Права и обязанности гражданина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права и обязанности гражданина



Статья 51.

1. Устойчивая правовая связь человека с Кыргызской Республикой, выраженная совокупностью их взаимных прав, обязанностей и ответственности, определяется гражданством.

2. Гражданин в силу своего гражданства имеет права и несет обязанности.

3. Каждый, доказавший свою принадлежность к кыргызскому народу, имеет право получать гражданство Кыргызской Республики в упрощенном порядке, несмотря на наличине гражданства другого государства.

4. Гражданин не может быть выдворен за пределы республики или выдан другому государству.

5. Паспорт Кыргызской Республики является собственностью государства, вручение паспорта Кыргызской Республики негражданину Кыргызской Республики считается тяжким преступлением.

6. Порядок и условия принятия гражданства Кыргызской Республики, вручения паспорта определяются законодательством.

 

Статья 52.

1. Ни один гражданин не может быть лишен своего гражданства и права изменить свое гражданство иначе, как в случаях и порядке, установленных конституционным законом.

2. Кыргызская Республика гарантирует и обеспечивает своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

3. В Кыргызской Республике иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Кыргызской Республики, кроме случаев, установленных законом или международным договором, участницей которого является Кыргызская Республика.

 

Статья 53.

1. Гражданам Кыргызской Республики, их объединениям дозволено любое действие и деятельность, кроме запрещенной и ограниченной настоящей Конституцией, законами и международными обязательствами Кыргызской Республики.

2. Законы Кыргызской Республики о правах и обязанностях граждан должны одинаково применяться ко всем гражданам.

3. Гражданин Кыргызской Республики обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

4. Граждане Кыргызской Республики обязаны платить налоги и сборы в соответствии с законодательством.

 

Статья 54.

1. Защита Отечества – священный долг и обязанность граждан Кыргызской Республики.

2. Граждане Кыргызской Республики несут военную службу в пределах и условиях, установленных законом. Основания и порядок освобождения от несения военной службы или замены ее альтернативной службой устанавливаются законом.

 

Статья 55.

1. Уважение к старшим, забота о своих родителях и близких родственниках является долгом и обязанностью каждого человека. Забота о детях, их воспитание является обязанностью обоих родителей.

2. Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, растительному и животному миру.

3. Каждый человек обязан сохранять историческое культурное наследие.

4. Ответственность за неисполнение данных обязанностей устанавливается законами.

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ

Статья 56.

1. Президент является главой государства и возглавляет исполнительную власть Кыргызской Республики.

2. Президент является символом единства народа и государственной власти, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

3. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Кыргызскую Республику внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики, обеспечивает единство и преемственность государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственность перед народом.

 

Статья 57.

1. Президент избирается на 5 лет гражданами Кыргызской Республики.

2. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков.

Статья 58.

1. Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет.

2. Число кандидатов на пост Президента не ограничивается. Кандидатом в Президенты может быть зарегистрировано лицо, собравшее не менее 30 тысяч подписей избирателей.

Порядок выборов Президента определяется конституционным законом.

 

Статья 59.

1. При вступлении в должность Президент приносит присягу народу Кыргызстана.

2. Полномочия Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента.

3. Президент на период осуществления своих полномочий приостанавливает свое членство в политической партии и прекращает любые действия, связанные с деятельностью политических партий.

 

Статья 60.

1. Президент:

1) назначает главу Правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов с согласия Жогорку Кенеша;

2) принимает прошение главы Правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов об отставке; принимает решение об их отставке;

3) освобождает по собственной инициативе или по предложению Народного Курултая министров и председателей государственных комитетов;

4) назначает и освобождает от должности руководителей иных органов исполнительной власти;

5) назначает и освобождает от должности глав местных государственных администраций;

6) формирует Администрацию Президента, обеспечивающую его деятельность;

7) образует и возглавляет Совет безопасности, формирует Службу государственной охраны и Национальную гвардию.

2. Президент:

1) принимает решение о назначении референдума по инициативе не менее 300 тысяч избирателей, большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;

2) назначает выборы в Жогорку Кенеш; принимает решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Кенеш в порядке и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;

3) назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом случаях и порядке осуществляет роспуск местных кенешей; назначает досрочные выборы в местные кенеши.

3. Президент:

1) вносит законопроекты в Жогорку Кенеш;

2) подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш;

3) обращается к народу с ежегодными посланиями о положении дел в стране;

4) вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;

5) вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша и Народного Курултая.

4. Президент:

1) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного суда и Верховного суда по предложению Совета по отбору судей;

2) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для освобождения от должности судей Конституционного суда и Верховного суда по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционным законом;

3) назначает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей;

4) освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционным законом.

5. Президент:

1) назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее половины от общего числа депутатов Жогорку Кенеша; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;

2) вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;

3) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

4) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;

5) назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом.

6. Президент:

1) представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами;

2) ведет переговоры и подписывает международные договоры; вправе передавать указанные полномочия другим должностным лицам;

3) подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении;

4) назначает глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.

7. Президент решает вопросы принятия и выхода из гражданства Кыргызской Республики.

8. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики, определяет, назначает и освобождает от должности высший командный состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

9. Президент:

1) в случаях, предусмотренных конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;

2) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;

3) объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша.

10. Президент:

1) награждает государственными наградами Кыргызской Республики;

2) присваивает почетные звания Кыргызской Республики;

3) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

4) осуществляет помилование.

11. Президент осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Кыргызской Республики.

Статья 61.

Президент реализует свои полномочия посредством принятия указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.

Статья 62.

1. Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае отставки по его заявлению, отрешения его от должности в предусмотренном настоящей Конституцией порядке, а также при невозможности осуществления полномочий по болезни или в случае его смерти.

2. При невозможности осуществления Президентом своих обязанностей по болезни Жогорку Кенеш на основании заключения создаваемой им государственной медицинской комиссии принимает решение о досрочном освобождении Президента от должности не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Статья 63.

1. Президент может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности.

2. Президент может быть отрешен от должности только на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в совершении преступления, подтвержденного заключением Генерального прокурора о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

3. Решение Жогорку Кенеша о выдвижении обвинения против Президента для отрешения его от должности должно быть принято большинством от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов и только при наличии заключения специальной комиссии, образованной Жогорку Кенешем.

4. Решение Жогорку Кенеша об отрешении Президента от должности должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если в этот срок решение Жогорку Кенеша не будет принято, выдвинутое обвинение считается отклоненным.

Статья 64.

В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий по указанным в настоящей Конституции причинам его полномочия до избрания нового Президента исполняет глава Правительства.

В случае невозможности исполнения полномочий Президента главой Правительства, полномочия Президента осуществляет Торага Жогорку Кенеша.

Статья 65.

1. Все бывшие президенты, кроме отрешенных от должности в установленном статьей 63 настоящей Конституции порядке, имеют звание экс-президента Кыргызской Республики.

2. Статус экс-президента устанавливается законом.

 

ГЛАВА II.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 66.

1. Жогорку Кенеш – парламент Кыргызской Республики является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий.

2. Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.

Депутатом Жогорку Кенеша может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 21 года, обладающий избирательным правом.

Порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша определяется конституционным законом.

3. Депутаты Жогорку Кенеша объединяются во фракции. Парламентским большинством считается фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракций в Жогорку Кенеше, имеющая более половины депутатских мандатов.

Парламентской оппозицией считается фракция или фракции, не входящие в состав парламентского большинства и объявившие о своей оппозиции по отношению к нему.

 

Статья 67.

1. Жогорку Кенеш собирается на свою первую сессию не позднее 15 дней после определения результатов выборов.

2. Первое заседание Жогорку Кенеша открывает старейший по возрасту депутат Жогорку Кенеша.

3. Со дня первого заседания Жогорку Кенеша полномочия Жогорку Кенеша прежнего созыва прекращаются.

4. Полномочия депутатов Жогорку Кенеша начинаются со дня принятия ими присяги.

 

Статья 68.

1. Депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше. Привлечение депутата к уголовной ответственности допускается с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, за исключением случаев совершения особо тяжких преступлений.

2. Депутат Жогорку Кенеша не может совмещать депутатскую деятельность с иной государственной или муниципальной службой, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Депутат Жогорку Кенеша может заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью.

 

Статья 69.

1. Полномочия депутата Жогорку Кенеша прекращаются одновременно с прекращением деятельности соответствующего созыва Жогорку Кенеша.

2. Полномочия депутата Жогорку Кенеша прекращаются досрочно в случаях:

1) подачи им письменного заявления о сложении депутатских полномочий;

2) утраты гражданства, выхода из гражданства либо приобретения гражданства иного государства;

3) перехода на работу или неоставления им работы,
несовместимой с выполнением депутатских полномочий;

4) признания выборов недействительными;

5) выезда на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики; признания депутата судом недееспособным;

6) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;

7) отсутствия на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 30 и более рабочих дней в течение одной сессии;

8) вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим;

9) смерти депутата.

3. Досрочное прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша по указанным основаниям осуществляется решением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, принимаемым не позднее 30 календарных дней со дня возникновения основания.

 

Статья 70.

1. Жогорку Кенеш:

1) назначает выборы Президента;

2) инициирует проведение референдума в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией.

2. Жогорку Кенеш:

1) вносит изменения и дополнения в настоящую Конституцию в порядке, установленном Конституцией;

2) принимает законы;

3) ратифицирует и денонсирует международные договоры в порядке, определяемом законом;

4) решает вопросы об изменении государственных границ Кыргызской Республики;

5) утверждает республиканский бюджет;

6) заслушивает отчет главы Правительства о деятельности Правительства, включая об исполнении республиканского бюджета:

7) решает вопросы административно-территориального устройства Кыргызской Республики;

8) издает акты об амнистии.

3. Жогорку Кенеш:

1) по представлению Президента избирает судей Конституционного суда и Верховного суда; в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционным законом, освобождает их от должности по представлению Президента;

2) утверждает состав Совета по отбору судей в порядке, предусмотренном законом;

3) избирает по представлению Президента председателя Национального банка; освобождает его от должности в случаях, предусмотренных законом;

4) избирает членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов: одну треть состава – по представлению Президента, одну треть – парламентского большинства и одну треть – парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;

5) избирает членов Счетной палаты: одну треть состава – по представлению Президента, одну треть – парламентского большинства и одну треть – парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;

6) избирает и в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Омбудсмена (Акыйкатчы); дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности;

7) избирает и в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности по представлению Омбудсмена (Акыйкатчы) его заместителей, дает согласие на привлечение их к уголовной ответственности;

8) по представлению Президента дает согласие на назначение Генерального прокурора; дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности; дает согласие на освобождение от должности Генерального прокурора не менее чем половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;

9) одобряет большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша инициативу одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша об освобождении от должности Генерального прокурора в случаях, предусмотренных законом.

4. Жогорку Кенеш:

1) вводит чрезвычайное положение в случаях и порядке, предусмотренных конституционным законом; утверждает или отменяет указы Президента по этому вопросу;

2) решает вопросы войны и мира; введения военного положения; объявления состояния войны; утверждения или отмены указов Президента по этим вопросам;

3) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

4) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания Кыргызской Республики;

5) учреждает государственные награды и почетные звания Кыргызской Республики.

5. Жогорку Кенеш:

1) заслушивает ежегодные послания и выступления Президента, представителей иностранных государств, международных организаций;

2) заслушивает ежегодный доклад Омбудсмена (Акыйкатчы), Генерального прокурора;

3) заслушивает ежегодные отчеты председателя Национального банка, председателя Счетной палаты.

6. Жогорку Кенеш в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией, выдвигает обвинение против Президента; принимает решение об отрешении Президента от должности.

7. Заслушивание ежегодных отчетов и докладов должностных лиц, указанных в настоящей статье, осуществляется с учетом положений настоящей Конституции и законов о самостоятельности и независимости государственных органов и их должностных лиц.

8. Жогорку Кенеш осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Кыргызской Республики.

Статья 71.

1. Жогорку Кенеш избирает из своего состава Торага Жогорку Кенеша и его заместителя.

2. Торага Жогорку Кенеша:

1) ведет заседания Жогорку Кенеша;

2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов к рассмотрению на заседаниях Жогорку Кенеша;

3) подписывает акты, принятые Жогорку Кенешем;

4) представляет Жогорку Кенеш в Кыргызской Республике и за ее пределами, обеспечивает взаимодействие Жогорку Кенеша с Народным Курултаем, Президентом, государственными органами исполнительной власти, органами судебной власти и местного самоуправления;

5) осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью аппарата Жогорку Кенеша;

6) осуществляет иные полномочия по организации деятельности Жогорку Кенеша, возложенные на него Регламентом Жогорку Кенеша.

3. Торага Жогорку Кенеша избирается тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Торага Жогорку Кенеша подотчетен Жогорку Кенешу и может быть отозван по решению Жогорку Кенеша, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Статья 72.

1. Жогорку Кенеш из числа депутатов образует комитеты, а также временные комиссии; формирует их составы.

2. Комитеты Жогорку Кенеша осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, отнесенных к полномочиям Жогорку Кенеша, контролируют проведение в жизнь законов и решений, принятых Жогорку Кенешем.

3. Законы, нормативные правовые акты Жогорку Кенеша принимаются после предварительного рассмотрения их проектов соответствующими комитетами Жогорку Кенеша.

4. Дача согласия Жогорку Кенеша на избрание, назначение и освобождение от государственной должности производится при наличии заключения соответствующих комитетов Жогорку Кенеша.

Статья 73.

1. Сессии Жогорку Кенеша осуществляются в форме заседаний и проводятся с первого рабочего дня сентября по последний рабочий день июня следующего года.

2. Заседания Жогорку Кенеша проводятся открыто, если характер рассматриваемых вопросов не требует проведения закрытых заседаний.

3. Внеочередные сессии Жогорку Кенеша созываются Президентом, Торага Жогорку Кенеша или не менее одной трети депутатов Жогорку Кенеша.

4. Заседание Жогорку Кенеша правомочно при условии присутствия на нем большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

5. Решения Жогорку Кенеша принимаются на заседаниях путем голосования депутатов.

 

Статья 74.

1. Жогорку Кенеш может принять решение о самороспуске.

2. Решение о самороспуске может быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

3. Президент в пятидневный срок со дня самороспуска Жогорку Кенеша назначает досрочные выборы.

 

 

Статья 75.

Право законодательной инициативы принадлежит:

1) Президенту;

2) 10 тысячам избирателей (народная инициатива);

3) депутату Жогорку Кенеша;

4) главе Правительства;

5) Конституционному суду, Верховному суду по вопросам их ведения.

 

Статья 76.

1. Законопроекты вносятся в Жогорку Кенеш.

2. Законопроекты, определенные Президентом и главой Правительства как неотложные, рассматриваются Жогорку Кенешем во внеочередном порядке.

3. Проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, могут быть приняты Жогорку Кенешем после определения Президентом источника финансирования.

4. Законы принимаются Жогорку Кенешем в трех чтениях.

Законы, решения Жогорку Кенеша принимаются большинством от числа присутствующих депутатов, если иное не предусмотрено в настоящей Конституции.

5. Конституционные законы, законы об изменении государственной границы принимаются Жогорку Кенешем не менее чем в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

 

Статья 77.

1. Принятый Жогорку Кенешем закон в течение 14 дней направляется Президенту для подписания.

2. Президент не позднее одного месяца со дня получения закона подписывает или возвращает его со своими возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения.

3. Если при повторном рассмотрении закон, кроме конституционных законов, законов об изменении государственной границы, будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, такой закон подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней со дня поступления.

Конституционный закон, закон об изменении государственной границы считается одобренным Жогорку Кенешем в ранее принятой редакции, если при повторном рассмотрении за него проголосовало не менее трех четвертых депутатов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Статья 78.

Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в официальном печатном органе, если иной срок не предусмотрен в самом законе или в законе о порядке введения его в действие.

 

ГЛАВА III.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 

Статья 79.

1. Исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляет Президент и подчиненное ему Правительство Кыргызской Республики.

2. Президент руководит деятельностью исполнительной власти, дает поручения Правительству и подчиненным ему органам, контролирует исполнения своих поручений, отменяет акты Правительства и подчиненных ему органов, временно отстраняет от должности министров и председателей государственных комитетов.

3. Правительство состоит из главы Правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов.

4. Структура и состав Правительства определяются Президентом.

5. Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

Статья 80.

1. Правительство и подчиненные ему органы:

1) обеспечивают исполнение Конституции и законов;

2) реализуют внутреннюю и внешнюю политику государства;

3) осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;

4) обеспечивают реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка;

5) обеспечивают проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики;

6) разрабатывают республиканский бюджет и обеспечивают его исполнение;

7) осуществляют меры по обеспечению равных условий развития всех форм собственности и их защите, по управлению объектами государственной собственности;

8) обеспечивают проведение единой государственной политики в социально-экономической и культурной сферах;

9) разрабатывают и реализуют общегосударственные программы экономического, социального, научно-технического и культурного развития;

10) обеспечивают осуществление внешнеэкономической деятельности;

11) обеспечивают взаимодействие с гражданским обществом;

12) осуществляют иные полномочия, отнесенные к их ведению Конституцией и законами.

2. Деятельность Правительства обеспечивается Администрацией Президента.

Организация и порядок деятельности Правительства определяются конституционным законом.

 

Статья 81.

1. Глава Правительства, его заместители, министры, председатели государственных комитетов вправе подать прошение об отставке. Отставка принимается или отклоняется Президентом.

2. До назначения нового главы Правительства, заместителя главы Правительства, министра, председателя государственного комитета прежний глава Правительства, заместитель главы Правительства, министр, председатель государственного комитета продолжает исполнять свои обязанности.

Отставка главы Правительства влечет отставку всего состава Правительства.

3. Вступление в должность вновь избранного Президента Кыргызской Республики влечет за собой сложение полномочий всего состава Правительства.

Статья 82.

1. Исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляет местная государственная администрация.

2. Организация и деятельность местной государственной администрации определяются законом.

3. Местные государственные администрации действуют на основе Конституции, законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства.

4. Решения местной государственной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения на соответствующей территории.

ГЛАВА IV.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 83.

1. Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом.

В предусмотренных законом случаях и порядке граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства.

3. Судебная система Кыргызской Республики устанавливается настоящей Конституцией и законами, состоит из Конституционного суда, Верховного суда и местных судов.

Законом могут учреждаться специализированные суды.

Создание чрезвычайных судов не допускается.

4. Организация и порядок деятельности судов определяются законом.

Статья 84.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам.

2. Судья обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.

3. Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу.

Запрещается всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия. Лица, виновные в воздействии на судью, несут ответственность, предусмотренную законом.

4. Судья обеспечивается соответственно его статусу социальными, материальными и иными гарантиями его независимости.

5. Судьей Конституционного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, в том числе судьей не менее 5 лет.

6. Судьи Конституционного суда и Верховного суда избираются до достижения предельного возраста.

7. Из числа судей Конституционного суда и Верховного суда Президент с согласия Жогорку Кенеша назначает председателя и заместителей председателя Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет.

8. Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Судьи местных судов назначаются Президентом по представлению Совета по отбору судей в первый раз сроком на 5 лет, а в последующем – до достижения предельного возраста. Порядок представления и назначения судей местных судов определяется конституционным законом.

Из числа судей местных судов Президент по представлению Совета по отбору судей назначает председателей местных судов и их заместителей сроком на 5 лет.

9. В случае достижения судьей Кыргызской Республики предельного возраста и рассмотрения им конкретного дела, судья освобождается от должности по окончании рассмотрения дела и вынесения судебного акта.

10. Статус судей Кыргызской Республики определяется конституционным законом, которым могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должности судей и определенные ограничения для судей Конституционного суда, Верховного суда и местных судов.

Статья 85.

1. Судьи всех судов Кыргызской Республики занимают свои должности и сохраняют свои полномочия до тех пор, пока их поведение является безупречным. Нарушение требований безупречности поведения судьи является основанием для привлечения судьи к ответственности в порядке, определяемом конституционным законом.

2. В случае нарушения требований безупречности судья освобождается от должности по предложению Совета судей в соответствии с конституционным законом.

По указанным основаниям судьи Конституционного суда и Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.

Освобождение от должности судей местных судов осуществляется Президентом.

Лицо, освобожденное от должности судьи в связи с нарушением им требований безупречности, не имеет права занимать в дальнейшем государственные и муниципальные должности, установленные законом, и лишается права пользования льготами, установленными для судей.

3. В случае смерти судьи, достижения им предельного возраста, ухода в отставку или перехода на другую работу, объявления его умершим или безвестно отсутствующим, признания недееспособным, утраты гражданства, выхода из гражданства либо приобретения гражданства иного государства и в других случаях, не связанных с нарушением требований безупречности, полномочия судьи досрочно прекращаются по предложению Совета судей органом, его избравшим или назначившим, со дня появления основания в соответствии с конституционным законом.

4. Временное отстранение от должности, привлечение судей к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, допускается с согласия Совета судей в порядке, определяемом конституционным законом.

5. Отбор кандидатов на должности судей местных судов осуществляется Советом по отбору судей в порядке, определяемом конституционным законом.

6. Перевод (ротация) судей местных судов осуществляется Президентом по представлению Совета судей в порядке и случаях, определяемых конституционным законом.

7. Совет по отбору судей формируется из судей и представителей гражданского общества.

8. Организация и деятельность Совета по отбору судей, его полномочия и порядок формирования определяются конституционным законом.

Статья 86.

1. Конституционный суд является высшим органом судебной власти по защите Конституции.

2. Конституционный суд:

1) по запросу Президента, Жогорку Кенеша и Верховного суда дает официальное толкование Конституции;

2) разрешает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.418 с.)