Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Морфологические нормы литературного языкаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Морфологические нормы литературного языка Морфологические нормы регулируют словоизменение и словообразование в русском языке. Группировку типичных морфологических ошибок удобнее произвести по частям речи. Употребление имен существительных Формы склонения
Категория числа
Категория рода
Употребление имен прилагательных
Употребление местоимений
Справочные материалы
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ Род имён существительных. а) несклоняемые существительные относятся к ср.р., если они обозначают неодушевленные предметы и оканчиваются на гласный. Например: авто, алиби, бра, метро, меню, такси, шоссе; б) несклоняемые существительные относятся к м.р., если обозначаютлиц мужского пола, животных и птиц: кофе; атташе, конферансье, маэстро, шимпанзе, кенгуру, пони, колибри, какаду Исключения: ж.р. кольраби (капуста), салями (колбаса), авеню (улица), иваси(сельдь) Образование личных форм. а) Нет форм 1 лица ед.ч. у глаголов: победить, убедить, очутиться, ощутить, пылесосить и др. б) Следует употреблять: класть, положи, машет, плещется, сыплет, заезжай и др. Возвратность. а) Нет возвратных форм у глаголов: играть, стирать, полоскать, постилать б) Некоторые формы глаголов на -ся имеют двойное значение. Неверно: Молодые специалисты направляют ся на предприятия. (сами? или кем-то?) Надо: Молодых специалистов направляют на предприятия. Практическое занятие №4 Задание 1. Составьте словосочетания с приведенными ниже существительными в соответствии с их родом. а) Авеню, БАН, бра, боа, вуз, завод-лаборатория, лебедь, Онтарио, плащ-палатка, фирма-получатель, тюль, ФСБ, цунами, Чили, шампунь, диван-кровать, киви, усадьба-музей, школа-интернат, СП, манго, роман-газета, каратэ, дзюдо, алоэ, рагу, шасси, ГРЭС, безе, кашпо, пенальти, МЧС, какао, фламенко; б) бланк..., брон..., плацкарт..., киоск..., рельс..., простын… Задание 2. Составьте словосочетания, употребив слова а) в форме им. пад. мн.ч.: аптекарь, архитектор, борт, боцман, бухгалтер, ветер, выговор, год, директор, диспетчер, договор, доктор, доля, джемпер, инспектор, компас, конструктор, лектор, приговор, прожектор, профессор, свитер, слесарь, снайпер, сплетня, сорт, столяр, сторож, редактор, токарь, торт, трюфель, улей, шторм, яблоня, якорь. б) в форме род. пад. мн.ч.: ампер, басня, блюдце, брелок, бюллетень, верховье, вольт, гектар, гренадер, гусар; брызги, вафли, дела, клипсы, макароны, микроны, нападки, партизаны, рельсы, сумерки, солдаты, шампиньоны, цапли, ясли. Задание 3. Закончите фразу, поставив слова в скобках в нужную форму. В магазине было много фруктов и овощей: (абрикосы, ананасы, апельсины, бананы, баклажаны, вишни, дыни, лимоны, персики, помидоры, яблоки). На складе осталось мало: (ботинки, гольфы, джинсы, кеды, кроссовки, лосины, носки, сандалии, сапоги, тапки, туфли, чулки). Мы купили множество полезных в хозяйстве вещей: (грабли, вилы, кочерги, ножницы, тиски, плоскогубцы, щипцы). В шкафу аккуратно лежат комплекты: (наволочки, одеяла, пледы, пододеяльники, подушки, покрывала, полотенца). У нее не было ни шелковых (чулки), ни замшевых (перчатки) — ничего, кроме старых (платья), и грубых (туфли). Ему пришлось долго жить среди (армяне, башкиры, буряты, грузины, туркмены, румыны, турки, цыгане), а потом — среди (белорусы, казахи, киргизы, чеченцы, таджики, якуты). Задание 4. Заполните пропуски подходящими по смыслу словами. 1. Редактор заметил... в тексте. Мы получили новые... (пропуска, пропуски). 2. Это были веселые... в армию. Слышно, как гудят... (провода, проводы). 3. Неоплаченные... У нас с ним старые... (счеты, счета). 4. Везде стояли увядшие... Стены кабинета окрашены в светлые (цветы, цвета). 5. Танковые... двигались на юг. Быстро поднялись новые (корпусы, корпуса). 6. У машины отказали... Некомпетентность и непрофессионализм —... (тормоза, тормозы).
Задание 5. Прочитайте тексты, правильно употребляя формы склонения количественных числительных. а) Немного статистики. Большая часть из 1673 дорожно-транспортных происшествий в этом году произошла по вине пешеходов. Из 2345 пострадавших получили тяжелые травмы более 790 человек. 655 водителями, увы, совершены наезды в нетрезвом виде. Этим 655 водителям хотелось бы напомнить: "Меньше выпьешь — дальше будешь!" Я прощаюсь с вами. Удачи на дорогах! б) В нашу редакцию пришло более 7800 писем. В 5765 из них вы просите возобновить сеансы Кашпировского. Сообщаем, что после зарубежного турне, в котором Анатолий Михайлович провел 48 сеансов с 52 893 гражданами разных стран, он отправился в провинцию России. Задание 6. Отметьте нарушения норм употребления прилагательных и отредактируйте предложения. 1. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее. 2. Комната низкая для такой мебели. 3. Этот учитель более строгий. 4. Этот удар оказался ловче предыдущего: мяч достиг цели. 5. Показатели у первой группы были более выше, чем у второй. 6. Дипломная работа должна быть переплетенная. 7. У мамы характер мягче, чем у бабушки. 8. Такие объяснения в корне ошибочны. 9. Поступок имел самые тяжелейшие последствия. 10. Более замечательнее города, чем Березники, я не знаю. Задание 7. Исправьте ошибки, где это необходимо. 1. Пойдем мимо ихних ворот.
Проверочная работа.
Морфологические нормы литературного языка
Морфологические нормы регулируют словоизменение и словообразование в русском языке. Группировку типичных морфологических ошибок удобнее произвести по частям речи.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.014 с.) |