Асимметрия информации и оппортунистическое поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Асимметрия информации и оппортунистическое поведение



Даже если некоторая случайность может быть предусмотрена и запланирована в договоре, а договорные отношения надёжно защищены, могут возникать и другие сложности и в период заключения контракта, и в процессе его исполнения. Одна из сторон контракта может располагать важной частной информацией как на стадии ex ante, до заключения контракта, когда ещё проводятся переговоры о его заключении, так и на стадии ex post, т.е. после заключения контракта, когда имеющейся информации недостаточно для того, чтобы определить, соблюдаются ли условия соглашения.

Асимметрия информации означает, что покупателю и продавцу известно разное количество информации, имеющей отношение к сделке. Сторона, обладающая большим объёмом информации, может выиграть, если воспользуется своим информационным преимуществом.

Можно выделить три типа оппортунистического поведения, которые соответствуют разным видам асимметрии информации:

v покупателю неизвестны качественные характеристики блага, имеет место асимметрия информации, носящая название «скрытые характеристики» (hidden characteristics), которая может привести к неблагоприятному отбору (adverse selection);

v скрытые действия (hidden action)/ скрытая информация (hidden information), которые могут создать риск недобросовестного поведения той стороны, которая обладает информацией. Этот вид оппортунистического поведения получил в литературе название «моральный риск» (moral hazard);

v скрытые намерения (hidden intentions) партнёра по сделке таят в себе опасность третьего вида оппортунистического поведения – вымогательства (hold-up).

Мы определили оппортунистическое поведение в общих чертах. Сейчас мы можем внести уточнения в это определение. Является ли оппортунистическое поведение противозаконным? Это зависит от того, насколько легко можно доказать в суде его наличие. Если оппортунистическое поведение несложно обнаружить и доказать в суде, то оно будет признано незаконным, однако не все виды оппортунистического поведения поддаются выявлению даже после того, как они имели место.

Оппортунистическое поведение следует отличать от нарушения договора. Оппортунизм может быть основанием для того, чтобы назвать нарушением поведение, которое явных условий договора не нарушает. Но в то же время не каждое нарушение договора будет оппортунистическим поведением. Например, одна из сторон может выиграть в результате нарушения договора настолько, что она будет в состоянии полностью компенсировать потери другой стороны от нарушения договора и всё равно остаться в выигрыше. Такая ситуация может возникнуть, если изменившиеся обстоятельства повышают издержки исполнения договора (например, резко возрастает стоимость комплектующих деталей или труда). Неисполнение договора позволит должнику сэкономить затраты, и эта экономия будет больше, чем потери кредитора в результате нарушения договора. В этом случае нет оппортунистического поведения, поскольку не происходит перераспределения богатства от кредитора к должнику – должник выплатит компенсацию потерь, которые кредитор понёс в результате нарушения договора. Нарушение может быть также результатом непредвиденных обстоятельств, в этом случае даже могут пострадать обе стороны, скажем, если государство вводит регулирование в какой-то сфере, которое запрещает исполнение договора. И наконец, нарушение может стать результатом обоюдного заблуждения и поэтому также не будет оппортунистическим поведением.

Необходимым условием для того, чтобы поведение можно было бы назвать оппортунистическим, является перераспределение богатства. Но при этом жертва оппортунистического поведения должна иметь законное право на ту часть богатства, которую она теряет в результате оппортунистического поведения контрагента. По сути, вопрос заключается в том, кто имеет право на перераспределяемую часть богатства. Перераспределение богатства в результате оппортунистического поведения не служит никакой производительной цели, но затраты на его реализацию и на защиту от него являются прямыми вычетами из богатства общества.

Типы контрактов

Экономический обмен в обществе не ограничивается заключением классического контракта на рынке наличного товара. Ещё в 30-х гг. прошлого века знаменитый американский правовед, составитель Единообразного торгово-коммерческого кодекса США (который и в наши дни регулирует продажу товаров в Америке) К. Ллевеллин обратил внимание на то, что классический юридический контракт во многих случаях не пригоден для объяснения экономической организации, а иногда может даже затруднить анализ. Его идею в 1963 г. развил американский правовед С. Маколей.

Всё многообразие контрактов представлено на рис. в виде спектра, в левой части которого находятся чисто рыночные сделки на рынке наличного товара. В обычных контрактах стороны, как правило, могут свести требуемое исполнение к чётко специфицированным обязательствам сторон.

Рис. Типы контрактов, составляющих экономический обмен в обществе

По мере движения вправо в контрактах возрастает доля отношенческих элементов, т.е. неявных, чётко не сформулированных, подразумеваемых договорённостей, не закреплённых в юридическом документе. Эти договорённости невозможно защитить в суде, основным механизмом принуждения к выполнению предусмотренных ими обязательств является внутреннее принуждение каждой из сторон (self-enforcement). Как пример юридического договора, включающего в себя максимальное количество отношенческих элементов, можно привести регистрацию брака, которая оформляется юридически, однако этот контракт предполагает неявные договорённости между супругами, которые невозможно защитить в суде. Затем сфера действия юридического контракта, который можно защитить посредством судебной системы заканчивается, и начинается зона отношенческой контрактации.

«Контракт является отношенческим в той степени, в какой стороны не могут свести важные условия договорённости к чётким обязательствам... Долгосрочные контракты, вероятно, в большей степени соответствуют этому представлению». Отношенческие контракты создают уникальные отношения, в которых стороны являются взаимозависимыми, а неизвестные обстоятельства или сложность требуемого от сторон реагирования на эти обстоятельства могут помешать чёткой спецификации их взаимных обязательств. Примером чисто отношенческого контракта может служить дружба. Вы ожидаете помощи от друзей в чрезвычайных ситуациях, но эти ожидания могут быть основаны только на моральных обязательствах, взятых на себя сторонами, а не на обязательствах, защищаемых правовой системой. Отношенческие контракты предполагают сильные личные связи, они долгосрочные и предвидят возможность конфликтов как нормальную составляющую взаимодействия между сторонами.

Исследуя контракты, заключаемые в бизнесе, американский правовед Я. Макнейл в 1974 г. предложил трёхзвенную классификацию контрактов:

v классический;

v неоклассический;

v отношенческий.

Эту классификацию контрактов использовал Уильямсон в своей теории экономической организации. Но если Макнейл, говоря об отношенческих контрактах, подразумевал отношения между сторонами на рынке, то Уильямсон под отношенческим понимал контракт внутри фирмы между её подразделениями.

Чем определяется выбор между этими типами контрактов, какие характеристики сделки влияют на него?

Характеристики трансакций

Выбор контрагентами того или иного типа контракта зависит от характеристик осуществляемых трансакций.

Первая характеристика – уровень неопределённости и сложность сделок. Собственно неопределённость не есть неотъемлемый признак трансакции, она скорее представляет собой характеристику внешней среды. Однако, при рассмотрении уровня неопределённости как параметра осуществления трансакций, необходимо выявить, во-первых, основной источник неопределённости, и, во-вторых, поддаётся ли она структурированию, т.е. могут ли экономические агенты ожидать наступление будущих событий с некоторой вероятностью, или они действуют в условиях радикальной неопределённости.

Невозможность оценки всех будущих событий усугубляется неожиданностями, связанными с реакцией партнёров на экзогенные шоки, например, изменение рыночной конъюнктуры. Стороны соглашения не только не способны сделать предположения о вероятности и направлении изменений, но и определить насколько оппортунистически поведёт себя контрагент.

Если товар, являющийся предметом сделки, достаточно простой, можно подписать контракт, чётко определяющий обязанности сторон. В нем можно зафиксировать, какое количество товара будет поставлено в определённый срок по согласованной между сторонами цене, например, 100 т металла по фиксированной цене с поставкой через месяц. Этот контракт довольно простой, и в случае нарушения обязательств одной из сторон контракта, его легко защитить в суде, поскольку отсутствие неопределённости и простой характер предмета сделки позволяют третьей стороне (в данном случае арбитражному судье) определить нарушение и решить спор.

Предположим теперь, у вас есть дом с садом. Вы уезжаете и хотите, чтобы во время вашего отсутствия за садом ухаживал специально нанятый садовник, с которым вы подписываете контракт. Неопределённость проявится в этом контракте в том, что при его подписании сложно определить заранее погодные условия, невозможно предусмотреть нашествие гусениц шелкопряда, поражения растений занесённой ветром мучнистой росой. Сложность проявится в том, что необходимо предусмотреть в случае каждого случайного обстоятельства, что конкретно должен делать нанятый вами садовник, в каких случаях он должен опрыскивать растения, сколько их нужно поливать, нужно ли уничтожить заболевшее растение, чтобы предупредить распространение заболевания и т.д.

Ответом на это сочетание неопределённости и сложности будет определение требуемого исполнения в весьма общих выражениях. Этические стандарты поведения агентов (в нашем примере садовника) – пример того, как формулируются обязанности в отношенческих контрактах. Отношенческие контракты требуют также более «творческих» механизмов контроля, чем обычные контракты.

Вторая характеристика трансакций – степень специфичности активов, являющихся объектом соглашения или ресурсов, использование которых связано с выполнением контракта.

Специфичный – актив или ресурс, приобретающий особую ценность в рамках данных отношений.

Специфичный – актив, максимальный эффект от использования которого достигается в рамках данного контракта. Такому активу трудно найти замену и альтернативное применение.

Когда вы покупаете хлеб у булочника, ни одна из сторон не осуществляет инвестиций для реализации только этой вполне определённой сделки. Булочник вкладывает средства в оборудование пекарни, однако, он снабжает хлебом не только вас, а большое количество покупателей, и если вы откажетесь покупать хлеб у него, то ваше решение не повлияет на ценность инвестиций в оборудование пекарни. Однако если вы штампуете детали для определённой марки автомобиля в рамках контракта с крупной автомобильной компанией, ваши вложения в это уникальное штамповочное оборудование обесценятся, если эта компания заявит о прекращении сделки. Эти инвестиции называются специфическими потому, что они теряют большую часть своей ценности за пределами данной конкретной сделки. Если использовать это оборудование для других целей, то большая часть его ценности будет утрачена.

Это означает, что степень специфичности определяется в соответствии с возможностью перепрофилирования ресурсов или активов для использования в альтернативных целях или в отношениях с другими партнёрами без потерь в производственном потенциале.

Если ресурс представляет интерес для многих производителей, и его рыночная ценность мало зависит от того, где он используется, то это ресурс общего назначения. Специфическим называется ресурс, который в случае прерывания сделки не может быть использован в других проектах без ущерба для своей экономической ценности. О мере специфичности ресурса можно судить по тому, насколько сократится ценность ресурса при его использовании в другом месте. При этом сама по себе ценность инвестиций не играет роли: специфическими могут быть активы ценностью 10 млн, и 100 млн долл., важно лишь то, что их ценность в рамках данной трансакции выше, чем за её пределами.

Для лучшего понимания рассмотрим формы специфичности активов:

v Специфичность местоположения (site specificity) возникает в связи с немобильностъю активов, обусловленной тем, что ввод в действие или передислокация сопряжены со значительными затратами. Следовательно, после первичного размещения таких активов стороны будут поддерживать отношения двустороннего обмена в течение всего срока их службы. В качестве примера можно привести расположение смежных производств в непосредственной близости, что позволяет сократить транспортные расходы и издержки хранения товарно-материальных запасов. Транспортные расходы сокращаются также при использовании специфических средств доставки ресурсов потребителям, таких как железнодорожное полотно, различные трубопроводы и сети электропередач. Их передислокация практически невозможна.

v Специфичность физических активов (physical asset specificity) обусловлена необходимостью создания специализированного оборудования для снижения издержек производства продукции. Активы могут быть в этом случае мобильны, однако их физические особенности таковы, что делают невозможным свободную реализацию на рынке, т.е. активы становятся ценными именно в рамках данных отношений. Примером могут служить специальные цистерны или вагоны для перевозки грузов, обладающих существенными конструктивными особенностями, или заготовки для производства специализированных деталей.

v Специфичность человеческих активов (human asset specificity) целесообразно рассматривать, прежде всего, в терминах возможности получения определённых навыков на рабочем месте, которые имеют высокую ценность именно для данной фирмы. Занятие определённых позиций, например главного бухгалтера или руководителя подразделения позволяет приобрести знания и опыт, необходимые для осуществления работы на конкретной позиции и даже при занятии той же должности в другой фирме, потребуется время для адаптации специфических знаний и навыков к новым условиям.

v Специфичность целевых активов является результатом осуществления инвестиций в производственные мощности общего назначения, создаваемые при наличии перспективы продажи значительного количества произведённого с их помощью продукта определённому потребителю. Инвестиции в целевые активы предполагают, например, расширение основных производственных сооружений для обеспечения выполнения заказов конкретного покупателя.

v Специфичность временная (temporal specificity). Это характеристика инвестиций, для которых существенное значение имеет координация производства. Все участники производственного процесса в судостроении осуществляли деятельность в жёстких временны́х рамках, заданных необходимостью согласовать действия на последовательных стадиях производства. Тесная координация требовала заключения сложных контрактов и повышала издержки их заключения. «Когда своевременное исполнение имеет критическое значение, задержка становится потенциально эффективной стратегией для того, чтобы вымогать ценовые уступки. Зная, что задержка на одной стадии может отразиться на всем проекте, оппортунистический поставщик может испытать искушение получить большую долю выгоды от обмена, угрожая приостановить исполнение в последнюю минуту. Навыки и активы, необходимые для исполнения задания могут быть достаточно простыми, но трудности с поиском и достижением договорённости с другим поставщиком, который мог бы обеспечить замену в кратчайшие сроки, создаёт опасность вымогательства».

v Специфичность репутации, торсовой марки (brand name specificity). Это невозвратные инвестиции в создание репутации или в торговую марку, которые потеряют свою ценность, если товары или услуги фирмы окажутся низкого качества.

Если предположить, что уровень неопределённости низок, то использование специфических активов часто позволяет снизить затраты, связанные с производством товаров и предоставлением услуг. Однако инвестиции в специфические активы являются потенциально рискованными, поскольку подобные активы не могут быть в случае прерывания или преждевременного расторжения контракта перемещены для использования в других проектах без ущерба их экономической ценности. В условиях радикальной неопределённости контрагент, создавший специфические активы, становится потенциальным объектом вымогательства. От него могут потребовать согласиться изменить условия соглашения на менее выгодные под угрозой расторжения договора, что приведёт к неокупаемости инвестиций. Вот почему в ситуации, когда невозможно предсказать ни вероятность наступления неблагоприятных событий, ни поведение контрагента при адаптации к ним, при осуществлении инвестиций в специфические активы создаются определённые контрактные и организационные гарантии.

Третьей характеристикой, влияющей на выбор типа контракта, является частота трансакций. Для того, чтобы издержки по созданию и поддержанию сложных механизмов управления были оправданы, необходима повторяемость трансакций, при которой возникает положительный эффект от масштаба. Можно выделить три уровня частоты сделок: разовые, случайные (или спорадические) и регулярные (или непрерывные). Если сделка разовая и её исполнение занимает непродолжительное время, то отношения будут строиться на безличной основе, возможно с использованием типовых, стандартных контрактов, а споры будут решаться в суде. Примером может служить покупка квартиры. В этом случае сторонам не нужно устанавливать персонализированные отношения. Отношения носят формальный характер и прекращаются сразу после совершения сделки. Однако если сделка между партнёрами повторяется регулярно или её реализация требует, чтобы отношения между сторонами были бы более тесными, тогда эти отношения между сторонами приобретают менее формальный характер. Например, в контрактах найма большинство спорных вопросов между фирмами и их работниками решаются не в суде, а в процессе личного общения. В этом случае соответствующая форма контракта позволяет экономить издержки, связанные с использованием дорогостоящих формальных механизмов принуждения.

Итак, мы выяснили, какие факторы влияют на выбор типа контракта. Типы контрактов отличаются той ролью, которую играет в них цена, степенью специфичности ресурсов, которые являются предметом сделки, а также наличием специальных гарантий выполнения обязательств, закреплённых в контракте.

Рассмотрим более подробно основные характеристики альтернативных типов контрактов, которые различаются по своей продолжительности, по степени полноты условий договора. При этом мы не ограничимся сравнением различных типов контрактов, но посмотрим, какой способ организации сделки соответствует каждому типу контракта: как проводятся переговоры, как осуществляется контроль, как условия контракта меняются в ответ на изменение обстоятельств, как осуществляется принуждение к исполнению контракта. Стандартная экономическая теория предполагает, что рынок эффективен, но тогда возникает вопрос о том, как объяснить появление в рыночной экономике других способов организации. Институциональная экономика, предполагающая положительными трансакционные издержки совершения сделки, в результате которой происходит обмен ресурсами, утверждает, что стороны выбирают такой способ организации сделки, который позволяет минимизировать эти издержки.

Типы контракта и альтернативные способы организации сделки

Тип контракта Цена (р) Специфичность ресурса (k) Гарантии исполнения контракта (s) Способ организации сделки
Классический Решающая роль в стимулировании, координации и контроле k = 0 ресурс общего назначения s = 0 гарантии не нужна Рынок
Неоклассический Играет важную роль, но ограниченную специфичностью ресурсов k > 0 средняя степень специфичности ресурса s ¹ k гарантии должны быть предусмотрены в контракте Смешанные или гибридные формы
Отношенческий Не играет существенной роли k – значительная величина, ресурс высокоспецифичный или уникальный s = k исполнение контракта полностью гарантировано Иерархия или формальная организация

Классический контракт

Классический контракт – совокупность правил обмена между индивидами в условиях заключения полного и формализованного договора, предполагающим расторжение соглашения при возникновении конфликтной ситуации, гарантом выполнения является государство, ресурсы неспецифичные.

Формализованные контракты – договора с чётко прописанными правилами обмена, регулирующих предмет соглашения, набор прав и обязанностей контрагентов, а также способ урегулирования конфликтов и механизм принуждения к исполнению взятых обязательств.

Примером формализованного контракта могут служить публичные договора присоединения, предлагаемые одним контрагентом, как правило, крупным юридическим лицом другим юридическим, а также физическим лицам (договор об открытии счета в банке, о поставке электроэнергии населению и т.д.).

Полный контракт – договор, предполагающий фиксацию всех значимых параметров соглашения, в явном виде определяющим, каким образом должны вести себя стороны в том или ином случае, какие издержки нести и какие выгоды получать.

Следует заметить, что в реальной жизни составление подобного контракта представляется практически невозможным ввиду отсутствия у индивидов такого полезного качества как совершенное предвидение. Понятие идеальной полноты в теории может быть заменено понятием функциональной полноты, означающей возможность достраивания контракта третьей стороной в случае возникновения споров. Если в результате достраивания возможно точно определить намерения контрагентов, то такой контракт считается функционально полным. Для этого необходимо, чтобы неконтрактуемые параметры были верифицируемы для третьей стороны, призванной разрешать спорные вопросы.

Характеристики классического контракта:

v В основе этого типа контракта лежит классическое договорное право. Это двусторонний договор, основанный на действующих юридических правилах. Этот контракт чётко фиксирует условия сделки и предусматривает санкции в случае неисполнения условий контракта.

v Отношения сторон в этом контракте чётко определены и прекращаются после завершения сделки. Личные отношения и качества сторон в классическом контракте не играют никакой роли: отношения между сторонами полностью овеществлены.

v До заключения сделки у сторон нет обязательств по отношению друг к другу, заключая контракт, они определяют взаимные обязанности на время действия контракта. После выполнения договорных обязательств отношения между сторонами прекращаются.

v Никаких устных договорённостей классический контракт не признает. В случае возникновения конфликта между формальными, т.е. записанными в договоре, и неформальными, т.е. устными условиями главенствующими являются формальные условия договора. Все будущие обстоятельства, которые стороны хотят предусмотреть в договоре, должны быть сведены к настоящему и зафиксированы в качестве условий договора.

v Участия третьей стороны договор не предусматривает. При возникновении конфликта стороны обращаются в суд, но контракт должен быть предварительно заверен у нотариуса. Компенсация при неисполнении обязательств осуществляется в основном в денежной форме, лишь в случае весьма ограниченного круга благ, являющихся предметом договора, суд может выбрать в качестве средства судебной защиты контракта принудительное исполнение обязательств (например, при продаже земли, недвижимости, антиквариата).

v Сама по себе сделка, регулируемая классическим правом, негибкая, стороны не предусматривают возможность приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам в рамках данной сделки. Поэтому объём поставки и цены на товар в рамках этой сделки будут фиксированными. Планирование с целью приспособления к изменяющимся рыночным условиям должно осуществляться за пределами сделки. В качестве примера можно привести производителя каминных решёток в XIX в., который заключает контракт на поставку металла, необходимого ему для этого производства. Кратко способ его реагирования на меняющиеся условия можно охарактеризовать как покупку с целью удовлетворения текущих потребностей. Производитель каминных решёток не знает, какое количество продукции ему удастся продать. Приспособиться к меняющимся условиям спроса производитель может, лишь заключая контракт на покупку небольшого количества металла. Каждый раз, когда заключается контракт, он корректирует объём закупки с учётом состояния рынка каминных решёток. Необходимая гибкость реагирования достигается за счёт возможности войти на рынок металла, или воздержаться от входа на него.

Продавец, построивший плавильный завод для того, чтобы продавать металл производителям каминных решёток, сам несёт риск, связанный с изменением спроса на свою продукцию, за исключением тех случаев, когда он переложил риск на другую сторону с помощью форвардных контрактов. Если спрос на металл резко сократится, то капитал, инвестированный в плавильный завод, обесценится. Т.е. в рамках классического контракта нет места для планирования с целью приспособления к меняющимся условиям, планирование остаётся внутренним делом каждой стороны. Производитель каминных решёток и владелец завода в рамках заключённого ими классического контракта не договариваются о том, какие меры будет принимать каждая сторона в ответ на новые условия, каждая сторона решает возникшие проблемы самостоятельно.

v Способ организации сделки при классическом контракте – рынок. Понятие «рынок» знакомо любому человеку, и на первый взгляд представляется простым и понятным. В реальной экономике можно найти множество разнообразных рынков, один или несколько из них представляет себе человек, когда его спрашивают о том, что подразумевает это понятие. А экономическая теория сводит рынок к ценовой системе – это способ организации распределения ресурсов, в основе которого лежит механизм цен. Рынок будет эффективным способом организации сделки, если там присутствуют большое число покупателей и продавцов, если ресурсам можно найти другое применение, а партнёра по сделке без издержек заменить другим в случае разрыва контракта, поэтому личность партнёра по сделке не имеет значения и экономические агенты остаются независимыми. В классическом контракте стороны договариваются о цене поставки, которая определяется на основе цен, действующих на рынке наличного товара. Конкурентный рынок создаёт сильные стимулы для экономических агентов к экономии издержек, повышению качества, технологическим инновациям. Цены играют основную роль в координации действий агентов.

Рыночные альтернативы являются инструментом защиты каждой стороны классического контракта от оппортунистического поведения. В случае неисполнения одной из сторон договора своих обязательств, пострадавшая сторона обращается к другому продавцу или предлагает свой товар другому покупателю. Замену найти достаточно просто, поскольку классические контракты заключаются при сделках со стандартной продукцией или продукцией общего назначения.

Классический контракт был преобладающим типом контракта на протяжении всего XIX в. Серьёзный урок в отношении выбора типа контракта преподала Великая депрессия. Например, до Великой Депрессии многие соглашения об аренде заключались на длительный срок, вплоть до 20 лет, и в них устанавливалась фиксированная месячная арендная плата. Если такое соглашение заключалось в 1926 году, то к 1932 году сумма арендной платы не соответствовала существующему уровню цен, поскольку цены во время Великой Депрессии упали. Возникло большое количество судебных дел, огромное число арендаторов разорилось. Впоследствии соглашения об аренде стали включать довольно гибкие условия, которые могли бы смягчить разрушительное влияние изменения цен.

При увеличении сроков выполнения контрактных обязательств в условиях неопределённости полная презентативность становится запретительно дорогостоящей, а, возможно, и неосуществимой. Не все грядущие события, требующие адаптации, будут предусмотрены, и даже направления адаптации на стадии подписания договора оказываются неочевидны. Если в этих условиях жёстко зафиксировать условия соглашения между автономными участниками сделки, то в будущем это может повлечь за собой возникновение споров по поводу получения неоправданно высоких прибылей или, напротив, несения дополнительных издержек.

Неоклассический контракт

Пример простой сделки, для реализации которой достаточно заключения классического контракта, приводит в своей работе американский правовед Т. Пэлей. Грузоотправитель А – средний или крупный переработчик металлолома продаёт металлолом металлургическому заводу, расположенному на расстоянии 100 миль. Грузоотправитель перевозит груз по железной дороге и может использовать одного из трёх работающих на рынке перевозчиков. Для перевозки металлолома используются полувагоны общего назначения, без специального оборудования, грузоподъёмностью 180 тыс. фунтов, которые можно использовать для перевозки и других грузов (древесины, песка, стальных изделий, оборудования и других товаров, покупаемых крупными партиями). Реализация подобной сделки не предполагает специфических инвестиций.

Перевозчик инвестирует в стандартные полувагоны, и если грузоотправитель А откажется от сделки, то полувагоны общего назначения перевозчик сможет использовать для перевозки других грузов, ценность этих вагонов не будет зависеть от того, в каких сделках они используются. Грузоотправитель также имеет возможность выбора, он не зависит от конкретного перевозчика, ведь на рынке действуют три перевозчика, а ему требуются лишь полувагоны общего назначения. Итак, эта сделка предстаёт в виде дискретного обмена, который не создаёт взаимную зависимость сторон, начало и конец их отношений чётко определены.

В классическую контрактную схему вписывается далеко не всякая сделка. Если сделка реализуется в условиях неопределённости и её исполнение занимает длительное время, то предусмотреть все будущие обстоятельства и зафиксировать их в качестве условий договора оказывается слишком сложным, дорогостоящим или даже невозможным. В качестве примера подобной сделки Пэлей приводит сделку между грузоотправителем – производителем автомобилей и железнодорожным перевозчиком. Производитель автомобилей А хочет использовать железную дорогу как ленту конвейера для отправки своих автомобилей дилерам. Грузоотправитель намерен перевозить крупные партии готовых автомобилей на большие расстояния. Поставки постоянные и требуют 35-50 вагонов для полной загрузки ежедневно. Перевозить грузы будет перевозчик X. Для перевозки должны использоваться очень дорогие двух- и трёхуровневые вагоны, разработанные с учётом размера, веса и дизайна готовых автомобилей. Вагоны принадлежат перевозчику, вмещают 15-18 автомобилей, стоимость каждого вагона 40-70 тыс. долл. Эти специализированные вагоны крепятся к арендованным железнодорожным вагонам-платформам. Заказанные перевозчиком вагоны очень дорогие и рассчитаны на нужды только одного грузоотправителя – производителя автомобилей А, реализовать за пределами данной сделки можно лишь их ликвидационную стоимость, равную стоимости металлолома, полученного из них.

Для грузоотправителя А надёжность перевозки важна для удовлетворения спроса конечного потребителя и из-за значительных издержек хранения автомобилей на сборочном заводе. Грузоотправитель не захочет передавать большой объем поставки перевозчику, не будучи уверенным в том, что у железной дороги есть необходимое оборудование и профессиональные навыки для аккуратной и своевременной доставки груза. Перевозчик не захочет осуществлять специфические инвестиции в физические и человеческие активы без гарантии, что отношения будут длительными, и грузоотправитель действительно будет пользоваться его услугами.

Исполнение этой сделки займёт длительное время, а это означает, что её реализация будет происходить в условиях неопределённости, ведь с течением времени обстоятельства могут измениться, спрос на автомобили может упасть или возрасти, но предусмотреть все будущие случайности и зафиксировать их в качестве условий договора оказывается слишком сложным, дорогостоящим или даже невозможным. Стороны потребуют взаимных гарантий тем специфическим инвестициям, которые они осуществили в расчёте на эту сделку: перевозчик захочет, чтобы грузоотправитель взял на себя обязательство перевезти определённый объем груза, а грузоотправитель рассчитывает на то, что перевозчик предоставит ему специализированное оборудование и даст гарантии соблюдения определённых стандартов при предоставлении услуги. Тот контракт, который они заключат, можно отнести к категории неоклассического контракта.

Для того чтобы не отказываться вовсе от осуществления подобных обменов между независимыми контрагентами, необходимо перейти к новому способу реализации контрактных отношений. Неоклассическая модель контрактации используется, преимущественно, при заключении долгосрочных контрактов, неизбежно содержащих пробелы, т.е. являющихся неполными.

Неоклассический контракт – совокупность правил обмена между индивидами на основе неполного договора, предполагающего непрерывность отношений сторон при возникновении конфликтной ситуации до завершения сделки. Гарант выполнения контракта – третья сторона. Степень специфичности ресурсов – промежуточная.

Характеристики неоклассического контракта:

v Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в условиях неопределённости, который скорее напоминает договор о принципах сотрудничества.

v В неоклассическом контракте стороны не являются безликими, личные отношения играют важную роль, стороны находятся во взаимодействии друг с другом.

v В этих договорах источником дополнительной ценности является непрерывность сделки.

v Чем более длительными являются отношения между сторонами и чем более сложен предмет сделки, тем меньше значения придаётся цене и качественным характеристикам на стадии заключения контракта, и тем больше внимания уделяется правилам, которые будут регулировать отношения сторон, приспособление сторон к непредвиденным обстоятельствам, а также прекращение их отношений. Применяются не фиксированные цены, а правила гибкого ценообразования. Эти правила могут быть различными: достаточно простыми, например, следование цен за ростом стоимости жизни или их индексация, или более сложными: правило «издержки плюс» или установление цены как процента от продаж», которое применяется в договорах об аренде торговых центров. Возможен такой пункт договора, который можно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.069 с.)