Понятие проекта и проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие проекта и проектирования



Индустрия разработки автоматизированных информационных сис­тем управления зародилась в 1950-х — 1960-х годах и к концу века приоб­рела вполне законченные формы (слайд 9).

На первом этапе основным подходом в проектировании ИС был ме­тод «снизу-вверх» (слайд 10), когда система создавалась как набор приложений наиболее важных в данный момент для поддержки деятельности предприятия. Основной целью этих проектов было не создание тиражируемых продуктов, а обслуживание текущих потребностей конкретного учрежде­ния. Такой подход отчасти сохраняется и сегодня. В рамках «лоскутной автоматизации» достаточно хорошо обеспечивается поддержка отдель­ных функций, но практически полностью отсутствует стратегия развития комплексной системы автоматизации, а объединение функциональных подсистем превращается в самостоятельную и достаточно сложную проб­лему.

Создавая свои отделы и управления автоматизации, предприятия пытались «обустроиться» своими силами. Однако периодические измене­ния технологий работы и должностных инструкций, сложности, связан­ные с разными представлениями пользователей об одних и тех же данных, приводили к непрерывным доработкам программных продуктов для удо­влетворения все новых и новых пожеланий отдельных работников. Как следствие — и работа программистов, и создаваемые ИС вызывали недо­вольство руководителей и пользователей системы.

Следующий этап связан с осознанием того факта, что существует по­требность в достаточно стандартных программных средствах автомати­зации деятельности различных учреждений и предприятий. Из всего спектра проблем разработчики выделили наиболее заметные: автоматиза­цию ведения бухгалтерского аналитического учета и технологических процессов. Системы начали проектироваться «сверху-вниз», т.е. в пред­положении, что одна программа должна удовлетворять потребности мно­гих пользователей (слайд 11).

Сама идея использования универсальной программы накладывает существенные ограничения на возможности разработчиков по формиро­ванию структуры базы данных, экранных форм, по выбору алгоритмов расчета. Заложенные «сверху» жесткие рамки не дают возможности гибко адаптировать систему к специфике деятельности конкретного предпри­ятия: учесть необходимую глубину аналитического и производственно-технологического учета, включить необходимые процедуры обработки данных, обеспечить интерфейс каждого рабочего места с учетом функций и технологии работы конкретного пользователя. Решение этих задач тре­бует серьезных доработок системы. Таким образом, материальные и вре­менные затраты на внедрение системы и ее доводку под требования заказ­чика обычно значительно превышают запланированные показатели.

Согласно статистическим данным, собранным Standish Group (США), из 8380 проектов, обследованных в США в 1994 году, неудачны­ми оказались более 30% проектов, общая стоимость которых превышала 80 миллиардов долларов. При этом оказались выполненными в срок лишь 16% от общего числа проектов, а перерасход средств составил 189% от за­планированного бюджета.

В то же время, заказчики ИС стали выдвигать все больше требова­ний, направленных на обеспечение возможности комплексного исполь­зования корпоративных данных в управлении и планировании своей деятельности.

Таким образом, возникла насущная необходимость формирования новой методологии построения информационных систем.

Цель такой методологии заключается в регламентации процесса про­ектирования ИС и обеспечении управления этим процессом с тем, чтобы га­рантировать выполнение требований как к самой ИС, так и к характери­стикам процесса разработки.Основными задачами, решению которых должна способствовать методология проектирования корпоративных ИС, являются следующие (слайд 12):

• обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика;

• гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта;

• поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы;

• обеспечивать преемственность разработки, т.е. использование в разрабатываемой ИС существующей информационной инфраструктуры организации (задела в области информационных технологий).

Внедрение методологии должно приводить к снижению сложности процесса создания ИС за счет полного и точного описания этого процес­са, а также применения современных методов и технологий создания ИС на всем жизненном цикле ИС — от замысла до реализации.

 

По определению Института управления проектами (Project Management Institute, PMI), проект — это временное предприя­тие, осуществляемое с целью создания уникального продукта или услуги. В любой инженерной дисциплине под проектированием обычно понимается некий унифицированный подход, с помощью которого мы ищем пути решения определенной пробле­мы, обеспечивая выполнение поставленной задачи. Проектирование - это процесс создания описания, необходимого для построения в заданных условиях еще не существующего объекта. Результатами проектирования являются модели, позволяющие понять структуру будущей системы, сбалансиро­вать требования и наметить схему реализации (слайд 13).

В контексте инженерного проектирования можно определить цель проектирования как создание системы, которая:

• удовлетворяет заданным (возможно, неформальным) функциональным спецификациям;

• согласована с ограничениями, накладываемыми оборудованием;

• удовлетворяет явным и неявным требованиям по эксплуатационным качествам и потреблению ресурсов;

• удовлетворяет явным и неявным критериям дизайна продукта;

• удовлетворяет требованиям к самому процессу разработки, таким, например, как продолжительность и стоимость, а также привлечение дополнительных инструментальных средств.

В другой формулировке цель проектирования — выявление ясной и относительно простой внутренней структуры, называемой архитектурой системы. Проект есть окончательный продукт процесса проектирования.

 

Под проектом ИС понимается проектно-конструкторская и технологическая документация, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации ИС в конкретной программно-технической среде.

Под проектированием ИС понимается процесс преобразования входной информации об объекте, методах и опыте проектирования объектов аналогичного назначения в соответствии с ГОСТом в проект ИС. С этой точки зрения проектирование ИС сводится к последовательной формализации проектных решений на различных стадиях жизненного цикла ИС: планирования и анализа требований, технического и рабочего проектирования, внедрения и эксплуатации ИС (слайд 14).

Проектирование ИСохватывает три основные области (слайд 15):

• проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;

• проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;

• учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.

Объектами проектирования ИС являются отдельные элементы или комплексы функциональных и обеспечивающих частей. В соответствии с традиционной декомпозицией функциональными элементами выступают задачи, комплексы задач и функции управления. В составе обеспечивающей части ИС объектами проектирования служат элементы и комплексы информационного, программного, технического и других видов обеспечения системы.

В качестве субъекта проектирования ИС выступают коллективы специалистов, которые осуществляют проектную деятельность, как правило, в составе специализированной (проектной) организации, и о рганизация-заказчик, для которой необходимо разработать ИС. Масштабы разрабатываемых систем определяют состав и количест­во участников процесса проектирования. При большом объеме и жестких сроках выполнения проектных работ в разработке системы может принимать участие несколько проектных коллективов (организаций-разработчиков). В этом случае выделяется головная организация, которая координирует деятельность всех организаций-исполнителей (слайд 16).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.006 с.)