Социально-экономическая политика стран ЕС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая политика стран ЕС.



Социальная и экономическая стабиль-ность, единый внутренний рынок и рынок тру-да, наднациональные институты управления, единый экономический и валютный союзы, единое пространство без границ, зона евро, европейское гражданство, чувство социальной защищенности –все эти впечатляющие завое-вания объединенной Европы в течение полуве-ка демонстрировали возможность устойчивого функционирования. При этом экономический рост не сопровождался ни сильными финансо-выми катаклизмами, ни такими критическими выбросами социальной напряженности, кото-рые могли бы иметь фатальные последствия. Создание единого экономического, валютного и географического пространства, по существу, служило лишь этапом на пути к единому соци-альному пространству как к стратегической цели европейской интеграции. В этом направлении уже сделаны определенные шаги в виде

создания специальных наднациональных ин-ститутов для выработки единых для всего со-общества решений по таким вопросам, как массовая миграция, профессиональное обуче-ние, здравоохранение, экология. Платформой для осуществления этих проектов должно вы-ступать единое информационное пространство Европейского союза3.Европейская стратегия развития изна-чально включала, пожалуй, всего два основных компонента: экономический рост и социаль-ную сплоченность на основе справедливого распределения общественного богатства. На последующих этапах европейская социальная модель была дополнена требованиями охраны окружающей среды, формирования нового са-мосознания у граждан объединенной Европы и защиты их человеческого достоинства. Об-щие фундаментальные ценности европейской социальной модели сформулировал комиссар Еврокомиссии по вопросам занятости, соци-альной политики и равным возможностям В. Шпидла: «Приверженность демократии,от-каз от любых форм дискриминации, всеобщий доступ к образованию, высококачественное и общедоступное здравоохранение, гендерное равенство, солидарность и справедливость, признание роли социальных партнеров и соци-ального диалога»4. Эти базовые ценности должны разделяться всеми государствами Ев-росоюза независимо от национальных особен-ностей их социальных моделей

Принципиальные установки Европейского союза в области занятости –создание единого рынка труда, увеличение его производительно-сти и повышение качества рабочих мест, лик-видация всех видов дискриминации в сфере трудовых отношений, основанные на социаль-ной сплоченности и социальной интеграции, –в условиях экономического спада смещаются на второй план под давлением безработицы5. Поэтому включение человеческого достоинст-ва в систему общеевропейских ценностей мо-тивируется не только гуманитарными пред-ставлениями о необходимости уважения прав и свобод человеческой личности, но и вполне прагматическими соображениями о роли чело веческого капитала в обеспечении устойчивого экономического роста. Отсюда и проистекает повышенный интерес к образованию как к спо-собупреумножения этого капитала. Неслучай-но одной из важнейших составляющих Индек-са развития человеческого потенциала (Human Development Index) является уровень образова-ния населения и связанные с этим государст-венные и частные затраты.

 124. Особенности расширения Евросоюза с 2004 — 2007 гг.

В 2004 г. состоялось очередное и наиболее масштабное, рас‑

ширение ЕС. В состав этой организации вступили Венгрия,

Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения,

Чехия, Эстония. В 2007 г. членами Европейского союза ста‑

ли также Болгария и Румыния. Результаты этого события для

Европейского союза в целом, для странновых членов ЕС, для

развития мировой и европейской политики и экономики оце‑

ниваются очень неоднозначно. Дополнительные трудности по‑

пыткам объективно оценить результаты расширения ЕС созда‑

ет то обстоятельство, что в 2004 г. как «старые», так и «новые»

страны ЕС (или ЕС15 и ЕС10) развивались при благоприятной

общеевропейской экономической конъюнктуре, а уже 2008 г.

стал кризисным.

В результате расширения 2004 – 2007 гг. Европейский союз

увеличился сразу на две трети по числу своих членов, значи‑

тельно возрос территориально и стал напрямую граничить с

Россией. Пятое расширение ЕС способствовало тому, что не‑

которые новые члены Союза, например Польша, стали претен‑

довать на более активную роль в отношениях с теми странами

восточной части континента, которые не вступили в ЕС, но

стремятся к этому.

При этом было совершенно очевидно, что при столь значи‑

тельном увеличении количества членов ЕС за счет государств,

находящихся в состоянии трансформации от государственной

командно–административной экономики к рыночной, на пути

построения парламентских демократий европейского образца,

одновременное углубление и расширение ЕС было возможно

только в условиях «Европы разных скоростей».

Вступление в ЕС не привело к ликвидации как отставания

экономик новых членов от уровня экономического развития ве‑

дущих стран Европейского союза, так и разницы в скорости их

движения на пути к преодолению этого отставания. При этом

нельзя не признать, что в первые месяцы членства в ЕС основ‑

ные показатели уровня экономического развития всех новых

стран–членов росли.

Когда на саммите в Копенгагене в декабре 2002 г. принима‑

лось решение о расширениях 2004 и 2007 гг., предполагалось,

что относительно безболезненная адаптация новых членов мо‑

жет пройти, не подрывая европейские финансы и экономику.

Поэтому слишком объемная финансовая поддержка реформ в

этих странах со стороны ЕС не планировалась.

Тем не менее в первые годы после расширения ЕС выде‑

лял значительные средства на региональные программы, со‑

вершенствование транспортных и банковских инфраструктур

восточноевропейских стран, модернизацию ряда отраслей на‑

ционального производства. Позже, в условиях мирового эконо‑

мического кризиса, ЕС отказался от многих крупных проектов

по поддержанию экономик Восточной Европы и стран Балтии.

Среди негативных последствий расширения называют со‑

кращение ряда производств, традиционных для Восточной Ев‑

ропы. Так, во всех странах Вышеградской группы сократилось

поголовье крупного рогатого скота, существенно снизилось

производство зерновых культур, в Венгрии уменьшились пло‑

щади виноградников. В промышленности западноевропейские

гиганты вытеснили в странах Восточной Европы и Балтии на‑

циональный сектор.

 125. Позиции современного ЕС в глобальной экономике.

Европейский Союз (ЕС) — экономическое объединение стран Западной Европы, которое характеризуется отменой таможенных пошлин, других ограничений в торговле между участниками, устранением препятствий во взаимном движении товаров, капиталов, рабочей силы, а также созданием общей денежной единицы и общих органов управления национальными хозяйствами.

Интеграция расширяет границы национальных хозяйств, увеличивает рынки сбыта, развивает международное разделение труда. Для западноевропейских стран, обладающих небольшими территориями и ограниченным числом производителей и потребителей, экономическое объединение является необходимостью.

Основная экономическая мощь ЕС приходится на четыре наиболее крупные страны — Германию, Францию, Великобританию, Италию, в которых сосредоточено 1/2 населения и почти 3/4 совокупного ВВП региона. Остальные относятся к так называемым малым странам. Их отличие - высокий уровень специализации на производстве технически сложной, высококачественной продукции. Небольшие масштабы внутренних рынков и недостаточный спрос сдерживают появление крупных предприятий.
По уровню экономического развития, структуре экономики и масштабам хозяйственной деятельности малые страны делятся на группы. К первой - относятся Бельгия, Нидерланды, Швеция, Испания. Величина их совокупного (общего) ВВП довольно значительная и составляет около 20% ВВП Евросоюза. Во вторую группу входят Австрия, Дания, Греция, Финляндия. Их значение в общей экономике невелико: менее 10% ВВП Евросоюза. Доля третьей группы стран, включающей Португалию, Ирландию, Люксембург, еще меньше: около 2% ВВП Евросоюза.

В последние десятилетия участие Европейского Союза в мировой экономике несколько сократилось. Главная причина — ограждение экономики Союза от конкуренции извне, что не стимулирует прогрессивных нововведений и сдерживает совершенствование отраслевой структуры.

К наиболее динамичным отраслям Евросоюза относятся электроника, изготовление станков, управляемых по компьютерным программам, атомных реакторов, аэрокосмической техники, средств связи. Вместе с тем темпы развития этих отраслей ниже, чем в США и Японии. Развитие отраслей происходит не столько благодаря коренному обновлению производства, как, например, в Японии, сколько благодаря его совершенствованию, замене устаревшего оборудования и технологий. Поэтому в мировом хозяйстве страны ЕС выделяются прежде всего производством традиционной продукции (например автомобилей, станков, оборудования для легкой и пищевой промышленности).

Европейский Союз сохраняет значительный научно-технический потенциал, который ориентирован в основном на фундаментальные исследования. Однако расходы Евросоюза на развитие науки и техники отстают от аналогичных расходов США и Японии. Например, на исследования в области микроэлектроники выделяется столько средств, сколько в США выделяет одна компания IBM.

В экономическом развитии стран ЕС значительная роль принадлежит государству. В государственной собственности находятся многие заводы, фабрики, школы, больницы. Хотя в последние годы влияние государства на процесс производства снизилось, число государственных предприятий сокращено, тем не менее его роль в экономике остается намного выше, чем в США и Японии, Особенно высока в малых странах (например, Австрии, Финляндии), в которых государственный сектор создает примерно 1/3 ВВП и предоставляет места 1/5 части работающих.

К настоящему времени в ЕС отменены практически все барьеры перемещений товаров, капитала и рабочей силы. Их отмена значительно повышает темпы экономического роста национальных экономик, снижает цены на производимую в них продукцию, уменьшает издержки производства, в конечном счете укрепляет позицию каждой страны в мировом хозяйстве.

За последние годы сотрудничество между Россией и ЕС углубилось. В частности на современном этапе Россия в целом находится на первом месте по участию в европейских рамочных научно-исследовательских программах, опережая Китай, США, Индию.

 126. Глобализация мировой экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.011 с.)