В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.



Задания для самоконтроля к лекции 3

 

1. Обоснуйте оптимальность выбора использованных воспитателем продуктивных форм, методов и средств организации образовательного процесса по каждой из методик.

Педагогическая ситуация № 1. В целях формирования экологической культуры детей педагог обращается с просьбой к родителям свозить своих детей в парк на выходные и объяснить правила поведения в лесу. На следующей неделе он проводит занятие по рисованию на тему «Парк».

 

Задачи изобразительной деятельности и экологического образования, – опираясь на эти представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшейся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы.

 

Педагогическая ситуация № 2. После проведения подготовительных упражнений к освоению нового вида упражнений (кидание мяча в корзину) педагог предлагает детям отгадать загадки про мяч и корзину и определить, чем они будут сейчас заниматься, какими качествами нужно обладать и как данное физическое упражнение может пригодиться в жизни.

 

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность

проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего,

более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность

физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивает принцип систематичности. Во всех возрастных группах должна

соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность,

преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

 

Педагогическая ситуация № 3. Перед проведением занятия по лепке педагог создает проблемную ситуацию — «холодный пластилин», анализирует свойства вещества в зависимости от внешних условий и предлагает детям самостоятельно решить возникшую проблему, не вмешиваясь в ход событий. Затем проводится обсуждение и отбирается наиболее эффективный вариант дальнейших действий.

 

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом воспитанник активно включаются в ход занятия. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.

 

Педагогическая ситуация № 4. Музыкальный работник предлагает детям «сыграть» (под аккомпанемент взрослого) на музыкальных инструментах, которые лежат на столике. Подойдя к столику, дети находят лишь предметы-заместители (палочки, бутылки и т.д.). Педагог побуждает детей поэкспериментировать с предметами и предположить, как можно сыграть на них, извлечь звук.

 

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы заместители — сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

После того как малыш начнет самостоятельно пользоваться предметами-заместителями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к ребенку для стимуляции подобных игровых действий. Например: «Кажется, твой зайчик хочет морковку. Где у нас морковка?» или: «Ляля заболела, ей нужно дать лекарство. Что у нас будет таблетками?».

 

Педагогическая ситуация № 5. Педагог разделяет детей на несколько подгрупп и предлагает составить рассказ по одной картине от лица различных героев, изображенных на ней. Затем рассказы сравниваются. Детей подводят к выводу, что воспринимать одну и ту же ситуацию и действовать в ней можно по-разному.

 

Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

 

Педагогическая ситуация № 6. На занятии по математике педагог предлагает детям зарисовать на бумаге содержание задачи. Для этого он приводит пример на материале другой задачи, зарисовывая ее содержание на доске. В конце занятия педагог предлагает сравнить, чем отличались эти две задачи.

 

Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом формирования восприятия, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Занятия по математике способствуют формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действий

по образцу, выполнения заданий по словесной инструкции); сенсорному развитию (развитию умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по

образцу предметы, группировать их по определенному качественному или количественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов и функционального назначения, воспроизводить по подражанию, образцу и словесной инструкции изменения расположения предметов в пространстве и др.); развитию

речи (накоплению необходимого словарного запаса, употребление в речи названий некоторых временных отрезков (частей суток, дней недели, времен года); слов, обозначающих качественные и количественные признаки предметов,

количественные отношения; слов (наречий и предлогов), обозначающих пространственное расположение предметов, и др.); умственному развитию (развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, устанавливать

причинно – следственные отношения и зависимости и др.).

 

2. Трасформируйте предложенную схему анализа открытого занятия воспитателя под 1 изученную методику (по алгоритму М.Н. Перовой) на выбор.

Схема анализа

I. Место данного занятия в системе других занятий.

1. Подготовленность данного занятия предшествующими занятиями, т.е. обоснованность темы и цели данного занятия.

2. Степень готовности детей на данном занятии к восприятию знаний на последующих занятиях.

II. Структура занятия.

1. Основные этапы занятия: а) организация детей на занятии; б) повторение изученного на предыдущих занятиях; в) актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний; г) сообщение темы и целей занятия, сообщение нового материала воспитателем, восприятие и первичное осознание его детьми; д) повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний детей под руководством воспитателя и в самостоятельной деятельности; е) подведение итогов занятия.

2. Соответствие структуры занятия его теме и цели.

3. Целесообразность длительности каждого этапа занятия.

4. Взаимосвязь этапов занятия и подчиненность их основной дидактической цели занятия.

III. Материал занятия.

1. Научный уровень учебного материала.

2. Соответствие учебного материала (упражнений, теоретического материала, практических заданий) теме и цели занятия, возможностям детей.

3. Разная степень трудности учебного материала.

4. Количество учебного материала на занятии.

IV. Реализация основных дидактических принципов на занятии.

1. Научность сообщаемых знаний.

2. Доступность знаний детям, учет их возрастных особенностей, уровня развития и усвоения знаний.

3. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.

4. Связь материала с жизнью.

5. Активизация мыслительной деятельности детей. Развитие самостоятельности, навыков самоконтроля, познавательных интересов, речи детей.

6. Использование наглядных средств обучения: а) выбор наглядных пособий и дидактического материала; б) его соответствие теме и целям занятия, возрасту детей, целесообразность, внешнее оформление, правильность использования; в) сочетание слова, наглядности и ручной деятельности на занятии.

7. Охранительный режим на занятии.

V. Методы и приемы.

1. Разнообразие методов и приемов, их соответствие возрасту детей, содержанию учебного материала.

2. Развивающая направленность методов и приемов.

3. Приемы, которыми достигались создание положительного отношения к материалу занятия и преодоление индифферентности.

VI. Проверка знаний детей. Похвала, одобрение и подбадривание детей.

VII. Облик воспитателя.

1. Речь воспитателя: ясность, точность, выразительность, эмоциональность.

2. Знание материала занятия. Владение методами и приемами работы на занятии, демонстрация наглядности, проведение практической работы.

3. Общий характер поведения воспитателя на занятиях. Влияние поведения воспитателя на активность детей.

VIII. Общая оценка занятия.

1. Степень достижения образовательной, развивающей и воспитательной целей занятия.

2. Дисциплина детей на занятии.

3. Знания, полученные на занятии детьми. Виды сформированных умений и навыков.

4. Способы осуществления связи нового материала с уже известным. Способы осуществления непрерывности повторения.

5. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы на занятии.

Оцените успешность своей работы. По какой методике было легче составлять схему анализа? Почему? Сделайте выводы.

 

 

Примерная структура традиционных занятий

Организация занятия.

Ход занятия.

Итог занятия.

Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

Дидактическая игра.

Итог занятия

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

 

3.Сделайте развернутые аннотации для 3—4 методических пособий по технологиям воспитания и обучения дошкольников.

 

1.Карпеева М. В.

Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. 2 мл.гр  Год: 2016

Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. 2 мл.гр

Пособие разработано на основе многолетнего опыта работы. В основу пособия положено перспективное понедельное планирование 33 тем. Представлен необходимый лексический минимум, информационный материал и игровые технологии.

Данное пособие помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей, где ведущая роль отведена познавательно-речевому развитию. Материал способствует формированию целостной картины мира у детей 3-4 лет - второй младшей группы детского сада.

Пособие ориентировано на выполнение основной общеобразовательной программы и соответствует требованиям ФГОС. Пособие адресовано педагогам, логопедам, внимательным родителям....

 

2.Иванова О. М., Деркунская Вера Александровна, Баран Ю. Я.

Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие

Год: 2013

Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие

В пособии раскрывается специфика организации интегративной познавательной деятельности младших дошкольников (образовательные области "Познание", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Музыка"). За единицу интеграции взят сенсорный опыт и задачи сенсорного воспитания и развития, являющиеся ведущими для детей младшего дошкольного возраста. Разработанные интегративные игры-занятия, сценарии детских проектов с младшими дошкольниками помогут воспитателю организовать совместную познавательную деятельность с детьми от 2 до 4 лет.

Пособие адресовано воспитателям детских садов, может быть полезно родителям дошкольников, студентам педагогических специальностей....

Сравнивайте цены на Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие и покупайте дешевле.

3.Вершинина Н.Б.

Комплексная диагностика уровней освоения программы. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа

Год: 2012

Комплексная диагностика уровней освоения программы. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа

Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных проблем теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она позволяет оптимизировать образовательный процесс, определить результаты обучения, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

Диагностические задания, предлагаемые в данном сборнике, максимально учитывают особенности и возможности детей 5-6 лет, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у старших дошкольников реальный опыт.

Разработанная система комплексной диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также на качес...

Вы можете купить книги Комплексная диагностика уровней освоения программы. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа, с помощью нашего сайта.

Задания для самоконтроля к лекции 3

 

1. Обоснуйте оптимальность выбора использованных воспитателем продуктивных форм, методов и средств организации образовательного процесса по каждой из методик.

Педагогическая ситуация № 1. В целях формирования экологической культуры детей педагог обращается с просьбой к родителям свозить своих детей в парк на выходные и объяснить правила поведения в лесу. На следующей неделе он проводит занятие по рисованию на тему «Парк».

 

Задачи изобразительной деятельности и экологического образования, – опираясь на эти представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшейся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы.

 

Педагогическая ситуация № 2. После проведения подготовительных упражнений к освоению нового вида упражнений (кидание мяча в корзину) педагог предлагает детям отгадать загадки про мяч и корзину и определить, чем они будут сейчас заниматься, какими качествами нужно обладать и как данное физическое упражнение может пригодиться в жизни.

 

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность

проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего,

более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность

физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивает принцип систематичности. Во всех возрастных группах должна

соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность,

преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

 

Педагогическая ситуация № 3. Перед проведением занятия по лепке педагог создает проблемную ситуацию — «холодный пластилин», анализирует свойства вещества в зависимости от внешних условий и предлагает детям самостоятельно решить возникшую проблему, не вмешиваясь в ход событий. Затем проводится обсуждение и отбирается наиболее эффективный вариант дальнейших действий.

 

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом воспитанник активно включаются в ход занятия. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.

 

Педагогическая ситуация № 4. Музыкальный работник предлагает детям «сыграть» (под аккомпанемент взрослого) на музыкальных инструментах, которые лежат на столике. Подойдя к столику, дети находят лишь предметы-заместители (палочки, бутылки и т.д.). Педагог побуждает детей поэкспериментировать с предметами и предположить, как можно сыграть на них, извлечь звук.

 

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы заместители — сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

После того как малыш начнет самостоятельно пользоваться предметами-заместителями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к ребенку для стимуляции подобных игровых действий. Например: «Кажется, твой зайчик хочет морковку. Где у нас морковка?» или: «Ляля заболела, ей нужно дать лекарство. Что у нас будет таблетками?».

 

Педагогическая ситуация № 5. Педагог разделяет детей на несколько подгрупп и предлагает составить рассказ по одной картине от лица различных героев, изображенных на ней. Затем рассказы сравниваются. Детей подводят к выводу, что воспринимать одну и ту же ситуацию и действовать в ней можно по-разному.

 

Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

 

Педагогическая ситуация № 6. На занятии по математике педагог предлагает детям зарисовать на бумаге содержание задачи. Для этого он приводит пример на материале другой задачи, зарисовывая ее содержание на доске. В конце занятия педагог предлагает сравнить, чем отличались эти две задачи.

 

Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом формирования восприятия, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Занятия по математике способствуют формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действий

по образцу, выполнения заданий по словесной инструкции); сенсорному развитию (развитию умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по

образцу предметы, группировать их по определенному качественному или количественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов и функционального назначения, воспроизводить по подражанию, образцу и словесной инструкции изменения расположения предметов в пространстве и др.); развитию

речи (накоплению необходимого словарного запаса, употребление в речи названий некоторых временных отрезков (частей суток, дней недели, времен года); слов, обозначающих качественные и количественные признаки предметов,

количественные отношения; слов (наречий и предлогов), обозначающих пространственное расположение предметов, и др.); умственному развитию (развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, устанавливать

причинно – следственные отношения и зависимости и др.).

 

2. Трасформируйте предложенную схему анализа открытого занятия воспитателя под 1 изученную методику (по алгоритму М.Н. Перовой) на выбор.

Схема анализа

I. Место данного занятия в системе других занятий.

1. Подготовленность данного занятия предшествующими занятиями, т.е. обоснованность темы и цели данного занятия.

2. Степень готовности детей на данном занятии к восприятию знаний на последующих занятиях.

II. Структура занятия.

1. Основные этапы занятия: а) организация детей на занятии; б) повторение изученного на предыдущих занятиях; в) актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний; г) сообщение темы и целей занятия, сообщение нового материала воспитателем, восприятие и первичное осознание его детьми; д) повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний детей под руководством воспитателя и в самостоятельной деятельности; е) подведение итогов занятия.

2. Соответствие структуры занятия его теме и цели.

3. Целесообразность длительности каждого этапа занятия.

4. Взаимосвязь этапов занятия и подчиненность их основной дидактической цели занятия.

III. Материал занятия.

1. Научный уровень учебного материала.

2. Соответствие учебного материала (упражнений, теоретического материала, практических заданий) теме и цели занятия, возможностям детей.

3. Разная степень трудности учебного материала.

4. Количество учебного материала на занятии.

IV. Реализация основных дидактических принципов на занятии.

1. Научность сообщаемых знаний.

2. Доступность знаний детям, учет их возрастных особенностей, уровня развития и усвоения знаний.

3. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.

4. Связь материала с жизнью.

5. Активизация мыслительной деятельности детей. Развитие самостоятельности, навыков самоконтроля, познавательных интересов, речи детей.

6. Использование наглядных средств обучения: а) выбор наглядных пособий и дидактического материала; б) его соответствие теме и целям занятия, возрасту детей, целесообразность, внешнее оформление, правильность использования; в) сочетание слова, наглядности и ручной деятельности на занятии.

7. Охранительный режим на занятии.

V. Методы и приемы.

1. Разнообразие методов и приемов, их соответствие возрасту детей, содержанию учебного материала.

2. Развивающая направленность методов и приемов.

3. Приемы, которыми достигались создание положительного отношения к материалу занятия и преодоление индифферентности.

VI. Проверка знаний детей. Похвала, одобрение и подбадривание детей.

VII. Облик воспитателя.

1. Речь воспитателя: ясность, точность, выразительность, эмоциональность.

2. Знание материала занятия. Владение методами и приемами работы на занятии, демонстрация наглядности, проведение практической работы.

3. Общий характер поведения воспитателя на занятиях. Влияние поведения воспитателя на активность детей.

VIII. Общая оценка занятия.

1. Степень достижения образовательной, развивающей и воспитательной целей занятия.

2. Дисциплина детей на занятии.

3. Знания, полученные на занятии детьми. Виды сформированных умений и навыков.

4. Способы осуществления связи нового материала с уже известным. Способы осуществления непрерывности повторения.

5. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы на занятии.

Оцените успешность своей работы. По какой методике было легче составлять схему анализа? Почему? Сделайте выводы.

 

 

Примерная структура традиционных занятий

Организация занятия.

Ход занятия.

Итог занятия.

Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкаль­ном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.11 с.)