Влияние семьи как социально-культурной среды на воспитание и развитие детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние семьи как социально-культурной среды на воспитание и развитие детей дошкольного возраста



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Семейная педагогика и психология»

на тему: «Содержание семейного воспитания ребёнка - дошкольника»

 

 

Выполнила:

студент группы ПФЗ – 10219                                Н. В. Митрофанова

Направление 44.03.02 «Психолого – педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

канд. пед. наук, доцент                                                С. В. Еманова

Курган, 2020

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Влияние семьи как социально-культурной среды на воспитание и развитие детей дошкольного возраста 5
1.1 Понятие семьи в науке 5
1.2 Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания 10
1.3 Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности ребенка-дошкольника 17
2. Условия успешного семейного воспитания 37
2.1 Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье 37
2.2 Роль авторитета родителей в воспитании 40
3. Педагогика семьи и взаимодействие семьи и образовательных учреждений 42
3.1 Семейное воспитание: основы, принципы, особенности, содержание 42
3.2 Психолого-педагогические основы семейного воспитания и детско-родительских отношений 48
3.3 Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в воспитании детей 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. И это объясняется тем, что традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Она является источником формирования личности. Это обусловлено тем, что ребенок значительную часть своей жизни проводит именно в семье. Именно здесь он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и многие другие. Многие писатели, философы и мыслители обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Русский писатель Л. Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников. Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни. С глубокой мудростью этих взглядов невозможно не согласиться.

Среди педагогических проблем, которые освещал А. С. Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А. С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А. С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

Семья является важнейшей средой формирования личности дошкольника. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития личности. Это объясняется тем, что основы личности закладываются в том возрасте, когда представления о себе и других возникают и развиваются в результате взаимодействия с родителями, а вследствие того, что ребенок зависит от родителей физически, эмоционально и социально, они имеют возможность влиять на развитие его личности и характера.

Дошкольный возраст является периодом становления личности ребенка. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. С одной стороны в семье к ребенку хорошо относятся и заботятся о нем, но вместе с тем ничто не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья для ребёнка - это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или негативным зависит от семьи.

 

 

Понятие семьи в науке

 

Семья играет огромную роль в жизни каждой личности. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья - это в определенном смысле тоже социально-педагогическая система, как и детский сад, школа, внешкольные воспитательно-образовательные учреждения и другие. Выделяют следующие элементы семьи, как педагогической системы: родителей, детей, содержание образования и воспитания, средства обучения и воспитания, связи и отношения между этими элементами, которые реализуются в виде методов и приемов, организационных форм обучения и воспитания. Итак, семья - тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

При решении вопросов о воспитании в семье необходимо, прежде всего, учитывать, что существуют разные модели воспитания в зависимости от целей, средств и форм воздействия. Например, различают светское и религиозное воспитание, авторитарное и демократическое, национальное и интернациональное.

Вопрос о цели воспитания является главным. Нельзя воспитывать, не сознавая целостную задачу воспитания. Согласно идее Л. Н. Толстого, наше вмешательство каким бы то ни было образом, в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, талантов в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие. Становление внутреннего мира человека, работа над собой - это то, помочь в чем и должно воспитание в семье. Если воспитание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрестанно ограничивается приказаниями, то он может сделать непоправимые ошибки в устроении своей жизни.

Г. М. Коджаспирова определяет семейное воспитание как целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. А. В. Мудрик дает определение семейного воспитания как более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша. [1, 9 с.]

Важнейшая задача семейного воспитания - подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Часто родители бывают, правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, так как именно в опыте свободы человек научается ей.

Дети понимают свободу иначе, чем взрослые. Все предпринимаемое ими имеет для них большое, важное значение, поскольку они не ставят перед собой маленьких задач, за все переживают. Развитие чувства ответственности, умения владеть своей свободой осуществляется, прежде всего, через целостную жизнь, а не через одно только усвоение идей о свободе. Очень часто мы наблюдаем в детях раздвоение между их представлениями и реальной жизнью. Для них идеи, не воплощенные в жизнь, не подкрепленные и не реализованные ею, так и остаются отвлеченными, безжизненными правилами. Отсюда видно, что воспитание к внутренней жизни, к работе над собой должно быть связано, прежде всего, с жизненным опытом ребенка. При этом важно учесть, что свобода должна быть соразмерна возрасту, то есть, представлена в той мере, в какой человек владеет своими силами.

Наиболее трудная задача в семейном воспитании - это вопрос дисциплины в семье. Если ребенок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это говорит о неспособности родителей к воспитанию, о сформировавшейся у них иллюзии - «все воспитается само собой».

Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важно, чтобы именно на этом этапе, в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда, а не под «горячую руку» накажут.

Семья должна с ранних лет приучать детей к их обязанностям. Причиной того, что сегодня так много молодежи обращается к легкому и нередко преступному заработку является то, что этих молодых людей с детства не обременяли заботами и трудами. Такой образ жизни явно или неявно поддерживают сами родители, своей «слепой» любовью ограждая детей от трудов и забот, целиком обеспечивая их. Когда детям позволено все, и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать» своими родителями.

Важно также заметить разницу между принятием дисциплины и обязательных правил и попытками родителей навязать детям свои вкусы, чувства, настроения и переживания. В качестве основных требований семейной дисциплины можно было бы сформулировать следующие: прежде всего обязательность для всей семьи следовать одним и тем же правилам. Значимы также постоянная потребность и стремление родителей понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и интересы. Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а чего нет. Важно, чтобы в семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядок семейной жизни.

Не способствует укреплению дисциплины и переход детей из-под исключительного влияния семьи под преимущественное влияние школы. Наша школа только внешне дисциплинирует детей. В каждом же человеке ценна его внутренняя дисциплинированность, с детства воспитанная нравственная ответственность.

Наряду с задачей воспитания дисциплины в семье стоит вопрос о создании условий гармонического раскрытия личности. Важно увидеть дарование ребенка, его слабые стороны, выявить его тип. Очень часто какое-нибудь явное, но не глубокое дарование порой заслоняет основное. Например, увлечение сочинением стихов, дающее быстрые результаты, может увести ребенка в сторону от присущего ему в гораздо большей степени таланта ученого-исследователя. Последний требует порой много усилий и труда для выявления и раскрытия способностей и благодаря этим обстоятельствам может быть отстранен, а сочинительский, пусть даже самый незначительный, будет предпочтен, хотя и не умышленно. В этом отношении задача воспитания очень трудна. Родители должны воспитывать ребенка так, чтобы он не брал на себя задачи, которые ему не под силу. Гораздо важнее при этом, чтобы в семье «угадали» не только талант или способности ребенка, но воспитали из ребенка, прежде всего человека. [5, 88 с.]

Для родителей важно должно быть не столько то, кем станут их дети и какие посты займут, сколько какими они будут. Если не приучать ребенка с детства прикладывать усилия, то и в последующих жизненных трудах он прилагать усилий не будет.Большое значение имеет семья для развития здорового организма ребенка.Биологическая функция семьи - поддержание родителями здоровья ребенка. Также важны функции педагогическая и социальная, причем последняя развивает в детях два главных социальных навыка: повиноваться самим и заставлять слушаться других.

Одной из самых важных задач является формирование основ будущей семейной жизни ребенка. Эта работа должна начинаться с воспитания у детей привычек. Рычагом воспитательной деятельности в этом случае должна стать привычка.

Необходимо, например, развить в детях привычку каждое начатое дело доводить до конца. При этом создается чувство большей ответственности за каждое предпринимаемое дело, и приобретается опыт претворения желаний в дело. Конечно, семейная воспитательная среда особенно благоприятна для того, чтобы укрепить эту привычку без подавления воли ребенка. Прививая привычки у ребенка, не нужно проявлять излишней настойчивости. Для укоренения привычки требуется время. Воспитатель, который торопится с этим, рискует вовсе не закрепить их. Если привычка поддерживается только рамками семьи, то по удалении от нее она будет утрачиваться как нечто ненужное. Умелое развитие разумных привычек способствует сохранению их на всю жизнь. Для искоренения плохих привычек необходимо по возможности устранять повод к их проявлению и в то же время направлять деятельность ребенка в другую сторону.

Если у ребенка есть склонность ко лжи, надо поощрять его правдивость, если у него наблюдается злость, надо искать случая пробудить в нем нежные чувства, если он раздражителен, надо стараться не возбуждать его, но действовать успокаивающе. Ребенку необходимо дать возможность быть разумно деятельным.

При этом родители не должны забывать, что искореняемая вредная наклонность ребенка, нарушая привычную сферу его внутренней деятельности, потребует себе замещения и, если не найдет достойной замены, то обратится в прежнюю или создаст новую, может быть, даже худшую. Вот почему так важно создание для ребенка такой атмосферы, в которой он легко мог бы сам найти себе деятельность.

Наряду с созданием хороших привычек уважение к ребенку содействует развитию в нем инициативы, творческой смелости и сознания ответственности. Необходимо настолько уважать свободу ребенка, чтобы в его опыте развивалась его творческая личность. Развитие творческих сил ребенка наиболее благоприятно в семье - ни школа, ни приюты, ни другие детские учреждения не дают развития творчества в такой большой степени. Но, с другой стороны, семья столь же легко может и убить творчество ребенка в самом зародыше, поэтому раскрытие творческих способностей ребенка должно быть одной из главных воспитательных функций семьи. Этому в большой степени способствуют игры, ценны также инсценировки (но только в узком семейном кругу) и иные занятия с детьми.

Особое место в семейном воспитании занимает задача формирования личностных качеств ребенка и в особенности развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит. В этом отношении нужно быть очень осторожным, предоставляя ребенку свободу находить самому решения, ничего ему не навязывая. Плохо «ломать» ребенка, но еще более опасно его постоянно «гнуть». Последнее почти неизбежно ведет к лишению собственной инициативы, а значит и внутренней силы.

При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребенка. И здесь семье принадлежит едва ли не самая важная роль, так как именно здесь ребенок впервые получает возможность проявлять себя и находить наиболее соответствующие ему формы духовного развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье по социализации ребенка. Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типом воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку.

Система семейного воспитания всегда сугубо индивидуальна, складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На ее формирование влияет множество факторов, например такие, как наследственность, физическое и психическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку и т. д. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание и в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Одной из основных задач семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут ей достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Семейному воспитанию присущи свои методы: личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Выбор того или иного метода происходит сугубо индивидуально с учетом конкретной ситуации, в которой происходит воспитательное воздействие.

Никогда нельзя забывать о том, что семья - первая и самая важная школа, основа основ, для маленького, но уже - человека.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Биктагирова Г. Ф., Муртазина Э. И. Психология и педагогика семьи: Учебное пособие / Авторы: Г. Ф. Биктагирова, Э. Муртазина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 232 с.

2. Зиновьева М. В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3.

3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. - Москва.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

4. Родители и дети: психология взаимоотношений. / Под ред. Е. А. Савиной и Е. О. Смирновой. - Москва.: «Когито-Центр», 2003. - 230 с.

5. Социальная педагогика. / Под ред. В. А. Никитина. - Москва.: Издательство МГСУ "Союз", 1998. - 326 с.

6. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Семейная педагогика и психология»

на тему: «Содержание семейного воспитания ребёнка - дошкольника»

 

 

Выполнила:

студент группы ПФЗ – 10219                                Н. В. Митрофанова

Направление 44.03.02 «Психолого – педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

канд. пед. наук, доцент                                                С. В. Еманова

Курган, 2020

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3 1. Влияние семьи как социально-культурной среды на воспитание и развитие детей дошкольного возраста 5 1.1 Понятие семьи в науке 5 1.2 Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания 10 1.3 Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности ребенка-дошкольника 17 2. Условия успешного семейного воспитания 37 2.1 Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье 37 2.2 Роль авторитета родителей в воспитании 40 3. Педагогика семьи и взаимодействие семьи и образовательных учреждений 42 3.1 Семейное воспитание: основы, принципы, особенности, содержание 42 3.2 Психолого-педагогические основы семейного воспитания и детско-родительских отношений 48 3.3 Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в воспитании детей 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. И это объясняется тем, что традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Она является источником формирования личности. Это обусловлено тем, что ребенок значительную часть своей жизни проводит именно в семье. Именно здесь он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и многие другие. Многие писатели, философы и мыслители обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Русский писатель Л. Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников. Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни. С глубокой мудростью этих взглядов невозможно не согласиться.

Среди педагогических проблем, которые освещал А. С. Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А. С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А. С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

Семья является важнейшей средой формирования личности дошкольника. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития личности. Это объясняется тем, что основы личности закладываются в том возрасте, когда представления о себе и других возникают и развиваются в результате взаимодействия с родителями, а вследствие того, что ребенок зависит от родителей физически, эмоционально и социально, они имеют возможность влиять на развитие его личности и характера.

Дошкольный возраст является периодом становления личности ребенка. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. С одной стороны в семье к ребенку хорошо относятся и заботятся о нем, но вместе с тем ничто не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья для ребёнка - это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или негативным зависит от семьи.

 

 

Влияние семьи как социально-культурной среды на воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Понятие семьи в науке

 

Семья играет огромную роль в жизни каждой личности. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья - это в определенном смысле тоже социально-педагогическая система, как и детский сад, школа, внешкольные воспитательно-образовательные учреждения и другие. Выделяют следующие элементы семьи, как педагогической системы: родителей, детей, содержание образования и воспитания, средства обучения и воспитания, связи и отношения между этими элементами, которые реализуются в виде методов и приемов, организационных форм обучения и воспитания. Итак, семья - тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

При решении вопросов о воспитании в семье необходимо, прежде всего, учитывать, что существуют разные модели воспитания в зависимости от целей, средств и форм воздействия. Например, различают светское и религиозное воспитание, авторитарное и демократическое, национальное и интернациональное.

Вопрос о цели воспитания является главным. Нельзя воспитывать, не сознавая целостную задачу воспитания. Согласно идее Л. Н. Толстого, наше вмешательство каким бы то ни было образом, в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, талантов в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие. Становление внутреннего мира человека, работа над собой - это то, помочь в чем и должно воспитание в семье. Если воспитание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрестанно ограничивается приказаниями, то он может сделать непоправимые ошибки в устроении своей жизни.

Г. М. Коджаспирова определяет семейное воспитание как целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. А. В. Мудрик дает определение семейного воспитания как более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша. [1, 9 с.]

Важнейшая задача семейного воспитания - подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Часто родители бывают, правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, так как именно в опыте свободы человек научается ей.

Дети понимают свободу иначе, чем взрослые. Все предпринимаемое ими имеет для них большое, важное значение, поскольку они не ставят перед собой маленьких задач, за все переживают. Развитие чувства ответственности, умения владеть своей свободой осуществляется, прежде всего, через целостную жизнь, а не через одно только усвоение идей о свободе. Очень часто мы наблюдаем в детях раздвоение между их представлениями и реальной жизнью. Для них идеи, не воплощенные в жизнь, не подкрепленные и не реализованные ею, так и остаются отвлеченными, безжизненными правилами. Отсюда видно, что воспитание к внутренней жизни, к работе над собой должно быть связано, прежде всего, с жизненным опытом ребенка. При этом важно учесть, что свобода должна быть соразмерна возрасту, то есть, представлена в той мере, в какой человек владеет своими силами.

Наиболее трудная задача в семейном воспитании - это вопрос дисциплины в семье. Если ребенок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это говорит о неспособности родителей к воспитанию, о сформировавшейся у них иллюзии - «все воспитается само собой».

Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важно, чтобы именно на этом этапе, в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда, а не под «горячую руку» накажут.

Семья должна с ранних лет приучать детей к их обязанностям. Причиной того, что сегодня так много молодежи обращается к легкому и нередко преступному заработку является то, что этих молодых людей с детства не обременяли заботами и трудами. Такой образ жизни явно или неявно поддерживают сами родители, своей «слепой» любовью ограждая детей от трудов и забот, целиком обеспечивая их. Когда детям позволено все, и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать» своими родителями.

Важно также заметить разницу между принятием дисциплины и обязательных правил и попытками родителей навязать детям свои вкусы, чувства, настроения и переживания. В качестве основных требований семейной дисциплины можно было бы сформулировать следующие: прежде всего обязательность для всей семьи следовать одним и тем же правилам. Значимы также постоянная потребность и стремление родителей понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и интересы. Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а чего нет. Важно, чтобы в семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядок семейной жизни.

Не способствует укреплению дисциплины и переход детей из-под исключительного влияния семьи под преимущественное влияние школы. Наша школа только внешне дисциплинирует детей. В каждом же человеке ценна его внутренняя дисциплинированность, с детства воспитанная нравственная ответственность.

Наряду с задачей воспитания дисциплины в семье стоит вопрос о создании условий гармонического раскрытия личности. Важно увидеть дарование ребенка, его слабые стороны, выявить его тип. Очень часто какое-нибудь явное, но не глубокое дарование порой заслоняет основное. Например, увлечение сочинением стихов, дающее быстрые результаты, может увести ребенка в сторону от присущего ему в гораздо большей степени таланта ученого-исследователя. Последний требует порой много усилий и труда для выявления и раскрытия способностей и благодаря этим обстоятельствам может быть отстранен, а сочинительский, пусть даже самый незначительный, будет предпочтен, хотя и не умышленно. В этом отношении задача воспитания очень трудна. Родители должны воспитывать ребенка так, чтобы он не брал на себя задачи, которые ему не под силу. Гораздо важнее при этом, чтобы в семье «угадали» не только талант или способности ребенка, но воспитали из ребенка, прежде всего человека. [5, 88 с.]

Для родителей важно должно быть не столько то, кем станут их дети и какие посты займут, сколько какими они будут. Если не приучать ребенка с детства прикладывать усилия, то и в последующих жизненных трудах он прилагать усилий не будет.Большое значение имеет семья для развития здорового организма ребенка.Биологическая функция семьи - поддержание родителями здоровья ребенка. Также важны функции педагогическая и социальная, причем последняя развивает в детях два главных социальных навыка: повиноваться самим и заставлять слушаться других.

Одной из самых важных задач является формирование основ будущей семейной жизни ребенка. Эта работа должна начинаться с воспитания у детей привычек. Рычагом воспитательной деятельности в этом случае должна стать привычка.

Необходимо, например, развить в детях привычку каждое начатое дело доводить до конца. При этом создается чувство большей ответственности за каждое предпринимаемое дело, и приобретается опыт претворения желаний в дело. Конечно, семейная воспитательная среда особенно благоприятна для того, чтобы укрепить эту привычку без подавления воли ребенка. Прививая привычки у ребенка, не нужно проявлять излишней настойчивости. Для укоренения привычки требуется время. Воспитатель, который торопится с этим, рискует вовсе не закрепить их. Если привычка поддерживается только рамками семьи, то по удалении от нее она будет утрачиваться как нечто ненужное. Умелое развитие разумных привычек способствует сохранению их на всю жизнь. Для искоренения плохих привычек необходимо по возможности устранять повод к их проявлению и в то же время направлять деятельность ребенка в другую сторону.

Если у ребенка есть склонность ко лжи, надо поощрять его правдивость, если у него наблюдается злость, надо искать случая пробудить в нем нежные чувства, если он раздражителен, надо стараться не возбуждать его, но действовать успокаивающе. Ребенку необходимо дать возможность быть разумно деятельным.

При этом родители не должны забывать, что искореняемая вредная наклонность ребенка, нарушая привычную сферу его внутренней деятельности, потребует себе замещения и, если не найдет достойной замены, то обратится в прежнюю или создаст новую, может быть, даже худшую. Вот почему так важно создание для ребенка такой атмосферы, в которой он легко мог бы сам найти себе деятельность.

Наряду с созданием хороших привычек уважение к ребенку содействует развитию в нем инициативы, творческой смелости и сознания ответственности. Необходимо настолько уважать свободу ребенка, чтобы в его опыте развивалась его творческая личность. Развитие творческих сил ребенка наиболее благоприятно в семье - ни школа, ни приюты, ни другие детские учреждения не дают развития творчества в такой большой степени. Но, с другой стороны, семья столь же легко может и убить творчество ребенка в самом зародыше, поэтому раскрытие творческих способностей ребенка должно быть одной из главных воспитательных функций семьи. Этому в большой степени способствуют игры, ценны также инсценировки (но только в узком семейном кругу) и иные занятия с детьми.

Особое место в семейном воспитании занимает задача формирования личностных качеств ребенка и в особенности развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит. В этом отношении нужно быть очень осторожным, предоставляя ребенку свободу находить самому решения, ничего ему не навязывая. Плохо «ломать» ребенка, но еще более опасно его постоянно «гнуть». Последнее почти неизбежно ведет к лишению собственной инициативы, а значит и внутренней силы.

При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.051 с.)