Тетрадь поможет вам освоить секреты ухода за одеждой, кулинарного искусства, а также научит пользоваться транспортом, делать покупки и социальные платежи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тетрадь поможет вам освоить секреты ухода за одеждой, кулинарного искусства, а также научит пользоваться транспортом, делать покупки и социальные платежи.



Тетрадь поможет вам освоить секреты ухода за одеждой, кулинарного искусства, а также научит пользоваться транспортом, делать покупки и социальные платежи.

Знания и умения, которые вы получите с помощью тетради, будут использованы вами в повседневной жизни.

Успехов вам!

 

                                                                                                                                                              

                                                                                                           

                                                                                                        

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.ВВЕДЕНИЕ

Урок 1-2. Что такое СБО?....................................................................................5

Раздел 2. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Урок 3. Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни

человека………………………………………………………………………….6

Урок 4. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически…………………………………………………..8

Урок 5-6. Содержание в чистоте и порядке личных вещей………………….9

Урок 7-8. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности

человека…………………………………………………………………………10

Урок 9. Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих……………………………….11

Урок 10. Обобщение тем по разделу «Личная гигиена»…………………….13

Раздел 3. ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Урок 11. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека……………………………………………………………..14

Урок 12. Виды одежды и головных уборов………………………………….15

Урок 13-14. Правила и способы повседневного ухода за одеждой…………16

Уроки 15-16. Виды обуви. Повседневный уход за обувью…………………17

Урок 18. Обобщение тем по разделу «Одежда и обувь»……………………18

 

Раздел 4. Семья

Уроки 19-20. Семья, родственные отношения в семье………………………19

Уроки 21-22. Состав семьи учащихся, взаимоотношение в семье…………..20

 

Раздел 5. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Уроки 23-24. Значение осанки. Формы исправления осанки………………..21

Уроки 25-26. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой…………………………………22

Уроки 27-28. Правила поведения за столом. Сервировка стола к чаепитию..23

 

Раздел 6. ЖИЛИЩЕ

Уроки 29-30. Виды жилых помещений в городе и селе: жилой дом, квартира, интернат…………………………………………………………………………..25

Урок 31. Варианты квартир и подсобных помещений………………………..26

Уроки 32-33. Почтовый адрес дома, школы. Заполнение адреса на конвертах. Практическая работа…………………………………………………………….27

Урок 34. Гигиенические требования к жилому помещению…………………28

Уроки 35-36. Инвентарь и приспособления для уборки. Правила вытирания пыли, подметания пола…………………………………………………………29

Урок 38. Обобщение тем по разделу «Жилище»……………………………..30

Раздел 7. ТРАНСПОРТ

Урок 39. Виды транспортных средств……………………………………….....31

Уроки 40-41. Поведение в транспорте и на улице…………………………….32

Уроки 42-43. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения…33

Урок 44. Обобщение тем по разделу «Транспорт»……………………………34

 

 

Раздел 8. ТОРГОВЛЯ

Урок 45. Виды торговых предприятий. Их значение для людей, и животных…………………………………………………………………………35

Урок 46. Продуктовые магазины и их отделы…………………………………36

Уроки 47-48. Экскурсия в продуктовый магазин……………………………...37

Урок 49. Виды товаров: фасованные, в развес и в розлив…………………….38

Уроки 50-51. Порядок покупки товара в продуктовом магазине. Срок годности…………………………………………………………………………..39

Урок 53. Обобщение тем по разделу «Торговля»……………………………..41

Раздел 9. ПИТАНИЕ

Уроки 54-55. Значение продуктов питания в жизни и деятельности людей. Экскурсия в магазин……………………………………………………………42

Урок 56. Место приготовления пищи и оборудование его………………….43

Урок 57. Посуда и приборы. Правила и приемы ухода за посудой и помещением…………………………………………………………………….45

Уроки 58. Сервировка стола к завтраку. Практическая работа……………..46

Уроки 59-60. Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки. Бутерброды………………………………………………………………………48

Уроки 61-62. Приготовление салатов и винегретов.

Практическая работа…………………………………………………………….49

Уроки 63-64. Приготовление салата «Зимний». Практическая работа………50

Урок 65. Приготовление блюд из яиц. Отварные яйца. Практическая работа……………………………………………………………………………..51

Урок 66. Обобщение тем по разделу «Питание»………………………………52

Уроки 67-68. Обобщение разделов за год……………………………………...53

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

______________________________________________

 

Что такое СБО?

 

                            

Социально- бытовая ориентировка
Жизнь людей и их отношения в обществе     Жизненный уклад, повседневная жизнь (пища, одежда, жилище, здоровье, культура, отдых)   Помочь кому-либо разобраться в чем-нибудь

 

Напишите, чему вы будете учиться на уроках СБО?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Напишите, какую домашнюю работу вы умеете выполнять?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                              

 

 

2. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

 

 

Урок 3. Личная гигиена. Ее значение для здоровья и     

          жизни человека.

4. Прочитайте определения:

Гигиена это наука о здоровье человека.

Личная гигиена – соблюдение норм и правил гигиены (мытье рук, ног, головы, умывание, чистка зубов, ушей и т.д.).

 

Напишите, как вы ухаживаете за личными вещами?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Прочитайте

Подготовься к практической работе «Стирка носков»

План

1. Налить воду в таз

2. Взять носки и замочить на правой стороне

3. Взять мыло и стирать по очереди

4. Отжать и сменить воду

5. Прополоскать носки на левой стороне

6. Отжать, стряхнуть и повесить сушиться.

7. Убрать мыло и вымыть таз.

 

Урок 7-8. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека.

Перечислите личные вещи

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ответьте на вопрос

С помощью чего мы видим?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Прочитай таблицу

Вред курения Вред алкоголя
Никотин – причина многих заболеваний (язва, рак, сердечно-сосудистые заболевания) Каждая рюмка действует на организм человека, как яд.
Желтеет эмаль зубов Страдает сильно ваше зрение    
Меняется цвет лица (серо-зеленый, желтый) Может возникнуть опухоль голосовых связок, а цирроз печени приведет к гибели
Волосы теряют блеск, выпадают Нарушается память воля    
Курящий человек приносит вред окружающим Алкоголь отрицательно влияет на половые органы

СКАЖЕМ ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ – НЕТ!

Тестирование

Вопросы и задания Ответы
Напишите правила личной гигиены в течение дня Утро   День   Вечер  
Отметь галочкой, что может быть общим? Полотенце Зубная щетка Зубная паста Шампунь Расческа Туалетная бумага Мочалка  
Отметь галочкой, что может быть личным? Полотенце Зубная щетка Зубная паста Шампунь Расческа Туалетная бумага Мочалка  
Напишите виды труда по уходу за одеждой    
Как влияет алкоголь и никотин на организм человека? Не влияет Появляются заболевания Изменяется настроение

 

 

3. ОДЕЖДА И ОБУВЬ

______________________________________________

 

Урок 11. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека.

Исключите лишнее

          

27. Прочитайте определение понятий:

 

Одежда – это то, что мы одеваем на тело.

Головные уборы – это то, что мы одеваем на голову.

Обувь – это то, что мы одеваем на ноги.

Найди ошибку

 

 

          

 

 

             

Урок 13-14. Правила и способы повседневного ухода за одеждой.

32. Поставь знак «+», распределив одежду по сезонам

 Время года Вид одежды Лето Весна Зима Осень
Летняя        
Зимняя        
Демисезонная        

Тестирование

Вопросы и задания Варианты ответа
Какое значение имеет одежда и обувь для человека?    
Как называется вид одежды, которую носят осенью-весной? Осенняя или весенняя Демисезонная    
Какая одежда и обувь нужна на каждый день? Ежедневная Повседневная Простая  
Что делают с грязной резиновой обувью? Моют Сушат Чистят  
Что делают с грязной обувью из материала? Моют Сушат Чистят Стирают  
Зачеркни лишнее:     Шорты, босоножки, панама, купальник, свитер, футболка.    
Как называют уход за одеждой и обувью каждый день? Постоянный Правильный Повседневный уход    

 

4. СЕМЬЯ

______________________________________________

Уроки 19-20. Семья, родственные отношения в семье.

 

42. Буквенное задание

Задание: отметь «+» верные утверждения и составь ключевое слово из выбранных букв.

 

только «+» Буквы Верные и неверные утверждения
  «с» Ежедневно нужно убирать свою комнату
  «д» Свою комнату нужно убирать по просьбе взрослых
  «и» Во время еженедельной уборки нужно убирать только свою комнату
  «е» Помогать в уборке всей квартиры
  «м» Играть с младшими детьми
  «к» Младшие дети должны быть с родителями
  «ь» Нужно всегда убирать за домашними животными
  «у» За домашними животными должен убирать тот, кто их завел
  «р» Выносить мусор, как только попросят
  «я» Выносить мусор нужно ежедневно

Ключевое слово: __________________________

 

Заполните таблицу.

 

 «ФИО ваших родных»

 

Родственные отношения Имя Отчество Фамилия
Папа        
Мама        
Брат        
Сестра        
Бабушка        
Дедушка        

 

 

Дополните определение.

 

Осанка это ______________________________________________________

 

1) стройная спина         2) красивая прическа      3) модная одежда

 

Заполните таблицу.

Заполните тест

Прочитайте вопрос Отметьте знаком «+» правильный ответ
Возможны ли при беседе краткие вопросы или ответы: Что? Где? Да. Нет. 1) да 2) это невежливо 3) достаточно кивка головой
Можно ли во время беседы прикрывать рот рукой? 1) да, если вы не почистили зубы 2) это неприлично 3) можно только носовым платком
Какая громкость нужна при разговоре? 1) чем громче, тем лучше 2) негромко, спокойно 3) чем тише, тем доверительнее
Вы чихнули, вам пожелали здоровья. Как быть? 1) сделать вид, что не слышали 2) поблагодарить 3) извиниться
Во время разговора вам скучно и хочется зевать. Что делать? 1) не скрывать зевоту, чтобы собеседник понял, что вам скучно 2) постараться скрыть зевоту 3) можно зевать, только не широко открывая рот
Нужно ли улыбаться, приветствуя человека? 1) нет, это несерьезно 2) смотря по настроению 3) улыбка желательна всегда

 

Уроки 27-28. Правила поведения за столом. Сервировка стола к чаепитию.

 

Дайте определение понятию.

Жильё это _____________________________________________________.

Зачеркните лишнее.

Заполните таблицу

Вид помещения Назначение
Кухня    
Спальня    
Кладовая    
Кабинет    
Санузел    
Коридор    
Веранда    
Гостиная    

 

 

Уроки 32-33. Почтовый адрес дома, школы. Заполнение адреса на конвертах. Практическая работа

 

Дайте определение понятий.

Адрес – это ______________________________________________________

 

Индекс – это _____________________________________________________

 

 

 

 

Заполните почтовый конверт.

Напишите адрес.

 

 

 

 

Урок 34. Гигиенические требования к жилому помещению

 

Ежедневно протирай пыль.

 

Напишите.

Тестирование.

Вопросы Ответы
Что такое жилище? Выбери правильный ответ 1. Место, где работают люди 2. Место, где живут люди. 3. Место, где развлекаются.  
Напишите виды жилья    
Какие помещения могут быть в доме?    
Выберите правильные ответы. К жилым помещениям относятся: Спальня, кухня, прихожая, зал, кабинет, веранда, сени, детская.  
Выберите правильные ответы. К подсобным помещениям относятся: Спальня, кухня, прихожая, зал, кабинет, веранда, сени, детская.  
Напишите. Чтобы сохранить порядок в доме нужно?    
Нарисуйте. Какой инвентарь помогает при уборке?  
Выберите правильный ответ. Как называется надпись на конверте, которая указывает на местожительство? 1. Адрес 2. Индекс. 3. Марка

 

7. ТРАНСПОРТ

______________________________________________

 

Урок 39. Виды транспортных средств.

Заполните таблицу.

 

Вид Назначение Название Рисунок
Легковой Легкие перевозки      
Грузовой Перевозка грузов      
Пассажирский Перевозка людей    

 

73. Ответьте на вопросы.

Заполните таблицу.

Транспорт

личный общественный пассажирский грузовой
       

 

 

Ответьте на вопрос.

Подпишите.

 

Как называются знаки дорожного движения?

____________ _________         _________ ___________ __________

____________ _________             _________ ___________ __________

                                  

 

___________    __________      ____________         ____________

___________     __________       ____________        ____________

                           


____________  __________      ____________      ____________

____________ __________      ____________      ____________

 

                                                            

 

Тестирование.

 

   

Вопрос Варианты ответов
Что такое транспорт?    
Какие виды транспорта вы знаете?  
Как называется транспорт, который перевозит грузы?    
Нарисуйте знак «Въезд запрещён»      
Нарисуйте знаки сервиса      
Перечислите правила поведения в транспорте    

 

 

 

8. ТОРГОВЛЯ

______________________________________________

Урок 45. Виды торговых предприятий. Их значение для людей и животных.

 

Отгадайте кроссворд.

1. Красная девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице.
2. Круглый, оранжевый, сладкий.

3. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков...
4. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

5. Из меня получают муку (любят птицы).

 

В итоге, из начальных букв ответов, получается слово _______________.

 

Поверь себя.

Отдел магазина Продукты Рисунок
Бакалея    
Молочный    
Кондитерский    
Хлебный    

 

86. Цифровое задание.

 В итоге должно получиться слово, которое будет употребляться во время экскурсии.

 

3 2 1 5 4
Н Е Ц К И

 

Буква № 1 10x10:6=  
Буква № 2 15:5-1=  
Буква № 3 30:10=  

 

         Буква №4 18:6=  
          Буква № 5 32:8=  
         Буква № 6 48:6-2=  


Ответ: _______________________

 

Урок 49. Виды товаров: фасованные, в развес и в розлив.

 

 

87. Рассмотрите изображенные продукты. Подпишите вид товара:

Яйца

Срок хранения при:

температуре от 0 до 20 градусов - 25 суток;

 температуре от 0 до -2 градусов - 90 суток.

 

Колбаса

Тестирование.

 

Вопрос   Варианты ответов
Напишите виды торговых предприятий.      
Что продают в магазинах продовольственных товаров? 1. Продукты 2. Запчасти 3. Одежду 4. Обувь 5. Головные уборы 6. Книги
Напишите, какие отделы есть в продуктовых магазинах? 1. 2. 3. 4. 5.
Напишите правила поведения в магазине 1. 2. 3. 4. 5.
Как будете покупать товар? Расставьте по порядку.  Рассмотри товар на витрине.  Обратись к продавцу с просьбой  рассказать о качестве товара.  Заранее подумай, что бы ты хотел купить.  Возьми чек, проверь сдачу. Заплати за товар в кассу.

 

 

9. ПИТАНИЕ

____________________________________________

 

Уроки 54-55. Значение продуктов питания в жизни и деятельности людей. Экскурсия в магазин.

93. Напиши, какое значение имеет питание в жизни человека:

 

_______________________________

________________________________________________________________________________________

94. Прочитай таблицу:

 

 

Продукт Значение
мясо Является строительным материалом для организма человека.
рыба Укрепляет кости, улучшает зрение, память.
     овощи   Богаты витаминами, улучшают пищеварение.
молоко Богато минеральными веществами, белками и жирами. Укрепляет кости.
яйца Богаты белками и жирами.

 

Технологическая карта

1. Нарезать хлеб или батон на одинаковые куски.

2. Намазать батон или хлеб размягченным маслом и положить на тарелку.

3. Подать на стол.

 

 

                   

 

 

Уроки 61-62. Приготовление салатов и винегретов.

Практическая работа.

 

114. Дайте определение:

Винегрет – это __________________________________________________.

115. Посмотрите на предметные картинки, зачеркните лишний продукт, который не входит в состав винегрета:

 


 


Напишите, каких продуктов не хватает: __________________________________________________________________

 

 

Технологическая карта

 

Свеклу, картофель, морковь тщательно промыть, сварить в кожуре, охладить, очистить и нарезать кубиками.

Соленые огурцы нарезать кубиками.

 Лук очистить и мелко нарезать.

Смешать все компоненты, добавить зеленый горошек.

Добавить соль, специи, заправить растительным маслом.

Оформить зеленью и подать на стол.

 

 

Уроки 63-64. Приготовление салата «Зимний». Практическая работа.

117. Дайте определение понятию:

ВИНЕГРЕТ - ____________________________________________________

                   ____________________________________________________

 

118. Выберите  правильный ответ:

Технологическая карта

Продукты:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Способ приготовления:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Урок 65. Приготовление блюд из яиц. Отварные яйца. Практическая работа

Тестирование

Вопросы и задания Ответы
 Напиши, какое значение имеет продукты питания в жизни человека:     ________________________   ________________________   ___________________________
Подчеркните оборудование кухни Холодильник, стол, кастрюля, вилки, ложки, чайник, мойка, обеденная зона.
Отметь галочкой посуду Тарелка Вилка Блюдце
Отметь галочкой столовую посуду Вилка Нож Чашка
На столе расставлена посуда, столовые приборы. Это значит, сделана… Расстановка Сервировка Установка
Когда нужно мыть грязную посуду? Вечером Сразу после еды Перед следующим приемом пищи
Рассмотри картинки и подпиши названия бутербродов                               ________________________   _______________________ ________________________  
Дай определение                           Салаты и винигреты – это _________ ________________________________

 

Уроки 67-68. Обобщение разделов за год.

Проверь себя.

Что такое СБО?

                            

Социально- бытовая ориентировка
       

 

Тестирование

Вопросы и задания Варианты ответов
Что такое СБО? С – Б – О -
Загорать лучше Утром Днём Вечером
Что такое личная гигиена? Душ Мыло Грязное бельё Шампунь
Что нужно делать, чтобы сохранить зрение? Читать лёжа Смотреть телевизор на расстоянии 3 метров Смотреть на яркий свет Обратиться к окулисту
Значение одежды и обуви для человека? Тепло Красиво Одежда не имеет значения
Какие виды одежды и обуви вы знаете?  
Значение продуктов питания для человека? Для роста Для ума Не имеет значения
Место приготовления пищи? Столовая Кухня Прихожая
Назовите оборудование кухни?  
Что такое сервировка стола?  
Назовите свои обязанности в семье и своих родителей  
Как нужно обращаться К старшим К сверстникам
Виды жилых помещений  
Виды транспортных средств?  
Виды торговых предприятий  

 

Перечень литературы.

Воронкова, В.В. Сборник программ для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник № 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. – раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы В.И Романина, Н.П. Павлова.

Воронкова, В.В.Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с.

Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: методическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с.

Львова, С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / С.А. Львова. – Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 136 с.: ил.

Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Под. ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 302 с.

Хилько, А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 223 с.

Якушина, Е.В. Учебное издание КУЛИНАРИЯ методические рекомендации к таблицам по технологии / Е.В. Якушина. – ООО «Спектр-М», 2005. – 48 с.

 

 

Тетрадь поможет вам освоить секреты ухода за одеждой, кулинарного искусства, а также научит пользоваться транспортом, делать покупки и социальные платежи.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.182 с.)