Политическая сфера - это не хаос, не случайный набор элементов, а сверхсложная система, определенный порядок. Понятие "политическая система" отражает упорядоченность политической сферы. Оно появилось в 1950-е годы и разрабатывалось американскими политологами Дэвидом Истоном и Габриэлем Алмондом. Системный подход позволил разложить политику на структурные компоненты, каждый из которых обладал специфическим значением для существования и функционирования политики как системы.
Принципиальной составной частью системного подхода к политике был анализ ее взаимоотношений с внешней средой, под которой понимались не только социальные, но и природные явления и процессы.
Это одно из самых сложных понятий политологии. На сегодняшний день насчитывается около 40 различных его определений. Если суммировать большинство толкований политической системы, ей можно дать следующее определение. Политическая система - это устойчивая совокупность политических структур (организаций), отношений и институтов власти, функционирующих и взаимодействующих между собой на основе единых ценностей и норм.
Основные компоненты политической системы
1. институциональный (организационный)
Совокупность политических организаций (государства и его органов, партий, групп давления, общественных организаций, СМИ).
2. нормативный
Совокупность норм, определяющих правила поведения и деятельности политических акторов - граждан, партий, государства, политических организаций (Конституция, нормативно-правовые акты, Уставы партий, политические традиции).
3. коммуникативный
Совокупность политических отношений и форм взаимодействия внутри системы (сущность политического режима и др.).
4. культурный (духовно-идеологический)
Совокупность политических ценностей, знаний, ритуалов, символов, которые образуют политическую культуру. Он лежит в основе всех остальных компонентов, определяет их содержание и своеобразие.
· открытые (динамическая структура, активные связи с внешней средой);
· закрытые (жесткая, фиксированная структура и ограниченные контакты с внешней средой);
регулирование социальных процессов с целью обеспечения
устойчивого развития общества;
включение граждан в политическую жизнь на основе господствующих в государстве
принципов и норм;
обеспечение стабильности политических порядков;
интеграция общества.
Тема 4: Государство
Происхождение государства
Государство как особая организация политической власти на определенной территории появляется в 4-3 тысячелетии до н.э. на северо-востоке Африки. Оно приходит на смену родоплеменной организации общества. Основными предпосылками, сделавшими возможным и необходимым его появление были следующие:
· переход от присваивающего к производящему хозяйству, который позволил получать прибавочный продукт, а также привел к росту народонаселения и занимаемой территории;
· совершенствование хозяйственной жизни привело к изменению социальной структуры общества и разделению общества по имущественному, профессиональному признакам;
· разделение общества на различные (в том числе соперничающие группы) и опасность возникновения конфликтов, которые вызвали необходимость появления особых структур власти, способных поддержать стабильность и порядок на определенной территории.
Форма государства - это строение государства или совокупность его внешних признаков. Она включает такие компоненты как:
· форма правления
· форма территориального (государственного) устройства
· политический режим
Форма правления
Форма правления - порядок организации высших органов государственной власти, их структура и компетенция. Различают две основные формы правления: 1) монархию и 2) республику.
Монархия (от греч. Monarchia "единовластие") - это форма правления, при которой полномочия верховной власти (фактически или формально) осуществляются одним лицом (монархом) пожизненно и по праву наследования. В качестве монарха может выступать князь (Монако), султан (Бруней), король (Иордания, Великобритания, Дания и др.), царь, император.
Республика - (от лат. Res publica "общественное дело") - это форма правления, при которой полномочия верховной власти осуществляются выборными на определенный срок государственными органами.
Верховная власть в государстве, как правило, осуществляется не только главой государства, но и системой высших органов, которые включают парламент, правительство, отношения между которыми могут строиться по-разному. В зависимости от того, как строятся взаимоотношения между главой государства и другими высшими органами государственной власти и монархии и республики в свою очередь делятся на разновидности.
Виды монархий
1. Абсолютная (неограниченная) - вся полнота верховной власти юридически и фактически принадлежит одному лицу – монарху.
· монарх имеет право единолично издавать законы, назначать и смещать министров, вершить правосудие;
· нет правовых актов, ограничивающих полномочия монарха;
· нет избираемого народом парламента;
К абсолютным монархиям относятся: Саудовская Аравия, Оман, Катар и др.
Виды республик
1. Президентская – республика, во главе которой стоит президент, совмещающий одновременно и полномочия главы правительства.
в конституциях этих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти, которые занимают независимое по отношению друг к другу положение;
президент является главой государства и избирается всем населением без участия парламента;
функции главы правительства выполняет президент;
правительство назначается президентом и не подотчетно парламенту: парламент не может отправить правительство в отставку;
президент не может распустить парламент;
правительство формируется партией, которая победила на президентских выборах;
как правило, отсутствует должность премьер-министра;
Президентскими республиками являются США, Бразилия, Мексика и ряд других государств.
2. Парламентская – республика, в которой главной фигурой является глава правительства, а президент является номинальной фигурой.
президент является главой государства, но при этом обладает в основном представительными функциями;
свои функции президент может осуществлять только с согласия правительства;
первостепенную роль в политической жизни играет правительство во главе с премьер-министром, который является первым лицом в государстве, избирается парламентом и вместе с правительством несет перед ним ответственность;
правительство формируется партией или партиями, которые победили на парламентских выборах.
Парламентскими республиками являются Греция, Германия, Италия и др.
3. Смешанная (президентская) – республика сочетающая в себе черты как президентской, так и парламентской республик.
главой государства является президент, который избирается непосредственно населением; президент считается гарантом независимости, территориальной целостности;
во главе правительства стоит премьер-министром, назначаемый президентом;
правительство должно пользоваться доверием парламента;
при определенных условиях президент может досрочно распускать парламент;
президент обладает правом отлагательного вето.
Смешанными республиками являются Россия, Франция и др.
Форма территориального (государственного) устройства
Для характеристики территориального устройства государства употребляется понятие "форма государственного устройства". Форма государственного устройства - национально-территориальная или административно-территориальная организация государства, а также особенности взаимоотношений центральных и региональных органов государственной власти. По форме государственного устройства все государства делятся на два вида: 1) унитарные государства и 2) федеративные государства.
Виды политических режимов
1. Тоталитарный режим (тоталитаризм) - (от лат. totalitas -целостность) - политический режим, при котором государство стремится к всеохватывающему контролю за жизнью всего общества и отдельной личности.
существование единственной партии, возглавляемой сильным лидером;
монополия государства над массовыми коммуникациями, вооружением, всеми организациями общества и экономике;
наличие единственной государственной идеологии и ее пропаганда;
нетерпимость к инакомыслию;
отсутствие оппозиции;
репрессии;
жесткая идейная ориентация государственной политики;
срастание государственного и партийного аппаратов;
срастание исполнительной и законодательной власти;
особая роль в обществе принадлежит политической полиции;
поддержание мобилизационного состояния общества, политическая пассивность не приветствуется.
2. Демократический режим (демократия) – ("народовластие" от греч. demos - народ, kratos -власть, правление) - режим, при котором население участвует в осуществлении государственной власти напрямую или через своих представителей.
обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;
гарантированность прав и свобод граждан;
систематическая выборность основных органов власти;
принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства;
абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм);
гласность (открытость работы органов управления) и контроль общественности за принятием важнейших политических решений;
идейный плюрализм, который воплощается в многопартийности;
разделение властей;
легально действует оппозиция.
Основные разновидности демократии:
· прямая - непосредственное участие
граждан в процессах принятия решений (референдум, плебисцит);
представительная - опосредованное участие граждан в процессе принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры – партии, движения и т.п.
3. Авторитарный режим (авторитаризм) - (от лат. auctoritas - власть, влияние) - политический режим, особенностью которого является неограниченная и бесконтрольная власть единоличного правителя или узкой группы лиц при минимальном участии народа. Это промежуточный тип между демократией и тоталитаризмом.
важная роль силовых органов - армия, полиция, спецслужбы;
массовые или групповые репрессии и контроль за поведением граждан;
отсутствие оппозиции;
выборы отсутствуют или носят формальный характер;
государственная политика ориентируется на интересы правящего слоя;
игнорирование общественного мнения;
нет четкой идеологии;
массовая пассивность населения;
наличие определенной свободы личности в неполитических сферах;
исполнительная власть доминирует над законодательной и судебной властями;
в информационной сфере полностью доминируют проправительственные СМИ.
Примеры: восточные деспотии, средневековые монархии, правление военных хунт, диктаторские режимы, режимы личной власти и т.п.
Государственный аппарат
Государственный аппарат - система государственных органов, осуществляющих управление обществом. В систему государственного аппарата входят:
Государственный аппарат
Органы
Функции
1. Законодательные органы (парламенты и т.п.)
· разрабатывают и принимают законы;
2. Исполнительные органы (правительство)
· исполняют принятые законы;
· решают повседневные задачи жизни государства;
3. Судебные органы(суды разного уровня)
· осуществляют правосудие путем конституционного, гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства;
· осуществление конституционного контроля (конституционные суды);
· разрешение конфликтов и споров;
· защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
· применение меры юридической ответственности;
4. Прокуратура
· надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, представительными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами;
· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
· надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание;
· осуществление уголовного преследования (возбуждение дела, производство предварительного следствия, поддержание государственного обвинения в суде и др.);
· участие в рассмотрении дел в судах общей юрисдикции;
и др.
5. Органы юстиции (включая Службу судебных приставов и Службу исполнения наказаний)
· участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности президента и Правительства;
· проведение экспертизы нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ;
· государственная регистрация юридических лиц. актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней;
· осуществление контроля за исполнением законодательства;
· регулирование сферы правового обслуживания;
6. Органы внутренних дел (полиция, следственные органы, внутренние войска)
· принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина;
· принятие мер по защите объектов;
· обеспечение общественного порядка;
· предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
· принятие мер по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений;
7. Органы государственной безопасности (ФСБ, ФПС, ФАПСИ)
· охрана национальных интересов страны;
· выявление посягательства на конституционный строй, безопасность и стабильность государства;
· разведывательная и контрразведывательная деятельность;
· охрана границы;
· обеспечение сохранности государственных секретов;
· организация и обеспечение правительственной связи, различных видов спецсвязи;
· обеспечение высших органов государственной власти достоверной информацией, необходимой для принятия решений в сфере обороны, безопасности, экономики, международных отношений;
8. Налоговые органы (налоговая инспекция, налоговая полиция)
· обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды;
· взимание пошлин;
· установление квот, таможенных тарифов, ограничений;
10. Нотариат (частная практика и государственные конторы)
· удостоверение сделок (договоры, завещания, доверенности);
· выдача свидетельства на право собственности, доли в общем имуществе;
· свидетельства верности копии документов, подписи и перевода;
· удостоверение разного рода фактов;
11. Адвокатура
· предоставление консультаций по правовым вопросам;
· составление заявлений, жалоб, ходатайств и др.;
· представление интересов доверителя в судах;
· представление интересов доверителя в органах власти;
· выступление в качестве доверителя в налоговых правоотношениях;
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.008 с.)