Человек, изменивших наше отношение к экологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек, изменивших наше отношение к экологии



Тема: Ученые экологи.

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».

«Встал утром, умылся, приведи в порядок

 себя и свою планету».

(Антуан де Сент-Экзюпери)

 

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

(Е.Евтушенко)

Ход урока

О зависимости растений от внешних условий хорошо знали уже первые земледельцы 10-15 тыс. лет назад. О том, что разные виды животных связаны с определенными условиями, что их численность зависит от урожая семян и плодов, которыми питаются животные, наверняка знали древние охотники уже 100-150 тыс. лет назад. Оборот сельскохозяйственных культур на полях и огородах (севооборот) применяли в древнем Египте, древнем Китае и древней Индии 5 тысячелетий назад. Сложнейшая и экологически выверенная система земледелия была у индейцев майя в древней Америке.

Древняя Греция: Аристотель классифицировал животных по образу их жизни, а Теофраст писал о зависимости формы роста растений от почвы и климата. Древний Рим: Плиний старший в своей многотомной «Философии природы» многие явления природы рассматривал с подлинно экологических позиций. Читайте древних в подлиннике, и вы убедитесь в том, что они задумывались о многом, о чем задумываемся и мы с вами.

В средние века в Европе произошел откат человеческой мысли далеко назад, церковь явилась тормозом развития всех естественных наук. Однако великие географические открытия ХV и XVI веков заставили переосмыслить многие религиозные догматы, новая географическая и биологическая информация, полученная в этих экспедициях не умещалась в той системе мира, которую насаждала христианская религия. Путешественники из дальних стран привозили неведомых животных и семена неведомых растений. Чтобы разобраться во всем этом многообразии форм живых существ, необходимо было создать таксономическую систему и, таким образом, осмыслить это разнообразие. И такое осмысление произошло. Карл Линней в первой половине 18 века создал таксономическую систему животных и растений. Ж.Л. Бюффон (1707-1788) в своей «Естественной истории» писал о влиянии климата на животные организмы, Ж.Б. Ламарк (1744-1829) обращал внимание на роль внешних условий в эволюции животных и растений, а Альфонс Де-Кандоль (1806-1895) в своей «Ботанической географии» описывал влияние абиотических факторов на растительные организмы.

 

Карл Линней - великий шведский ученый, создатель системы живых организмов, принципами которой мы пользуемся и сегодня

Большой вклад в развитие экологических представлений в это время внесли и российские ученые такие, как П.С. Паллас (1741-1811), И.И. Лепехин (1740-1802), С.П. Крашенинников (1711-1755), М.В. Ломоносов (1711-1765). И это не случайно, так как Россия в XVII веке сильно расширила свои границы, выйдя своими восточными рубежами на побережье Тихого океана. Так в 1775г. русский ученый А.А. Каверзнев (годы жизни неизвестны) издал книгу «О перерождении животных», в которой с экологических позиций рассматривал вопрос об изменениях животных. Другой русский исследователь А.Т. Болотов (1738-1833) разработал классификацию местообитаний растений.

 

Александр Гумбольдт - великий немецкий ученый, заложивший основы биогеографии. Его заслуги перед экологией очень велики.

Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859), который в 1807 г. издал книгу «Идеи географии растений», в которой ввел ряд научных понятий, которые и сегодня используются экологами (например, экобиоморфа растений, ассоциация видов, формация растительности и др.) Профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814-1858) четко сформулировал мысль о том, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды. Считается, что К.Ф. Рулье в своих трудах заложил основы экологии животных. Его идеи развил ученик Н.А. Северцев (1827-1885), опубликовавший в 1855г. работу «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии». Значимость этой магистерской диссертации Н.А. Северцева для науки можно оценить тем, что через 100 лет в 1950г. эта работа была переиздана, и она не утратила своего значения и сегодня.

Важной вехой в развитии экологических представлений о природе явился выход знаменитой книги Ч.Дарвина (1809-1882) о происхождении видов путем естественного отбора. Это великое открытие в биологии явилось мощным толчком для развития экологических идей. Не случайно в 1866г., вскоре после выхода в свет учения Ч.Дарвина, Э. Геккель (1834-1919) предложил термин для новой науки - «экология», который впоследствии прижился, и именно его используют современные ученые для обозначения целой системы наук. Думаю, что 1866 г. следует считать годом рождения новой науки, которая через 100 лет превратилась в целое мировоззрение. Э. Геккель был не одинок, в 1877 г. немецкий гидробиолог К. Мебиус (1825-1908) разработал учение о биоценозе как сообществе организмов, которые через среду обитания теснейшим образом связаны друг с другом. Термин биоценоз также широко используется современными учеными. Считается, что биоценоз - это часть любой экосистемы. Если к биоценозу добавить компоненты внешней среды, с которыми связаны организмы, составляющие биоценоз, то мы получим экосистему.

В 1895 г. датский ученый Е. Варминг (1841-1924) ввел термин «экология» в ботанику для обозначения самостоятельной научной дисциплины - экологии растений. Русский ученый В.В. Докучаев (1846-1903) создал учение о природных зонах и учение о почве, как особом биокосном теле (системе). Идеи В.В. Докучаева положили начало развитию геоботаники и ландшафтоведения, ведь почва - это неотъемлемый компонент практически всех экосистем суши нашей планеты.

Для становления науки экологии в конце XIX - начале ХХ веков большую роль сыграли многие русские ученые. Из них можно назвать нескольких, считающихся основоположниками новых научных направлений: А.Н. Бекетов, С.А. Усов, М.А. Мензбир, П.П. Сушкин, Б.М. Житков, Д.Н. Кошкаров, В.В. Станчинский, Н.П. Наумов, А.Н. Формозов, Н.И. Калабуков, Н.Ф. Леваковский, С.И. Коржинский, А.Я. Гордягин, И.К. Пачоский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, П.Н. Крылов, Г.Ф. Морозов и многие другие. В это время вышло много монографий и учебных пособий по географии растений, экологии животных и экологии растений.

Годом рождения общей экологии как науки об экосистемах принято считать 1935 г. - год выхода в свет учения об экосистемах английского геоботаника А. Тенсли. В 1942 г. сходные идеи опубликовал русский ученый В.Н. Сукачев, выдвинувший систему понятий о биогеоценозе. Биогеоценоз В.Н. Сукачева - практически полный аналог экосистемы А. Тенсли.

В первой половине и в середине ХХ века развитие экологии в России было связано с такими именами, как: Б.Г. Иоганзен, М.С. Гиляров, Г.А. Викторов, В.Н. Беклемишев, С.С. Шварц, П.Д. Ярошенко, Г.И. Поплавская, А.П. Шенников, В.Г. Карпов, Т.А. Работнов, Л.Г. Раменский, Т.К. Горышина, В.Д. Александрова, Б.А. Тихомиров, В.И. Василевич, Л.Е. Родин, В.Б. Сочава и др. Из зарубежный ученых ХХ столетия следует выделить следующих: А. Пирс, Ч. Элтон, В. Шелфорд, В. Мак-Дуголл, Ф. Клементс, Ю. Одум, Э. Пианка, Р. Риклефс, Ф. Рамада и др. Многие из перечисленных исследователей являются авторами монографий, учебников и учебных пособий.

Особую и важнейшую роль в становлении и развитии экологии сыграл великий русский ученый В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере. Открытие биосферы В.И. Вернадским в начале ХХ столетия принадлежит к величайшим научным открытиям человечества, соизмеримым с теорией видообразования, законом сохранения энергии, общей теорией относительности, открытием наследственного кода у живых организмов и теорией расширяющейся Вселенной. В.И. Вернадский доказал, что жизнь на земле - явление общепланетарное и космическое, что биосфера - это вещественно-энергетическая система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека.

Может показаться странным утверждение о том, что В.И. Вернадский открыл биосферу. Что ее открывать? Это не микроб какой-то. Биосфера огромна, и с ней постоянно имеет дело каждый из нас. Мы живем, мы постоянно обитаем в ней. Да, мы обитаем в ней, но очень мало задумываемся о том, что этот наш хрупкий дом уникален во Вселенной, что механизмы, его поддерживающие, очень тонкие, и могут легко сломаться не только от падения большого метеорита на Землю, но и от нашего неразумного поведения. «Спички детям не игрушка», - говорят родители и прячут подальше спички от детей, чтобы они не сделали пожар и не сожгли дом, а вместе с домом и самих себя. Современное человечество в биосфере мне очень напоминает этих глупеньких шаловливых детей, которым в руки попали «спички» - мощные механизмы, прогрессивные технологии. Спрятать бы подальше от шалунов эти «спички», - да вот некому этого сделать. Нет родителей дома, дети предоставлены самим себе.

Владимир Иванович Вернадский был первым, кто увидел в биосфере сложную и хорошо отрегулированную за много сотен миллионов лет эволюции общепланетарную биогеохимическую систему. Не только составом атмосферы и гидросферы обязаны мы работе биосферы, но и сама земная кора – это продукт биосферы.

Здесь мы поместили портреты далеко не всех ученых, внесших большой вклад в создание и развитие науки экологии. Но вглядитесь внимательно в их лица, и вы убедитесь в том, насколько проницателен их взгляд. Они уже ушли в мир иной, а их гениальными прозрениями мы пользуемся сегодня, наши дети и внуки будут пользоваться завтра.

Очень нелегким был путь этих людей на Земле. Всякому, кто приносит новое и непонятное, в нашем обществе уготованы тернии. Большинству людей не хочется расставаться со старыми отжившими представлениями о себе любимом, о природе. Мы к ним привыкаем - к этим устаревшим представлениям, как к старым стоптанным домашним тапочкам.

Редко, кто из этих мыслителей при жизни заслужил положенные ему лавры. Слава к ним пришла либо в конце жизни, либо после смерти. Но что им слава... Ведь они первыми проникли в неведомое, первыми увидели и поняли то, что до них не видел и не понимал никто. Я думаю, что все они по-настоящему были счастливыми людьми.

Карл Линней (1707 — 1778)

Иллюстрация: NYPL / Science Source / Getty Images

Шведский ученый, систематик живой природы.

По легенде, маленький Линней переставал плакать, когда ему в руки попадал цветок. И большую часть жизни его не интересовало ничего, кроме ботаники. Уже в 28 лет он написал книгу «Система природы» — фундаментальный труд по систематике и классификации живых организмов. Для естествознания XVIII века труд Линнея был тем же, чем таблица Менделеева для химии века XIX. В его системе, с окончательно установившимся с тех пор делением на классы, отряды, роды и виды, рядом с лошадью нашлось место и человеку, Homo sapiens. Еще при жизни став всемирно знаменитым, он направлял своих учеников, которых называли «апостолами Линнея», в самые разные уголки света, что в значительной степени уточнило научную картину мира.

Чарльз Дарвин (1809 — 1882)

Иллюстрация: Brandstetter / AKG / East News

Английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории происхождения видов, носящей его имя (дарвинизм). Книга «Происхождение видов» (1859) — одна из ключевых для понимания природы человека и всего живого.

Решающим в судьбе ученого стало кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1831-1836). В течение 20 лет он обдумывал загадку происхождения видов, пока не установил механизм эволюции, объясняющий как многообразие живых существ, так и их удивительную целесообразность, приспособленность к условиям жизни. Этот механизм — постепенный естественный отбор наследственных изменений. С тех пор вот уже больше полутора веков не утихают споры между эволюционистами-дарвинистами и сторонниками креационизма (божественного происхождения всего сущего). Вопрос о возникновении жизни по-прежнему остается открытым.

Грегор Мендель (1822 — 1884)

Иллюстрация: Corbis / East News

Монах-августинец, австрийский биолог. Основоположник генетики. Пытался получить диплом учителя гимназии, но не сдал экзамен по биологии.

Целая новая наука — генетика — была основана фактически одной статьей Менделя «Опыты над растительными гибридами» (1865-1866), где ученому на примере гибридизации гороха удалось с помощью точного количественного анализа показать, что элементарные наследственные задатки-признаки (позже, в 1909 году, их назвали генами) ведут себя при скрещивании независимо, свободно комбинируясь в потомстве по законам вероятности. Иными словами, скрещивая горох разного цвета и размера, Мендель изучал, какими качествами будет обладать вновь выведенный сорт. Надо отметить, что горох использовался по той причине, что это растение склонно к самоопылению, и провести опыт было несложно.

Тем самым, по мнению русского ученого Николая Вавилова, «Мендель открыл путь к планомерному управлению наследственностью на основе установленных им закономерностей».

Эрнст Геккель (1834 — 1919)

Фото: ullstein bild / Getty Images

Немецкий естествоиспытатель и философ. Сторонник и продолжатель идей Дарвина. Ввел в науку термин «экология». В вышедшей в 1866 году книге «Общая морфология организмов» раскрыл это понятие как науку о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой. Предугадал существование промежуточной формы между обезьяной и человеком — открытие питекантропа подтвердило его предсказание.

Обосновал, что для каждого отдельного вида в экономии природы имеется только определенное число мест — экологических ниш. А в одном ареале может существовать тем больше животных-индивидов, чем более разнообразна их природа. Сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма фактически воспроизводятся основные этапы его эволюции. Построил первое генеалогическое древо животного царства.

Всегда выделял эстетическую составляющую научного исследования. Так, его книга «Красота форм в природе» (1904) оказала большое влияние на архитектуру модерна. Например, проект здания Амстердамской биржи возник под прямым впечатлением от этой книги. Последние годы жизни разрабатывал научно-философскую теорию «монизма», призванную заменить религию.

Альберт Эйнштейн (1879 — 1955)

Фото: Leemage / East News

Немецкий ученый, создатель современной физической картины мира. Нобелевская премия по физике 1921 года.

Автор теории относительности и специальной теории относительности, в корне изменивших научные представления о свойствах природы и ее устройстве. Концепция единства пространственно-временного континуума послужила фундаментом всех современных взглядов на физические процессы на макро- и микроуровнях. Эйнштейн заложил основы новой теории гравитации (взамен ньютоновской) и квантовой теории.

Благодаря письму ученого президенту США Рузвельту в 1939 году, предупреждавшему об опасности развернувшихся в Германии работ по делению урана, страны антигитлеровской коалиции сумели вовремя дискредитировать и затормозить атомный проект Гитлера. Нетрудно догадаться, какая катастрофа произошла, если бы Гитлер получил в свои руки атомную бомбу.

Под все свои чудачества (ученый не стригся, никогда не носил носков, поясов и галстуков) Эйнштейн всегда подводил «научную базу». Так, свою страсть к излюбленному транспорту — велосипеду — он объяснял тем, что «жизнь — как езда на велике. Чтобы сохранять равновесие, надо все время двигаться».

Тема: Ученые экологи.

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».

«Встал утром, умылся, приведи в порядок

 себя и свою планету».

(Антуан де Сент-Экзюпери)

 

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

(Е.Евтушенко)

Ход урока

О зависимости растений от внешних условий хорошо знали уже первые земледельцы 10-15 тыс. лет назад. О том, что разные виды животных связаны с определенными условиями, что их численность зависит от урожая семян и плодов, которыми питаются животные, наверняка знали древние охотники уже 100-150 тыс. лет назад. Оборот сельскохозяйственных культур на полях и огородах (севооборот) применяли в древнем Египте, древнем Китае и древней Индии 5 тысячелетий назад. Сложнейшая и экологически выверенная система земледелия была у индейцев майя в древней Америке.

Древняя Греция: Аристотель классифицировал животных по образу их жизни, а Теофраст писал о зависимости формы роста растений от почвы и климата. Древний Рим: Плиний старший в своей многотомной «Философии природы» многие явления природы рассматривал с подлинно экологических позиций. Читайте древних в подлиннике, и вы убедитесь в том, что они задумывались о многом, о чем задумываемся и мы с вами.

В средние века в Европе произошел откат человеческой мысли далеко назад, церковь явилась тормозом развития всех естественных наук. Однако великие географические открытия ХV и XVI веков заставили переосмыслить многие религиозные догматы, новая географическая и биологическая информация, полученная в этих экспедициях не умещалась в той системе мира, которую насаждала христианская религия. Путешественники из дальних стран привозили неведомых животных и семена неведомых растений. Чтобы разобраться во всем этом многообразии форм живых существ, необходимо было создать таксономическую систему и, таким образом, осмыслить это разнообразие. И такое осмысление произошло. Карл Линней в первой половине 18 века создал таксономическую систему животных и растений. Ж.Л. Бюффон (1707-1788) в своей «Естественной истории» писал о влиянии климата на животные организмы, Ж.Б. Ламарк (1744-1829) обращал внимание на роль внешних условий в эволюции животных и растений, а Альфонс Де-Кандоль (1806-1895) в своей «Ботанической географии» описывал влияние абиотических факторов на растительные организмы.

 

Карл Линней - великий шведский ученый, создатель системы живых организмов, принципами которой мы пользуемся и сегодня

Большой вклад в развитие экологических представлений в это время внесли и российские ученые такие, как П.С. Паллас (1741-1811), И.И. Лепехин (1740-1802), С.П. Крашенинников (1711-1755), М.В. Ломоносов (1711-1765). И это не случайно, так как Россия в XVII веке сильно расширила свои границы, выйдя своими восточными рубежами на побережье Тихого океана. Так в 1775г. русский ученый А.А. Каверзнев (годы жизни неизвестны) издал книгу «О перерождении животных», в которой с экологических позиций рассматривал вопрос об изменениях животных. Другой русский исследователь А.Т. Болотов (1738-1833) разработал классификацию местообитаний растений.

 

Александр Гумбольдт - великий немецкий ученый, заложивший основы биогеографии. Его заслуги перед экологией очень велики.

Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859), который в 1807 г. издал книгу «Идеи географии растений», в которой ввел ряд научных понятий, которые и сегодня используются экологами (например, экобиоморфа растений, ассоциация видов, формация растительности и др.) Профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814-1858) четко сформулировал мысль о том, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды. Считается, что К.Ф. Рулье в своих трудах заложил основы экологии животных. Его идеи развил ученик Н.А. Северцев (1827-1885), опубликовавший в 1855г. работу «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии». Значимость этой магистерской диссертации Н.А. Северцева для науки можно оценить тем, что через 100 лет в 1950г. эта работа была переиздана, и она не утратила своего значения и сегодня.

Важной вехой в развитии экологических представлений о природе явился выход знаменитой книги Ч.Дарвина (1809-1882) о происхождении видов путем естественного отбора. Это великое открытие в биологии явилось мощным толчком для развития экологических идей. Не случайно в 1866г., вскоре после выхода в свет учения Ч.Дарвина, Э. Геккель (1834-1919) предложил термин для новой науки - «экология», который впоследствии прижился, и именно его используют современные ученые для обозначения целой системы наук. Думаю, что 1866 г. следует считать годом рождения новой науки, которая через 100 лет превратилась в целое мировоззрение. Э. Геккель был не одинок, в 1877 г. немецкий гидробиолог К. Мебиус (1825-1908) разработал учение о биоценозе как сообществе организмов, которые через среду обитания теснейшим образом связаны друг с другом. Термин биоценоз также широко используется современными учеными. Считается, что биоценоз - это часть любой экосистемы. Если к биоценозу добавить компоненты внешней среды, с которыми связаны организмы, составляющие биоценоз, то мы получим экосистему.

В 1895 г. датский ученый Е. Варминг (1841-1924) ввел термин «экология» в ботанику для обозначения самостоятельной научной дисциплины - экологии растений. Русский ученый В.В. Докучаев (1846-1903) создал учение о природных зонах и учение о почве, как особом биокосном теле (системе). Идеи В.В. Докучаева положили начало развитию геоботаники и ландшафтоведения, ведь почва - это неотъемлемый компонент практически всех экосистем суши нашей планеты.

Для становления науки экологии в конце XIX - начале ХХ веков большую роль сыграли многие русские ученые. Из них можно назвать нескольких, считающихся основоположниками новых научных направлений: А.Н. Бекетов, С.А. Усов, М.А. Мензбир, П.П. Сушкин, Б.М. Житков, Д.Н. Кошкаров, В.В. Станчинский, Н.П. Наумов, А.Н. Формозов, Н.И. Калабуков, Н.Ф. Леваковский, С.И. Коржинский, А.Я. Гордягин, И.К. Пачоский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, П.Н. Крылов, Г.Ф. Морозов и многие другие. В это время вышло много монографий и учебных пособий по географии растений, экологии животных и экологии растений.

Годом рождения общей экологии как науки об экосистемах принято считать 1935 г. - год выхода в свет учения об экосистемах английского геоботаника А. Тенсли. В 1942 г. сходные идеи опубликовал русский ученый В.Н. Сукачев, выдвинувший систему понятий о биогеоценозе. Биогеоценоз В.Н. Сукачева - практически полный аналог экосистемы А. Тенсли.

В первой половине и в середине ХХ века развитие экологии в России было связано с такими именами, как: Б.Г. Иоганзен, М.С. Гиляров, Г.А. Викторов, В.Н. Беклемишев, С.С. Шварц, П.Д. Ярошенко, Г.И. Поплавская, А.П. Шенников, В.Г. Карпов, Т.А. Работнов, Л.Г. Раменский, Т.К. Горышина, В.Д. Александрова, Б.А. Тихомиров, В.И. Василевич, Л.Е. Родин, В.Б. Сочава и др. Из зарубежный ученых ХХ столетия следует выделить следующих: А. Пирс, Ч. Элтон, В. Шелфорд, В. Мак-Дуголл, Ф. Клементс, Ю. Одум, Э. Пианка, Р. Риклефс, Ф. Рамада и др. Многие из перечисленных исследователей являются авторами монографий, учебников и учебных пособий.

Особую и важнейшую роль в становлении и развитии экологии сыграл великий русский ученый В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере. Открытие биосферы В.И. Вернадским в начале ХХ столетия принадлежит к величайшим научным открытиям человечества, соизмеримым с теорией видообразования, законом сохранения энергии, общей теорией относительности, открытием наследственного кода у живых организмов и теорией расширяющейся Вселенной. В.И. Вернадский доказал, что жизнь на земле - явление общепланетарное и космическое, что биосфера - это вещественно-энергетическая система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека.

Может показаться странным утверждение о том, что В.И. Вернадский открыл биосферу. Что ее открывать? Это не микроб какой-то. Биосфера огромна, и с ней постоянно имеет дело каждый из нас. Мы живем, мы постоянно обитаем в ней. Да, мы обитаем в ней, но очень мало задумываемся о том, что этот наш хрупкий дом уникален во Вселенной, что механизмы, его поддерживающие, очень тонкие, и могут легко сломаться не только от падения большого метеорита на Землю, но и от нашего неразумного поведения. «Спички детям не игрушка», - говорят родители и прячут подальше спички от детей, чтобы они не сделали пожар и не сожгли дом, а вместе с домом и самих себя. Современное человечество в биосфере мне очень напоминает этих глупеньких шаловливых детей, которым в руки попали «спички» - мощные механизмы, прогрессивные технологии. Спрятать бы подальше от шалунов эти «спички», - да вот некому этого сделать. Нет родителей дома, дети предоставлены самим себе.

Владимир Иванович Вернадский был первым, кто увидел в биосфере сложную и хорошо отрегулированную за много сотен миллионов лет эволюции общепланетарную биогеохимическую систему. Не только составом атмосферы и гидросферы обязаны мы работе биосферы, но и сама земная кора – это продукт биосферы.

Здесь мы поместили портреты далеко не всех ученых, внесших большой вклад в создание и развитие науки экологии. Но вглядитесь внимательно в их лица, и вы убедитесь в том, насколько проницателен их взгляд. Они уже ушли в мир иной, а их гениальными прозрениями мы пользуемся сегодня, наши дети и внуки будут пользоваться завтра.

Очень нелегким был путь этих людей на Земле. Всякому, кто приносит новое и непонятное, в нашем обществе уготованы тернии. Большинству людей не хочется расставаться со старыми отжившими представлениями о себе любимом, о природе. Мы к ним привыкаем - к этим устаревшим представлениям, как к старым стоптанным домашним тапочкам.

Редко, кто из этих мыслителей при жизни заслужил положенные ему лавры. Слава к ним пришла либо в конце жизни, либо после смерти. Но что им слава... Ведь они первыми проникли в неведомое, первыми увидели и поняли то, что до них не видел и не понимал никто. Я думаю, что все они по-настоящему были счастливыми людьми.

человек, изменивших наше отношение к экологии

Карл Линней (1707 — 1778)

Иллюстрация: NYPL / Science Source / Getty Images

Шведский ученый, систематик живой природы.

По легенде, маленький Линней переставал плакать, когда ему в руки попадал цветок. И большую часть жизни его не интересовало ничего, кроме ботаники. Уже в 28 лет он написал книгу «Система природы» — фундаментальный труд по систематике и классификации живых организмов. Для естествознания XVIII века труд Линнея был тем же, чем таблица Менделеева для химии века XIX. В его системе, с окончательно установившимся с тех пор делением на классы, отряды, роды и виды, рядом с лошадью нашлось место и человеку, Homo sapiens. Еще при жизни став всемирно знаменитым, он направлял своих учеников, которых называли «апостолами Линнея», в самые разные уголки света, что в значительной степени уточнило научную картину мира.

Чарльз Дарвин (1809 — 1882)

Иллюстрация: Brandstetter / AKG / East News

Английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории происхождения видов, носящей его имя (дарвинизм). Книга «Происхождение видов» (1859) — одна из ключевых для понимания природы человека и всего живого.

Решающим в судьбе ученого стало кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1831-1836). В течение 20 лет он обдумывал загадку происхождения видов, пока не установил механизм эволюции, объясняющий как многообразие живых существ, так и их удивительную целесообразность, приспособленность к условиям жизни. Этот механизм — постепенный естественный отбор наследственных изменений. С тех пор вот уже больше полутора веков не утихают споры между эволюционистами-дарвинистами и сторонниками креационизма (божественного происхождения всего сущего). Вопрос о возникновении жизни по-прежнему остается открытым.

Грегор Мендель (1822 — 1884)

Иллюстрация: Corbis / East News

Монах-августинец, австрийский биолог. Основоположник генетики. Пытался получить диплом учителя гимназии, но не сдал экзамен по биологии.

Целая новая наука — генетика — была основана фактически одной статьей Менделя «Опыты над растительными гибридами» (1865-1866), где ученому на примере гибридизации гороха удалось с помощью точного количественного анализа показать, что элементарные наследственные задатки-признаки (позже, в 1909 году, их назвали генами) ведут себя при скрещивании независимо, свободно комбинируясь в потомстве по законам вероятности. Иными словами, скрещивая горох разного цвета и размера, Мендель изучал, какими качествами будет обладать вновь выведенный сорт. Надо отметить, что горох использовался по той причине, что это растение склонно к самоопылению, и провести опыт было несложно.

Тем самым, по мнению русского ученого Николая Вавилова, «Мендель открыл путь к планомерному управлению наследственностью на основе установленных им закономерностей».

Эрнст Геккель (1834 — 1919)

Фото: ullstein bild / Getty Images

Немецкий естествоиспытатель и философ. Сторонник и продолжатель идей Дарвина. Ввел в науку термин «экология». В вышедшей в 1866 году книге «Общая морфология организмов» раскрыл это понятие как науку о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой. Предугадал существование промежуточной формы между обезьяной и человеком — открытие питекантропа подтвердило его предсказание.

Обосновал, что для каждого отдельного вида в экономии природы имеется только определенное число мест — экологических ниш. А в одном ареале может существовать тем больше животных-индивидов, чем более разнообразна их природа. Сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма фактически воспроизводятся основные этапы его эволюции. Построил первое генеалогическое древо животного царства.

Всегда выделял эстетическую составляющую научного исследования. Так, его книга «Красота форм в природе» (1904) оказала большое влияние на архитектуру модерна. Например, проект здания Амстердамской биржи возник под прямым впечатлением от этой книги. Последние годы жизни разрабатывал научно-философскую теорию «монизма», призванную заменить религию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.055 с.)