Процесс формирования человека в ребёнке: произведения о детстве Х1Х-ХХ веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс формирования человека в ребёнке: произведения о детстве Х1Х-ХХ веков.



Х1Х –ХХвв.- время активного развития собственно детской художественной литературы, поставившейв центр повествования личность ребенка, положившей начало проявлению детского «я», сущности детской души, детского мировосприятия и контекста собственно детской жизни. Взгляд на мир меняется; он перестает восприниматься как «производный мир взрослых». Отринув это восприятие, взрослый человек увидел ребенка не себе подобным, а другим, имеющим свою психоэмоциональную специфику, свой круг интересов, проблем, пристрастий, свое восприятие действительности, разительно отличающееся от взрослого.

Тема детства и образ человека растущего рассматривались на широком философском, социальном, культурологическом фоне. Детство как полноценный период человеческой жизни старались вписать в общую картину мира, которая без этого периода представлялась неполной, дисгармоничной, разорванной, поскольку ребенок есть наследник прошлого и носитель традиций, хранитель духовных и материальных богатств, накопленных человечеством.

Огромную роль в познании ребенка, его души, его жизни, его возможностей, как физических, так и нравственных, психологических сыграла общая литература рубежа веков (Чехов, Андреев, Бунин). Ребенок и детство у писателей – реалистов стали изображаться без идеализации, перестали быть некими знаковыми фигурами, материалом для философских обобщений.

Игрушка как знак родовой принадлежности к детству в подобной литературе крайне редка. Кукла, которую приносит Вася, не столько является игрушкой для умирающей Маруси, сколько психотерапевтическим средством, «первой и последней радостью ее недолгой жизни».

+Тип ребенка - «маленького каторжника», созданный литературой рубежа веков, исключал тему игры и игрушки в ее первоначальном смысле. Это исключение видится как своеобразная художественная и социальная задача авторов: в мире, где жизнь ребенка становится адом, а смерть – избавлением от него, не может быть игр и игрушек, потому что у детей – «каторжников» отобрано полноценное детство, а иногда и право на жизнь (маленький шахтер Сенька).

 

25. Произведение Л. Толстого «Детство»: автобиографические мотивы в произведении. Внутренний мир Николеньки: пути его формирования. Роль близких взрослых в формировании человека в Николиньке.

Жанр произведения — автобиографическая повесть. Кульминацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них — завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем Карлом Иванычем, после печальных событий — развязка, «последние грустные воспоминания». Повесть «Детство», напечатанная в журнале Н. А. Некрасова «Современник», наряду с военными рассказами, сразу же принесла Толстому известность и признание его таланта. Его замечательный талант в изображении человеческой души, умение увидеть и выразить словом тончайшие, часто противоречивые проявления жизни как ребенка, так и взрослого, сказались уже в этих ранних произведениях. Тематика повести — становление личности ребенка под воздействием окружающей среды, отражение его душевных переживаний.

Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренна, то звучит фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим. Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого.

Главный герой повети «Детство» Николай Иртеньев остро чувствует свои недостатки и слабости. Он недоволен собой, своим характером. Он все время замечает за собой дурное, осуждает себя и пытается исправиться. Герой повести рассердился на Наталью Савишну за то, что его заслуженно наказали, но не само наказание обидело мальчика, а то, что к нему обратилась с поучением и на «ты» служанка, что его достоинство унизил человек, который не является для него ровней. Няню своей матери, всю жизнь, всю любовь отдавшую этой семье, никогда не имевшую своей жизни, Николенька называет Натальей и вынашивает планы мести. Когда, заметившая его настрой Наталья Савишна извинилась перед ним и принесла ему подарки, мальчик плачет. Но если совсем недавно он плакал от злости, теперь он плачет от стыда. Ему стыдно за себя, за свою гордыню, свою несправедливость по отношению к другому человеку. Но, кроме стыда, это еще и слезы любви, переполняющей его, раскаяния, которое он чувствует. Почти каждый эпизод в повести показывает, как воспитывался, формировался главный герой произведения. Он остро чувствует не только несправедливость, но и любовь по отношению к себе. Поэтому главное, что оказало влияние на характер главного героя, – это атмосфера, царящая в этом доме, атмосфера любви, заботы друг о друге. Единственный несчастливый человек в семье, с точки зрения маленького Иртеньева, – Карл Иваныч, и маленький герой стремится сделать его счастливее, он молится за него, хотя повесть начинается с обиды Николеньки на учителя: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».

Человек и природа в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка. Изображение мира природа. Особенности реального и сказочного повествования. Гармоничное сосуществование человека и природы – ведущая идея автора («Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Серая шейка»).

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что ребенок - самый лучший читатель. Для детей им написаны рассказы и сказки: Емеля-охотник, Зимовье на Студеной, Серая Шейка, Вертел, Богач и Еремка. У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об Аленушкиных сказках, которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное. Нет слов, хороши Аленушкины сказки, но и у большинства других произведений Мамина-Сибиряка долгая и славная жизнь.
Художественное наследие Мамина-Сибиряка для детей составляет более полутораста произведений: повестей и очерков, рассказов и сказок. К сожалению, лишь малая их часть известна нашим детям. Всего несколько рассказов вошли в программу начальной школы.
Судьба с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют певцом Урала, открывшим целую область, ранее неизвестную. Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно... - говорил он.
Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки (Кормилец). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику (В каменном колодце). Так писатель выполнял основную задачу своего творчества - готовил сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом.
Один из ранних рассказов Емеля-охотник открывается превосходной пейзажной зарисовкой: Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. Удивительно слияние почти сказочного зачина далеко-далеко и ритмической напевности с реалистической точностью места действия - деревушка Тычки. В человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка.
«Зимовье на Студеной».
Много сказочного и в рассказе Зимовье на Студеной, особенно в описаниях природы (Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу). Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты - все продумано, все создает живость, одухотворенность повествования.
Мамин-Сибиряк всегда тщательно продумывает структуру своих произведений для детей. В них, как правило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, воспоминания о молодости старика Елески или эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к народу-труженику.
«Аленушкины сказки».
Детям дошкольного возраста адресованы Аленушкины сказки, над которыми Мамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например, Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес - Вот не боюсь нисколько, и все тут! Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный... С начала и до конца сказку пронизывает один мотив - надоело бояться, надоело прятаться. Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.
Главное - поверить в себя: С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится. Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.
В Аленушкиных сказках образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания (Умнее всех; Сказочка про Воронущку - черную головушку и желтую птичку канарейку; Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.
Аленушкины сказки занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: Баю-баю-баю... один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки.
Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали Маминслог. Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями. Так, спесивость и зазнайство Индюка в сказке Умнее всех подчеркиваются в диалоге его с обитателями птичьего двора. Когда Индюк требует, чтобы его признали самым умным, ему отвечают: Кто же не знает, что ты самая умная птица! Так и говорят: Умен, как индюк. Ирония этой характеристики понятна дошкольникам.
Таким образом, Аленушкины сказки - превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.
Правдивое слово писателя-демократа учило любить свою страну, уважать трудовой народ, охранять родную природу. Особое значение для нравственного воспитания он придавал книге, называя ее то живой нитью, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром, то окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания и настоящей науки. А настоящим знанием считал он близость к народной жизни, к родной природе - именно это стало основным предметом его творчества для детей.
Как не вспомнить Музгарку из впечатляющего рассказа Зимовье на Студеной, - рассказа, по которому снят кинофильм и сделаны диапозитивы.
«Емеля – охотник».
Много лет прожили Блеска Шишмарь с Музгаркой в далеком зимовье на реке Студеной. Их обязанностью было встречать и провожать редкие обозы богатых купцов, вывозивших в город с Печоры дорогую рыбу - семгу.
Умирает от старости Музгарка. Завывание зимней пурги еще больше усиливает горе, постигшее одинокого старика. Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк,
избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из нее синяя струйка дыма... Воет пурга уже две недели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарка лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть. Не в силах выдержать полного одиночества, Блеска становится на лыжи и покидает избушку, надеясь прийти к людям, но... не дошел. Старик замерз по дороге в лесу.
Тема милосердия, столь актуальная в наши дни, отчетливо звучит в этом рассказе, так же как и в другом - Емеля-охотник - это одно из первых произведений писателя, написанное специально для детей. Рассказ был напечатан в 1884 г. Таким образом, уже в самом начале своего творческого пути писатель был обеспокоен вопросами гуманистического воспитания детей.
Емеля живет в непроходимой глуши, в деревушке с выразительным названием Тычки. Избы в ней, действительно, стоят беспорядочно, словно натыканы без всякого плана. Емеля с маленьким внучком, Гришуткой, живут в самой бедной избушке... Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая - ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско - одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках.
Емеля - седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу.
Гришутка - сирота. Три года назад умер от горячки его отец, мать заели волки, когда она зимним вечером с маленьким Гришуткой возвращалась домой. Ребенок спасся каким-то чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив. Семидесятилетнему деду пришлось выращивать внучка одному, а тут еще с Гришуткой приключилась болезнь. Беда не приходит одна...
Чтобы поправить здоровье внучка, Емеля отправился на охоту, за свежим мясом. Три дня бродил Емеля с Лыском по лесу. Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Лыско тоже приуныл и совсем отощал... Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, принести которого просил его Гришутка, но олень каждый раз убегал у него из-под носу... Только на четвертый день, когда охотник и собака совсем выбились из сил, они случайно напали на след оленя с теленком. Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю... Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился... Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка...
Вдруг Емеля увидел под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродит целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего несколько недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному... Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, - маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
Ишь какой бегун... - говорил старик, задумчиво улыбаясь. - Только его и видели: как стрела... Ведь убежал, Лыско, наш олененок-то? Ну, ему, бегуну, еще подрасти надо... Ах ты, какой шустрый!.
Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна.
Вернулся Емеля домой без добычи. Зато зимними вечерами он часто рассказывал внучку, как искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Маленький внук смеялся вместе со старым дедом.
«Серая шейка».
Вот сказка Серая шейка - это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, - все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания.
Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.
Самым маленьким детям адресованы Аленушкины сказки - это целый цикл с поэтической присказкой и концовкой, по форме напоминающих стихотворение в прозе.
У кроватки дремлющего ребенка собрались будущие герои сказок.
Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойка, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи Аленушка, спи отецкая дочь, - сейчас сказка начинается. Вот уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый воробей, стучит носом в стекло и спрашивает:
Скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки.
Привлекательна и легка для восприятия малышей форма устного повествования этих сказок. Следя за развитием занятного сюжета, веселыми приключениями своеобразных героев: лесных зверюшек, насекомых, птиц и рыб, ребенок как бы входит в мир их жизни. Трудно переоценить познавательное и воспитательное значение этих сказок, чудесно совместивших правду и вымысел.
Биологические особенности животных и растений часто раскрываются в форме остроумного диалога. Мы находим своеобразную перекличку с характерами людей и порядками в человеческом обществе. Примером этого служит сказка Умнее всех из того же цикла Аленушкины сказки.

Краткая исторя на всякий

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) родился в Висимо-Шайтанском рабочем поселке, в семье заводского священника. С детских лет он наблюдал жизнь и быт заводских и приисковых рабочих, слушал их песни, предания, легенды. Он видел бесправие и нищету горнозаводского люда, его стихийное возмущение, - «глухую борьбу», «не умирающий дух протеста». Все это оставило неизгладимый след в духовном развитии писателя.

Мамин -Сибиряк написал около 140 произведений для детей. Они печатались в прогрессивных журналах: «Детское чтение», «Восходы» «Юная Россия», издавались отдельными книгами.

Многие детские книги навеяны любовью к его дочери Алёнушке. Однако решающую роль в пробуждении к детской литературе имели наблюдения писателя над трагической судьбой детей в самодержавной крепостнической России, влияние на него прогрессивных идей того времени, раздумья о судьбе подрастающего поколения. Поэтому Мамин-Сибиряк считал детскую литературу важнее всего остального, потому, что дети - будущее человечества, в них и будущие возможности.

Мамин - Сибиряком написаны для детей публицистические и художественные очерки («Славен город Великий Новгород», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»), социально бытовые рассказы и повести («Вертел», «Под землей», «Под домной», «Кормилец»), рассказы о животных («Медведко», пейзажные этюды («Зеленые горы»), сатиристические, этюдные и волшебные сказки («Сказка про царя Гороха», «Постойко», «Лесная сказка»)

Произведения писателя для детей противостояли детским книгам реакционных писателей того времени, которые скрывали от детей социальные противоречия современного общества, внушали ему наивную веру в промысел божий и в филантропию.

Писатель часто умышленно строил свои рассказы на мотиве неожиданной встречи изнуренного непосильным трудом и голодом ребенка с господами, показывая, что эта встреча не только не облегчает, но даже усугубляет страдания маленького робота.

Рассказы Мамин-Сибиряка о маленьких мастеровых носят антинароднический характер. Писатель развенчивает иллюзию либеральных народников о спасительной силе деревенской жизни.

Но он не скрывает и ужасного положения детей в условиях города. в ««Каменном колодце» перед читателем проходит галерея забитых, озлобленных, отупевших от непосильного труда ребят. Поразительно убог их кругозор. Они не видели и не знают ни чего, кроме своего двора, улицы, не могут даже представить себе, как растет хлеб, однако и жизнь крестьянских детей не лучше.

Писатель всегда изображает героя-ребенка в потоке народной жизни, в обстановке производственного, семейного и общественного быта рабочих.

Рабочий коллектив обрисован автором так же реально, как и маленький герой, которого мы видим то в окружении рудокопов, то ремесленников. В центре повествования всегда стоит ребенок, но читатель надолго запомнит и многие образы взрослых: доменного мастера, старателя Рукобитова и др.

Мамин-Сибиряк был и большим мастером литературной сказки. Его научные сказки (сборник «Светлячки», «Лесная сказка», «Зеленая война» и др.) по существу открывают ту замечательную традицию русской природоведческой сказки, которая получила такое широкое распространение в творчестве писателя ХХ века Пришвина, Бианки, Чарушина.

Лучший сборник произведений для детей - «Аленушкины сказки».

Писатель показал себя здесь не только прекрасным знатоком детской психологии, но и умным воспитателем и в аллегорических сказках писатель сохраняет в образе животных, птиц и насекомых их естественные природные качества.

Ёж в сказке «Умнее всех» не только олицетворяет народные добродетели. Из спора обитателей птичьего двора ребенок получает и полное представление об их образе жизни, повадках.

Сказки Мамин-Сибиряка - классический образец веселой детской книжки, богатой образным сюжетом. С изумительным понимание естественных побуждений, вызывающих у ребенка игровые эмоции, рисует он ход игры, ее неповторимое импульсивное движение.

Лучшие произведения Мамин-Сибиряка известны далеко за рубежом. Глубоко, правдиво и всесторонне изображая жизнь, пропагандируя нравственные принципы, детские книги писателя и сегодня достойно выполняют благородную миссию воспитания подрастающего поколения.

 

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=225

27. Чуковский К.И. Краткие биографические сведения.Малые жанры. Воспитательное значение произведений. Весёлые сказки в стихах - основной жанр творчества Чуковского.

Корней Иванович Чуковский (1882-1969) (Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве.

Из гимназии будущего поэта исключили по причине "низкого" происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем.

Вопросами дет­ской литературы Чуковский стал заниматься в 1907 году — как критик, заявивший о бездарности творений некоторых известных в те годы детских писательниц.

Вернувшись в Петроград в 1917 году, Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства "Парус". Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга «От двух до пяти». Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась.

Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

Сказки и стихи Чуковского составляют целый ко­мический эпос, нередко называемый «крокодилиадой» (по име­ни любимого персонажа автора). Произведения эти связаны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сю­жетами, общей географией. Перекликаются ритмы, интонации. Особенностью «крокодилиады» является «корнеева строфа» — размер, разработанный поэтом и ставший его визитной кар­точкой:

Жил да был Крокодил.

Папиросы курил.

По-турецки говорил, —

«Корнеева строфа» — это разностопный хорей, это точные парные рифмы, а последняя строчка не зарифмована, длиннее прочих, в ней и сосредоточен главный эмоциональный смысл. Впрочем, автор иногда переходил и к другим стихотворным раз­мерам, резко меняя ритм и интонацию стихов.

Сюжеты сказок и стихов Чуковского близки к детским играм. Поэтику стихотворных сказок К. Чуковского определяет прежде всего то, что они адресованы самым маленьким. Перед автором стоит сверхзадача - доступным языком рассказать человеку, только-только вступающему в мир, о незыблемых основах бытия, категориях настолько сложных, что и взрослые люди до сих пор занимаются их толкованием. В рамках художественного мира К.Чуковского эта задача блестяще решается с помощью поэтических средств: язык детской поэзии оказывается безгранично ёмким и выразительным и в то же время хорошо знакомым и понятным каждому ребёнку. Для стихотворной речи сказок Чуковского характерна близость к разговорной, простой речи. Все это позволяет создать иллюзию разговорной речи: как будто мама и не стихи читает, а рассказывает что-то очень интересное. Такая свобода облегчает восприятие стихов на слух, делает их подвижными, живыми. Смена действий и впечатлений передается изменением ритма стихотворной речи.

Изменчивость сказочного мира - ещё одно характерное свойство поэтики сказок К. Чуковского. Исследователи отмечают, что за время развития сюжета сказочная Вселенная несколько раз "взрывается", действие принимает неожиданный оборот, картина мира меняется. Эта изменчивость проявляется и на ритмическом уровне: ритм то замедляется, то ускоряется, длинные неторопливые строчки сменяются короткими отрывистыми. В связи с этим принято говорить о "вихревой композиции" сказок К. Чуковского.

Маленький читатель легко вовлекается в этот круговорот событий, и таким образом автор даёт ему представление о динамике бытия, о подвижном, вечно меняющемся мире. Устойчивыми оказываются только этические категории, представления о добре и зле: злые герои неизменно погибают, добрые - побеждают, спасая не только отдельного персонажа, но и весь мир.

Многие художественные приемы, найденные в «Крокодиле», были использованы в дальнейшем Чуковским и в других его сказках.

«Муха-Цокотуха», «Тараканище» и «Краденое солнце»образу­ют трилогию из жизни насекомых и зверей. Эти сказки имеют схожие конфликтные ситуации и расстановку героев, они и пост­роены по единой схеме.

 

В трилогии сказок использована единая система художествен­но-речевых средств: повторы, параллелизмы, постоянные эпите­ты, уменьшительно-ласкательные формы и т.п.

«Мойдодыр» и «Федорино горе»могут считаться дилогией на тему гигиены.

Небольшой сказке «Мойдодыр» (1923) принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей. С позиции взрос­лого назидательная мысль сказки просто мизерна: «Надо, надо умываться / По утрам и вечерам». Зато для ребенка эта мысль тре­бует серьезных доводов, сама же по себе она абстрактна и сомни­тельна. Чуковский верно уловил первую психологическую реак­цию ребенка на открытие всяких «надо» и «нельзя» — это удивле­ние. Для того чтобы доказать простенькую истину, он использует мощный арсенал средств эмоционального воздействия. Весь мир приходит в движение, все предметы срываются с места и куда-то бегут, скачут, летят. Герою приходится изме­ниться — и внешне, и внутренне. Возвращение дружбы и симпа­тии, организованный в тот же час праздник чистоты — справед­ливая награда герою за исправление.

«Федорино горе» (1926) также начинается с удивления перед небывальщиной: «Скачет сито по полям, / А корыто по лугам». Автор довольно долго держит читателя в напряженном изумле­нии. Только в третьей части появляется Федора, причитая и маня сбежавшую утварь обратно. Если в «Мойдодыре» неряха — ребе­нок, то в этой сказке — бабушка. Читатель, уже усвоивший урок «Мойдодыра», может понять недостатки других, в том числе и взрослых.

«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон»(все — 1926 год) обра­зуют свою триаду сказок, объединенную мотивами небылиц и путаниц. Их последовательное расположение следует за меняю­щимся отношением к небылице или путанице. В «Чудо-дереве» небыличное превращение сулит всем радость, особенно детям. В «Путанице» веселое непослушание зверей, рыб и птиц, взду­мавших кричать чужими голосами, в конце концов грозит бедой: «А лисички / Взяли спички, / К морю синему пошли, / Море синее зажгли». «Телефон» написан от лица взрослого, уставшего от «дребедени» звонков. Сказка разворачивается чередой почти сплошных диало­гов. Телефонные собеседники — то ли дети, то ли взрослые — всякий раз ставят героя в тупик своими назойливыми просьбами, нелепыми вопросами. Маленькие читатели невольно становятся на сторону измученного героя, незаметно постигая тонкости хо­рошего воспитания.

В «Мухе-Цокотухе» спасителем выступает не рогатый жук, не больно жалящая пчела, а неведомо откуда взявшийся комар, и даже не комар, а комарик, да к тому же маленький комарик, и, чтобы его малость была еще заметней, он предстает перед нами в свете маленького фонарика:

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

Неизменно повторяющийся в сказках Чуковского мотив победы слабого и доброго над сильным и злым своими корнями уходит в фольклор: в сказке угнетенный народ торжествует над угнетателями. Положение, при котором всеми презираемый, униженный герой становится героем в полном смысле, служит условным выражением идеи социальной справедливости. Скончался писатель 28 октября 1969 года от гепатита

 В сказках Чуковский портретирует разнообразные малые фольклорные жанры: и считалки, и потешки, и плясовые припевы, и небылицы, которые он назвал перевертышами.

Первыми литературными произведениями, с которыми знакомятся дети, наряду с малыми фольклорными жанрами (колыбельные, пестушки, потеши) являются веселые сказки К. И. Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мой-додыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Телефон», «Путаница» и др. Веселые сказки Чуковского привлекательны для современных малышей и стали образцом для нескольких поколений детских писателей.

Художественные особенности сказок: сюжетность, юмор, графичность, легкость, ритмичность, певучесть. Связь с устным народным творчеством.

 К. Чуковский делает главный вывод: народная поэзия и словотворчество детей совершаются по одним законам. Детский писатель должен учиться у народа, который в течение многих веков выработал в своих песнях и сказках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребенку. Второй учитель детских поэтов –сам ребенок. Прежде чем обращаться к нему со своими стихами, необходимо изучить его вкусы и потребности, выработать правильный метод воздействия на его психику.

https://kids-covenok.ru/131798.htm



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.054 с.)