А также приостановление роста безработицы и обеспечение безработным приемлемых социальных гарантий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А также приостановление роста безработицы и обеспечение безработным приемлемых социальных гарантий



.

Формирование рынка профессий - одно из перспективных направлений регулирования рынка труда, воспроизводства рабочей силы и социальной структуры общества в целом. Одним из важнейших регуляторов рынка труда является служба занятости населения. Поэтому очень важной задачей для государства должно являться укрепление и усовершенствование службы занятости, обеспечение ее соответствующими ресурсами: людскими, материально-техническими и информационными.

 

 

Глава 3

Безработица в Пермском крае

 

Уровень безработицы в Пермском крае в 2010 году снизился почти в два раза с 3,96% (февраль) до 2,3% (декабрь). Соответственно сократилась численность безработных, зарегистрированных в службе занятости: до 34,1 тыс. – в декабре.

Благодаря мероприятиям краевой программы по снижению напряженности на рынке труда удалось обеспечить работой свыше 56 тыс. человек. Это почти на 40% больше, чем планировалось изначально. На общественные работы было трудоустроено свыше 40 тыс. человек, опережающее обучение прошли 7 тыс. человек, почти 2 тыс. выпускников прошли оплачиваемую стажировку. В мероприятиях по самозанятости приняли участие 5780 человек, в т.ч. создано 1812 рабочих мест.

Особое внимание в 2010 г. было уделено занятости жителей моногородов. 7 моногородов Пермского края (п.Пашия, п.Теплая Гора, Добрянка, Красновишерск, Нытва, Очер, п.Юго-Камский) получили поддержку из федерального бюджета в размере более 157 млн рублей, чтобы обеспечить работой жителей.

Основными направлениями краевой программы по снижению безработицы в 2011 г. как и прежде станут: стажировка выпускников, опережающее обучение работников, самозанятость и трудоустройство инвалидов. При организации общественных работ приоритет будет отдан моногородам.

В Пермском крае в 2011 году благодаря бюджетной поддержке нашли работу 100 тысяч человек

 Это произошло благодаря успешной реализации программы по снижению напряженности на рынке труда. В этом году потрачено на трудоустройство 2,2 миллиарда рублей. Из этих средств более миллиарда рублей израсходовали на выплату пособий, досрочных пенсий и материальной помощи безработным.

539 миллионов рублей было потрачено на услуги по обучению безработных новым специальностям, стажировку учащихся на производстве, поддержку инвалидов и мероприятия по временной занятости. Одним из самых востребованных направлений программы стала поддержка начинающих предпринимателей. В 2011 году было выдано более 4,2 тысяч бюджетных субсидий тем, кто решил открыть свое дело, а также трудоустроил безработных. При этом на каждое созданное рабочее место выплачивается субсидия из бюджета в размере 58 800 рублей.

Опережающее обучение и повышение квалификации прошли более шести тысяч человек, находящихся под угрозой увольнения. Более пяти человек были заняты на общественных работах в моногородах.

 Более полутора тысяч выпускников школ прошли оплачиваемую стажировку, а 617 женщин, которые находятся в декретном отпуске, - переподготовку и повышение квалификации.

Также трудоустроено 800 инвалидов и родителей, воспитывающих детей-инвалидов В следующем году денег на трудоустройство безработных будет выделено меньше - примерно на 600 миллионов рублей. Это связано с окончанием действия программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда.

Пермская служба занятости смогла договориться с министерством финансов России о выделении дополнительных средств для лиц с ограниченными возможностями. Но теперь деньги из федерального бюджета станут выделять на условии софинансирования. 85 процентов необходимых средств для программы поддержки инвалидов поступят из Москвы, остальные расходы, в размере 15 процентов, возьмет на себя краевой бюджет

 Всего на эти цели планируется получить порядка 10-12 миллионов рублей. При этом можно будет трудоустроить 500-600 инвалидов

По данным Росстата, уровень безработицы в Пермском крае составил 5,9%. В количественном выражении число безработных достигает 87,2 тыс. человек.

По этому показателю Пермский край демонстрирует лучшие показатели чем страна в целом и Приволжский федеральный округ в частности, там доля безработных от общего числа экономически активного населения составляет 6,2% и 6,1%, соответственно.

Уровень безработицы в Пермском крае также ниже, чем в ряде соседних регионов. Например, в Свердловской и Челябинской областях она составила 7% и 6,5%, соответственно. В Нижегородской и Кировской областях она также превысила краевые уровни: 7% и 8,3%. В Удмуртии и Башкортостане доля безработных равна 6,9% и 7,6%. Ниже, чем в Пермском крае, уровень безработицы только в Татарстане, где он достигает 4,2%.

По методологии Международной организации труда, за этот же период уровень общей безработицы в Пермском крае составил 5,9%. Это меньше как среднероссийского показателя (6,2%), так и среднего по Приволжскому федеральному округу (6,1%). Как сообщили в городском центре занятости населения, в течение 2011 года в районные отделы занятости населения Перми по различным вопросам обратилось 70 тысяч человек.

По состоянию на 1 января 2012 года численность безработных в Перми составляет 5 183 человека. По сравнению с январем 2011 года этот показатель снизился на 21%. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,98% от численности экономически активного населения и продолжает оставаться ниже краевого (1,83%).

В банке вакансий городского центра занятости насчитывается 20,3 тысячи единиц вакантных рабочих мест, из них 84,7% - по рабочим профессиям.

Благодаря действиям службы занятости, удалось оказать содействие в трудоустройстве почти 16 тысячам пермяков. В программах временного трудоустройства за счет средств субвенций из федерального бюджета приняли участие:

- в общественных работах - 509 человек;

- в программе временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, граждане из малообеспеченных семей) - 199 человек;

- по программе временного трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет - 6 252 человека;

Кроме того, в рамках "Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда" приняли участие:

- в мероприятии "Электронный архив" - 608 человек;

- в мероприятии" «Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы" - 602 пермяка.

Получили положительное решение 417 бизнес-планов безработных граждан. Предприниматели создали 592 рабочих места для безработных жителей Перми, состоящих на учете в службе занятости.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным

 


Заключение

Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, можно утверждать, что проблема безработицы и занятости, являются одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив их, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

Безработица – явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением.

Безработица, по определению Международной организации труда (МОТ), это наличие в стране контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период.

Негативные последствия безработицы вызывают необходимость ее регулирования на государственном и региональном уровне. При этом выделяют два основных направления управления безработицей – во-первых, воздействие на снижение ее естественного уровня и, во-вторых, смягчение (устранение) циклической безработицы. В этой связи особое внимание должно уделяться эффективному функционированию системы трудоустройства и своевременной переподготовке сельских кадров по линии государственной службы занятости населения. Это предполагает предоставление доступной информации о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса, создание гибкой системы материальной поддержки безработных, разработку целевой программы профессиональной ориентации молодежи, реализацию программы по выполнению общественных работ.

Одновременно должны использоваться методы стимулирующей бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики государства.

Однако, проводя ее, не следует забывать о взаимозависимости между уровнем безработицы и темпами инфляции. Практика показывает, что жесткая бюджетная и кредитная политика позволяет снизить темп инфляции, поскольку повышение налогообложения уменьшает размеры дотаций убыточным предприятиям, снижает доступность кредитных ресурсов, способствует банкротству ряда фирм, падению производства и как следствие - высвобождению рабочей силы и росту вынужденной безработицы. И, наоборот, стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика сдерживает рост безработицы, но приводит к повышению инфляции. Иными словами, инфляция всегда выступает платой за низкую безработицу и высокую занятость.

Указанные моменты предопределяют более детальное изучение проблем, связанных с повышением занятости населения, формированием регионального рынка труда, смягчением и предупреждением массовой безработицы.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.


Список использованной литературы

1. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице / Э. Бородянский, В. Кузьмин // Человек и труд – 2006. - № 9.

2. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. – М.: Наука, 2005.

3. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2009.

4. Крылова Е.Б. Безработица в странах с рыночной экономикой и в России: причины, динамика и перспективы развития // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 2. - С. 16-22.

5. Нанавян А.М. Безработица в России: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 4. - С. 70-78.

6. Перова И. Безработица в оценках населения: опасения и ожидания // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2008. - № 1. - С. 70-76.

7. Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы: Учебник. – М.: Экономика, 2009.

10. Официальный сайт Пермского края

11. Челюбеева Ю.В. Безработица как фактор экономической нестабильности глазами Адама Смита // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 10

 

 

12. Н.А. Волгин, Ю.Г. Одегов «Экономика труда, социально-трудовые отношения» - 2006 г.

 

13. В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова «Занятость населения» - 2001 г.

 

14. И.П. Николаева «Экономическая теория» - 2000 г.

 

15. Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева «Занятость населения и ее регулирование» - 2001 г.

 

16. А.И. Рофе «Рынок труда» - 2003 г.

 

17. В.А. Павленков «Рынок труда. Занятость. Безработица» - 2004

 

18. Закон РФ "О занятости населения в РФ"

 

 

19.“Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в восточной Европе и России”,

 

под редакцией Р. Емцова, С, Коммандера, Ф. Коричелли; Москва, Инфра - М, 1997 год.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Человек и труд № 7, 1996 год.

Человек и труд № 8, 1996 год.

Экономист № 3, 1997 год.

Вопросы экономики № 1, 1997 год.

Вопросы экономики № 2, 1997 год.

Социальная защита № 1, 2, 6 -7, 1996 год.

Эко №9, 1996 год.

 

Причины безработицы (неоклассические и кейнсианский варианты)

Существует множество концепций, объясняющих причины возникновения такого социально-экономического феномена, как безработица. Рассмотрим два основных направления в исследовании причин безработицы: неоклассическое и кейнсианское.

Неоклассическое направление рассматривает безработицу, как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда временное явление. Сторонники данной концепции Дж. Перри, Р. Холл полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действуют на базе условного равновесия, то есть основным рыночным регулятором служит цена, в данном случае заработная плата. Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы и поддерживается рыночное равновесие. Если заработная плата вследствие требований работников поднимется выше какой-то равновесной ставки, то возникает превышение предложения рабочей силы над спросом. Это означает, что на рынке труда ищущих работу оказывается больше, чем имеется рабочих мест, то есть появляется безработица

 

Эксперты Международной организации труда (МОТ) выделяют четыре подхода к измерению масштабов и уровня безработицы:

Существует множество концепций, объясняющих причины возникновения такого социально-экономического феномена, как безработица. Рассмотрим два основных направления в исследовании причин безработицы: неоклассическое и кейнсианское.

Неоклассическое направление рассматривает безработицу, как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда временное явление. Сторонники данной концепции Дж. Перри, Р. Холл полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действуют на базе условного равновесия, то есть основным рыночным регулятором служит цена, в данном случае заработная плата. Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы и поддерживается рыночное равновесие. Если заработная плата вследствие требований работников поднимется выше какой-то равновесной ставки, то возникает превышение предложения рабочей силы над спросом. Это означает, что на рынке труда ищущих работу оказывается больше, чем имеется рабочих мест, то есть появляется Существует множество концепций, объясняющих причины возникновения такого социально-экономического феномена, как безработица. Рассмотрим два основных направления в исследовании причин безработицы: неоклассическое и кейнсианское.

Неоклассическое направление рассматривает безработицу, как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда временное явление. Сторонники данной концепции Дж. Перри, Р. Холл полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действуют на базе условного равновесия, то есть основным рыночным регулятором служит цена, в данном случае заработная плата. Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы и поддерживается рыночное равновесие. Если заработная плата вследствие требований работников поднимется выше какой-то равновесной ставки, то возникает превышение предложения рабочей силы над спросом. Это означает, что на рынке труда ищущих работу оказывается больше, чем имеется рабочих мест, то есть появляется безработица

Предложение труда также зависит от реальной заработной платы: чем выше заработная плата, тем больше работников предложат свой труд на рынке, наоборот, чем ниже заработная плата, тем меньшее их число будет желать устроиться на работу.

Таким образом, гибкость заработной платы обеспечивает достижения устойчивого равновесия на рынке труда при полной занятости. Стабильная, неэластичная в направлении понижения заработная плата является основной причиной безработицы в неоклассической теории. Не соглашаясь с пониженной заработной платой, работники делают выбор между занятостью и безработицей в пользу последней: безработица, если и возможна, то в качестве добровольной. Если же государство будет регулировать уровень заработной платы, то нарушится конкурентный рыночный механизм. Отсюда и требования экономистов неоклассического направления - для устранения безработицы надо добиваться конкуренции на рынке труда, гибкости заработной платы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.033 с.)