Древнерусское государство и право. 9-12 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнерусское государство и право. 9-12 вв.



Лекция 2

Лекция 3.

Государство и право феодальной раздробленности на территории Руси (12-14 века)

 

1. Общая характеристика

Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси многообразны:

– Система натурального хозяйства в экономике способствовала

изоляции отдельных хозяйственных единиц друг от друга. (Славянская

культура была едина)

– Социально-политическими предпосылками явились факты стремления

феодальных земледельцев к политической самостоятельности (У каждого князя было свое вече, бояре и дружина, а значит каждый маленький центр представлял модель государства. Шел процесс заземления и укрепления таких владений в государства. Князья взимали дань, не делившись с Киевской властью.)

– Важную роль сыграли внешнеполитические факторы - 1. Вторжение Татаро-монголов, 2. Исчезновение древнего торгового пути -Из Варяг в Греки-

– Духовными причинами явилось распространение христианства на Руси, которое шло с большими трудностями.

– В 12-13х веках большое развитие получило систему иммунитета, освобождавшую бояр от княжеского управления и суда.

Итог: формируются новые государства, зарождение раздробленности.

● Общественный государственный строй Псковской и Новгородской феодальных республик.

– Новгородская земля входила в состав КР до 12 века, занимая обширную территорию, центром которого был Великий Новгород.

В начале 12 века (=1136г.) бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием городских низов и крестьянства, захватили власть. Они становятся главой государства и отделяются от Киевской Руси.

– Псковская земля была частью Новгородской до середины 14 в. В 1348 Псков, выросший в крупный торговый центр, отделился от Новгорода и стал независим

22 октября 1721 в Троицком монастыре. после Северной войны

– —— Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова.

 Господствующее место в системе управления занимали бояре и феодалы

 Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появлению широкого среднего класса.

 В Новгороде, а затем в Пскове, сложилась необычная для средневековой Руси форма государственного устройства - Феодальная республика, особенностью которого стало вечевое народовластие, где

вече было формально высшим органом управления. Орган решал все вопросы политической, экономической, социальной и др. дел Пскова. Реальная власть в Пскове принадлежала боярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской организации

 Вооруженные силы включали дружину и городское ополчение

Высшими должностными лицами являлись: 1. Посадник (избирался из

посадных бояр, руководил боярским советом) 2. Присядский (введена в 12 веке, избиралась из богатых горожан, известных военными заслугами. Он решал вопросы суда, войны и др.) 3. Архиепископ (выбиралась из монахов и знатных вельмож. 4. Князь (приглашался после обсуждения на совете и вече. Осуществлял функцию военного управленца)

1. Церковь регулировала семейные отношения

2. Улицы делились на концы, во главе улиц и концов стояли старосты.

3. Судные грамоты Н и П ссудные грамоты возникли в результате

кодификации 15 века как источники судоустройства и процессуального права. Помимо этого, Псковская грамота регламентировала гражданско-правовые отношения, уголовное право (система преступлений и наказаний, субъектом преступления признавались все лица вне зависимости от социального происхождения. В случае совершения преступления несколькими участниками, все несли одинаковую ответственность. Сторона, выигравшая дело, получало правовую грамоту - Судная грамота. Разрешенные судом дело не пересматривалось.

Боярский совет в древнем Новгороде и Пскове — высший орган власти (наряду с вечем). Юридически главным органом власти считалось вече — собрание полноправных жителей города мужского пола — фактически же внутренняя и внешняя политика находилась в руках боярского совета («господы»).

В Новгороде боярский совет составлялся из верхушки новгородского общества — бояр — и представителей высшей новгородской администрации — посадников и тысяцких, сотских. Возглавлял совет владыка — архиепископ Софийского собора.

Боярский совет собирался по мере надобности и решал вопросы государственной жизни: подбирал кандидатуры князя, посадника, других должностных лиц, готовил вечевые собрания, необходимые документы, решал вопросы внешней политики.

Русские земли в составе Монгольской империи

– Начиная с 1237, армия Монголов начала свои завоевания. Монголия лояльно относились к разнице в религии на Руси (Монголия - ислам), присоединяя земли силой и облагая их данью, неуплата которой

–наказывалась набегами.

Правовые источники Монголии. Чин-Гиз Хан вводит новые консервативные законы, направленные на преобладание Монгольской нации. Существовали сборники более поздних правовых норм, имеющих обязательный характер.

Русские княжества в составе золотой орды первой половины 15 века оказались в положении данников. (т.е. вынуждены были выплачивать Монголам тяжелейшую дань. Однако сохранили при этом свою государственность, церковь и организацию. Сбор дани осуществлялся великим князем, право которого закреплялось Ханским ярлыком. Монголы на Руси ставили у власти не только Великого Князя, но и местных князей, тем самым подкрепив раздробленность и обеспечив трудности объединения.

Московской государство переняло некоторые черты административного управления Монголов, при этом Монголы выступали против вече и советов. Некоторые демократические элементы сохранились только в Новгороде и Пскове

Русские земли в составе великого княжества Литовского

Великое княжество Литовское, образовавшееся в XIII в., включало в себя в XIV в. некоторые русские земли. В 1385 г. в замке Крево была подписана уния (союз) между Литвой и Польшей (Кревская уния), в 1569г. в Люблине — уния об образовании единого государства — Речи Посполитой.

На середину XII в. приходится расцвет Галицко-Волынского княжества, которое в XIV в. было разделено между Литвой и Польшей. Эти русские земли в составе Литовского государства имели некоторые особенности общественного строя: наличие богатого боярства, владевшего большими земельными угодьями, значительная политическая и правовая автономия этих групп. В пределах Галицко-Волынского княжества насчитывалось более 80 городов, в княжестве образовался довольно широкий слой служилого дворянства, наделенного поместными землями.

До принятия Люблинской унии Черниговские и Смоленские земли вышли из состава Литовского княжества и отошли к Москве, но значительная часть русских земель оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до конца XVIII в. (Полоцкая, Витебская, Турово-Пинская, Берестейская и др.). Люблинская уния оформила многонациональное государство — Речь Посполитую.

Развитие общественного, государственного и правового строя этих княжеств происходило в рамках литовских и польских порядков и традиций. Главой государства был господарь, опиравшийся в своей деятельности на Совет панов (“паны-рада”), т. е. крупных феодалов- магнатов. В совет входили католические епископы, канцлер, подканцлер, гетман, маршалок, подскарбий, воеводы. В составе Совета со временем выделяется более узкий “тайный совет”.

С 1507 г. стал созываться (раз в два года) Великий вальный сейм —

 

сословно-представительный орган, состоявший из двух палат: сената и палаты депутатов. Депутаты избирались на местных сеймиках, представляли панов, епископов, шляхту. При обсуждении вопросов в сейме с середины XVII в. устанавливается право “вето”, когда любой депутат мог отменить решение сейма.

Высшими должностными лицами Литовского государства были: маршалки (земский, дворный и др.), канцлер (государственное делопроизводство, канцелярия и казна), подскарбий земский (государственная казна), “подскарбий дворный” (государева казна), гетман земский (военное командование).

После подписания Люблинской унии были образованы единые центральные органы: король (избираемый шляхтой), Сенат (из 16 членов), сейм.

Местное управление Литвы до подписания унии состояло из воеводств, старост, поветов, волостей, держав, уездов. Образовывались местные сеймики. Местными управителями были воеводы, старосты, урядники, войты, державцы, лавники.

Во главе городской администрации стояли выборные органы: войт, радцы, бурмистры. Им принадлежала административная и судебная власть в городе.

Высшим судебным органом был суд господаря. Другими судебными инстанциями были суд панов-рады. Главный трибунал (с 1581 г. избираемый на сеймиках от шляхты и духовенства), земские и подкоморские (по земельным спорам) суды. С начала XVI в. формируется суд асессоров (по поручению господаря) и маршалковский суд (разъездной суд). На местах действовали копные (общинные) крестьянские суды, суды старост и воевод.

 

 

Лекция 4

Лекция 6.

Российское государство и право (конец 18в. - середина 19в)

 

Вопрос 1.Общественный и государственный строй

На фоне либеральных гуманистических идей возникает Декабристская идея.

Экономические и социальные отношения в России в первой половине 19в характеризуются кризисными явлениями:

-Разложение феодально-крепостнического строя. Поместья приходят в упадок. Крепостной труд неэффективный. У помещиков не хватает средств для наемного труда.

-Капиталистические отношения проникают в деревни

-Наемный труд начинает применяться в мануфактурах (в 30-50е годы мануфактуры превращаются в капиталистические фабрики, на которых применяются паровые машины. Строятся первые железные дороги.

  

-Появляется новые классы - буржуазия и пролетариат. Феодальное государство на фоне новых факторов стремилось сохранить полное господство над дворянами и крестьянством.

Вопрос 2. Развитие системы государственного правления.

По форме государственного устройства в первой половине 19в. Россия оставалась абсолютной монархией.

Если Александр 1 в начале своего правления мечтал о либеральных преобразованиях, то в дальнейшем он от своих идей избавляется. Николай 1 вообще считал что условия для ограниченной монархии еще не созрели. Главное средство политической стабильности для него - укрепление военного и бюрократического аппарата

В первой четверти происходит переход от коллегиальной системы управления к единоначалию. Многочисленность коллегиальной системы вызвала необходимость органов, которые решают вопросы однородного вида - Министерства (манифест об учреждении министерств)

-Возникают 8 министерств

Военных сухопутных сил Морских сил Иностранных дел Юстиций

Внутренних дел Финансов

Коммерции

Народного просвещения

Все министерства строились на основе принципа единоначалия - личная ответственность каждого министра за состояние вверенных его министерству дел.

Министры получают право законодательной инициативы и ежегодно обязаны предоставлять отчеты о деятельности императору и сенату.

Для объединения и координации деятельности министерств и обсуждения общегосударственных вопросов образуется комитет министров. 1812 - закон о комитете министров.

На заседании комитета председательствует Император, или назначаемое им лицо. На заседаниях решаются различные вопросы: от административных, законодательных(по инициативе), до разрешения

                                 

судебных дел. Во второй четверти 19в. роль комитета министров снижается, Императорская канцелярия усиливается.

1809г. - Сперанский по поручению Алекандра подгатавливает проект. Введение уложению государственных законов. В основе проекта лежит принцип разделение властей.

-Законодательная власть - выборная государственная дума -Исполнительная власть - министерства

-Судебная власть - сенат

Государственный совет при императоре должен был связывать все три ветви власти.

Николай 1 разрабатывает законопроекты в собственной его императорского величества Канцелярии.

Роль государственного совета - Формальное обсуждение законопроектов.

Канцелярия Императора

В канцелярии сосредоточились дела, подлежащие царскому усмотрению (чтение и подписание)

Кроме того, канцелярия выполняет любые поручения императора по вопросам государственного управления.

Возрастание канцелярии приводит к появлению отделений.

1826-1842г. - Возникновение 6 отеделений

1.Контроль над министерствами, подготовка законопроектов 2.Кодификация законов (1830г. - Полное собрание законов российской Империи, 1835г. - свод законов РИ

3.Тайная политическая полиция (корпус жандармов)

4.Ведомство благотворительных учреждения и женских учебных заведений 5.Разработка реформ управления государственными крестьянами 6.Подготовка предложения по управлению Кавказом

Вопрос 3.

Систематизация и кодификация Российского законодательства.

Изменение права в 19в. вызывает стремление господствующих сословий сохранить феодальные самодержавные порядки и свои привелегии, а с другой стороны - необходимость приспособить их к капиталистическим отношениям.

Период радикальных преобразований Российского государства и общества.

Реформы той эпохи существенно экономическое развитие государства, изменили социальную структуру и государственный строй. Центральное событие реформ - отмена крепостного права.

1861 - манифест о всемиловавстившем даровании крепостным людям

– Регламентировался порядок освобождения крестьян и передаче им земельных наделов.

– Наделение сопровождается добровольным соглащением помещика и крестьянина

– спорные вопросы решаилсь посредством мирового посредника

– выкупной договор

 

Февраль октябрь 1917 гг.

 

- Февральская революция 1917 г. Причины и последствия

1. Первая Мировая война - изменение в государственном аппарате в годы пмв.

1. В июле 1914 года совет министров наделяется чрезвычайными полномочиями.

2. Военное положение вводиться в 50 губерниях, а в остальных чрезвычайное

3. Война вызвала необходимость принятия черезвычайного законодательства

1. Это нормы и и особые законы действующие на

 

 правовые документы

1. Положения о полевом положении войск

2. Правила о местностях объявленной на военных положениях и управлениях

3. Внесены дополнения в военно судный уставь,в части действий чуда в военное время.

4. Закон об ответственности за шпионаж. - расширяет понятие шпионской деятельности, усиливает ответственность за неё.

2. Во второй половине 17 года в Петрограде возникают проблемы с хлебом. 28 февраля столица оказывается в руках восставших. Был арестован министр внутренних дел. Временный комитет объявляет о намерении возглавить восстание и установить государственный и общественный порядок, в этот же день временный исполнительный комитет собрания рабочих депутатов принимает постановления районных комиссариатов и милиции, так возникает Система двоевластия. 2 марта в результате их договорннности возникает временное правительство. Оно являлось не легитимным, 3 марта в первой своей декларацией, представляет принцип своей деятельности. В это время Пётром совет включая левых партий добивается установления в россии республиканского строя. В то же время кадеты октябристы и другие право входящие Правительства хотят остановить монархию на конституционной основе, таким образом складываються положения в стране когда в центре и на местах действуют две власти, высший орган гос власти, Система двое властия,

особенности Российской государственности 1917 гг.

1. Демократизация государственный аппарата

2. Создан е органов государственный регулирования

3. Децентрализация государственного управления. 

 

* 15 апреля всеобщее избирательное право с 18 лет

* Органы самоуправления получают самостоятельность

* Целый ряд государственных должностей ликвидируется по принципу их

* Недемократичности аппарата

* Усиление экономики со стороны гос-ва вызвало возникновение земельных и продовольственных комитетов

* Опыт всех революций предлагал заменять армию и полицию, но народную милицию, чтобы удержать полит власть.

 

3. Правовая политика ВП

 

Законодательство ВП:

- основной источник права-законы Российской Империи, были преобразованны с учетом революционных требований и обещанный ВП.

- Для координации законотворческой деятельности в марте 17г. ВП формирует народные совещания, совокупность крупнейших юристов России, представителей партии кадетов.

- ВП значительно расширяет права и свободы граждан и организаций, постановлении о кооперативных товариществах и союзах.

- Военно-административные методы введённые царизмом до революции были продлены ВП

- Значительную роль в законодательной деятельности ВП сыграло постановлениями. Данное постановление определяет критерий использования законодательства в новых условиях, что ещё больше подтвердило стремление ВП к реставрации старых порядков, радикализации рабочих, солдат и крестьян.

 

 

Конституция ссср 1936г.

С 1924-1936 в стране произошли существенные изменения: 1. Многоукладная экономика превратилась в плановое государственное 2. Были ликвидированы остатки эксплуататорских классов 3. Произошла сильная трансформация крестьянства 4. Сформировался новый правящий слой бюрократии и идеологов.

Конституция 1936: 1. состояла из 13 глав и 146 статей. 2. Полит основа ссср советы депутатов трудящихся которым принадлежит вся власть в стране 3. Экономическое слово социалистической система хозяйства 4. Труд рассматривается как обязанность 5. Гос устройcтво как федеративное союзное объедение 11 республик. 6. Конституция провозглашала единое гражданство 7 высшими органами власти становиться верховный совет ссср законодательный орган состоящий из двух палат.

 

 

Развитие отраслей права

 

Конституция ссср принцип разделения властей отвергался как буржуазный, первостепенный источник права становиться закон. Это всякий акт принятый представительным органом и содержащий нормы общего значения. Устанавливающий определенные правила людей. Введение поспартов институтов прописки усиливает административный контроль над населением. Процесс концеттрации гос власти внутри узкого кругов чиновников сопровождался сужением гражданских жправ основной массы населения

 

СССР на кануне войны

 • Проведение внешней политики на создание системы коллективной безопастности

1937 г. Договоры с Францией Чехословакией и Британией)

1939г. Переговоры с Англией и Францией, пакт о ненападении Германии и ссср.

Причины Второй Мировой войны

1. Борьба за насильственный передел мира

2. Попытка стран Европы выйти из экономического кризиса 1929-1933

3. Борьба за установление нацисткой фашисткой идеологии

 

Итоги и последствия

1. Потери населения (точной цифры нет, но очень много)

2. Материальные потери

3. Политические социальные и моральные последствия тоталитарных видов правления

4. Раскол мира на два полит лагеря и начало холодной войны

5. Создание ООН и декларация о свободе человека

6. Отчуждение фашисткой идеологии

7. Повышение авторитета ссср

 

2. Структура и управление страной

 

3. Правовая политика ссср в годы войны

Правовая система сложившаяся в до военный период в основном сохраняешься до вступления ссср в Войну, однако формирование чрезвычайных органов и институтов, заметно сужает область договорных отношений, усиливает тенденции договорных отношений, усиливает отношение к централизации. Гражданско правовые методы уступают административно правовым, жёстче становиться уголовная правовая репрессия в области наследственного, семейного, трудового права. Устанавливается военно-мобилелизационные принципы во всех сферах отношения.

Изменения в области правоотношения

1. Уголовное право —июль1941 года указ об ответственности за распостройнение в военное время ложных слухов, ноябрь 1943 указ об ответственности за разглашении гос. тайны, апрель 1943 возникновения специальных субъектов уголовного права, фашисткие преступники и их пособники. Декабрь 1942 расширяешься состав спекуляции.

2. Гражданское право— июль 1944 указ о помощи беременным одиноких матерям август 1943 постановление о неотложных мерах по восстановления хозяйства. Ноябрь 1944 и марта 1945 гг о правах и обязанности супругов

 Суд и процесс в период войны

Часть территориальных судов переорганизубться в военные

До 1943 года трибуналы из трёх постоянных слонов далее на них участвуют заседатели

Процесс военных трибуналов, рассмотрение дел в предельно короткий срок приговоры не подлежат коссационному обжалованию пересматриваться только в порядке надзора дела слушаются в закрытом процессе, командующими округами и армиями военные советы могли приостановить исполнения смертных приговоров остальные немедленно. Меняется подход к идеологии усиливаться исторические тенденции образуется рабоче-крестьянская красная армия она переобразуеттся в вкпб советского союза принцип сближения города и деревни

 

 

Советское гос-во и права в период развитого социализма 1953-1991

 

1. Организация государственный управления

2. Развитие права

 

Основные тенденции развития сферы управления гос-вом

1. Октябрь 1965 закон о реорганизации системы органов управления промышленностью

2. Благодаря конституции 1977 года (ноябрь 1979 г. Принимаются новые законы «о верховном суде СССР, о прокуратуре ссср о арбитраже, июль 1980 г. Вносятся изменения в закон основы законодательства о судо устройстве»

3. 1962 г. Создается смешанная система партийно государственного контроля. Ноябрь 1979 г. Принимается закон о функциях и органах народного контроля

4. Особенность организации—массовость и широкий охват вопросов и проблем система народного контролям существует с прокуратурой и контролирует соблюдениям законности

В 1980 цк КПСС бороться с коркпцией.

5. С 1990 года начинаются проблемы и принимается попытка перейти к частному предпринимательству ещё в июне выходит закон о государственный предприятии

6. Июнь 1988 г. Выдвигают проект конституционной реформы

7. Март 1990 согласно конституционными собраниями в соотвествии с Конституции преобразовании избирается Горбачёв

 

 

2. Вопрос

 

1. Конституция из 9 разделов

2. Констатирует развитое политическое общество

3. Закрепляет нормы новые формы не посредственной демократии

 

 

Лекция 2

Древнерусское государство и право. 9-12 вв.

Вопрос 1.Политическое образование восточных славян.

Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в центральной и восточной европе, и в первых веках нашей эры проникли в бассейн Дуная и на Балканский полуостров.

В 6-7 веке производственные силы славянского общества значительно выросли.

Начиная с 4 века, впервые в летописях появляется слово “Русы” (Росы). Этимология слова неизвестна, возможно связана с производным словом от “река”.

 

– Крупными восточно-славянскими племенами считаются следующие: Поляне, Древляне, Эльменские славяне, Дреговичи, Кривичи, Половчане, Родимичи, Ритичи.

Родоплеменные отношения выстраивались на основе института вождизма, далее следовали военачальники и их приближенные (дружинники). Из родоплеменной знати и богатых общинников складывается господствующий класс, который начинает экспулотировать крестьян и рабов.

Древней формой совместной жизни и труда славян являлась община, которая называлась “миром” или “вервью”.

Постепенно превратившись из родовой в территориальную, община представляла собой село иди деревню, состоявшую из нескольких семей, которые вели свое отдельное хозяйство.

У каждой общины имелся погост, где проводились религиозные обряды, праздники, торги, сбор дани. Здесь же находилось общее кладбище и красное место для жертвоприношений.

Вокруг больших общин постепенно возникали малые общины, таким образом большие община начинают называться “градами” (т.е. города)

Град - укрепленный центр, где находились: княжеский двор, священные реликвии, запасы продовольствия, дома земских бояр и княжеских дружинников, ремесленников и торговцев.

К 9 веку на Руси образовалось не менее 24-рёх крупных городов, имеющих серьезные укрепления (Новгород, Чернигов, Смоленск, Суздаль, Муром и тд.)

В городах самые уважаемыми людьми являлись старейшины.

– Для управления делами своего города вече (т.е. собрание горожан)

выбирало уважаемых людей - старейшин.

Постепенно управление городов непосредственно переходило в руки богатой родоплеменной знати. Капитал знати ставил в зависимость родоплеменных крестьян.

Крестьяне полностью облагались данью, деньги с которой князья тратили на оборону города и жителей. Тем самым города обогощаются.

Таким образом, соц-экономический строй восточных славян во второй половине первого тысячелетия нашей эры характеризуется разложением первобытно-общинного строя, формированием классового общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса. Итог - появление государства.

Вопрос 2. Образование древнерусского государства.

Норманская теория. Согласно НТ, скандинавские (варяжские) князья и дружины способствовали скорейшему объединению древнерусского государства.

           

Власть над крупнейшим городом - Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых - Рюрик, положил начало княжеской династии. После смерти Рюрика варяжский князь Олег объединил Новгород и Киев в 882г. Варяжская знать оказалась под сильным влиянием славянской культуры и очень скоро обрусела.

Образование в 9 веке на территории восточных славян единого крупного древнерусского государства с центром в Киеве способствовало распространению государственности на все восточные Славянские племена. Русь стала географическим именем.

Киевское государство объединило разные славянские племена и все славянство получило название Русь.

– Теория оспаривалась славянофилами, в том числе Ломоносовым, с аргументацией того, что конкретный приход Рюрика почти никак не повлиял на становление государства.

Вывод: в 10-том веке родоплеменная организация русских земель окончательно превратилась в территориальную. Возникло большое количество городов, как административных военных судебных центров управления. С образованием киевской Руси четко выделились 3 главных звена управления: князь, дружина, вече

Вопрос 3. Общественный и государственный строй древней Руси.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального земледелия, усилению власти феодалов-земледельцев и угнетению зависимого населения.

Время правления Ярослава и Владимира Мономаха - Период наибольшего Киевской Руси (11 век). Удалось объединить все племена, и к 11 древнерусское государство налаживает торговлю и дипломатию, выходя на уровень развитых государств того времени.

Сословия.

В господствующий класс феодалов входили: Киевские князья, местные князья, общинная знать или бояре, дружина.

Элементом феодального общественного строя становится княжеская вотчина (обширная территория с расположенными на ней крестьянскими мирами и небольшими городами.

Правящий князь раздавал земли своим приближенным и детям, тем самым образовывались вотчины.

Бояре разделялись на земских и княжеских. (земские - хозяева крестьян, княжеские - за заслуги)

Киевская Русь по форме правления являлась раннефеодальной монархией.

      

Вопрос 4. Зарождение права восточных славян.

Источниками древнерусского права являются: правовые обычаи, княжеская судебная практика, договоры с византией, Русская правда Ярослава Мудрого, Религия.

Правовые обычаи.

К нормам правового обычного права относится положение о кровной мести (равноправная месть) и о круговой поруке (ответственность за действия сообщинника).

В 9-10 века на Руси действовала система норм устного обычного права.

Княжеская судебная практика (прецендентный источник права) (яввлыяется источником права в англо-саксонской системе, но не яаляется в романско-германской)

Положения (прецеденты), полученные в процессе судебных заседаний, закрепленные в праве.

 Договоры с Византией.

Анализируя русско-византийские договоры, можно сделать

следующий вывод: в договорах содержится положения “договорного права” на основе компромисса между русским и Византийским правом. Военная сила Киева и порождаемая ею внешнеполитическое могущество привело к поритетным отношениям с Византией.

4. Русская Правда - первый юридический сборник-издание законов князя.

Признаки РП:

– Официальный акт

– Памятник феодального права

– На протяжении нескольких веков служила основным руководством

при судебном разбирательстве, т.е. являлась источником

материального и процессуального права.

– Объединила все действующие источники древнерусского права.

Представила новое писанное законодательство.

– Была удачно зафиксирована на несколько веков вплоть до 16 века.

 

Лекция 3.

Государство и право феодальной раздробленности на территории Руси (12-14 века)

 

1. Общая характеристика

Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси многообразны:

– Система натурального хозяйства в экономике способствовала

изоляции отдельных хозяйственных единиц друг от друга. (Славянская

культура была едина)

– Социально-политическими предпосылками явились факты стремления

феодальных земледельцев к политической самостоятельности (У каждого князя было свое вече, бояре и дружина, а значит каждый маленький центр представлял модель государства. Шел процесс заземления и укрепления таких владений в государства. Князья взимали дань, не делившись с Киевской властью.)

– Важную роль сыграли внешнеполитические факторы - 1. Вторжение Татаро-монголов, 2. Исчезновение древнего торгового пути -Из Варяг в Греки-

– Духовными причинами явилось распространение христианства на Руси, которое шло с большими трудностями.

– В 12-13х веках большое развитие получило систему иммунитета, освобождавшую бояр от княжеского управления и суда.

Итог: формируются новые государства, зарождение раздробленности.

● Общественный государственный строй Псковской и Новгородской феодальных республик.

– Новгородская земля входила в состав КР до 12 века, занимая обширную территорию, центром которого был Великий Новгород.

В начале 12 века (=1136г.) бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием городских низов и крестьянства, захватили власть. Они становятся главой государства и отделяются от Киевской Руси.

– Псковская земля была частью Новгородской до середины 14 в. В 1348 Псков, выросший в крупный торговый центр, отделился от Новгорода и стал независим

22 октября 1721 в Троицком монастыре. после Северной войны

– —— Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова.

 Господствующее место в системе управления занимали бояре и феодалы

 Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появлению широкого среднего класса.

 В Новгороде, а затем в Пскове, сложилась необычная для средневековой Руси форма государственного устройства - Феодальная республика, особенностью которого стало вечевое народовластие, где

вече было формально высшим органом управления. Орган решал все вопросы политической, экономической, социальной и др. дел Пскова. Реальная власть в Пскове принадлежала боярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской организации

 Вооруженные силы включали дружину и городское ополчение

Высшими должностными лицами являлись: 1. Посадник (избирался из

посадных бояр, руководил боярским советом) 2. Присядский (введена в 12 веке, избиралась из богатых горожан, известных военными заслугами. Он решал вопросы суда, войны и др.) 3. Архиепископ (выбиралась из монахов и знатных вельмож. 4. Князь (приглашался после обсуждения на совете и вече. Осуществлял функцию военного управленца)

1. Церковь регулировала семейные отношения

2. Улицы делились на концы, во главе улиц и концов стояли старосты.

3. Судные грамоты Н и П ссудные грамоты возникли в результате

кодификации 15 века как источники судоустройства и процессуального права. Помимо этого, Псковская грамота регламентировала гражданско-правовые отношения, уголовное право (система преступлений и наказаний, субъектом преступления признавались все лица вне зависимости от социального происхождения. В случае совершения преступления несколькими участниками, все несли одинаковую ответственность. Сторона, выигравшая дело, получало правовую грамоту - Судная грамота. Разрешенные судом дело не пересматривалось.

Боярский совет в древнем Новгороде и Пскове — высший орган власти (наряду с вечем). Юридически главным органом власти считалось вече — собрание полноправных жителей города мужского пола — фактически же внутренняя и внешняя политика находилась в руках боярского совета («господы»).

В Новгороде боярский совет составлялся из верхушки новгородского общества — бояр — и представителей высшей новгородской администрации — посадников и тысяцких, сотских. Возглавлял совет владыка — архиепископ Софийского собора.

Боярский совет собирался по мере надобности и решал вопросы государственной жизни: подбирал кандидатуры князя, посадника, других должностных лиц, готовил вечевые собрания, необходимые документы, решал вопросы внешней политики.

Русские земли в составе Монгольской империи

– Начиная с 1237, армия Монголов начала свои завоевания. Монголия лояльно относились к разнице в религии на Руси (Монголия - ислам), присоединяя земли силой и облагая их данью, неуплата которой

–наказывалась набегами.

Правовые источники Монголии. Чин-Гиз Хан вводит новые консервативные законы, направленные на преобладание Монгольской нации. Существовали сборники более поздних правовых норм, имеющих обязательный характер.

Русские княжества в составе золотой орды первой половины 15 века оказались в положении данников. (т.е. вынуждены были выплачивать Монголам тяжелейшую дань. Однако сохранили при этом свою государственность, церковь и организацию. Сбор дани осуществлялся великим князем, право которого закреплялось Ханским ярлыком. Монголы на Руси ставили у власти не только Великого Князя, но и местных князей, тем самым подкрепив раздробленность и обеспечив трудности объединения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.202 с.)