Порядок обучения по охране труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок обучения по охране труда



а) Проведение инструктажа по охране труда.

Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводи­мых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязаны проводить инструктаж по охране труда. Инструктаж по охране труда может быть: вводный; первичный;, повторный; внеплановый; целевой.

Все принимаемые на работу лица, а также командированные в. организа­цию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответст­вующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, про­ходят в установленном порядке вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или упол­номоченного им лица) возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разрабо­танной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и ут­вержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и це­левой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установлен­ном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными фак­торами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных норма­тивных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, экс­плуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работ лицом, проводившим инструктаж. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в ус­тановленных случаях - в наряде допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также указанием даты проведения инструктажа.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:

- со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работни­ков, выполняющих работ на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свобод­ное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых ра­ботодателем или приобретаемых за свой счет;

- с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручает­ся выполнение новой для них работы;

- с командированными работниками сторонних организаций, обучающихся в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящих про­изводственную практику (практические занятия), и другими лицами, участ­вующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и ут­вержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законо­дательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Повторный инструктаж проходят все работники указанные выше, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте. Обычно этот инструктаж проводят ежеквартально.

Внеплановый инструктаж проводится:     

- при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а так­ же инструкции по охране труда;

- при изменении технологических процессов, замене или модернизации обо­рудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения повлекли за собой (несчастные случаи на производстве, аварии и. т.п.);

- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и кон­троля;

- при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);

- по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ли­квидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформ­ляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и органи­заций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нор­мативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

б) Обучение работников рабочих профессий.

Работодатель обязан организовывать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех по­ступающих на работу лиц, а также яиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабо­чих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями туда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по ох­ране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессии, впервые поступившие на указанные работы, либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и про­верку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назна­чения на эти работы.

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охра­не труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих про­фессий устанавливаются работодателем в соответствии с нормативными право­выми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Работодатель организует проведение периодического инструктажа, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обуче­ние по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные рабо­тодателем, но не позднее одного месяца после приема на работу.

в) Обучение руководителей и специалистов.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обуче­ние по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой органи­зацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляю­щими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право образовательной деятельности, преподава­тельского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответст­вующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

- руководители организаций, заместители руководителей организаций, кури­рующие вопросы охраны труда, работодатели - физические лица, иные яйца, занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществ­ляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический над­зор за проведением работ;

- педагогические работники образовательных учреждений начального про­фессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного про­фессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процес­сов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся;

- специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены коми­тетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работни­ками представительных органов;

- специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда;

- члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций;

- сотрудники обучающих организаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

- специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

- члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей фе­деральных органов исполнительной власти и органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

- в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

- специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обу­чающих организаций в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти.

Требования к условиям осуществления обучения по охране труда по со­ответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Феде­рации.

В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов про­водят лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые кон­сультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятель­ного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные про­граммы, а также дистанционное обучение.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподава­ние дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», руководителями и специали­стами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов го­сударственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организаций, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в об­ласти охраны труда.

 

4.2. Проверка знаний требований охраны труда на предприятиях АПК

Очередную проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий в АПК проводят непосредственные руководители работ по. охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Руководители и специалисты организаций АПК проходят очередную про­верку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

- при введении новых или внесение изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требова­ния охраны труда;

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологиче­ских процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работ­ников;

- при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обя­занности требуют дополнительных знаний но охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

- по требованию должностных лиц Федеральной инспекции труда, других ор­ганов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов местного самоуправления и работодателя (или уполномоченного им лица), при установлении наруше­ний требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопас­ности и охраны труда;

- после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований норматив­ных правовых актов по охране труда;

- при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяется стороной, инициирующей ее проведение.

Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создает­ся комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требо­ваний охраны труда в установленном порядке.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда органи­заций включаются руководители организаций и их структурных подразделе­ний, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, меха­ник, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представи­тели выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе, уполномоченные (доверенные) лица по охра­не труда профессиональных союзов.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обу­чающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих ор­ганизаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдение трудового законодательства.

Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе, ру­ководителей организаций, проводится в соответствии с нормативными право­выми актами по охране труда, в том числе с учетом их должностных обязанно­стей и характера производственной деятельности.

Результаты проверки знаний требований охраны труда работников орга­низаций оформляются протоколом.

Работнику, успешно прошедшему проверку знаний в области охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по провер­ке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, прово­дившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по приложенной форме.

Работник, не прошедший проверки знаний, требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.

 

4.3. Заключительные положения и рекомендации по проведению обучения, инструктирования и проверке знаний требований по охране труда

На территории субъекта Российской Федерации организацию обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда координируют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации, который формирует банк данных всех обучающих организаций, находящихся на территории субъекта Россий­ской Федерации.

Ответственный за качество обучения по охране труда и выполнение утвер­жденных программ по охране труда несет обучающая организация и работода­тель организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний требо­ваний охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций, осу­ществляется органами Федеральной инспекции труда.

Как показали многолетние наблюдения за проведением инструктажей по охране труда, обучение безопасному труду должно сводиться к тому, что кроме психомоторных навыков, большое внимание должно уделяться развитию мыс­лительных способностей инструктируемого, выработке у него умения критиче­ски оценивать различные трудовые задачи, быть готовым к действиям в новых неожиданно возникающих ситуациях. Кроме того, желательно все этапы обу­чения иллюстрировать конкретными практическими примерами.

Обучение безопасному труду должно быть органически связано с обуче­нием профессии. Выработку двигательных сенсомоторных и прочих навыков труда следует ориентировать не только на экономное получение высоких ре­зультатов, но и на достижение их непременно безопасным путем.

Бытует мнение, по которому возможно обучение технике безопасности в развлекательной форме (комические плакаты и др.), однако практика показыва­ет, что это ложный и крайне вредный подход и в научном отношении противо­показан. Нельзя воспитывать работника безопасному поведению на производ­стве при помощи «анекдотов», Необходимость воспитания безопасному пове­дению вытекает из анализа несчастных случаев., который показал, что более 90% несчастных случаев было связано с «личным фактором», причем наиболь­ший удельный вес здесь имело негативное отношение к правилам безопасно­сти, не исполнительность, т.е. те качества работников, которые зависят глав­ным образом от воспитания.

Воспитание в этом плане можно определить как неправильное воздейст­вие на психику рабочего с целью развить у него качества, способствующие его безопасной работе, Воспитание можно рассматривать и как информационное воздействие (передаче таких сведений, которые способствуют желаемому пове­дению), и как эмоциональное воздействие (создание благоприятного отноше­ния).

В вопросах воспитания безопасного поведения выделяют два метода воз­действия: одноканальный (когда нет возможности контролировать восприятие инструктируемого) и двухканальный (когда есть возможность контроля вос­приятия).

Средством одноканального воздействия являются печатные издания (ин­струкции, наставления, правила), плакаты по безопасности, доклады, те­левидение, книги.

Двухканальное воздействие реализуется методом бесед, коллективного обсуждения с работниками несчастных случаев, путей использования средств защиты.

Каждый из названных методов должен избираться применительно к конкретной решаемой работе.

На основании анализа методов одноканальной коммуникации делается вывод: по вопросам безопасности надо всегда говорить конкретно и по делу, избегать стандартных и заученных фраз, не достаточно выбрать подходящий способ воспитательного воздействия, не менее существенно определить и под­ходящие слово, подходящие время и место для осуществления такого воздейст­вия. Безопасное поведение нельзя сформулировать методом запугивания: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к воспи­тательному воздействию, а порой и вообще к работе.

Когда возникает необходимость демонстрировать людям опасность, это следует делать очень осторожно и непременно давать конкретные и надежные рекомендации по избежанию такой опасности.

Средства воспитания безопасного поведения с помощью одноканальной коммуникации дают довольно скромные результаты. Значительно более эффек­тивными считаются средствами двухканальной коммуникации.

При выборе методов воспитательного воздействия важно принимать во внимание особенности тех рабочих, для которых они предназначаются.

Воздействия подобного рода оказываются применительными только по отношению к работникам, обученным как в области своей профессии, так и безопасности труда. Наиболее эффективным средством являются беседы и пла­каты, наименее эффективными — показания и состязания.

Функции воспитания выполняют: создание психологического настроя на безопасность, стимулирование, правила, анализ несчастных случаев.

Безопасная деятельность является прежде всего следствием правильного отношения работника к вопросам охраны труда, его настроя на работу без не­счастных случаев. Для создания такого настроя нужна общая политика на предприятие (а не отдельные мероприятия) в этом направлении и такая полити­ка должна широко регламентироваться. Менеджер должен отказаться от прин­ципа «производство и безопасность» и опираться на концепцию «производство в условиях безопасности», где безопасность становится орудием достижения эффективности производства.

 

 

5.Соблюдение требований экологической безопасности в производственных процессах

Основные понятия

Декларация соответствия или сертификат - часть письменного решения или решение в целом (или несколько таких решений), санкционирующее эксплуатацию всего объекта или его части при соблюдении определенных условий, обеспечивающих соответствие требованиям экологической безопасности;

лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) – ограничение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленное на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших доступных технологий;

наилучшая доступная технология – совокупность технологических процессов, средств и способов производства, хранения, перевозки и утилизации продукции, имеющая промышленное применение и обеспечивающая снижение негативного воздействия на окружающую среду до минимально возможного уровня, с учетом экономической и социальной целесообразности ее внедрения;

наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;

нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты - нормативы, которые установлены в соответствии с допустимыми показателями воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду на основе наилучших доступных технологий и/или наилучших существующих технологий;

объект хозяйственной деятельности – стационарный или передвижной технический объект, на котором осуществляются один или более видов деятельности по производству, хранению, перевозке, утилизации продукции, технически объединенные с деятельностью, осуществляемой на данном объекте;

существующий объект хозяйственной деятельности - эксплуатируемый объект или, существовавший до даты вступления настоящего технического регламента в законную силу, объект, на эксплуатацию которого имеются необходимые разрешения или для которого получение такого разрешения (декларации, сертификата) необходимо, при условии, что эксплуатация объекта начнется не позднее, чем по истечении одного года с даты вступления настоящего технического регламента в силу;

требования экологической безопасности - обязательные для исполнения требования, устанавливаемые в целях предотвращения вреда окружающей среде;

экологическая безопасность хозяйственной деятельности (далее – экологическая безопасность) – система технологических мер, направленных на недопущение причинения вреда окружающей среде и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.037 с.)