От федерации советских писателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От федерации советских писателей



Историческая резолюция ЦК РКП (б) о партийной политике в области художественной литературы (опубликованная в «Правде» от 1 июля 1925 года) создает широкую базу для беспрепятственного развития и объединения всей революционной литературы СССР.

Если до того борьба различных группировок с неизбежным полемическим обострением могла, для колеблющихся, являться кажущимся препятствием: к собиранию и объединению всех пролетарских и подлинно-революционных сил литературы, то резолюция ЦК РКП (б), отсекая крайности, теперь устраняет все препятствия к этому объединению.

Теперь наступило время для создания федерации советских писателей.

Резолюция устраняет опасения, которые вызвало современное положение в области литературы у всех пролетарских и действительно революционных литераторов. Осуждая капитулянтский уклон, «недооценивающий самую важность борьбы за идейную гегемонию пролетарских писателей», резолюция не может не вызвать сильнейшей радости как среди пролетарских писателей, так и среди крестьянских и других {287} подлинно-революционных писателей, желающих рука об руку с пролетарской литературой отдавать свое дарование делу революции. Отмечая необходимость «отсеивать антипролетарские и контрреволюционные элементы», бороться с формирующейся идеологией новой буржуазии среди части «попутчиков сменовеховского толка», резолюция ободряет тех, кто уже не первый год ведет эту борьбу.

С другой стороны, резолюция рассеивает страхи тех литераторов, которые думали, будто борьба за гегемонию пролетарской литературы и ориентация на последнюю означает «легализованную монополию на литературно-издательское дело какой-либо группы или литературной организации», будто такая борьба и ориентация означает «изничтожение» и третирование революционной, хотя и не пролетарской литературы.

«Дружественный прием и безусловная поддержка» по отношению к крестьянским писателям, «величайший такт, осторожность, терпимость по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним», — такова намеченная резолюцией линия по вопросу о крестьянских и других, действительно, революционных писателях.

Резолюция ЦК не только формулирует принципы партийной политики в литературе, но и намечает перспективы и тенденции литературного развития на ближайший исторический период.

Сплочение пролетарских, крестьянских и других подлинно-революционных сил началось еще задолго до этой резолюции: блок МАПП с Лефом и литературным центром конструктивистов (ЛЦК), а также союз МАПП со всероссийским союзом крестьянских писателей, контакт с союзом крестьянских писателей Украины «Плуг», — все это яркие проявления такого, сплочения для совместной борьбы на литературном фронте строительства литературы революции.

{288} Резолюция ЦК РКП (б) дает, как сказано теперь, твердую основу для сплочения всех писателей, не являющихся «антипролетарскими и антиреволюционными» и не формирующих идеологию новой буржуазии.

Даже предрассудки и предубеждения перестают быть оправданием торможения создания единого революционного литературного фронта.

Нижеподписавшиеся образовали федерацию советских писателей, действующую на основе резолюции ЦК РКП и ставящую себе целью:

1. Совместное участие в классовой борьбе на литературном фронте.

2. Искоренение капитулянтских и комчванских настроений.

3. Обмен теоретическим и творческим опытом (путем печатных и устных деловых дискуссий, совместных вечеров, исследовательской работы в специальном институте и т. д.).

4. Совместные издательские выступления.

5. Организованное содействие повышению литературно-художественной квалификации молодняка.

За каждой из федерирующихся литорганизаций и отдельными литераторами, разумеется, полностью сохраняется свобода творческих исканий.

Приступал к работе, мы зовем в свои ряды все литературные группы и отдельных писателей, разделяющих положения резолюции ЦК РКП и желающих принять участие в организованной борьбе и строительстве пролетарской, крестьянской и др. подлинно-революционной литературы.

Москва, 14 июля 1925 г.

По поручению правления всесоюзной ассоциаций пролетарских писателей (ВАПП): Ю. Либединский, Ф. Раскольников, Демьян Бедный, Г. Лелевич, А. Безыменский, С. Валайдис.

{289} По поручению всероссийского союза крестьянских писателей: Г. Деев-Хомяковский, П. Замойский, К. Филимонов.

По поручению литературного центра конструктивистов (ЛЦК): Бор. Агапов, Корнелий Зелинский, Вера Инбер, Илья Сельвинский.

Вне групп: Б. Лавренев, Дм. Четвериков, И. Евдокимов, Вл. Василенко.

Критики и исследователи литературы и искусства: А. В. Луначарский, М. Ольминский, Л. Авербах, О. Брак, А. Зонин, И. Гроссман-Рощин, Бор. Волин, Б. Арватов.

«Октябрь», Журнал всесоюзной ассоциации пролетарских писателей, № 8, Август 1925 г.

От Федерации

Огромная творческая работа, ведущаяся во всех областях советской культуры, создала могущественный стимул для объединения различных писательских группировок, желающих активно участвовать в строительстве СССР и считающих, что наша литература призвана сыграть в данной области одну из ответственных ролей.

Несмотря на существенные отличия, разделяющие писателей на ряд лагерей, и вопреки неизжитый еще разногласиям, все федерирующиеся писательские группировки считают, что у них есть общность основных задач, властно требующих дружной и совместной работы в стоящих над всеми различиями, которые делят советское писательство.

Это отчетливое понимание значения, которое может и должна иметь наша литература в деле укрепления и развития социалистической культуры, заставало все писательские группы приступить к общей работе, положить в основу своего сотрудничества, в качестве директивного и общего для всех направления, резолюцию ЦК ВКП (б) о политике партии в области художественной литературы, с нужной точностью {290} и в то же время гибкостью увязавшей с общими задачами социалистического строительства специальные задачи литературы в разных ее проявлениях и оттенках, обеспечивающих ее естественное и живое разнообразие.

В соответствии с этим федерация ни в малейшей степени не ставит своей целью сколько-нибудь механизировать или упростить по тем или иным трафаретам писательскую работу в ее сложных взаимоотношениях с той живой действительностью, которая служит ей материалом. Наоборот, федерация считает основной обязанностью советского писателя — всестороннее выявление действительности и ее движущих сил. Но вместе с тем федерация не может относиться с равнодушием к той писательской работе, которая искусственно и сугубо подбирала бы отрицательные черты нашей действительности, искажая ее и внося разложение в читательские массы. Именно потому, что общественная роль литературы огромна, велика и моральная ответственность писателей. Поэтому федерация считает необходимым вести идейную борьбу с такого рода специфическими тенденциями. При этом федерация подчеркивает, что она будет зорко следить за тем, чтобы такого рода принципиальная борьба не вырождалась в мелкую придирчивую критику, а тем более в травлю отдельных писателей и писательских групп.

Так как наша литература обращается к огромным читательским массам, впервые после революции вошедшим с нею в соприкосновение и с полным доверием воспринимающим ее воздействие, — перед федерацией ставятся столь же определенные задачи в области борьбы за высокое литературное мастерство. Эта задача тем более важна, что в нашу литературу непрестанно входят начинающие писатели, которые недостаточно критически еще разбираются в способах и приемах литературной работы.

{291} Федерация отмечает в этом отношении огромное значение классической литературы вообще и русской классической литературы в частности. Живая связь литературных традиций ставит на должную высоту ее дальнейшую проработку с новым существом и новыми формами нашего быта, т. е. естественную и желательную борьбу литературной молодежи за новую литературную форму.

Федерация считает, что на старой поколении писателей, как и на писателях, выросших за годы революции, лежит обязанность вплотную подойти к литературной молодежи и передать ей все, что необходимо для овладения писательской работой.

Создание товарищеской здоровой атмосферы во взаимоотношениях всех писательских групп является вместе со всем вышеизложенным, основным и обязательным условием дружной работы федерации. Однако, это не означает искусственного затушевывания идеологических и художественно-формальных различий, имеющихся в нашей литературе. Федерация считает, что живая дискуссия и взаимная критика являются столь же необходимой предпосылкой в жизненности работы федерации и роста литературы.

Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей.

Всероссийский союз писателей.

Всероссийское общество Крестьянских писателей.

Группа «Перевал».

Группа «Кузница».

Группа «Леф».

Группа «Конструктивистов»

(Октябрьская газета фед. объедин. советских писателей РСФСР, 8 нояб. 1927 г.)

{292} (Приложение)
О политике партии в области художественной литературы
Резолюция ЦК ВКП (б)

1. Подъем материального благосостояния масс за последнее время, в связи с переворотом в умах, произведенным революцией, усилением массовой активности, гигантским расширением кругозора и т. д. создает громадный рост культурных запросов и потребностей. Мы вступили таким образом в полосу культурной революции, которая составляет предпосылку дальнейшего движения к коммунистическому обществу.

2. Частью этого массового культурного роста является рост новой литературы, пролетарской и крестьянской в первую очередь, начиная от ее зародышевых, но в то же время небывало широких по своему охвату форм (рабкоры, селькоры, стенгазеты и т. д.) и, кончая, идеологически осознанной литературно-художественной продукцией.

3. С другой стороны, сложность хозяйственного процесса, одновременный рост противоречивых и даже прямо враждебных друг другу хозяйственных форм, вызываемый этим {293} развитием, процесс нарождения и укрепления новой буржуазии, неизбежная, хотя на первых порах не всегда осознанная тяга к ней части строй и новой интеллигенции, химическое выделение из общественных глубин новых и новых идеологических агентов этой буржуазии, — все это должно неизбежно сказываться и на литературной поверхности общественной жизни.

4. Таким образам, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и литературы в частности выражается в формах, бесконечно более разнообразных, чем, например, в политике.

5. Однако, было бы совершенно неправильно упускать из виду основной факт нашей общественной жизни, а именно факт завоевания рабочим классом власти, наличие пролетарской диктатуры в стране.

Если до захвата власти пролетарская партия разжигала классовую борьбу и вела линию на взрыв всего общества, то в период пролетарской диктатуры перед партией пролетариата стоит вопрос о том, как ужиться с крестьянством и медленно переработать его; вопрос о ток, как допустить известное сотрудничество с буржуазией и медленно вытеснять ее; вопрос о ток, как поставить на службу революций техническую в всякую иную интеллигенцию и идеологически отвоевать ее у буржуазии.

Таким образом, хотя классовая борьба не прекращается, во она изменяет свою форму, ибо пролетариат до захвата власти стремится к разрушению данного общества, а в период своей диктатуры на первый план выдвигает «мирно-организаторскую работу».

6. Пролетариат должен, сохраняя, укрепляя в все более расширяя свое руководство, занимать соответствующую позицию {294} и на целом ряде новых участков идеологического фронта. Процесс проникновения диалектического материализма в совершенно новые области (биологию, психологию, естественные науки вообще) уже начался. Завоевание позиций в области художественной литературы точно так же рано или поздно должно стать фактом.

7. Нужно помнить, однако, что эта задача — бесконечно более сложная, чем другие задачи, решающиеся пролетариатом, ибо уже в пределах капиталистического общества рабочий класс мог подготовлять себя к победоносной революции, построить себе кадры бойцов и руководителей и выработать себе великолепное идеологическое оружие политической борьбы. Но он не мог разработать ни вопросов естественнонаучных, ни технических, а равно он, класс культурно-подавленный, не мог выработать своей художественной литературы, своей особой художественной формы, своего стиля. Если в руках у пролетариата уже теперь есть безошибочные критерии общественно-политического содержания любого литературного произведения, то у него еще нет таких же определенных ответов на все вопросы относительно художественной формы.

8. Вышесказанным должна определяться политика руководящей партии пролетариата в области художественной литературы. Сюда в первую очередь относятся следующие вопросы: соотношение, между пролетарскими писателями, крестьянскими писателями и так называемыми «попутчиками» и другими; политика партии по отношению к самим пролетарским писателям; вопросы критики; вопросы о стиле и форме художественных произведений и методах выработки новых художественных форм; наконец, вопросы организационного характера.

{295} 9. Соотношение между различными группировками писателей по их социально-классовому или социально групповому содержанию определяется нашей общей политикой. Однако, нужно иметь здесь в виду, что руководство в области литературы принадлежат рабочему классу вообще в целом, со всеми его материальными и идеологическими ресурсами. Гегемонии пролетарских писателей еще нет, и партия должна помочь этим писателям заработать себе историческое право на эту гегемонию.

Крестьянские писатели должны встречать дружественный прием и пользоваться вашей безусловной поддержкой. Задача состоит в том, чтобы переводить их растущие кадры на рельсы пролетарской идеологии, отнюдь, однако не вытравливая из их творчества крестьянских литературно-художественных образов, которые и являются необходимой предпосылкой для влияния на крестьянство.

10. По отношению к «попутчикам» необходимо иметь в виду: 1) их дифференцированность, 2) значение многих из них, как квалифицированных «специалистов» литературной техники, 3) наличность колебаний среди этого слоя писателей. Общей директивой должна здесь быть директива тактичного и бережного отношения к ним, т. е. такого подхода, который обеспечивал бы все условия для возможно более быстрого перехода их на сторону коммунистической идеологии. Отсеивая антипролетарские и контрреволюционные элементы (теперь крайне незначительные), борясь с формирующейся идеологией новой буржуазия среди части «попутчиков» сменовеховского толка, партия должна терпимо относиться к промежуточным идеологическим формам, терпеливо помогая эти неизбежные многочисленные формы изживать в процессе все более тесного товарищеского сотрудничества с культурными силами коммунизма.

{296} 11. По отношению к пролетарским писателям партия должна занять такую позицию: всячески помогая их росту и всемерно поддерживая их и их организации, партия должна предупреждать всеми средствами проявления комчванства среди них, как самого губительного явления. Партия, именно потому, что она видит в них будущих идейных руководителей советской литературы, должна всячески бороться против легкомысленного и пренебрежительного отношения к старому культурному наследству, а равно и к специалистам художественного слова. Равным образом заслуживает осуждения позиция, недооценивающая самую важность борьбы за идейную гегемонию пролетарских писателей. Против капитулянтства, с одной стороны, и против комчванства, с другой, — таков должен быть лозунг партии. Партия должна также бороться против попыток чисто оранжерейной «пролетарской» литературы; широкий охват явлений во всей их сложности; не замыкаться в рамках одного завода; быть литературой не цеха, а борющегося великого класса, ведущего за собой миллионы крестьян, — таковы должны быть рамки содержания пролетарской литературы.

12. Вышесказанным в общем и целом определяются задачи критики, являющейся одним из главных воспитательных орудий в руках партии. Ни на минуту не сдавая позиций коммунизма, не отступая ни на йоту от пролетарской идеологии, вскрывая объективный классовый смысл различных литературных произведений, коммунистическая критика должна беспощадно бороться против контрреволюционных проявлений в литературе, раскрывать сменовеховский либерализм и т. д. и в то же время, обнаруживать величайший такт, осторожность, терпимость, по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним. Коммунистическая критика должна изгнать из своего обихода тон литературной команды.

{297} Только тогда она, эта критика, будет иметь глубокое воспитательное значение, когда она будет опираться на свое идейное превосходство. Марксистская критика должна решительно изгонять из своей среды всякое претенциозное полуграмотное и самодовольное комчванство. Марксистская критика должна поставить перед собой лозунг — учиться, и должна давать отпор всякой макулатуре и отсебятине в своей собственной среде.

13. Распознавая безошибочно общественно-классовое содержание литературных течений, партия в целом, отнюдь не может связать себя приверженностью к какому-либо направлению в области литературных форм. Руководя литературой в целом, партия также мало может поддерживать какую-либо одну фракцию литературы (классифицируя эти фракции по различию взглядов на форму и стиль), как мало она может решать резолюциями вопросы о форме семьи, хотя в общем она, несомненно, руководит и должна руководить строительством нового быта. Все заставляет предполагать, что стиль, соответствующий эпохе, будет создай, но он будет создан другими методами, и решение этого вопроса еще не наметилось. Всякие попытки связать партию в этом направлении в данную фазу культурного развития страны должны быть отвергнуты.

14. Поэтому партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области. Всякое иное решение вопроса было бы казенно-бюрократический псевдорешением. Точно так же недопустима декретом или партийным постановлением легализованная монополия на литературно-издательское дело какой-либо группы или литературной организации. Поддерживая материально и морально пролетарскую и пролетарско-крестьянскую литературу, помогая попутчикам, и т. д. партия не может предоставить монополии какой-либо из групп, {298} даже самой пролетарской по своему идейному содержанию: это значило бы загубить пролетарскую литературу прежде всего.

15. Партия должна всемерно искоренять попытки самодельного и некомпетентного административного вмешательства в литературные дела; партия должна озаботиться тщательным подбором лиц в тех учреждениях, которые ведают делами печати, чтобы обеспечить действительно правильное, полезное и тактичное руководство нашей литературой.

16. Партия должна указать всем работникам художественной литературы на необходимость правильного разграничения функций между кринками и писателями-художниками. Для последних необходимо перенести центр тяжести своей работы в литературную продукцию в собственном смысле этого слова, используя при этом гигантский материал современности. Необходимо обратить усиленное внимание и на развитие национальной литературы в многочисленных республиках и областях нашего Союза.

17. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порывать с предрассудками барства в литературе и, используя все технические достижения старого мастерства, вырабатывать соответствующую форму, понятную миллионам.

Только тогда советская литература и ее будущий пролетарский авангард смогут выполнить свою культурно-историческую миссию, когда они разрешат эту великую задачу.

 

«Известия» от 1 июля 1925 г., № 147 (2480).


[1] I‑е издание вышло в 1923 г. под названием «От символизма до Октября», изд. «Новая Москва».

[2] Что они предлагают, чтобы нас заменить? Как на противовес огромной позитивной работе последних пятидесяти лет, указывают на неопределенный этикет «символизм», прикрывающий бездарные вирши. Чтобы завершить изумительный конец этого громадного века, чтобы выразить всеобщую горечь сомнений, тревогу умов, жаждущих чего-нибудь незыблемого, нам предлагают неясное щебетание, грошовые, вздорные песенки, сочиненные трактирными завсегдатаями. Все эти молодые люди (которым, кстати сказать, за тридцать, за сорок лет), занятые в столь важный момент исторической эволюции идей Подобными глупостями, подобный ребячеством, кажутся мне ореховыми скорлупками, пляшущими на водопаде Ниагары.

[3] Из «Разговоров Гете с Эккерманом». Перев. Д. Н. Аверкиева.

[4] «Северный Вестник», издававшийся Л. Я. Гуревич (1891 – 1898).

[5] Валерий Брюсов. О искусстве. М., 1899.

[6] Читано перед русской аудиторией в Латинском квартале в Париже весною 1900 г.

[7] Другие декларативные статьи того же автора см. Журнал «Весы», 1904, № 2 («Критицизм и символизм») и «Труды и дни», 1912, № 2 («О символизме»).

[8] См. провозглашение «мелодизма» как новой литературной школы в книге А. Белого «После разлуки» изд. Эпоха, 1922.

[9] «Мир искусства» 1904, № 5.

[10] «Кормчие Звезды» стр. 178.

[11] Пусть не думает читатель, что этой фразой я ставлю крест над всеми крайними устремлениями современного искусства.

[12] Формула символизма, данная Вячеславом Ивановым. См. «Мысли о символизме» в сбор. «Борозды и межи».

[13] И. С. «Пролог футуризма». СПБ., 1911. Осень.

[14] И. С. «Речьи в лилиях». СПБ., 1911. Лето «Поэзо-концерт».

[15] «Союз молодежи», № 2. СПБ., 1913.

[16] См. Эго-футуристы «Всегдай», VII, 1913, СПб.

[17] Все перечисленные издания эстампированы «Глашатаем».

[18] Автор предисловия имеет очевидно ввиду бога — Природу (Творящую Силу).

[19] Подробнее об этом см. «Символическая Симфония» Вс. Светланова в «Бей, но выслушай!» стр. 6.

[20] Москва, 1913. 50 к.

[21] Почему эго-футуристы и склонны к городу, а не потому что он современность (мнение кубо-футуристов).

[22] К. Эрберг «Цель творчества». Изд. «Рус Мысль», 1913, стр. 26 – 28.

[23] Ан. Чеботаревская «Творимое Творчество» — «Золотое Руно», 1908.

[24] К. Эрберг, стр. 30.

[25] К. Эрберг, стр. 30.

[26] Эта декларация перепечатана в № 2 «ТВОРИ», 1921 г. (журнал студии московского Пролеткульта).

[27] Безусловно этот цикл гораздо сложнее предыдущих. Необходима специальная статья, освещающая вопрос в развивающая положения т. Троцкого «Вопросы быта».

[28] Манифестирующее значение этой статьи определяется следующими словами ее автора: «В прошлом мы занимались главным образом разработкой тематических циклов. Например, у меня была статья в “На посту”: “Темы, которые ждут своих авторов”. Мы тогда там наметили основные циклы тем: такие-то и такие-то. И вот, прежде всего надо сказать, что хотя темы и изменяются, но циклы остаются и теперь. Нельзя сказать, что эти циклы придумал Либединский. Они есть результат коллективного обдумывания группой “Октябрь” своих творческих задач» Ю. Либединский. Реалистический показ личности, как очередная задача пролетарской литературы «На литературном посту» январь 1927 года, № 1, стр. 25. Ср. его же статью «Проблема тематики» и ряд статей — докладов на Моск. конференции пролет. писателей: Авербаха, Зонина, Безыменского, Фадеева и др. в сборн. «Творческие пути пролетарской литературы», ГИЗ, 1928 г.

[29] Из статьи «Откуда и куда» в журнале «ЛЕФ», 1923, Март.

[30] Декларация была опубликована в 1926 г. С тех пор в составе «Перевала» произошли изменения, а самая декларация во многом устарела. В настоящее время «Перевал» подготавливает новую декларацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.043 с.)