамент аксиоматики Евклида – логика Аристотеля
| Созерцательность
Открытость
Логическая доказательность
Системность
|
Наука в эпоху Средневековья
Субъект познания
| Объект познания
| Цель познания
| Научно-исследовательские программы
| Характерные черты
|
Интеллектуалы, объединенные в университеты
| Бог и сотворенная им Книга Природы
| Достичь спасения, совершенствуя себя и созерцая созданную Богом природу.
Естественнонаучное познание занимает второстепенное место по сравнению с познанием Бога и души
| Герменевтика: познание мира трактовалось как расшифровка смысла, вложенного в вещи и события актом божественного творения. Осознание символического содержания бытия. Реальные признаки вещей в классификациях средневековой науки объединяются с символами и языковыми знаками
Схоластический метод:
Авторитет Священного Писания – это не оковы, а связь с Абсолютным и точка опоры на земле. Логика как наука о доказательстве в рассуждениях и диалектика как искусство правильно определять и классифицировать понятия, отыскивать нужные аргументы – главная опора научного знания.
Научное знание как комментарий к Священному Писанию и авторитетным источникам.
| Телеологизм: поиск целей в природе на основе теоцентричности средневековой культуры
Философия – служанка богословия – как высшей науки.
Метод теологии – движение от Первопричины – Бога к следствию – природе.
Метод философии – движение от следствий (природных явлений) к первопричине. Критерием истины всегда выступают истины Откровения.
Символизм
Аллегоризм
|
Наука в эпоху Возрождения
Субъект познания
| Объект познания
| Цель познания
| Научно-исследовательские программы и методы
| Характерные черты
|
Отдельные ученые вне стен университетов
| Бесконечная природа во всем многообразии ее форм
Античная культура
| Достижение гармонии божественного и земного.
Всестороннее развитие человека и, прежде всего, его эстетических качеств
| Коперниканская революция в астрономии: становление гелиоцентрической модели Вселенной
Зарождение предпосылок экспериментального метода в изысканиях алхимиков и магов.
Структурно-математический метод Н. Кузанского
Становление метода филологической критики ис точников в трудах гуманистов эпохи Ренессанса.
Идея бесконечности Вселенной и универсальности ее законов в трудах Дж.Бруно
| Тесная связь с философией, литературой и живописью.
Эстетический характер научного знания.
Органицизм создаваемой научной картины мира, в основе которой лежит неоплатонизм.
Натурфилософский характер создаваемых дисциплин – политологии, истории.
|
Проблемно-практическое задание для самостоятельной работы:
1.Проследите историю науки, представителем которой Вы являетесь.
2. Выделите донаучный и научный период в развитии Вашей научной дисциплины. Свой вывод аргументируйте.
3.Объясните, почему одни дисциплины встают на путь науки уже в античности, а в других донаучная фаза развития знания затягивается вплоть до 19 века? Чем это обусловлено?
Первоисточники:
1. Дж. Бернал Наука в истории общества.
2. П.П. Гайденко Эволюция понятия науки
3. Ле Гофф Интеллектуалы в Средние века
3. И.Д. Рожанский Античная наука
4. Н.И. Кузнец ова Наука в её истории.