Краткая история местности. Градостроительная и стилевая характеристика местности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая история местности. Градостроительная и стилевая характеристика местности.



Объект культурного наследия регионального значения «Руины кирхи». Калининградская обл., Правдинский р-н, пос. Железнодорожный, ул. Первомайская, 1. Вид с квадрокоптера с северо-западной стороны.  Автор: Столповская Анастасия. 2020 г.

Объект культурного наследия «Руины кирхи» находится в непосредственно близости к центру поселка Железнодорожный. От центральной площади кирху отделяют исторические кварталы с сохранившейся орденской застройкой, ограниченные такими улицами, как: ул. Черняховского (Hindenburgstrasse), ул. Калининградская (Bergstrasse), ул. Коммунистическая (Wilhelmstrasse), ул. Пушкинская (Stallstrasse), ул. Первомайская (Kirchenstrasse), пер. Больничный (Schulstrasse), пер. Дорожный (Dammstrasse).

Прусская крепость, существовавшая на месте современного Железнодорожного, впервые упоминается в 1251 году. Ранее имела название Гердаво (Гердавия, Гирдове). В этом же  году она была захвачена рыцарями Тевтонского ордена во время первого Прусского восстания. Место и одноименная крепость получили свое имя в честь бартского вождя Гердава из рода Рендалия.  После добровольного принятия христианства он добился разрешения на постройку церкви у крепости от Папы Иннокентия IV (1243-1254).

В 1257 году было образовано комтурство с центром в крепости Гердауэн, в документе, датированном 14 апреля 1257 года, упоминается первый комтур Гердауэна Герникус де Альфред. Во многих архивных источниках эта дата используется как дата основания Гердауэна. Наряду с многочисленными сёлами и имениями в округе Гердауен были два города: Гердауен и Норденбург. Город Гердау уходит своими истоками к посёлку, попытки строительства которого были предприняты в 1260 году. Но, к сожалению во время Второго прусского восстания, крепость не выдержала долгой осады и после того, как запасы продовольствия иссякли, Гердав собственноручно сжег крепость и вместе с семьей бежал в Кенигсбергский монастырь.

В 1315 году комтур Гердауэна Иоханнес фон Виннунген приступил к строительству каменного замка. На реке Омет (ныне река Стоговая) были построены запруда и мельница. В 1325 году, в день Святых Петра и Павла, замок Гердауэн был торжественно освящен и, в память об этом событии, на гербе Гердауэна были изображены Петр и Павел. К слову и 1325 год также можно рассматривать как год образования нынешнего поселка Железнодорожный.

Герб Гердауэна и изображением Святых Петра и Павла.

Еще в середине XIV века на холме напротив замка образовалось крупное поселение. В 1345 построили сохранившуюся до сих пор церковь. В 1347 году к стенам Гердауэна подошло войско великого князя литовского Ольгерда, но, разграбив окрестные деревни, штурмовать замок не решилось. Активные набеги на Гердауэн продолжались вплоть до 1373 года. Из-за регулярных набегов, к середине XIV в. в более стратегически выгодном месте, на холме с противоположной стороны озера Банктин, образовывается новое поселение Гердауэна с кирхой и городскими укреплениями.

В то время, когда посёлок заметно рос, 21 сентября 1398 года поселение, выросшее у стен замка, получило от гроссмейстера Тевтонского ордена Конрада фон Юнгингена городское право и дополнительно 120 гуфов (надел земли). Еще одна дата, которая и ныне отмечается как день рождения поселка, что, как говорилось выше, не совсем правомерно. Новый город стал, как мы легко догадываемся, аграрным бюргерским городом. Позже в качестве промысловой отрасли добавилось пивоварение, которое занимало большую часть жителей.

С 1398 по 1407 год развернулось большое строительство и концу этого периода все наделы были застроены. Некоторые из тех домов стоят до сих пор. Это едва ли не единственный населенный пункт, где сохранились жилые дома орденского периода (если говорить точнее сохранились фундаменты, а дома более чем за 700 лет были восстановлены практически в прежнем виде). В 1406 году было завершено строительство городских укреплений, ворот, северная стена кирхи была укреплена и соединилась с городской стеной. (В последние века эта городская стена, как нам стало известно от других восточных прусских городов, была значительно разрушена и в 18 веке была восстановлена). Уникальные старые ворота, впоследствии на месте которых был построен жилой дом, памятник архитектуры, находится в весьма плачевном состоянии. В Гердауэне примерно в конце XIV века был построен небольшой доминиканский монастырь.

Начавшаяся Великая война с поляками и литовцами (1407-11) не способствовала городскому процветанию. И до 1428 года о Гердауэне ничего не было слышно.

В 1428 Гердауэн вошел в Прусский союз городов и начал борьбу за свободу от тевтонского диктата. Естественно, что масло в огонь подливало польско-литовское лобби. Не сумев окончательно разгромить орден в ходе Великой войны, поляки всячески способствовали его разрушению изнутри. В отличие от других прусских городов для Гердауэна эта борьба за свободу кончилась весьма неожиданно. Когда началась Тринадцатилетняя война ордена с Прусским союзом, то в качестве союзника ордена в Прибалтику был приглашен саксонский рыцарь-феодал Георг фон Шлибен со своим отрядом. Именно Шлибен в 1454 взял штурмом Гердауэн, за что получил его в наследную собственность. В точности замком Гердауэн с городом, мельницей, ближайшими деревнями, лесами и пустошами, а также озерами, включая Банктин вблизи замка Гердауэн. Вся территория, принадлежащая Шлибенам была почти соразмерна будущему округу Гердауэн (Gerdauen Kreis).

После окончания Тринадцатилетней войны, в отличие от других, Гердауэну не была возвращена свобода. Более того – в 1469 город лишился своего городского статуса. Забегая вперед, городом Гердауэн стал вновь только в 1831 году.

С образованием города сформировалась квартальная планировочная структура города, внешне кварталы которого повторяли контур (очертания) мыса. Две продольные улицы (Первомайская (Kirchenstrasse) и Коммунистическая (Wilhelmstrasse)) были пересечены с поперечной улицей (улица Черняховского (Nordöstlicher Markt) и окружали рыночную площадь (90х120 м), в центре которой находилась ратуша до 1774 года.

Согласно основополагающим данным основные придворные земли на рыночной площади должны занимать площадь 17х4 рут(-30,25х17,8) м. Некоторые дома были двухэтажными фахверковыми постройками, которые были повёрнуты к улице фронтоном и первоначально, как и у нижнесаксонских домов (Нижняя Саксония – область на севере Германии), имели большие ворота на фасаде или «поднятые» аркады, так что перед арками образовывалась площадка, что уже наблюдалось в других городах немецких восточных поселений, например, в Хиршберге, в Ризенгебирге или в соседнем городе Гердауена Фридланде.

Как возникло и развивалось строительство Гердауен, а также Норденбурга, исторические исследования этих времён до 1945 года отсутствуют. И так как большая часть старых бюргерских домов за обе мировые войны были потеряны, детальные данные на сегодняшний день можно установить только благодаря археологическим раскопкам на свободных территориях снесённых городов.

В 1485 году Гердауэн был практически полностью сожжен вторгшимися в пределы орденского государства польскими отрядами. Жители быстро восстановили строения, но в 1585 в Гердауэне произошел сильнейший пожар, и восстанавливать строения пришлось вновь. Затем небольшие пожары происходили здесь регулярно. Наиболее известны пожары 1637 и 1665 года.

 После эпидемии чумы 1709-1711 годов населенный пункт почти опустел, в 1723 году в нем насчитывалось 813 жителей, в 1782 году - 1600 жителей. В 1741 году в Гердауэне родился Теодор Готтлиб фон Гиппель, дослужившийся до поста обербургомистра Кенигсберга.

Генплан г. Гердауэн 1707 г.

В 1809 году Гердауэн был выкуплен государством у рода фон Шлибенов, в том же году в Гердауэне по указу короля была проведена 4-я Прусская ярмарка. В 1818 году Гердауэн стал центром одноименного района, а в 1831 году населенному пункту был возвращен статус города. Как упоминалось ранее, планировочная структура исследуемой территории, сформировавшаяся в XIV-XV вв.,  так и не была нарушена, и во многом этот каркас сохранился до наших дней.

 В 1867 году в Гердауэне проживало 2861 человек, в 1880 году - 2794 человека. В 1872 году было закончено строительство железной дороги из Инстербурга (ныне город Черняховск) в Алленштайн (Ольштын, Польша), которая прошла через Гердауэн.

В середине XIX века замок Гердауэн был продан полковнику барону фон Ромбергу, сын которого Макс фон Ромберг снес в 1872 году средневековые строения и построил на их месте дворянскую усадьбу, которая унаследовала от орденского замка лишь подвалы. В 1882 году имение на месте замка приобрел некто Альфред фон Янсон, род которого владел имением до 1945 года.

Население Гердауэна в 1910 году составило 3025 человек. В городе функционировали школьная инспекция, административный суд, почтовое отделение, по средам и субботам проводились рынки.

Открытка с изображением г.Гердауэн. 1895-1900 гг.

Открытка с изображением г.Гердауэн. 1900-1905 гг.

Во время Первой мировой войны, к концу августа 1914 года, части 1-й русской армии, наступавшей на Кенигсберг, вышли на рубеж реки Деймы и Алле. Действовавшие на левом фланге кавалерийские дивизии занимали поселки и города, которые обороняли части резерва Кенигсбергского гарнизона и бригада ландвера. В ходе боевых действий в Гердауэне частично пострадали 75 зданий.

В послевоенный период (с 1914 года) шло активное восстановление города, в особенности центральной части поселка, включая рыночную площадь. В 1914 году как раз эта часть города, прилегающая к кирхе, была полностью уничтожена. При новом строительстве зачастую внешний облик зданий был кардинально изменен. Облик центральной части Гердауена, сформировался к 1922 году, в основном благодаря творческой работе по послевоенному восстановлению города архитектором Хайнцом Штоффрегеном из Бремена. В целом планировочная структура города не изменилась.

Вид с колокольни кирхи на разрушенные кварталы города. Фото 1914г.

Поврежденная колокольня кирхи. Фото 1914г.

Вид с колокольни кирхи на восстановленный город после Первой мировой войны. Фото 1915г.

В 1915 году в городе проживало 4339 человек, в 1933 году - 4801 человек, в 1939 году - 5118 человек. В 1930-е годы в Гердауэне функционировали ратуша, районная администрация, административный суд, финансовое управление, машиностроительная фабрика, пивоваренный завод, лесопилка, мельница, насосная станция и водонапорная башня, почтамт, районная больница, городская реальная и сельскохозяйственная школы, дом для престарелых, спортивная площадка и теннисный корт, два отеля. В городе издавалась газета.

Вид на центральную часть г. Гердауэн. Фото 1930-1939 гг.

Вид на центральную часть г. Гердауэн. Фото 1930-1939 гг.

 

27 января 1945 года город Гердауэн был взят войсками 28-ой армии под командованием генерал-лейтенанта А.А. Лучинского 3-го Белорусского фронта. В период Второй мировой войны кирха не пострадала.

В ноябре 1946 года в Гердауэне проживало 460 человек, в том числе 238 немцев, в декабре того же года - 760 человек, в том числе 178 немцев. В 1946-1947 учебном году в Гердауэне действовала начальная школа.

Высотной доминантой по-прежнему оставалась Кирха. Они возвышается над ярко выраженной малоэтажной застройкой поселка. В целом планировочная структура города за две мировые войны не изменилась.

В качестве варианта переименования Гердауэна предлагалось название Комсомольск. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 июня 1947 года Гердауэн потерял статус города и был переименован в рабочий поселок Железнодорожный, который вошел в состав Правдинского района. В июле 1947 года в Железнодорожном проживало 994 человека. С июля 1947 года по декабрь 1962 года поселок Железнодорожный являлся центром Железнодорожного района. С июля 1947 года по декабрь 1962 года поселок Железнодорожный являлся центром Железнодорожного района, с 1963 года - снова вошел в состав Правдинского района.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.02 с.)