История военной авиации в г. Омске 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История военной авиации в г. Омске



История военной авиации в г. Омске

 

 

Город Омск является авиационным городом и история г. Омска тесно связана с авиацией с момента зарождения ее в России. Наряду с предприятиями авиационной промышленности в г. Омске базировались авиационные воинские части:

1 Сибирский авиационный отряд;

5 авиационная база;

53 отдельная корпусная авиационная эскадрилья;

102 и 52 авиационные бригады (в 1934 году была сформирована 102-я авиационная бригада СибВО, в 1938 году переименованная в 52-ю авиационную бригаду. В 1940 году бригада расформирована.)

Омское военное авиационное училище летчиков (Омская школа пилотов);

64 истребительный авиационный полк;

153 отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения;

1229 отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения;

1290 центр боевого управления;

975 авиационная комендатура;

1840 центральная авиационная техническая база хранения;

105 отдельная авиационная эскадрилья РВСН;

340 авиационная эскадрилья ВДВ;

Транспортная эскадрилья 117 военно-транспортного полка.

 

Й Сибирский авиационный отряд

 

В июне 1918 года в г. Омске появилось первое авиационное подразделение –   1-й Сибирский авиационный отряд. Командовал отрядом прапорщик Буров, который объединил вокруг себя находившихся в Омске офицеров – авиаторов. Приказом по Сибирской армии от 21 июня Буров был назначен временным командующим 1-го Сибирского авиационного отряда. Материальная часть авиаотряда состояла из трёх самолётов системы «Фарман № 30», брошенных большевиками при отступлении.  Эти самолеты при отступлении армии Колчака  были перевезены по железной дороге в Новониколаевск. В Новониколаевске  благодаря энергии начальника авиационного отдела штаба армии поручика Дмитриева Н.М. были организованы первые в Сибири авиационные мастерские. Их руководителем стал Попов Максим Иванович, бывший инженер-конструктор авиазавода. В то время он работал в железнодорожных мастерских и на получаемое жалованье строил во дворе собственного дома самолет типа бимоноплан. После ремонта самолеты были приведены в боевое состояние и согласно приказа по армии от 13 июля 1918 года 1-й Сибирский авиаотряд вошел в состав Уральского корпуса. Попов М.И. в 1922 году возглавил созданный в Омске авиационный завод № 13.

 

Начало 30-х годов является важным рубежом в строительстве советской военной авиации, ознаменовавшим переход ее на более высокую ступень в общей системе строительства Вооруженных Сил, превращение ВВС из вспомогательного средства вооруженной борьбы в самостоятельный род войск.

Интенсивный рост военной авиации и обновление самолетного парка накануне Великой Отечественной войны потребовали в короткие сроки увеличить число летного и инженерно-технического состава Военно-воздушных сил, повысить уровень его подготовки. Кроме того, повышение качества обучения авиационных специалистов необходимо было производить с учетом опыта боевых действий, накопленного в Испании, Китае, на Халхин-Голе, у озера Хасан. В связи с этим в СССР стала активно расширяться сеть военно-учебных заведений по подготовке кадров.

 

Омская школа пилотов

 

1 мая 1940 года была сформирована авиашкола, получившая наименование «Омская школа пилотов» (приказ командующего СибВО № 061 от 17.05.1940). В 1945 г. переименована в Омское военное авиационное училище летчиков. Она начала свое формирование 15 апреля 1940 года на базе 52-й авиационной бригады в составе 2-х эскадрилий и школы стрелков-радистов. Из личного состава 52-й авиационной бригады назначались командиры подразделений школы пилотов. Первая группа курсантов приступила к полетам на самолетах только в октябре 1940 года, однако уже 28 февраля 1941 года состоялся первый выпуск Омской школы пилотов.

Созданная в 1940 году Омская школа пилотов, сделавшая до войны два выпуска военных летчиков на самолетах СБ, в 1941 году расширилась за счет эвакуированных из Европейской части СССР Коростеньской и Харьковской авиашкол.

За годы войны училищем было подготовлено более 1500 летчиков.         28 выпускников училища во время войны были удостоены почетного звания Герой Советского Союза, в том числе 16 омичей. Семеро выпускников училища – летчики-испытатели удостоены звания Герой Советского Союза после войны.

Училище расформировано в 1960 г.

 

Воздушно-десантных войск

340 отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья (овтаэ)   сформирована на базе 116 отдельной военно-транспортной авиационной эскадрильи 104 гвардейской Воздушно-десантной дивизии в августе 1960 года (на основании директивы Командующего Воздушно-десантными войсками № 447200 от 1 июля 1960 года.) 

Место формирования эскадрильи город Остров Псковской области. После формирования 340 овтаэ вошла в состав 44 учебной воздушно-десантной дивизии (впоследствии 242 учебный центр подготовки младших специалистов ВДВ).

Главной задачей эскадрильи с момента формирования и до расформирования являлась формирование и поддержание высокого уровня натренированности летного состава, который позволил выполнять полеты днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях и при установленном минимуме погоды, а также десантирование личного состава 242 учебного центра ВДВ.

Места базирования 340 овтаэ:

г. Остров Псковской области (с августа 1960 г. по сентябрь 1961 г.г.),

г. Алитус Литовской СССР (с сентября 1961 г. по июль 1969 г.г.).

г. Пренай Литовской ССР (с июля 1969 г. по май 1993 г.),

пгт Марьяновка Омской области (с мая 1993г. по октябрь 1994 г.),               г. Омск (с октября 1994 г. по декабрь 2009 г.)

В декабре 2009 года 340-я овтаэ выведена из состава ВДВ и вошла в состав 6956 гвардейской Красносельской Краснознаменной авиационной базы (1 разряда) военно-транспортной авиации.

В ноябре 2011 года 340-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья была объединена с 14-й авиационной эскадрильей. Вновь созданной воинской части было присвоено новое наименование – войсковая часть 45097-3.

25 января 2014 года в/ч 45097-3 вошла в состав 117-го военно-транспортного авиационного полка

 

В г. Омске родились или проживали в разные годы 22 Героя Советского Союза, летчики, которые были удостоены этого звания, как в годы Великой Отечественной войны, так и после войны. В честь некоторых из них названы улицы г. Омска.

 

Многие омичи, воевавшие в годы Великой Отечественной войны в авиации неизвестны  широкому кругу лиц. Вот только истории некоторых из них.

 

СКАТОВ Пётр Сергеевич

 

Скатов Петр Сергеевич родился в 1915 г. в г. Омске в семье рабочих.

Закончил ФЗУ при паравозо-вагонном ремонтном заводе, затем работал слесарем на деревообделочном комбинате. Без отрыва от производства закончил Омский аэроклуб. Осенью 1937 г. был призван на службу в армию. Службу проходил на Дальнем Востоке связистом в 28-й тяжело-бомбардировочной авиационной бригаде, а в 1939 г. поступил в Ейское авиационное училище          им. И.В. Сталина, который закончил в 1940 г. по первому разряду.

После окончания училища лейтенант Скатов П.С. был назначен летчиком во 2-й минно-торпедный авиационный полк 63-й бомбардировочный авиационной бригады Черноморского флота, где был зачислен в 5-ю авиаэскадрилью, которая размещалась на аэродроме Сарабуз Симферопольского района (пгт Гвардейское).

После выполнения первого боевого вылета на бомбардировку порта самолет ДБ-3ф, пилотируемый старшим пилотом лейтенантом Скатовым П.С. от огня зенитной артиллерии противника получил повреждения. После бомбометания самолет ДБ-3ф теряя скорость начал отставать от самолетов эскадрильи, возвращающихся на свой аэродром. Одиночный самолет был атакован двумя немецкими истребителями Ме-109. Стрелок – радист Розанов Александр Петрович точным огнем своего пулемета поразил один из истребителей противника. Второй истребитель в одиночку не стал атаковать самолет              Скатова П.С. и удалился. Скатов П.С. проявив высокое летное мастерство и мужество сумел долететь до своего аэродрома, но у самого аэродрома экипажу пришлось столкнуться с новой неприятностью: из-за повреждения, полученного в бою, не вышла левая стойка шасси. Все попытки летчика выпустить левое шасси не увенчались успехом, и тогда он принял решение садиться на одно шасси. При посадке самолет получил незначительные повреждения: была повреждена обшивка и погнут левый винт. Своими грамотными и умелыми действиями летчик спас и самолет и членов экипажа.

Старший пилот 5 аэ 2 мтап лейтенант Скатов П.С. кандидат ВКП (б), секретарь бюро ВЛКСМ за образцовое выполнение боевых заданий в период военных действий был назначен на должность командира звена. После публикации в газетах подвига Гастелло Скатов П.С., как секретарь комсомольской организации, по совету заместителя командира эскадрильи старшего политрука Филиппа Костькина провел на эту тему с комсомольцами беседу, призывая их к самоотверженной борьбе с фашистами.

Командир звена лейтенант Петр Осипов так характеризовал Скатова П.С.: «Делу партии и социалистической Родине предан. Настойчиво изучает труды классиков марксизма-ленинизма и историю ВКП(б). Находчив, обстановку оценивает правильно. Умеет воспитывать у подчиненных боевой дух. Обладает силой воли. Летает уверенно. Летное дело любит.»

В боевом донесении 4-й румынской армии за 17 сентября 1941 г. сообщается, что 15 советских бомбардировщиков и 30 истребителей бомбили и обстреливали пулеметным огнем румынские войска в районе Фрейденталь-Петерсталь,_Ленинталь-хутор Дальницкий, а также Березени-Вакаржаны-Выгоды. Румынским зенитчикам удалось сбить один бомбардировщик.

В наших документах говорится, что днем 17 сентября 1941 г. 6 самолетов ДБ-3 2 мтап вылетели с аэродрома Сарабуз имея задание нанести удар по позициям полевой артиллерии 11 армейского корпуса 4-й румынской армии в районах Ленинталь-Выгода, где держала оборону 25-я Чапаевская стрелковая дивизия.

 Командир звена лейтенант Скатов П.С., вел свое звено из 3 самолетов. Когда все самолеты пролетели над Ленинталем зенитная артиллерия среднего калибра противника открыла огонь. Несмотря на огонь зенитной артиллерии самолеты сделали два захода над целью и произвели бомбовый удар по батареям противника, где были видны сильные взрывы.

Во время первого захода на цель огнем зенитной артиллерии был подбит самолет лейтенанта Скатова П.С. Снаряд попал в левый двигатель, отчего он загорелся, и пламя охватило левую плоскость. Лейтенант Скатов П.С. попытался маневрами самолета загасить пламя и добраться до своей территории, но пламя охватило всю левую плоскость и стала приближаться к фюзеляжу.

Выполняя последнюю волю членов экипажа радист самолета успел передать ведущему группы прощальную радиограмму: «Самолет подбит. Спастись невозможно. Свой долг выполним до конца. Прощайте».  Самолет вошел в спираль, потом со скольжением на крыло стал беспорядочно падать, однако летчику удалось выправить самолет, и он направил горящий самолет со всей бомбовой нагрузкой (10 «ФАБ-100» и 2 «РРАБ-3»)  на скопление танков и пехоты противника. От мощного взрыва столб огня, дыма и земли взметнулся вверх. Это был первый огненный таран в боевой летописи черноморской авиации и этот таран на позиции противника видели жители села Выгода.

14 марта 1942 г. командованием части на имя отца Скатова П.С. направлено извещение о том, что 17 сентября 1941 г. их сын пропал без вести.

В марте 1981 года в честь 60-летия ВВС Краснознаменного Черноморского флота, на проспекте генерала Острякова в г. Севастополе был открыт памятник авиаторам-черноморцам, не имеющим захоронений. На памятнике написано: «Здесь увековечена память летчиков, штурманов, стрелков, радистов ВВС Черноморского флота, погибших в боях за Родину и не имеющих мест захоронений». На памятнике высечены 1297 фамилий, в том числе фамилии всех четырех членов экипажа самолета ДБ-3ф «За Сталина»: Скатова П.С.,           Катурги Л.Ф., Розанова А.П. и Торба И.А. Фамилии всех членов экипажа, высечены также на мемориальной плите среди 340-х имен погибших 40-го бомбардировочного Констанцского Краснознаменного авиационного полка в поселке Октябрьский, Красногвардейского района, Республика Крым.

По официальным данным до настоящего времени считается, что в огненном таране погибли все четыре члена экипажа. Однако в ходе поисковых исследований, проведенных членами ООООВА «Крылатое братство» удалось установить, что  вместе с командиром звена, старшим пилотом лейтенантом Скатовым П.С. погибли члены его экипажа: стрелок – радист младший сержант Розанов Александр Петрович, 1920 г.рождения, призванный Залучским РВК Ленинградской области и воздушный стрелок краснофлотец Торба Иван Андреевич, 1921 г. рождения, призванный Градижским РВК Полтавской области, Украинской ССР.

Штурман самолета лейтенант Катурга Леонид Филиппович, 6 июня 1920 г. рождения, украинец, призванный Алма-Атинским РВК Казахской ССР выпрыгнул из самолета с парашютом и в районе населенного пункта Красный Переселенец попал в плен. Для него это был пятый полет на боевое задание. При нем оказались: удостоверение № 41/1706 от 17 июня 1041 г., в котором указано его звание и сведения идентификации; удостоверение № 1/1406 от 14 июня 1941 г., выданное гарнизоном г. Ялты; членский билет ВКП (б) № 42/11542, выданный 30 августа 1941 г. политотделом 63-й авиабригады ВВС Черноморского флота; две бесплатные продуктовые карточки на завтрак, обед и ужин; три маленькие фотографии его самого. Катурга Л.Ф. трижды предпринимал попытки бегства из концлагеря, однако все попытки были неудачными. В 1945 году освобожден из плена. После прохождения проверки в фильтрационном лагере НКВД уехал к себе на родину в г. Алма-Ата. Закончил университет и работал учителем истории в средних школах № 25 и 94 г. Алма-Ата. Умер Катурга Л.Ф. в 1994 г.

После войны многие захоронения, которые были в районе станции и села Выгода, были перенесены в общую братскую могилу возле школы с. Выгода, в том числе тела Скатова П.С., Розанова А.П. и Торбы И.А. В братской могиле похоронены солдаты и офицеры, погибшие при освобождении с. Выгода в               1944 году (номер захоронения ЗУ380-16-446).

 

АЛЕКСЕЕВ Николай Васильевич

 

Алексеев Николай Васильевич, 30.05.1914 года рождения. Родился в                    с. Фастовецкое, Тихорецкого района Краснодарского края.

После окончания планерной школы под Москвой по комсомольскому набору Алексеев Н.В. поступил в Балашовскую авиашколу, которую окончил в 1938 году. После авиашколы был направлен в пилотом в 210 авиационный отряд (г. Новосибирск). В 1941 году переехал жить в г. Омск и с 1941 по 1975 годы, с перерывами, работал в Омском аэропорту.

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года СНК СССР утвердил “Положение о Главном управлении гражданского воздушного флота на военное время”. На его основании был приведен в действие мобилизационный план. На основании приказа Народного Комиссариата обороны СССР № 0047/с от 09.07.1941 началась мобилизация на фронт. В оперативном отношении гражданский воздушный флот подчинили Наркомату обороны, хотя многие функции, присущие отрасли, сохранились за Главным управлением ГВФ.

Для помощи Красной Армии и участия во фронтовых операциях были сформированы шесть авиационных групп ГВФ особого назначения. В авиагруппы особого назначения были выделены лучшие экипажи.

В боевом строю наших Военно-Воздушных Сил всю войну, от ее первого до последнего дня, сражались сформированные авиагруппы, полки и дивизии Гражданского Воздушного Флота.

Первая группа пилотов Омского аэропорта в составе Васина Н.С., Иванова В.С., Кузнецова Д.П., Космульского С.А., Малюгина, Мохина А.А. и Сергеева вылетела на своих самолетах на фронт уже 25 июня 1941 г. Вторая группа пилотов в составе Алексеева Н.В., Оленева С., Охрименко С., Степанова И., и Рязанцева П. вылетела на фронт в начале сентября 1941 г.

Перед пилотами стояла задача – перегнать самолеты на фронт и вернуться в г. Омск. По прибытию на фронт и сдачи самолетов пилоты пошли отдыхать. Во время отдыха зашел разговор о том, что не надо отдавать свои самолёты другим пилотам, а надо самим летать на них. На том и порешили. Утром пилоты прибыли к командиру эскадрильи с просьбой оставить их на фронте. Для командира эскадрильи просьба пилотов не оказалась неожиданной, он как будто знал, что произойдет именно то, что произошло. Алексеев Н.В. был зачислен летчиком в              3-й авиационный отряд Особой Северной авиагруппы. Так он начал свой боевой путь.

На второй день он уже начал летать к линии фронта на своем У-2. Самолёты У-2 на фронте использовались для доставки в места назначения командования и офицеров связи, почты, вывоза тяжело раненых бойцов и командиров с передовых участков фронта.

9 июля 1941 года последовал приказ Народного Комиссара обороны СССР о том, что “...Личный состав ГВФ, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию и на него распространить все права и преимущества, установленные для военнослужащих Красной Армии”. Алексеев Н.В. принял военную присягу, получил военное обмундирование и воинское звание – младший лейтенант.

По ночам пилоты на своих самолётах летали бомбить передний край немцев. Самолёт У-2, как известно, в воздухе был беззащитен. Всё его оружие – это смелость и находчивость пилота. Умело выйти из огня зенитной артиллерии противника, вырваться из лучей прожекторов, увильнуть от истребителей противника задача была довольно сложной. Боевой опыт и знание технических возможностей своих самолётов позволяли пилотам использовать их с максимальной отдачей. Ещё на своей территории пилоты набирали высоту, на подходе к позициям немцев выключали двигатели и бесшумно планировали прямо на цель или же на максимально малой высоте с невысокой скоростью обрушивали бомбы на головы ничего не ожидавших врагов. На самолет У-2, как правило, загружали фугасную бомбу весом 100 кг и две осколочные бомбы по 35 кг. Зачастую пилоты отказывались от парашютов и вместо него брали дополнительную бомбу.

В связи с ожесточающимися боями на фронте, перед авиагруппами ГВФ все чаще ставились задачи на перевозку к линии фронта медикаментов и медицинского персонала для оказания экстренной помощи раненым.

Яркой страницей в историю гражданской авиации в начальный период войны вошли героические полеты ее экипажей в осажденный фашистами Ленинград осенью 1941 года

Первую награду орден «Красной Звезды» младший лейтенант Алексеев Н.В. получил в мае 1942 г. Из представления к награждению следует, что «т. Алексеев Николай Васильевич третий месяц Отечественной войны работает летчиком в 3-й авиаотряде Особой Северной авиагруппы. Работая на санитарном самолёте т. Алексеев невзирая на трудные для полёта метеорологические условия, прикладывая все свои силы и знания вывозил тяжело раненых бойцов и командиров с передовых участков фронта.

Спасая жизнь своих боевых товарищей т. Алексеев умело пилотируя свой санитарный самолёт проводил его из под носа вражеской авиации самым незаметным образом, не давая возможности противнику издеваться над его беззащитной машиной.

На санитарной работе по вывозке раненых т. Алексеев налетал 210 часов без каких-либо нарушений…

За последние два месяца работы в отряде т. Алексеев вывез 96 человек раненых…»

Ярким периодом в истории ГВФ в Великой Отечественной войне стала помощь партизанам. Полеты на огни партизанских костров осуществлялись на протяжении всей войны, всеми авиагруппами и авиаотрядами ГВФ на всем протяжении фронта от Карелии до Крыма. Полеты в тыл противника стали незабываемы для фронтовиков Аэрофлота.

В 1942 г. эскадрилью небесных тихоходов, в которой воевал Алексеев Н.В. придали Ленинградскому штабу партизанского движения. Начались полеты за линию фронта – к народным мстителям Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Рейсы только ночные. По нескольку раз за ночь самолеты эскадрильи пересекали линию фронта. На своем У-2 Алексеев Н.В. забрасывал партизанам все необходимое, начиная с боеприпасов и кончая письмами, вывозил на «большую землю» больных и раненых народных мстителей. Воздушный мост между партизанами, народными мстителями и «большой землей» действовал бесперебойно. Но наряду с этим самолёты У-2 продолжали использоваться для бомбёжки переднего края противника.

За оборону г. Ленинграда младшему лейтенанту Алексееву Н.В. командиром 4-го Отдельного авиационного полка ГВФ вручена медаль «За оборону Ленинграда» (акт от 21 августа 1943 г.)

Свою третью награду – орден Красного Знамени старший лейтенант Алексеев Н.В. получил в сентябре 1943 г. В представлении к награждению сказано, что: «На самолёте У-2 совершил 160 ночных боевых вылетов. Из них 60 на бомбежку переднего края противника и 100 вылетов по обслуживанию партизан Ленинградской области. Налет – 570 часов. Произвёл 50 посадок в тылу врага. Перевёз 62 партизана, в том числе вывез обратно двух раненых.

Доставил партизанским отрядам 5600 кг продовольствия и боеприпасов. Сбросил на опорные пункты противника 130 авиабомб весом 9500 кг. Разбросал на оккупированной территории 125 тыс. листовок…»

Как-то за линию фронта снарядили одновременно более десяти самолётов. Алексеев Н.В. вылетел первым. Разыгрывался буран. Самолёт буквально окунулся в снежную мглу, его стало бросать из стороны в сторону. У пилота была одна мысль: «Не заблудиться бы». Алексеев Н.В. тешил себя мыслью и о том, что в месте назначения погода может быть лучше, а летел он тогда в сторону Новгорода.

В разводьях облаков показались знакомые места, лесная опушка, где Алексееву Н.В. уже приходилось садиться. Но, его не покидала мысль: «Почему нет огней, сигналов от партизан?». Алексеев Н.В. сделал несколько кругов, прежде чем принял решение садиться. Для себя он решил, что не может он возвратиться обратно, не выполнив задание.

На земле его никто не встретил, зато за лесом шёл бой. Алексеев Н.В. приметил два отдельных дерева. Раскопав под деревьями снег, он перетащил туда из самолета ящики с патронами, а сверху положил мешок махорки. Завалил всё ветками. Хорошо, что была метель – она заметала следы. После разгрузки груза Алексеев Н.В. удачно взлетел и вылетел в сторону своего аэродрома. Когда он совершил посадку на родном аэродроме то увидел, что все самолеты стоят зачехленные. Как оказалось никто кроме него, в ту ночь из-за плохой погоды никуда не вылетел. Алексеев Н.В. доложил командиру эскадрильи капитану Рыбакову С. о выполнении задания и указал координаты, где можно обнаружить груз. Утром из штаба позвонили и сообщили, что партизаны благополучно нашли груз и благодарят пилота за «посылку».

Не раз партизаны сообщали о смелых и решительных действиях                 Алексеева Н.В. Он один из немногих пилотов был награжден медалью «Партизан Отечественной войны» 1 степени.

Алексееву В.Н. приходилось забрасывать в глубокий тыл и советских разведчиков. Был случай, когда Алексеев Н.ВА. летал в Эстонию для заброски разведчика. Продолжительность полета составил 14 часов. Весь самолет был заставлен бочками с бензином.

Свою четвертую награду орден Красного Знамени старший лейтенант Алексеев Н.В. получил в апреле 1944 г. (приказ командующего авиацией дальнего действия от 21 апреля 1944 г. № 0203/н).

Командиром 4-го отдельного авиаполка Гражданского воздушного флота Алексеев Н.В. был представлен к награждению орденом Ленина, однако решением начальника Главного управления ГВФ был награждён орденом Красного Знамени.

За что же он представлен к данной награде? Согласно краткого конкретного изложения личного боевого подвига Алексеев Н.В. «После последнего награждения совершил 30 боевых вылетов с посадкой в тылу противника на ограниченные площадки, доставил партизанским отрядам 10 миномётов, 200 винтовок, 100000 патронов, вывез из тыла 40 раненых партизан.

Начальник Ленинградского штаба партизанского движения секретарь обкома генерал-майор Никитин предложил, во что бы ни стало вывезти из глубокого тыла немцев секретаря Волосовского района ВКП (б) тов. Ингенена.

Задание усложнялось тем, что в районе посадки не было подходящей площадки. Алексеев буквально на «пятачок», окруженный лесом, посадил самолёт и отлично выполнил это важное задание.

В октябре месяце 1943 г. партизанский отряд Григорьева имел 2-х раненых, которые изматывали силы отряда и не давали возможности проводить боевые операции.

Летчик Алексеев на площадку размером 150х25 м по карманным фонарикам посадил свой самолёт, вывез раненых и отряд начал успешно действовать.

В октябре месяце 1943 г. партизанский полк Тараканова имел большое количество раненых, вследствие чего прекратил свои боевые операции.

Площадка, с которой предстояла эвакуация раненных, была ограниченных размеров и обнаружена немцами. Других площадок в данном районе не было, поэтому партизанский полк вёл за неё непрерывные бои.

Алексеев, невзирая на опасность и сложность метеообстановки, в течение 4-х ночей совершил 11 посадок и вывез 22 тяжело раненых партизан, одновременно доставил в полк 6 миномётов и 850 кг боеприпасов.

В ночь с 7-го на 8-ое марта первым освоил полёты с посадкой к Эстонским партизанам.

Вся его боевая работа характеризуется наиболее трудными, ответственными, дерзкими операциями».

В 1944 году, когда уже было понятно, что победа не за горами, от правительства СССР поступил указ «Срочно снять веселый, радостный фильм о наших доблестных воинах». Снимали фильм под Ленинградом, на аэродроме Левашово, а в качестве консультантов выступали летчики, только что вернувшиеся с фронта, они же были «дублерами» — заменяли в кадре артистов, когда нужно было поднимать самолеты в воздух. Алексеев Н.В. был дублером главного героя фильма – майора Булочкина, которого играл выдающийся актер — Николай Афанасьевич Крючков. Как рассказывал сам Алексеев Н.В. во время съёмок с ним произошёл случай, который только благодаря его выдержке и самообладанию закончился благополучно. Перед камерами кинооператоров Алексеев вел самолёт на бреющем полёте, а впереди была стена, над которой он должен был подняться вверх, а затем по сценарию должен был следовать взрыв. Однако пиротехники ошиблись в расчетах и взрыв произошёл раньше времени. Взрыв произошёл прямо под крыльями самолёта. Самолёт бросило на стену. Алексееву Н.В. удалось удержать самолет буквально в нескольких метрах от стены, но за стеной оказались деревья. Алексеев Н.В. увидел аллею и принял единственно правильное решение - направил свой самолёт между деревьями. Премьера картины «Небесный тихоход» состоялась в преддверии первой годовщины Великой Победы — 1 апреля 1946 года. Но в титрах фильма мы не видим фамилии некоторых артистов, снимавшихся в фильме, как Фаина Раневская, а также дублеров артистов.

Свыше 250 боевых вылетов в тыл противника совершил пилот Алексеев Н.В., сто семнадцать раз садился в тылу врага на партизанских аэродромах и всё на одном и том же У-2 с бортовым номером 764, на котором улетел из Омского аэропорта на фронт. При выполнении боевых задач зачастую приходилось летать и на самолете Р-5.

Боевая доблесть Алексеева Н.В. была достойно оценена Советским правительством. Он награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «Партизан Отечественной войны» 1 степени, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «Отечественной войны» 1 степени. Был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, однако представление не было реализовано.

С 1946 по 1950 годы Алексеев Н.В. работал командиром 272 авиаотряда Северного управления Гражданского воздушного флота в г. Архангельске.

В декабре 1950 г. Алексеев Н.В. снова переехал в г. Омск и был назначен командиром звена, а затем командиром авиаэскадрильи. В 1963 году возглавил санитарное звено самолетов Як-12 в качестве командира звена. Летный и технический состав относился к нему с большим уважением и между собой звали его «отец Алексий». Молодых пилотов в звено отбирал сам, сам же их и доучивал. Применял и свои методы обучения. Например, мог сказать, что из                 г. Тары вчера вышел трактор, но до конечного пункта не добрался и не могут его найти. Смотрите внимательно, может обнаружите. В течение нескольких дней пилоты внимательно осматривали с высоты землю, но трактор так и не видели. Только по истечению времени Алексеев Н.В. признавался, что он про трактор сказал для того, чтобы молодые пилоты местность, над которой летают, хорошо изучили. Оказывается, что во время войны был случай, когда над нейтральной полосой сбили самолёт У-2 и пилоты, летавшие к партизанам, по этому самолёту ориентировались. Увидели – значит у своих.

Летал Алексеев Н.В. до 17 июля 1973 г. Списан с летной работы в связи с уходом на пенсию и списанием последнего самолета Як-12.

В Омском аэропорту вспоминают, что Алексеев Н.В. в своем последнем полете на самолёте Як-12 благополучно взлетел, в небе включил радио, запел и сказал: «Небо, я тебя любил, и ты меня любило!» Пилот пролетающего мимо самолёта о нарушении пилотом самолёта Як-12 правил радиообмена доложил диспетчеру, однако его одернули, дабы не мешал заслуженному и уважаемому пилоту проститься с небом.  

Общий налет Алексеева Н.В. составил 12 330 часов 41 минуту на самолетах У-2 (в 1944 году был переименован в По-2), Як-12 и вертолете Ми-1.

После увольнения на пенсию был назначен начальником команды отряда ВОХР Омского аэропорта.

22 декабря 1975 г. исключен из списков личного состава Омского аэропорта в связи со смертью.

 

СИНЮКАЕВ Василий Михайлович

 

       Синюкаев Василий Михайлович родился 14 января 1923 г. в селе Знаменское, Знаменского района Орловской области, где в 1940 г. окончил 9 классов. В октябре 1940 г. поступил в Пролетарский аэроклуб г. Москвы, где прошел подготовку на самолете У-2. По окончании аэроклуба в апреле 1941 г. был направлен в Борисоглебскую Краснознаменную военную школу пилотов им. В.П. Чкалова, который окончил в апреле 1943 г. с присвоением воинского звания «младший лейтенант». 

Синюкаев В.М. участвовал в Великой Отечественной войне на 1 и          4 Украинских фронтах в составе 113 гвардейского истребительного авиационного Карпатского ордена Суворова полка в должности летчика, старшего летчика и командира авиационного звена.

Участник парада Победы на Красной площади в июне 1945 г.

За время Великой Отечественной войны выполнил 89 боевых вылетов, из них на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 54, прикрытие наземных войск - 12, свободную охоту - 14, на разведку войск противника - 9. Принимал участие в 25 воздушных боях.

В представлении на награждение орденом Красной звезды в 1944 г. сказано:

«Выполняя боевое задание на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков проявляет исключительное мастерство и дерзость в бою, при его участии в сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков не было ни одного случая потери их от истребителей противника, будучи ведомым дважды обеспечил победу над врагом своему ведущему.»

В служебной (боевой) характеристике за период Великой Отечественной войны по июнь 1945 г. сказано: «Боевые задания всегда выполнял отлично и тактически грамотно, в бою смел и решительный, в боевой обстановке ориентируется быстро и решения принимает грамотно. Летчики его звена под его непосредственным руководством произвели 169 боевых вылетов, из них на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 99, прикрытие наземных войск – 27, на свободную охоту – 25 и на разведку войск противника – 14, произвели 48 воздушных боев, в которых сбили 4 самолета противника, не потеряв при этом ни одного своего самолета и летчика.»

    Синюкаев В.М. в 1946 г. закончил высшую офицерскую авиационную школу воздушного боя ВВС ВС СССР, а в 1955 г. Первые центральные летно-тактические курсы летного состава ВВС по курсу командиров авиационных полков.

    Приказом командующего войсками Московского военного округа ПВО от 15 ноября 1955 г. № 0327 майор Синюкаев В.М. был назначен командиром сформированного 20 октября 1955 г. 64 истребительного авиационного полка, которым командовал до 20 июля 1967 г.

    С 1967 по 1973 г.г. – проходил службу на должности начальника Омского учебного авиационного центра ДОСААФ, где продолжал выполнять полеты.

    После увольнения в запас работал руководителем полетов, начальником авиационного отряда ПО «Полёт».

    За время прохождения службы в Вооруженных Силах СССР освоил 18 типов самолетов: По-2, Ут-2, Ути-4, И-16, ЛаГГ-3, ЛА-5, ЛА-7, Р-63, Як-7, Як-12, Як-15, Як-17, Миг-9, МиГ-15, МиГ-17, Су-9, Л-29 и Ан-2.

    Налет за время Великой Отечественной войны составил 311 час, а общий налет за время службы в Вооруженных Силах составил 4051 час.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красной звезды, двумя орденами Красного знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалями: За боевые заслуги, За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., За освобождение Праги и др.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1965 г. Синюкаеву В.М. присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР».

После увольнения в запас Синюкаев В.М. вел активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи в воинских и трудовых коллективах, в учебных заведениях.

Умер Синюкаев Василий Михайлович 24 января 1994 г.

 

История военной авиации в г. Омске

 

 

Город Омск является авиационным городом и история г. Омска тесно связана с авиацией с момента зарождения ее в России. Наряду с предприятиями авиационной промышленности в г. Омске базировались авиационные воинские части:

1 Сибирский авиационный отряд;

5 авиационная база;

53 отдельная корпусная авиационная эскадрилья;

102 и 52 авиационные бригады (в 1934 году была сформирована 102-я авиационная бригада СибВО, в 1938 году переименованная в 52-ю авиационную бригаду. В 1940 году бригада расформирована.)

Омское военное авиационное училище летчиков (Омская школа пилотов);

64 истребительный авиационный полк;

153 отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения;

1229 отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения;

1290 центр боевого управления;

975 авиационная комендатура;

1840 центральная авиационная техническая база хранения;

105 отдельная авиационная эскадрилья РВСН;

340 авиационная эскадрилья ВДВ;

Транспортная эскадрилья 117 военно-транспортного полка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.082 с.)