Морфологические нормы литературного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфологические нормы литературного языка



Морфологические нормы литературного языка

Морфологические нормы регулируют словоизменение и словообразование в русском языке. Группировку типичных морфологических ошибок удобнее произвести по частям речи.

Употребление имен существительных

Формы склонения

«Очаги» нарушения норм Правила и перечни слов
Форма им.п. мн.ч. - допускается - различаются по значению: -с окончаниями -ы(и): архитекторы, возрасты, выборы, выговоры, гербы, кители, кремы, лекторы, офицеры, почерки, приговоры, ректоры, шоферы -с окончаниями -а(-я): борта, буфера, векселя, вензеля, директора, доктора, жемчуга, инспектора, катера, купола, окорока, округа, ордера, отпуска, паспорта, повара, профессора, терема, фельдшера, шелка -джемперы и джемпера (разг.); договоры и договора (разг.); свитеры и свитера (разг.) -корпусы (туловища) и корпуса (здания); пропуски (отсутствие) и пропуска (документы); счёты (взаимные) и счета (документы), тоны (звуковые) и тона (цветовые); тормозы (препятствия) и тормоза (механизмы); хлебы (печеные) и хлеба (на корню)
Форма род.п. мн.ч. сущ. м.р. - допускается сущ.ж. и ср.р. - допускается сущ, не имеющие форм ед.ч. - допускается -с полным окончанием: абрикосов, апельсинов, помидоров; гектаров; носков; негров, таджиков, татаро-монголов, чеченцев; рельсов, коррективов -с нулевым окончанием: ампер, ботинок, валенок, погон, сапог, чулок; башкир, грузин, румын, туркмен, турок; солдат, партизан, гусар -баклажанов и баклажан (разг.); граммов и грамм (разг.), килограммов и килограмм (разг.) -с полным окончанием: верховьев, кружевцев, долей, доньев, кеглей, копытцев, платьев -с нулевым окончанием: барж, басен, блюдец, вафель, дел, зеркалец, кочерёг, мест, одеялец, яблонь -простыней и простынь, свечей и свеч (фразеол.) -с полным окончанием: консервов, будней, яслей -с нулевым окончанием: нападок, потемок, макарон -граблей и грабель

Категория числа

«Очаги» нарушения норм Правила и перечни слов
Форма числа - некоторых «веществ.» сущ. - др. сущ. - ед.ч. обозначает вещество, массу, жидкость: крепкий табак, отличное вино, сливочное масло - формы мн.ч. чаще употр. в проф. речи: сорта табаков и вин, производственные масла - употр. только в ф. мн.ч.: кавычки, консервы, сутки -употр. только в ф. ед.ч.: молодежь, электорат

Категория рода

«Очаги» нарушения норм Правила и перечни слов
-иностр. геогр. названия -аббревиатуры -составн. слова -нескл. неодуш. кроме: -нескл. одуш. -другие -допускается -различаются по значению -определяется по родовому наименованию (Сочи — город — м.р.; Миссури — река — ж.р.) -в основном по опорному слову (МВД — ср.р.; ГУМ — м.р.; РАН— ж.р.) -по роду более значимого слова, чаще по первому: витрина-стенд — ж.р., счет-фактура — м.р., но: кафе-столовая — ж.р., крем-краска — ж.р. -сущ. ср.р.: алиби, бра, метро, меню, такси кофе (м.и доп.ср.р.); авеню, салями(ж.р.) -сущ. м.р., обознач. лиц муж. пола: атташе, денди, импресарио, маэстро -сущ м.р., обознач. животных, птиц: колибри, пони, шимпанзе -сущ. общего рода (род определяется полом лица): плакса, неряха, сластена, староста, визави, инкогнито, протеже -сущ. м.р.: банкнот, бланк, ботинок, зал, катафалк, кед, корректив, лебедь, овощ, погон, помидор, путь, рельс, рояль, толь, тюль, шампунь -сущ. ср. р.: повидло, яблоко, колено -сущ ж.р.: бакенбарда, плацкарта, вуаль, калоша, коленка, мозоль, туфля, тапка -жираф и жирафа, заусенец и заусеница, клавиш и клавиша, манер (во фразеол. обор.) и манера -гарнитур (набор мебели) и гарнитура (очертание шрифта); метод (способ познания) и метода (система приемов в работе)

Употребление имен прилагательных

Вид ошибки Ошибочно употребление: Следует употреблять:
Употр. полн. формы с зависимым словом Мой ребенок способный к математике. Мой ребенок способен к математике.
Смешение простых и составных форм степеней сравнения -более худшее, самый наибольший -более плохой или хуже; самый большой или наибольший
Неправ, образование форм сравн. степени -бойчее, звончее. ловчее, слаже -бойче, звонче, ловче, слаще

Употребление местоимений

Виды ошибок Ошибочно употребление: Следует употреблять:
Двусмысленность фразы из-за неверного употребления местоимения 3-го л. -Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол. Отец умер, когда ему было девять лет. -Я вынула книгу и положила ее на стол. Отец умер, когда сыну было девять лет.
Пропуск местю себя -Как сегодня чувствуете? -Как себя чувствуете?
Нарушение согласования с замещаемым словом -Группа просила проэкзаменовать их в первую очередь. -Группа просила проэкзаменовать ее в первую очередь.

Справочные материалы

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Род имён существительных.

а) несклоняемые существительные относятся к ср.р., если они обозначают неодушевленные предметы и оканчиваются на гласный.

Например: авто, алиби, бра, метро, меню, такси, шоссе;

б) несклоняемые существительные относятся к м.р., если обозначаютлиц мужского пола, животных и птиц: кофе; атташе, конферансье, маэстро, шимпанзе, кенгуру, пони, колибри, какаду

Исключения: ж.р. кольраби (капуста), салями (колбаса), авеню (улица), иваси(сельдь)

Образование личных форм.

а) Нет форм 1 лица ед.ч. у глаголов: победить, убедить, очутиться, ощутить, пылесосить и др.

б) Следует употреблять: класть, положи, машет, плещется, сыплет, заезжай и др.

Возвратность.

а) Нет возвратных форм у глаголов: играть, стирать, полоскать, постилать

б) Некоторые формы глаголов на -ся имеют двойное значение.

Неверно: Молодые специалисты направляют ся на предприятия. (сами? или кем-то?)

Надо: Молодых специалистов направляют на предприятия.

Практическое занятие №4

Задание 1. Составьте словосочетания с приведенными ниже существительными в соответствии с их родом.

а) Авеню, БАН, бра, боа, вуз, завод-лаборатория, лебедь, Онтарио, плащ-палатка, фирма-получатель, тюль, ФСБ, цунами, Чили, шампунь, диван-кровать, киви, усадьба-музей, школа-интернат, СП, манго, роман-газета, каратэ, дзюдо, алоэ, рагу, шасси, ГРЭС, безе, кашпо, пенальти, МЧС, какао, фламенко; б) бланк..., брон..., плацкарт..., киоск..., рельс..., простын…

Задание 2. Составьте словосочетания, употребив слова

а) в форме им. пад. мн.ч.: аптекарь, архитектор, борт, боцман, бухгалтер, ветер, выговор, год, директор, диспетчер, договор, доктор, доля, джемпер, инспектор, компас, конструктор, лектор, приговор, прожектор, профессор, свитер, слесарь, снайпер, сплетня, сорт, столяр, сторож, редактор, токарь, торт, трюфель, улей, шторм, яблоня, якорь.

б) в форме род. пад. мн.ч.: ампер, басня, блюдце, брелок, бюллетень, верховье, вольт, гектар, гренадер, гусар; брызги, вафли, дела, клипсы, макароны, микроны, нападки, партизаны, рельсы, сумерки, солдаты, шампиньоны, цапли, ясли.

Задание 3. Закончите фразу, поставив слова в скобках в нужную форму.

В магазине было много фруктов и овощей: (абрикосы, ананасы, апельсины, бананы, баклажаны, вишни, дыни, лимоны, персики, помидоры, яблоки).

На складе осталось мало: (ботинки, гольфы, джинсы, кеды, кроссовки, лосины, носки, сандалии, сапоги, тапки, туфли, чулки).

Мы купили множество полезных в хозяйстве вещей: (грабли, вилы, кочерги, ножницы, тиски, плоскогубцы, щипцы).

В шкафу аккуратно лежат комплекты: (наволочки, одеяла, пледы, пододеяльники, подушки, покрывала, полотенца).

У нее не было ни шелковых (чулки), ни замшевых (перчатки) — ничего, кроме старых (платья), и грубых (туфли).

Ему пришлось долго жить среди (армяне, башкиры, буряты, грузины, туркмены, румыны, турки, цыгане), а потом — среди (белорусы, казахи, киргизы, чеченцы, таджики, якуты).

Задание 4. Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.

1. Редактор заметил... в тексте. Мы получили новые... (пропуска, пропуски). 2. Это были веселые... в армию. Слышно, как гудят... (провода, проводы). 3. Неоплаченные... У нас с ним старые... (счеты, счета). 4. Везде стояли увядшие... Стены кабинета окрашены в светлые (цветы, цвета). 5. Танковые... двигались на юг. Быстро поднялись новые (корпусы, корпуса). 6. У машины отказали... Некомпетентность и непрофессионализм —... (тормоза, тормозы).

Задание 5. Прочитайте тексты, правильно употребляя формы склонения количественных числительных.

а) Немного статистики. Большая часть из 1673 дорожно-транспортных происшествий в этом году произошла по вине пешеходов. Из 2345 пострадавших получили тяжелые травмы более 790 человек. 655 водителями, увы, совершены наезды в нетрезвом виде. Этим 655 водителям хотелось бы напомнить: "Меньше выпьешь — дальше будешь!" Я прощаюсь с вами. Удачи на дорогах!

б) В нашу редакцию пришло более 7800 писем. В 5765 из них вы просите возобновить сеансы Кашпировского. Сообщаем, что после зарубежного турне, в котором Анатолий Михайлович провел 48 сеансов с 52 893 гражданами разных стран, он отправился в провинцию России.

Задание 6. Отметьте нарушения норм употребления прилагательных и отредактируйте предложения.

1. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее. 2. Комната низкая для такой мебели. 3. Этот учитель более строгий. 4. Этот удар оказался ловче предыдущего: мяч достиг цели. 5. Показатели у первой группы были более выше, чем у второй. 6. Дипломная работа должна быть переплетенная. 7. У мамы характер мягче, чем у бабушки. 8. Такие объяснения в корне ошибочны. 9. Поступок имел самые тяжелейшие последствия. 10. Более замечательнее города, чем Березники, я не знаю.

Задание 7. Исправьте ошибки, где это необходимо.

1. Пойдем мимо ихних ворот.
2. Скольки карандашей не хватает?
3. Брат решает задачи лучше него.
4. Когда в университет приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки.
5. Народ не понимает причин кризиса. Они полагают, что их главный враг — интеллигенция.
6. Выросло целое поколение, для которых война — история.

 


 

Проверочная работа.
Отметьте нарушения морфологических норм.

  1. Мы купили одну консерву, две пачки вафель, пачку чая.
  2. Возьмись обоими руками.
  3. Ты не видел в тот момент туфлей?
  4. Мать послала сына на вокзал встретить своего знакомого.
  5. День, полный неожиданностей, казалось, не кончится.
  6. Старые дикие обычаи дают себя знать и теперь.
  7. Ложи документы в стол.
  8. Он стоит, махает руками.
  9. Иссякнули возможности добиться решения вопроса.
  10. Сапоги по своему размеру вполне подходят для В. Кондракова.
  11. Высуни руки из кармана.
  12. Олег — отъявленный невежда.
  13. Когда Марченко заставил Исаева взять из сейфа документы, он это сделал.
  14. Сказочное Капри поражает своей экзотической красотой.

Морфологические нормы литературного языка

Морфологические нормы регулируют словоизменение и словообразование в русском языке. Группировку типичных морфологических ошибок удобнее произвести по частям речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.014 с.)