Воспитатель совместно с детьми рассматривает изображение папируса и пергамента и вывешивает на панно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитатель совместно с детьми рассматривает изображение папируса и пергамента и вывешивает на панно.



 

 

Воспитатель: - Итак, мы, плывя по реке времени, доплыли до появления бумаги.

 

Рассказывают дети:

 

- Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга ученых.

 

      - Бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. Китайцы настолько ценили его изобретение, что даже причислили этого человека к лику богов, воздвигали в честь него храмы.

 

- Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Более 800 лет никто в мире не мог сделать бумагу, и покупали её только у китайцев. Сначала бумагу вручную изготавливали из шёлка, потом из тряпья, потом из перемолотого дерева – целлюлозы. Но в мире не существует вечных секретов. Пришло время, и тайна изготовления бумаги была силой выпытана арабами у пленных китайцев.

 

- От арабов секрет распространился среди европейских народов и по миру. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма.

 

- Первые книги были рукописные, не такие как сейчас. Их писали вручную, знающие грамоту люди – писцы. Это были церковные служители. Приступая к работе, писец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. Для письма использовались гусиные перья. Перо сначала нужно было расщепить и заточить.

Делали это небольшим ножичком, который с тех пор называется перочинным.

 

- А писалась рукопись чернилами. Первые чернила делали из дубовых орешков.

Заголовки или первые буквы писец писал красной краской или растворённым золотом, которое приготавливали из золотого порошка, смешанного с рыбьим клеем. Теперь вы понимаете, откуда пошло выражение “писать с красной строки”. Рукописи писались очень медленно, целый год при свечах и лучинах, это был тяжёлый труд.

 

Показ первых рукописных книг.

 

Ребенок:

- Изобретателем книгопечатания является Иоганн Гутенберг. Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. При помощи этого способа он напечатал свою первую книгу, знаменитую Библию Гуттенберга, между 1453 и 1456 годами.

 

- Шрифт Гуттенберга хранился в кассе, каждая буква отдельно. Если брать из ящика буквы, то было очень просто набирать слова, строчки, страницы. Набрав текст и напечатав страницу, можно было разбирать и раскладывать буквы по своим местам, после чего можно было набирать очередную страницу.

Эта система используется до наших дней, хотя изобретатели сделали немало, чтобы ускорить этот процесс.

 

Воспитатель показывает Библию Гуттенберга

 

- На Руси начало книгопечатанию положил Иван Федоров. …19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы первой печатной книги. За его работой с большим интересом следил пришедший в типографию царь Иван Грозный.

«Апостол» - первая книга на русском языке, которую отпечатал почти пятьсот лет назад Иван Федоров.

 За свою долгую многотрудную жизнь И. Федоров выпустил несколько книг. Среди них и первый русский учебник. Это была грамматика.

 Позже стали издаваться и другие книги. Сейчас они издаются миллионами экземпляров.

Воспитатель:

Книга – это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческого рода,

Она рупор человеческой мысли.

Мир без книги – мир дикарей.

М.Горький

Воспитатель: - Вот мы и добрались до наших современных книг, которые мы с вами читаем. Но люди уже создают электронные книги, книги будущего. Показ электронной версии.

                   Понравилось вам наше путешествие? Дети: - Да!

 

Физкультминутка.

 

Воспитатель: - А сейчас мы с вами проведем литературную викторину.

 

Вопросы викторины:

 

1. Отгадайте, как называется это произведение:

«Мы собрались поиграть

Ну кому же начинать

Раз, два, три, начинаешь ты» (считалочка)

 

2. В кого превратился царь Гвидон

Муха, комар, шмель. (комар)

 

3. Кто из писателей был моряком

И написал много «морских историй»? (М.Твен)

 

4. Назовите первый весенней цветок, про который написал П.Соловьев («Подснежник»).

 

5. Автор сказки «Мальчик с пальчик» (Ш.Перро).

 

6. Автор произведения «Весенние воды» (Ф.Тютчев).

 

7. Название сказки А.С. Пушкина, в которой старуха поплатилась за свою жадность.

(Сказка «О Рыбаке и рыбке»).

 

8. Назовите автора стихотворения, в котором есть такие слова:

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

«Прокати, капитан!»

(Агния Барто).

Воспитатель: молодцы дети!

Следующее задание: чтение текста по опорным картинкам.

Воспитатель раздает напечатанный текст, дети читают по цепочке.

 

Молодцы!

 

Презентация детьми книжек-малышек, сделанных ими дома совместно с родителями в подарок для младшей группы.

 

Итог занятия: О чем мы сегодня с вами говорили? Правильно, я рада, что все вы любите и читаете книги. А теперь и знаете историю создания книг.

По окончании занятия дети идут во II младшую группу и дарят свои книги малышам, коротко рассказывая о содержании. После этого для малышей был устроен импровизированный поэтический концерт.

 

 

Список литературы:

1. Интернет сайты.

2. Картинки портал Яндекс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.164 (0.01 с.)