Теоретические основы предпринимательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы предпринимательской деятельности



Теоретические основы предпринимательской деятельности

 

Предпринимательство как особый вид деятельности

 

Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее, осуществляемой на свой страх и риск.

Предпринимательская идея представляет собой результат мыслительной деятельности, принимающий материализованную форму в процессе экономической активности предпринимателя посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка. 

Предпринимательский доход - это доход от управления, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и комбинировать факторы производства в реализации новых идей, приносящих коммерческий успех.

Экономическая сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках предприятия и выступающих с инициативой по выпуску нового товара, реализации новых решений, технических и организационных нововведений.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступаетпредприниматель. Объектами предпринимательства являются инновационная (исследования, разработки, технические услуги), производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг) и торгово-посредническая деятельность. Главным критерием здесь служит содержание деятельности.

Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность, и то, что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

Предпринимательская деятельность включает в себя следующие функции:

социальную – которая заключается в том, что каждый гражданин может проявить свой индивидуальный талант, проявляя экономическую активность как форму существования свободной личности;

созидательную – которая состоит в том, что предприниматель создает новые материальные и нематериальные блага и рабочие места для общества; 

организаторскую - в которой предприниматель непосредственно организует производство, где определяет стратегию и тактику развития фирмы, решает вопросы управления, сводя к минимуму предпринимательский риск;

новаторскую - в которой предприниматель осуществляет деятельность, направленную на поиск нововведений для того, чтобы, внедряя новейшие технологии, быть конкурентоспособным. 

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии предпринимательской среды. Это рыночная система отношений,    личная свобода предпринимателя, позволяющая принять предпринимательское решение, которое будет     наиболее эффективным и конкурентоспособным. 

Предпринимательская    среда    -   общественная экономическая ситуация, включающая    степень экономической свободы предпринимателя, наличие предпринимательских структур, формирование рыночных экономических связей, возможность государственной поддержки в формировании предпринимательского капитала и в использовании необходимых ресурсов. Качество предпринимательской среды определяется уровнем взаимодействия макроэкономических факторов и экономической политики.

 

 

Малый бизнес

 

Малое предприятие - это не особая организационно - правовая форма и не особый вид предпринимательской деятельности, а понятия, которыми определяются небольшие количественные параметры организации и объемы хозяйственного оборота. 

Организационно - правовая форма может быть любой: индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество и т.д. Организации являются субъектом малого предпринимательства, если:

• доля в уставном капитале коммерческой организации, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

• доля участия государства, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций или каких - либо фондов также не превышает 25%;

• численность работников в зависимости от вида деятельности организации не превышает:

- в промышленности - 100 чел.;

- в строительстве - 100 чел.;

- в сельском хозяйстве - 60 чел.;

- в научно - технической сфере - 60 чел.;

- в оптовой торговле - 50 чел.;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и фермерские хозяйства.

Предприятия, занимающиеся несколькими видами деятельности

(многопрофильные), относятся к числу малых предприятий по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме или годовом объеме прибыли. Малые предприятия могут функционировать в любой отрасли хозяйства, выполнять несколько видов деятельности, обладают самостоятельностью в выборе выпускаемой продукции и распоряжении прибылью.

Различают 3 вида малых предприятий в зависимости от стратегии на рынке:

коммутанты - взаимодействуют с крупными предприятиями, будучи связанными с ними производственными связями, осуществляя изготовление отдельных деталей для крупного производства или промежуточной сборки. В этом случае они находятся в определённой зависимости от крупного производства и не имеют большой степени свободы в выборе деятельности;

патиенты - самостоятельные предприятия, которые выпускают одежду, обувь, продукты питания, осуществляют ремонтные и строительные работы, т.е. работают на локальных рынках сбыта. Благодаря своей мобильности и специализации могут конкурировать с крупными предприятиями;

эксплеренты - инновационные предприятия, ведущие исследовательские работы в области высоких технологий, занимаются научными конструкторскими разработками, предлагая свои продукты интеллектуальной деятельности (опытные образцы, программы, технические новинки и т.д.) крупным предприятиям.

Малые предприятия имеют налоговые льготы и упрощенный порядок расчета налогов, получают льготные кредиты. Например, малые предприятия, работающие в некоторых сферах деятельности, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, занимающиеся строительством и ремонтно-строительными работами, имеют право в первые 2 года работы не уплачивать налог на прибыль при условии, что выручка от реализации в этих видах деятельности не превышает 70%. В третий год работы малые предприятия уплачивают налог в размере 25% от основной ставки, в четвертый - 50%, если выручка от приоритетных видов деятельности составляет 90% от общей выручки реализационной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. К достоинствам малых предприятий относятся:

• высокая мобильность, возможность быстрого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и изменения вкусов потребления;

• гибкость и оперативность в организационной и управленческой деятельности при необходимости могут быстро изменить специализации;

• возможность более экономичного использования ресурсов.

К недостаткам малых предприятий относятся:

• высокая степень риска;

• недостаточная финансовая и материально-техническая база, возможность быстрого разорения;

• необходимость больших затрат на рекламу и поиск клиентов, поскольку такие предприятия мало известны потребителям;

• сложность получения кредита;

• трудности привлечения высококвалифицированных кадров;

• невозможность использования средств на развитие новых технических изобретений, поскольку такие проекты требуют высоких затрат и связаны с большим риском.

Значение функционирования малых предприятий для экономики странызаключается в том, что они:

• быстро заполняют рынок товарами, пользующимися спросом потребителей;

• способствуют быстрому обновлению товарного ассортимента;

• обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают специализацию и кооперацию;

• создают новые рабочие места;

• пополняют большую часть бюджета страны налогами;

• создают атмосферу конкуренции;

• создают ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.  

Теоретические основы предпринимательской деятельности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.011 с.)