Тема 1. Предмет и задачи статистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и задачи статистики



Введение

 

"Рабочая тетрадь по статистике" разработана для студентов 2 курса экономических и юридических специальностей Волгоградского экономико-технического колледжа, изучающих дисциплину "Статистика". Рабочая тетрадь предназначена для закрепления знаний по статистике, полученных на уроках и во время самостоятельной работы студентов, для проверки усвоенного материала с помощью тестовых теоретических и практических заданий. В заключительном разделе Рабочей тетради приводятся контрольно-измерительные материалы, являющиеся основой экзаменационных билетов по дисциплине "Статистика" для всех специальностей колледжа.

Рабочая тетрадь по статистике позволит способствовать формированию общих компетенций, которыми должны обладать специалисты - выпускники колледжа, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Задания сформированы по темам курса "Статистика". Каждая тема содержит теоретическую часть и практические задачи, ответы и решение которых необходимо провести на отведенном для этого свободном месте Рабочей тетради. Решение задач должно содержать формулы, по которым произведен расчет показателей. Если формула повторяется многократно, то достаточно ее привести один раз и сделать ссылку на нее. Если решение задачи целесообразно проводить с помощью таблиц (например, вычисление однотипных показателей), то лучше использовать этот метод.

Задания должны быть выполнены аккуратно, разборчиво, чернилами синего, фиолетового или черного цвета. Не рекомендуется использовать очень светлые чернила, создающие проблему чтения текста. Карандаш (в том числе и цветной) можно использовать только для графических объектов.  Можно пользоваться корректором для исправления ошибок.


 

Виды статистического наблюдения

- По времени регистрации фактов

- По охвату единиц

Точность статистического наблюдения – степень соответствия величины определенной по материалам статистического наблюдения действительной его величины.

Ошибки статистического наблюдения – расхождение между расчетным установленными статистическими наблюдением и действительными значениями изучаемых величин.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА

Понятие и виды группировки

Группировкаэто первый этап статистической сводки, позволяющий выделить из массы исходного статистического материала однородные группы единиц, обладающих общим сходством по одному или нескольким существенным качественным или количественным признакам.

Группировочным признаком называется - признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в отдельные группы. Для группировки следует брать существенные признаки, выражающие наиболее характерные черты изучаемого явления.

Виды группировок:

1. Типологическая группировка - это разделение качественно разнородной исследуемой совокупности на однородные группы единиц в соответствии с социально-экономическими типами.

2. Структурная группировка - группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьирующему признаку.

3. Аналитическая группировка - распространенный прием статистического изучения связей, которые обнаруживаются при параллельном сопоставлении обобщенных значений признаков по группам.

Этапы и принципы построения группировок:

1. всесторонний, глубокий анализ сущности и природы изучаемого явления, позволяющий определить его типические свойства и внутренние различия;

2. определение существенных признаков, по которым должна проводиться группировка;

3. объективное, обоснованное установление границ групп при условии, что образованные группы должны объединять однородныеэлементы совокупности, а сами группы (одна по отношению к другой) должны существенно различаться.

Формула Стерджесса: 𝑛 =1+3,222× 𝑙𝑔𝑁

Для чего она используется? Применяется для определения количества групп вариационного ряда, если заранее неизвестно, на сколько групп необходимо разделить исследуемую совокупность.

Интервал группировки - это интервал значений варьирующего признака, лежащих в пределах определённой группы.

Величина интервала - разность между верхней и нижней границами интервала.

где h – величина равного интервала;

- максимальное значение признака в совокупности.

- минимальное значение признака в совокупности.

- число групп.

Интервалы бывают – закрытые и открытые. Закрытые – интервалы, у которых есть верхняя граница и нижняя граница. А открытые – интервалы, у которых указана только одна граница.

Классификация – систематизированное распределение явлений и объектов на определенные секции, группы, классы, позиции, виды на основании их различия и сходства.

Задача 1. Определить возможное количество групп разбиения исследуемой совокупности и образовать эти группы.

В таблице отражено количество посетителей ресторанов города в течение года:

Номер ресторана Количество посетителей Номер ресторана Количество посетителей
1 1260 11 870
2 1400 12 750
3 980 13 400
4 385 14 350
5 550 15 680
6 1100 16 990
7 1550 17 1000
8 1420 18 1200
9 1230 19 720
10 590 20 840

Решение

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты представьте в табличной форме.

Группы ресторанов по количеству посетителей, чел. Число ресторанов в группе Номера ресторанов Общее количество посетителей в группе, чел. Среднее количество посетителей в группе, чел.
350-590   590-1000     1000-1550     4     8        8 4,5,13,14   3,10,11,12,15, 16,19,20   1,2,6,7,8,9,17,     18 1685   6420     10160 421,25   802,5       1270
Итого: 20   18265 2493,75

Задача 2. Определить возможное количество групп разбиения исследуемой совокупности и образовать эти группы.

В таблице отражена квартальная выручка магазинов города:

Номер магазина Выручка, тыс.руб. Номер магазина Выручка, тыс.руб.
1 120 11 170
2 145 12 220
3 330 13 280
4 80 14 300
5 110 15 130
6 210 16 90
7 260 17 140
8 135 18 350
9 50 19 270
10 65 20 200

Решение

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты представьте в табличной форме.

Группы магазинов по количеству покупателей, чел. Число магазинов в группе Номера магазинов Общее количество покупателей в группе, чел. Среднее количество покупателей в группе, чел.
  50-140   140-220   220-350       9   5   6   1,4,5,8,9,10,15,    16,17 2,6,11,12,20,   3,7,13,14,18,19     920   945   1790   102,22   189   298,33
Итого: 20   3655 589,55

 

Вторичная группировка- образование новых групп на основе ранее осуществленной группировки.

___________________________________________________________

Задача 3. В таблице приведена группировка сотрудников двух отделов банка по размеру заработной платы:

№ группы

Валютное управление

Кредитное управление

Размер заработной платы, тыс. руб. Численность сотрудников, чел. Размер заработной платы, тыс. руб. Численность сотрудников, чел.
1 до 10 5 до 15 2
2 10-30 20 15-20 5
3 30-50 60 20-30 10
4 50-100 180 30-40 35
5 100-150 40 40-50 100
6 150 и более 15 50-100 120
7     100-200 78
Итого   320   350

Произвести вторичную группировку способом укрупнения интервалов. Результат представить в таблице.

№ группы

Размер заработной платы,

тыс. руб.

Валютный отдел

Кредитный отдел

Численность сотрудников

Численность сотрудников

Чел. В % к итогу Чел. В % к итогу
1 До 30 25 7,81 17 4,85
2 30-50 60 18,75 135 38,57
3 50-100 180 56,25 120 34,29
4 100-150 55 17,19 788 22,29
Итого   320 100 350 100

Виды статистических таблиц

1. Простые - если в подлежащем таблицы содержится простой перечень каких-либо объектов.

2. Сложные - если в сказуемом дополнительно приводится ряд показателей, характеризующих группы подлежащего.

3. Групповые - содержат в подлежащем группировку единиц объекта наблюдения по одному существенному признаку. Простейшим видом групповой таблицы являются таблицы, в которых представлены ряды распределения.

4. Комбинационные - статистические таблицы, в подлежащем которых группы единиц, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по одному или нескольким признакам.

Задача 4. Определить вид статистических таблиц

Таблица №1__ Групповая ______________________________

 

Распределение населения России по полу на 1 января 2016 г.

  млн.чел в % к итогу
Численность населения — всего 142,0 100,0
В том числе:    
Мужчины 65,8 46,3
Женщины 76,4 53,7

Таблица № 2____ Простая ____________________________________

 

Добыча некоторых видов ископаемых в России в 2015 г.

Виды продукции Произведено
Нефть млн.т 491
Естественный газ млрд. куб.м 651
Уголь млн.т. 315

Таблица №3____ Комбинационная ______________________________________

 

Внешняя торговля РФ в 2007 г. (в фактически действовавших ценах)

  млрд.долл. США в % к итогу
Экспорт товаров 355,2 100
со странами дальнего зарубежья 301,5 84,9
со странами СНГ 53,7 15,1
Импорт товаров 223,1 100
со странами дальнего зарубежья 191,2 85,7
со странами СНГ 31,9 14,3

Задача 5. Определить тип таблицы по разработке сказуемого (простой или сложной)

Таблица №1 С простой разработкой показателей сказуемого

Отделения

Численность студентов, чел.

В том числе

по полу

в возрасте, лет

мужчины женщины до 20 20-23 23 и более
А 1 2 3 4 5 6
Дневное 1200 400 800 860 120 220
Вечернее 800 300 500 320 180 300
Всего 2000 700 1300 1180 300 520

Таблица №2 Со сложной разработкой показателей сказуемого

Отделения Численность студентов, чел.

В том числе

   

мужчины

женщины

Всего

из них в возрасте, лет

Всего

из них в возрасте, лет

  до 20 20-23 23 и более   до 20 20-23 23 и более
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Дневное 1200 400 260 50 90 800 600 70 130
Вечернее 800 300 110 80 110 500 210 100 190
Всего 2000 700 370 130 200 1300 810 170 320

В зависимости от этапа статистического исследования таблицы делятся на:

· Р азработочные

· Сводные

· Аналитические

Задача 6. Построить макет статистической таблицы, отражающей группировку студентов колледжа (ВЭТК) в зависимости от среднего балла по пяти выбранным предметам по факультетам, группам.

 

 

Тема 4. РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Ряд распределения - упорядоченное распределение единой совокупности по какому-либо одному определенному варьирующему признаку.

В зависимости от признака, положенного в основу образования ряда распределения различают атрибутивные и вариационные ряды распределения.

Дайте краткую характеристику этих рядов:

Атрибутивными называют ряды распределения, построенные по качественным признакам, т. е. признакам, характеризующим состояние изучаемого явления и не имеющим числового выражения

Вариационными называются ряды распределения, построенные по количественному признаку, т. е. признаку, имеющему числовое выражение у отдельных единиц совокупности.

Варианты - это само числовое значение признака.

Частоты - это число, показывающее, как часто встречается варианта в ряду распределения. Сумма всех частот составляет объем изучаемой совокупности.

Частости - это частоты, выраженные в виде относительных величин (в процентах или долях единиц). Сумма частостей равна 100%, или единице – если в долях.

 

 

Список литературы

 

1. Башина, О.Э., Спирин, А.А. Общая теория статистики: Учебник/ – М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Годин, А.М. Статистика: учебник / А.М. Годин. – М.: Дашков и К, 2015г. – 460с.

3. Гусаров, В. М. Теория статистики/ В. М. Гусаров - М.: ЮНИТИ, 2005.

4. Елисеева, И. И. Статистика: учебник /И.И. Елисеева. - М.: ЮРАЙТ – ИЗДАТ, 2014г. – 280с.

5. Елисеева, И. И., Юзбашев, М. М. Общая теория статистики/под ред. И.И.Елисеевой - М.: 2005.

6. Изотов, А.В., Капралова, Е.Б., Елисеева, И.И. Статистика: учебник /А.В. Изотов. - М.: КноРУС, 2014 г. – 552с.

7.  Ионин, В.Г., Харченко, Л.П., Глинский, В.В. Статистика: учебник / В.Г. Ионин.- М.:Инфра – М, 2015г. – 300с.

8. Сергеева, И.И., Чекулина, Т.А., Тимофеева, С.А. Статистика: учебник / И.И. Сергеева – М.: Инфра – М, 2014г. – 350с.

9. Шмойлова, Р.А. Теория статистики: Учебник/Р.А. Шмойлова – М.: Финансы и статистика, 2005.   

10. Шмойлова, Р.А., Минашкин, В.Г., Садовникова, Н.А. Теория статистики: практикум/Р.А. Шмойлова – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004.

 

 

Введение

 

"Рабочая тетрадь по статистике" разработана для студентов 2 курса экономических и юридических специальностей Волгоградского экономико-технического колледжа, изучающих дисциплину "Статистика". Рабочая тетрадь предназначена для закрепления знаний по статистике, полученных на уроках и во время самостоятельной работы студентов, для проверки усвоенного материала с помощью тестовых теоретических и практических заданий. В заключительном разделе Рабочей тетради приводятся контрольно-измерительные материалы, являющиеся основой экзаменационных билетов по дисциплине "Статистика" для всех специальностей колледжа.

Рабочая тетрадь по статистике позволит способствовать формированию общих компетенций, которыми должны обладать специалисты - выпускники колледжа, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Задания сформированы по темам курса "Статистика". Каждая тема содержит теоретическую часть и практические задачи, ответы и решение которых необходимо провести на отведенном для этого свободном месте Рабочей тетради. Решение задач должно содержать формулы, по которым произведен расчет показателей. Если формула повторяется многократно, то достаточно ее привести один раз и сделать ссылку на нее. Если решение задачи целесообразно проводить с помощью таблиц (например, вычисление однотипных показателей), то лучше использовать этот метод.

Задания должны быть выполнены аккуратно, разборчиво, чернилами синего, фиолетового или черного цвета. Не рекомендуется использовать очень светлые чернила, создающие проблему чтения текста. Карандаш (в том числе и цветной) можно использовать только для графических объектов.  Можно пользоваться корректором для исправления ошибок.


 

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Продолжите предложения:

Статистикаэто самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет и методы исследования, которая возникла из потребностей общественной жизни.

Познавательными задачами статистики как науки являются _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель статистического исследования - Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Статистические данные (информация) - совокупность количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, полученных в результате статистического наблюдения, их обработки или соответствующих расчетов.

Свойства статистической информации - Основными свойствами статистической информации являются ее массовость и стабильность. Первая черта связана с особенностями предмета исследования статистики как науки, а вторая – говорит о том, что однажды собранная информация остается неизменной и, следовательно, имеет способность устаревать.

Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Цель статистического наблюдения – Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Объект наблюдения - некоторая статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Единица наблюдения - составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.

Отчетная единица - субъект, от которого поступают данные об единице наблюдения.

Этапы статистического наблюдения:

- подготовка наблюдения;

- проведение массового сбора данных;

- подготовка данных к автоматизированной обработке;

- разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения

Программа статистического наблюдения - это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения.

Формы статистического наблюдения:

- Отчетность

- Регистры

- Специально организованное статистическое наблюдение

Способы статистического наблюдения:

- Непосредственное наблюдение

- Документальный учет

- Опрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.100 (0.072 с.)